Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минобороны России 03.09.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2736-р.
Законопроектом предлагается в целях повышения эффективности деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации наделить ее дополнительными полномочиями, а также привести в соответствие отдельные законодательные акты.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в целях реализации мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".
Согласно пункту четвертому части 2 статьи 24 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Также согласно части 5 статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и статьей 3 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, иных защищаемых лиц из числа военнослужащих, а равно их близких осуществляются также военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - военная полиция) статьей 1 законопроекта предлагается внести в статью 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" изменение, согласно которому оперативное подразделение органа военной полиции проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях реализации мер безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите.
В соответствии с пунктом 18 статьи 21 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161, (далее - Устав) военная полиция наделена полномочием по согласованию с подразделениями Госавтоинспекции временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках автомобильных дорог общего пользования и маршрутах движения транспортных средств при проведении мероприятий с участием войск (сил) в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов.
Вместе с тем, Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", регулирующим указанные правоотношения, право изменять организацию движения транспортных средств и пешеходов специально уполномоченным должностным лицам военной полиции не предоставлено.
В целях устранения данного пробела статьей 2 законопроекта предлагается внести в пункт 3 статьи 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" изменение, в соответствии с которым уполномоченные должностные лица военной полиции, по согласованию с органами внутренних дел Российской Федерации, будут вправе в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения в связи с проведением мероприятий с участием войск (сил) временно изменять организацию движения транспортных средств и пешеходов.
Статьей 3 законопроекта предлагается внести изменения в пункт 4 статьи 25.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", установив, что в состав военной полиции могут входить воинские части. Учитывая, что постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. N 1098 руководство дисциплинарными воинскими частями возложено на начальника органа военной полиции, предлагаемое изменение позволит устранить имеющийся в законодательстве пробел.
Статьей 4 Законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Так, предлагается дополнить меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке такой мерой как освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического и токсического).
Наделение должностных лиц воинских частей, гарнизонов или органов военной полиции полномочиями проведения освидетельствования военнослужащих на состояние опьянения (алкогольного, наркотического и токсического) обусловлена тем, что военнослужащие, в отношении которых оно будет проводиться, не могут выполнять обязанности военной службы в состоянии опьянения. Это является неисполнением с их стороны условий контракта.
Указанные полномочия, порядок реализации которых будет установлен Правительством Российской Федерации, необходимы для оперативного установления и документального закрепления состояния опьянения, а также немедленного отстранения военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы.
Такое отстранение необходимо производить, в том числе в случаях, связанных с несением боевого дежурства, боевой службы, участием в учениях или походах кораблей и в иных случаях, негативные последствия которых связаны с угрозой:
жизни и здоровью военнослужащих (иных лиц);
причинения существенного материального ущерба;
экологической безопасности или возникновения ситуаций техногенного характера.
Учитывая, что из абзаца четвертого пункта 3 статьи 28.7 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не ясно где должна находиться комната (камера) для задержанных военнослужащих законопроектом предлагается установить, что указанное помещение оборудуется в органе или подразделении военной полиции.
Кроме того, предлагается изложить в новой редакции пункт 1 статьи 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Предлагаемое изменение обусловлено тем, что не всегда наступившее событие связано с совершением военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. К таким событиям можно отнести отказ техники или происшествие, не повлекшие последствий в виде причинения вреда здоровью или материального ущерба, перерасход моторесурса, пережог горючего и иные события.
Таким образом, указанное изменение позволит расширить спектр событий, по которым командир (начальник) сможет назначать разбирательства, за исключением причинения ущерба, при обнаружении которого командир (начальник) в соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161 "О материальной ответственности военнослужащих" обязан назначить административное расследование.
В целях недопущения двоякого толкования предлагается привести пункт 6 статьи 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в соответствие со статьями 77, 79 и 94 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, в соответствии с которыми в случае обнаружения преступления командир (начальник) обязан незамедлительно уведомить военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органы военной полиции. При этом требование об уведомлении командиром воинской части (должностным лицом гарнизона) органов военной полиции распространяется только в отношении командиров воинских частей (должностных лиц гарнизона) Вооруженных Сил.
Предлагаемые статьей 5 законопроекта изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации обусловлены тем, что согласно статьи 164 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) осужденные военнослужащие привлекаются к труду на объектах дисциплинарной воинской части либо на других объектах, определяемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а при невозможности обеспечения осужденных военнослужащих работой на указанных в части первой настоящей статьи объектах они могут привлекаться к труду в других организациях при соблюдении требований режима дисциплинарной воинской части.
Труд в этом случае выступает не как средство наказания, а как средство исправительного воздействия, мощный стимул воспитания личности, формирования у нее положительных свойств, в том числе и моральных, нравственных качеств. Именно поэтому привлечение осужденных военнослужащих к труду является не только необходимым, но и обязательным условием их исправления.
