Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(подготовлен Минтрудом России 18.08.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" разработан во исполнение подпункта "д" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 мая 2015 г. N Пр-1067 о подготовке предложений о направлении средств материнского семейного капитала на оплату услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, предоставленных индивидуальными предпринимателями.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ) установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин.
При этом согласно статье 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.
Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 926 (далее - Правила).
Согласно Правилам средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены, в том числе, на оплату иных связанных с получением образования расходов: на оплату пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии, предоставляемом образовательной организацией обучающимся на период обучения; на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к образовательным организациям относятся некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, которые определяются как образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
Таким образом, согласно действующему законодательству направление средств материнского (семейного) капитала на образование ребенка (детей), в том числе на присмотр и уход за ребенком (детьми), осуществляемые индивидуальными предпринимателями, не представляется возможным.
Проблема обеспечения доступности дошкольного образования особенно для детей в возрасте до трех лет остается актуальной для большинства субъектов Российской Федерации. По информации Минобрнауки России очередность детей в возрасте до трех лет (исключая полные три года), нуждающихся в дошкольном образовании, составляет 430 708 человек, численность детей в возрасте от трех до семи лет, не обеспеченных местом в государственных или муниципальных дошкольных образовательных организациях, составляет 243 986 человек. В целом по Российской Федерации доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет составляет ------%, доступность дошкольного образования для детей от трех до семи лет составляет 95, 89%.
Внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ позволит снять напряжение в семьях, которым не предоставлено место в государственной или муниципальной дошкольной образовательной организации, а также использовать средства материнского (семейного) капитала для получения соответствующих услуг у индивидуальных предпринимателей и в частных дошкольных образовательных организациях.
В соответствии с действующим законодательством государственная поддержка семей, воспитывающих детей, за счет средств федерального бюджета и средств Фонда социального страхования Российской Федерации предусматривается только до достижения ребенком возраста полутора лет.
После исполнения ребенку полутора лет работающие граждане, в случае оформления отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет, имеют возможность получать компенсационную выплату в размере 50 рублей в месяц за счет средств работодателя.
Таким образом, в наиболее уязвимом положении находятся семьи с детьми в возрасте до трех лет, так как семья, в особенности молодая, не имеет стабильного материального положения в связи с незначительным периодом осуществления родителями трудовой деятельности.
Согласно обзору статистики, приведенному в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, по оценке экспертов, ухудшение уровня жизни семей, возникающее после рождения детей, возрастает по мере увеличения числа детей в семье и составляет 16 % среди полных семей с 1 ребенком, 30 % среди полных семей с 2 детьми и 50 % среди полных семей с 3 детьми и более.
Таким образом, снятие ограничений по использованию средств материнского (семейного) капитала на оплату услуг по присмотру и уходу до истечения трехлетнего возраста ребенка будет способствовать возможности трудоустройства родителей и соответственно повышению уровня дохода семьи.
В связи с этим законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ, предусматривающие возможность направления средств материнского (семейного) капитала на образование ребенка (детей), в том числе на присмотр и уход за ребенком (детьми), осуществляемые индивидуальными предпринимателями, а также регулирующие сроки использования средств материнского (семейного) капитала на указанные цели.
Внесение изменений в статью 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ позволит направлять средства материнского (семейного) капитала на оплату услуг по присмотру и уходу за ребенком (детьми), осуществляемых образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на оказание образовательных услуг в соответствии с Федеральным законом от 9 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.