Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил рассмотрения споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации"
(подготовлен ФАС России 06.10.2015 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила рассмотрения споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 г. N 669 "О правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5197).
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2003 г. N 674 "О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 45, ст. 4392).
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 г. N 208 "О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст. 1912).
5. В Правилах урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. N 14 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 3, ст. 414):
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2.Органами, осуществляющими рассмотрение споров, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - орган регулирования), за исключением споров, связанных с применением платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) тарифных ставок, установленных для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок), а также споров, связанных с установлением платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям и (или) тарифных ставок, установленных для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок)";
пункт 5 признать утратившим силу.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от"___" _______________ г. N ________
ПРАВИЛА
РАССМОТРЕНИЯ (УРЕГУЛИРОВАНИЯ) СПОРОВ И РАЗНОГЛАСИЙ,СВЯЗАННЫХ С УСТАНОВЛЕНИЕМ И (ИЛИ) ПРИМЕНЕНИЕМРЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН (ТАРИФОВ)
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральными законами "О естественных монополиях", "О водоснабжении и водоотведении", "О теплоснабжении", "Об электроэнергетике", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и определяют порядок и сроки рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) (далее - споры или разногласия), если федеральными законами не установлено иное.
2. Основанием для рассмотрения (урегулирования) спора или разногласий является заявление, поданное в федеральный антимонопольный орган в течение 2 месяцев со дня, когда лицо, подающее заявление, узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
3. С заявлением о рассмотрении (урегулировании) спора вправе обратиться хозяйствующие субъекты, занятые производством (реализацией) товаров (работ, услуг) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, их потребители, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - заявители).
4. Предметом рассмотрения (урегулирования) спора являются требования заявителей, связанные с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, указанных в статье 4 Федерального закона "О естественных монополиях", включая установление и применение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок).
5. С заявлением о рассмотрении разногласий вправе обратиться хозяйствующие субъекты, осуществляющие регулируемую деятельность, не отнесенную к сферам деятельности субъектов естественных монополий, их потребители, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - заявители).
6. Предметом рассмотрения разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов), являются требования заявителей, связанные с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах, не отнесенных к сферам деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях".
7. Заявление подается в федеральный антимонопольный орган в письменной форме или в форме электронного документа, подписывается заявителем (уполномоченным лицом) и должно содержать следующие сведения:
1) сведения о заявителе:
а) для юридических лиц - фирменное наименование, место нахождения, адрес для направления извещений (иных юридически значимых сообщений), дату государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
б) для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, адрес для направления корреспонденции, дату и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;
2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление (далее - ответчик);
3) обоснованные требования заявителя к ответчику, а при наличии в заявлении требований к нескольким ответчикам - требования к каждому из них, описание нарушения законодательства в области регулируемых цен (тарифов), с указанием обстоятельств, на которых основаны требования заявителя и ссылкой на законодательство Российской Федерации;
4) перечень прилагаемых документов.
8. Документы и сведения, указанные в заявлении, материалах, должны быть достоверными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (уполномоченного лица).
Заявление, прилагаемые к нему документы, представляемые в форме электронных документов, оформляются согласно установленным требованиям и подписываются в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи".
Требования к оформлению заявления устанавливаются Федеральной антимонопольной службой.
9. К заявлению прилагаются документы (заверенные копии), подтверждающие:
1) полномочия лица, подписавшего заявление;
2) наличие обстоятельств, на которых заявитель основывает свои требования;
3) уплату предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах государственной пошлины за принятие решения по спорам или разногласиям.
10. Заявление может быть оставлено без рассмотрения в случае:
а) заявление подано по истечении срока, указанного в пункте 2 настоящих Правил;
б) в заявлении не содержится требований, относящихся к предмету рассмотрения спора, указанных в пунктах 4 или 6 настоящих Правил;
в) в одном заявлении содержится несколько не связанных между собой требований;
г) заявление подано лицом, не относящимся к числу заявителей, указанных в пунктах 3 и 5 настоящих Правил;
д) ранее федеральным антимонопольным органом принято решение, в котором содержатся выводы по вопросам, являющимся предметом рассмотрения спора;
е) в заявлении (прилагаемых материалах) не соблюдены требования пунктов 7 - 9 настоящих Правил.
11. Федеральный антимонопольный орган, в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления, принимает решение о принятии заявления к рассмотрению или об оставлении заявления без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя.
Уведомление об оставлении заявления без рассмотрения должно содержать обоснование принятого решения.
12. Споры или разногласия рассматриваются (урегулируются) комиссией, которая выступает от имени федерального антимонопольного органа.
Комиссия состоит из работников федерального антимонопольного органа. Председателем комиссии может быть руководитель Федеральной антимонопольной службы, его заместитель или руководитель структурного подразделения федерального антимонопольного органа, его заместитель.
Количество членов комиссии должно быть не менее чем пять человек.
Состав комиссии утверждается федеральным антимонопольным органом.
Комиссия правомочна рассматривать (урегулировать) споры или разногласия, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов комиссии, но не менее чем три члена комиссии.
Вопросы, возникающие в ходе рассмотрения (урегулирования) комиссией споров или разногласий, решаются членами комиссии большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Председатель комиссии голосует последним.
13. Споры или разногласия рассматриваются (урегулируются) комиссией в присутствии заявителя и ответчика (ответчиков). В отсутствие заявителя и (или) ответчика (ответчиков) спор или разногласия подлежат рассмотрению (урегулированию) только при наличии данных, свидетельствующих об извещении указанных лиц о времени и месте рассмотрения спора.