При этом частью 5 статьи 164 УИК предусмотрено, что 50 процентов из заработной платы, начисленной осужденным военнослужащим, перечисляется на счет дисциплинарной воинской части для возмещения расходов на содержание осужденных военнослужащих, для обустройства дисциплинарной воинской части, создания и развития собственной производственной базы, образования фонда материального поощрения и решения социально-бытовых нужд осужденных военнослужащих. Остальная часть заработной платы осужденных военнослужащих зачисляется на их лицевые счета.
Между тем указанная норма не может быть реализована дисциплинарными воинскими частями на практике, в связи с тем, что в соответствии статьей 11.1. Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" воинские части могут осуществлять свою деятельность только в форме федеральных казенных учреждений с финансированием их деятельности по смете из федерального бюджета.
В соответствии со статьями 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы федерального казенного учреждения поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, дисциплинарные воинские части лишены права использовать средства, полученные от осуществления производственной деятельности на цели, указанные в части 5 статьи 164 УИК.
Вместе с тем, согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Законопроект предусматривает возможность использования в аналогичном порядке полученных доходов от производственной деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
Статьей 6 законопроекта предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В соответствии со статьей 20 Устава функциями военной полиции являются:
обеспечение правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих;
пресечение преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими;
пресечение преступлений и административных правонарушений, совершаемых лицами гражданского персонала и иными лицами на территориях воинских частей, а также лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими служебных обязанностей и иные функции.
В целях реализации указанных функций военнослужащие военной полиции наделены полномочиями:
требовать от военнослужащих соблюдения воинской дисциплины, прекращения противоправных и (или) препятствующих деятельности органов военной полиции действий, принимать меры по пресечению преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими;
требовать от лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, прекращения противоправных и (или) препятствующих деятельности органов военной полиции действий, принимать меры по пресечению преступлений и административных правонарушений, совершаемых лицами гражданского персонала на территории воинской части; задерживать лиц гражданского персонала, совершивших преступление на территории воинской части или в отношении военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, имущества Вооруженных Сил, - до передачи их в соответствующие правоохранительные органы;
проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих, а также у лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, а также иными полномочиями, установленными статьей 21 Устава.
Статьями 24 - 27 Устава военная полиция также наделена отдельными полномочиями в отношении военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, а также иных лиц.
В соответствии со статьей 280 Устава воспрепятствование выполнению военнослужащим военной полиции должностных и специальных обязанностей либо неповиновение его законному требованию влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в КоАП ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего военной полиции в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей не предусмотрена.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается дополнить статью 19.3 КоАП частью 5.1, которой будет определена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего военной полиции, а также воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
Несмотря на то, что на военную полицию возложено обеспечение, законности, правопорядка и воинской дисциплины, пресечение административных правонарушений, совершаемых военнослужащими, лицами гражданского персонала и иными лицами на территориях воинских частей, лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими служебных обязанностей, должностные лица военной полиции, за исключением должностных лиц военной автомобильной инспекции, не наделены полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, в связи с чем на практике возникает ряд проблемных вопросов, связанных с фиксацией правонарушений и дальнейшей реализацией обязанностей по применению к виновным дисциплинарных взысканий.
При совершении военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на территории воинской части или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, административного правонарушения решение об их административном задержании принимается с учетом требований КоАП. При этом должностные лица военной полиции не имеют права в установленном порядке применять в отношении указанных лиц меры обеспечения по делу об административном правонарушении (в частности доставление, административное задержание) и составлять протоколы, в том числе об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, статьей 6 законопроекта предлагается наделить должностных лиц военной полиции полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.24, 10.5, 20.1, 20.17, частью 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21 КоАП, и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8, 6.9 и 6.13, частью 1 статьи 6.16.1, статьями 7.27, 7.27.1, 17.7, 17.9-17.13, частью 5.1 статьи 19.3, статьями 19.6, 19.23 и 20.19 КоАП, в части административных правонарушений, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданами, проходящими военные сборы в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на территории воинской части или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
В связи с тем, что органы (должностные лица), уполномоченные исполнять постановления судьи гарнизонного военного суда о назначении дисциплинарного ареста, а также порядок направления военнослужащих на гауптвахту для отбывания дисциплинарного ареста, их приема, содержания и освобождения определяются не только общевоинскими уставами, но и статьями 197 - 237 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и Приложением N 4 к нему, статьей 7 законопроекта предлагается внести в статью 32 Федерального закона от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" соответствующие изменения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" законопроект размещен на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ID. 01/05/08-15/00039155) с 19 августа 2015 г. для его общественного обсуждения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" проект постановления размещался на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ID. 00/04-18644/09-14/34-6-3) с 19 сентября по 4 октября 2014 г. для его общественного обсуждения. Предложения не поступали.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проект постановления размещался на указанном сайте с 18 декабря 2014 г. по 13 января 2015 г. для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Заключения не поступали.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.