Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения неравенства прав застрахованных лиц, формирующих средства пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах и в Пенсионном фонде Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 18.08.2015 г.)
В целях гармонизации правовых норм, предусматривающих порядок расчета средств пенсионных накоплений на различных этапах процесса их формирования, корректировки и отражения соответствующих сумм пенсионных накоплений на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц для обеспечения в дальнейшем установления накопительной пенсии подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения неравенства прав застрахованных лиц, формирующих средства пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах и в Пенсионном фонде Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом упорядочиваются, корректируются отдельные нормы федеральных законов: Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ), Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 111-ФЗ); Федерального закона о 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 410-ФЗ), Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ):
1. Законопроектом корректируется пункт 1 статьи 369 Федерального закона N 75-ФЗ в части приведения к единообразию сроков рассмотрения Пенсионным фондом Российской Федерации заявлений застрахованных лиц о переходе в негосударственный пенсионный фонд и в Пенсионный фонд Российской Федерации. Срок рассмотрения заявления о переходе в негосударственный пенсионный фонд устанавливается до 1 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи застрахованным лицом заявления о переходе в фонд (аналогично сроку, установленному для рассмотрения такого же заявления для перехода в Пенсионный фонд Российской Федерации).
Вместе с тем, законопроектом вносятся изменения в статьи 36.2, 36.2-1, 36.4, 36.5, 36.6, 36.6-1, 36.6-2, 36.10, 36.11 и 36.28 Федерального закона N 75-ФЗ, касающиеся порядка расчета негосударственным пенсионным фондом средств пенсионных накоплений, подлежащих отражению на счете (по аналогии с соответствующими нормами Федерального закона N 111-ФЗ, в которые также вносятся изменения), а также определяющие порядок уведомления Пенсионным фондом Российской Федерации застрахованных лиц о внесении изменений в реестр застрахованных лиц. Указанные изменения позволят обеспечить унификацию применения норм страховщиками по обязательному пенсионному страхованию и равенство прав застрахованных лиц, а также оптимизировать процесс уведомления граждан о внесенных в реестр застрахованных лиц изменениях.
2. Предлагаются изменения в статьи 3, 101, 301, 341, 342 Федерального закона N 111-ФЗ в части раскрытия использующихся в указанном законе понятий "год, с которого Пенсионный фонд Российской Федерации стал страховщиком в отношении застрахованного лица" и "дата, с которой Пенсионный фонд Российской Федерации стал страховщиком в отношении застрахованного лица", в части уточнения порядка формирования и использования резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию, а также в части устранения различий и обеспечения унификации правовых норм, предусматривающих порядок расчета размера средств пенсионных накоплений:
- при отражении размера средств пенсионных накоплений с учетом результата их инвестирования по истечении каждых пяти лет с года, с которого Пенсионный фонд Российской Федерации (негосударственный пенсионный фонд) стал страховщиком в отношении застрахованного лица;
- при отражении размера средств пенсионных накоплений с учетом результата их инвестирования при переходе (досрочном переходе) застрахованного лица из негосударственного пенсионного фонда и из Пенсионного фонда Российской Федерации;
- при отражении размера средств пенсионных накоплений с учетом результата их инвестирования при назначении выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Предлагаемые законопроектом изменения предусматривают единый алгоритм расчетов, как Пенсионным фондом Российской Федерации, так и негосударственными пенсионными фондами, размера средств пенсионных накоплений, подлежащих отражению в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и на пенсионном счете накопительной пенсии.
Реализация законопроекта позволит устранить неравенство прав застрахованных лиц, формирующих средства пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах и в Пенсионном фонде Российской Федерации.
3. Законопроектом корректируются положения частей 8, 11, 13 статьи 11 Федерального закона N 410-ФЗ.
Указанные нормы, предусматривающие алгоритм расчета размера средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в последующие годы, не учитывают результаты отражаемых на индивидуальном лицевом счете (на пенсионном счете накопительной пенсии) расчетов сумм средств пенсионных накоплений по состоянию на 31 декабря 2014 г. и сумм компенсаций, производимых Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионным фондами в соответствии с частями 71, 72 и 101, 102 той же статьи 11 Федерального закона N 410-ФЗ. Вместе с тем, определение сумм средств накоплений, а также компенсирование в случае их недостаточности в соответствии с частями 71, 72 и 101, 102 статьи 11 Федерального закона N 410-ФЗ направлено на предотвращение ситуации вхождения страховщиков по обязательному пенсионному страхованию с 1 января 2015 года в систему гарантирования средств пенсионных накоплений с убытками (разнесенными по счетам застрахованных лиц), допущенными до формирования системы гарантирования средств пенсионных накоплений. Законопроектом предлагается учитывать указанные суммы при дальнейшем расчете размера средств пенсионных накоплений в соответствии с частями 8, 11 статьи 11 Федерального закона N 410-ФЗ, что будет способствовать усилению защиты пенсионных накоплений граждан на стадии формирования системы гарантирования пенсионных накоплений.
4. Законопроектом корректируются положения части 4 статьи 4, статьи 5, части 13 статьи 15 Федерального закона N 422-ФЗ в отношении уточнения понятий, используемых в указанном законе, а также уточнения порядка уплаты Пенсионным фондом Российской Федерации гарантийных взносов в систему гарантирования средств пенсионных накоплений.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также не окажет влияния на достижение целей какой-либо государственной программы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.