Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 06.10.2015 г.)
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, наделяется полномочиями по определению:
перечня обязательных платных услуг в зданиях и на территориях автовокзала, автостанции, которые оказываются за счет средств юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включены данные автовокзал, автостанция;
правил формирования и взимания сбора за оказание перечня обязательных платных услуг в зданиях и на территориях автовокзала, автостанции.
В настоящее время, как следует из статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", расчеты, связанные с перевозками пассажиров автобусами, производятся в соответствии с договорами, заключенными между автовокзалами (пассажирскими автостанциями) и транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями.
Договорные отношения регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора; в соответствии с пунктом 4 этой же статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Порядок расчетов, связанных с пассажирскими перевозками, при котором автовокзалы (пассажирские автостанции) удерживают с автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей сумму в процентном соотношении от общей суммы, полученной от реализации билетов, а также сумму в процентном соотношении от общей суммы реализации сбора за провоз багажа, является самым распространенным при заключении договоров между указанными сторонами.
Именно этот порядок расчетов был предусмотрен ранее существовавшими Положением о взаимоотношениях производственных объединений автовокзалов и пассажирских автостанций с транспортными предприятиями при осуществлении перевозок пассажиров, утвержденным указанием Минавтотранса РСФСР от 5 марта 1981 г. N 19-ц, и Порядком взаиморасчетов автотранспортных предприятий с производственными объединениями автовокзалов и автостанций, установленным указанием Минавтотранса РСФСР от 13 июня 1988 г. N 43-ц (в ред. указания Минавтотранса РСФСР от 9 декабря 1988 г. N 92-ц).
Таким образом, в настоящее время основным источником доходов для большинства автовокзалов и автостанций являются агентские услуги по продаже билетов.
Вместе с тем Верховный суд Российской Федерации в Определении от 13 марта 2015 г. по делу N А50-24492/2012 указал: суды учли то обстоятельство, что в результате действующей системы расчетов платы за услуги автовокзала перевозчик, осуществляющий деятельность на маршрутах дальнего следования, производит оплату в большей сумме, нежели перевозчик, осуществляющий деятельность на маршруте меньшей протяженности, неся при этом различные затраты при осуществлении идентичного вида деятельности, что ведет к ущемлению интересов одной группы перевозчиков и создает необоснованные преимущества другой.
Кроме того, для развития электронных систем дистанционной продажи билетов необходимо законодательно создать условия, при которых бы экономика автовокзалов и автостанций не зависела бы от объемов выполняемых ими агентских услуг.
Проектом федерального закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, наделяется полномочиями по определению платных услуг автовокзалов и автостанций, которые будут являться для перевозчиков обязательными.
При этом предполагается ввести сбор за оказание перечня обязательных платных услуг в зданиях и на территориях автовокзала, автостанции (по аналогии с аэропортовыми сборами за предоставление аэровокзального комплекса), правила формирования и взимания которого должен установить также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.