Каждая из сторон вправе направить в федеральный антимонопольный орган ходатайство о рассмотрении спора или разногласий в ее отсутствие.
14. Для рассмотрения вопросов, требующих специальных знаний, могут быть привлечены эксперты. В случае необходимости на рассмотрение (урегулирование) спора или разногласий могут быть приглашены работники федерального антимонопольного органа, не являющиеся членами комиссии, иные лица, располагающие информацией, которая может иметь значение для рассмотрения (урегулирования) спора или разногласий. Решение о рассмотрении (урегулировании) спора или разногласий в отсутствии указанных лиц принимает председатель комиссии.
15. Заявитель и ответчик (ответчики) (далее также - стороны) имеют право представлять объяснения, документы, иную информацию, которая может иметь значение для рассмотрения (урегулирования) спора или разногласий.
16. Рассмотрение (урегулирование) споров или разногласий осуществляется на заседании комиссии.
17. Фотосъемка, аудиозапись, видеозапись заседания комиссии, трансляция по радио, телевидению, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускается с разрешения председателя комиссии.
18. При подготовке к заседанию комиссии изготавливается Заключение об обстоятельствах спора.
Заключение об обстоятельствах спора оформляется в виде отдельного документа и должно содержать:
1) фактические и иные обстоятельства спора или разногласий;
2) доводы сторон и мотивы, по которым данные доводы могут быть приняты или отклонены;
3) выводы об обстоятельствах спора или разногласий, со ссылкой на документы их подтверждающие.
Копия Заключения об обстоятельствах спора направляется сторонам спора или разногласий.
19. Открывает заседание комиссии председатель комиссии, который объявляет состав комиссии, объявляет, какой спор или разногласия рассматриваются, выясняет вопрос об отсутствии препятствий к рассмотрению спора. Председатель комиссии руководит заседанием комиссии, принимает меры по обеспечению на заседании комиссии надлежащего порядка.
После открытия заседание комиссии проводится в следующем порядке:
1) заслушивается Заключение об обстоятельствах спора;
2) заслушивается позиция заявителя по Заключению об обстоятельствах спора;
3) заслушивается позиция ответчика (ответчиков) по Заключению об обстоятельствах спора;
4) заслушиваются привлеченные эксперты;
5) заслушиваются приглашенные работники федерального антимонопольного органа, не являющиеся членами комиссии;
6) заслушиваются иные лица, располагающие информацией, которая может иметь значение для рассмотрения (урегулирования) спора или разногласий.
7) сторонам предоставляется право выступить с заключительным словом;
8) заслушиваются члены комиссии;
9) оглашается резолютивная часть решения комиссии.
Председатель комиссии вправе менять (корректировать) порядок проведения заседания комиссии.
В заседании комиссии может быть объявлен перерыв, продолжительность которого не может превышать двух часов.
20. Рассмотрение (урегулирование) спора или разногласий в течение срока, указанного в пункте 23 настоящих Правил, может быть приостановлено председателем комиссии в случае необходимости получения дополнительных сведений или привлечения к рассмотрению спора эксперта, иных лиц, располагающих информацией, которая может иметь значение для рассмотрения (урегулирования) спора или разногласий.
Решение о приостановлении рассмотрения (урегулирования) спора или разногласий оформляется определением, которое в течение трех рабочих дней с момента его вынесения, направляется сторонам.
21. Срок для получения дополнительных сведений, привлечения к рассмотрению спора эксперта, иных лиц не может превышать 60 дней.
В случае возбуждения дела об административном правонарушении в связи с непредставлением необходимых для рассмотрения спора или разногласий документов и информации течение указанного срока прерывается до момента их представления.
22. О возобновлении рассмотрения (урегулирования) спора или разногласий председателем комиссии выносится определение, которое в течение трех рабочих дней с момента его вынесения, направляется сторонам.
23. Рассмотрение спора или разногласий прекращается в следующих случаях:
а) ликвидация юридического лица - заявителя или ответчика;
б) исключение сведений об индивидуальном предпринимателе из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
в) направление сторонами в Федеральную антимонопольную службу заявления о достижении ими согласия по предмету спора или разногласий;
г) отзыв заявителем заявления до вынесения решения Федеральной антимонопольной службой;
д) выявление в ходе рассмотрения спора, в том числе по результатам проведения экспертизы, обстоятельств, свидетельствующих о том, что рассмотрение вопросов, содержащихся в заявлении, не относится к предмету рассмотрения спора или разногласий;
е) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о нарушениях законодательства, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) и являющихся предметом рассмотрения спора или разногласий;
ж) принятие Федеральной антимонопольной службой решения, в котором содержатся выводы о нарушениях законодательства, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) и являющихся предметом рассмотрения спора или разногласий.
24. По результатам рассмотрения спора или разногласий комиссия не позднее 90 дней с даты её формирования принимает одно из следующих решений:
об удовлетворении требований, указанных в заявлении (полностью или частично);
об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении;
о прекращении рассмотрения спора.
25. Решение комиссии изготавливается в полном объеме в течение десяти рабочих дней с момента оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются сторонам. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
26. В случае если в ходе рассмотрения спора или разногласий комиссией выявлены нарушения, в том числе не связанные с предметом спора или разногласий, такие нарушения фиксируются в описательно-мотивировочной части решения, копия которого передается должностному лицу Федеральной антимонопольной службы для принятия соответствующих мер.
27. Решение комиссии, принятое по результатам рассмотрения спора или разногласий, подлежит исполнению в течение 1 месяца (если в решении не указан иной срок) и может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.