Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 259 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 22.09.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 259 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение указания Президента Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 3258 о реализации принципа независимости судебных решений в части обеспечения объективной фиксации хода судебного разбирательства путем введения его обязательной видеозаписи.
В настоящее время Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность осуществления видеозаписи судебного заседания с приобщением видеоматериалов к протоколу судебного заседания.
Вместе с тем осуществление видеозаписи не является обязательным, поскольку зависит от наличия технической возможности и усмотрения судьи, в связи с чем положения процессуального законодательства об осуществлении видеозаписи судебного заседания требуют уточняющей корректировки в целях установления обязательной видеозаписи судебного заседания.
Оснащение залов судебных заседаний судов общей юрисдикции техническими средствами, позволяющими осуществлять аудио-, видеозапись, предусмотрено федеральной целевой программой "Развитие судебной системы в России на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1406 (далее - Программа), которая предусматривает финансирование из средств федерального бюджета.
В связи с этим вступление в силу изменений, предлагаемых законопроектом, предполагается после завершения работы по оснащению залов судебных заседаний соответствующими техническими средствами.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в настоящее время в федеральных судах общей юрисдикции (включая военные суды) имеется 12 809 залов судебных заседаний, из них оснащено системами видеозаписи судебных заседаний 1780 залов. В федеральных арбитражных судах имеется 1087 залов судебных заседаний, из них оснащено 255 залов.
В целях реализаций задачи по осуществлению видеозаписи хода всех судебных заседаний дополнительно, сверх расходов, предусмотренных Программой, потребуется 1 599 000 тыс. руб. на дооснащение 10 660 залов судебных заседаний системами видеозаписи. На оснащение остальных 369 залов судебных заседаний системами видеозаписи - 166 050 тыс. руб.
Кроме того, на хранение видеозаписей в делах федеральных судов общей юрисдикции потребуется 200 000 тыс. руб. ежегодно, а в делах арбитражных судов - 30 000 тыс. руб. ежегодно.
На создание федерального хранилища долгосрочного хранения видеозаписей с расчетным объемом ежегодного хранения записей 17,5 Тбайт и для хранения в течение 10 лет объемом не менее 175 Тбайт потребуется примерно 200 000 тыс. руб. единовременно и около 10 000 тыс. руб. ежегодно на техническое обслуживание.
Техническая поддержка программно-технических средств видеозаписи для федеральных судов потребует около 600 000 тыс. руб. ежегодно.
Таким образом, объем средств федерального бюджета, необходимых для оснащения залов судебных заседаний федеральных судов системами, обеспечивающими видеозапись судебных заседаний, и осуществления иных обеспечивающих мероприятий, составит, по предварительным оценкам, не менее 1 965 050 тыс. руб. единовременно и 840 000 тыс. руб. ежегодно.
В рамках мероприятий Программы предусматриваются оснащение залов судебных заседаний арбитражных судов и частичное оснащение залов судебных заседаний судов общей юрисдикции системами видеозаписи судебных заседаний. В связи с этим в целях обеспечения финансирования полного оснащения федеральных судов системами видеозаписи за счет Программы потребуется ее корректировка, изменяющая приоритизацию мероприятий, предусмотренных Программой.
Следует отметить, что объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимых для оснащения имеющихся 7637 залов судебных заседаний мировых судей системами, обеспечивающими видеозапись судебных заседаний, и осуществления иных обеспечивающих мероприятий, составит по предварительным оценкам не менее 3 436 650 тыс. руб. единовременно и 790 000 тыс. руб. ежегодно.
Учитывая изложенное, законопроект предусматривает вступление в силу его положений, касающихся федеральных судов, - с 1 января 2018 г., а для мировых судей - с 1 января 2019 г.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация будущего закона позволит повысить гарантии постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора и обеспечить судебную защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, при этом не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.