Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации"
(подготовлен Минсельхозом России 13.10.2015 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" (далее - проект Постановления) разработан в целях гармонизации, систематизации и унификации правовых норм законодательства Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России).
При разработке проекта постановления были учтены функции и полномочия Минсельхоза России, предусмотренные Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450 (далее - Положение о Минсельхозе России), а также федеральными законами, установившими полномочия Минсельхоза России в соответствующих сферах деятельности.
Относительно действующего Положения о Минсельхозе России проектом Постановления изменены, исключены и дополнены следующие функции и полномочия Минсельхоза России.
Полномочие Минсельхоза России по принятию порядка осуществления государственного земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения исключено в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 234-ФЗ), внесшего изменения в пункт 11 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Согласно пункту 11 статьи 71 ЗК РФ положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.
Полномочие Минсельхоза России по принятию порядка предоставления лицом, использующим земельный участок, входящий в состав земель сельскохозяйственного назначения, сведений об организации производственного земельного контроля исключен в связи с признанием утратившей силу норму статьи 73 ЗК РФ Законом N 234-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Минсельхозе России Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию и обращение лекарственных средств для ветеринарного применения.
Наименование полномочия Минсельхоза России по принятию ветеринарных правил (правил в области ветеринарии) приведено в соответствие со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 243-ФЗ). Согласно указанной норме ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Полномочия Минсельхоза России по принятию следующих нормативных правовых актов установлены в соответствии с Законом о ветеринарии в редакции Закона N 243-ФЗ:
- ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных (статья 2.2 Закона о ветеринарии);
- ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (статья 2.3 Закона о ветеринарии);
- ветеринарных правил содержания животных (статья 2.4 Закон о ветеринарии);
- ветеринарных правил осуществления идентификации и учета животных (статья 2.5 Закона о ветеринарии);
- ветеринарных правил проведения регионализации территории Российской Федерации (статья 2.6 Закон о ветеринарии);
- перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза (статья 2.3 Закон о ветеринарии);
- порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции), включая перечень оснований для проведения таких исследований, в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов (статья 2.3 Закон о ветеринарии);
- перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету (статья 2.5 Закон о ветеринарии);
- порядка государственной регистрации кормовых добавок для животных (статья 3 Закон о ветеринарии);
- порядка назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы (статья 21 Закона о ветеринарии).
Полномочия Минсельхоза России по согласованию структуры органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, переданные для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации; по внесению представления о назначении на должность руководителей таких органов и по согласованию освобождения от должности указанных руководителей по обращению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) исключены на основании части 3 статьи 3.1 Закона о ветеринарии в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 233-ФЗ).
Полномочие Минсельхоза России по принятию решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) в случае непринятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, решения об установлении ограничительного мероприятия (карантина) исключено на основании статьи 4 Закона N 233-ФЗ.
Полномочие Минсельхоза России по принятию перечня типов судов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства исключено Федеральным законом от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данное полномочие было предусмотрено частью 3 статьи 20 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". В настоящее время указанной нормой такое полномочие Минсельхоза России не устанавливается.
Полномочие Минсельхоза России по принятию порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований установлено в соответствие с частью 1 статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Указанной нормой предусмотрено, что порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
Полномочие Минсельхоза России по принятию перечня заразных болезней животных, используемый для сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, установлено исходя из нормы пункта 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". Согласно указанной норме оказание государственной поддержки осуществляется при страховании рисков утраты (гибели) сельскохозяйственных животных в результате воздействия, в том числе, заразных болезней животных, включенных в перечень, утвержденный уполномоченным органом. Пунктом "б" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1371, установлено, что такой перечень утверждает Минсельхоз России. Вместе с тем, включение указанного полномочия в проект Постановления необходимо в целях систематизации полномочий Минсельхоза России.
Полномочие Минсельхоза России по принятию порядка подачи заявлений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями об осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов без предоставления водных биологических ресурсов в пользование установлено исходя из нормы пункта 3 части 2 статьи 45 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Согласно указанной норме в планы искусственного воспроизводства водных биоресурсов включаются объем и состав работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на основании, в том числе, заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование, поданных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. При этом в соответствие с пунктом 1 Положения о Минсельхозе России Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства.
Полномочия Минсельхоза России по принятию порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, по ведению реестра саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов установлены исходя из норм Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ). Статьей 23 Закона N 315-ФЗ установлено, что государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций (федеральный государственный надзор) осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 315-ФЗ ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности. При этом согласно части 3 статьи 20 Закона N 315-ФЗ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти устанавливает порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций. Пунктом 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202, установлено, что Минсельхоз России осуществляет государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в отношении саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.
Также из полномочий Минсельхоза России исключены полномочия по регистрации племенных животных в государственной книге племенных животных, по выдаче сертификатов (свидетельств) на племенную продукцию (материал), по ведению государственной книги племенных животных. Положениями Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Закон N 123-ФЗ) регламентируются функции и обязанности Государственной племенной службы, в которую входят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно осуществляющие управление в области племенного животноводства. Основные направления деятельности Государственной племенной службы между указанными органами в Законе N 123-ФЗ не разграничены. Государственная племенная служба в соответствии с Законом N 123-ФЗ выдает племенные свидетельства и регистрирует племенных животных и племенные стада соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре. Выдача племенных свидетельств на племенную продукцию (материал), а также регистрация племенных животных в государственной книге племенных животных изначально и в настоящее время осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочие Минсельхоза России по осуществлению экономического анализа деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждению экономических показателей их деятельности исключено в связи с тем, что указанное полномочие предусмотрено иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и не является исчерпывающим.
В целях приведения Положения о Минсельхозе России в соответствии с Законом Российской Федерации 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) проектом Постановления предусмотрена новая редакция полномочий Минсельхоза России по обеспечению в пределах компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну. Проектом постановления установлены следующие полномочия Минсельхоза России в области отнесения сведений к государственной тайне и их защите:
- обеспечение защиты переданных Минсельхозу России другими органами государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых Минсельхозом России;
- обеспечение защиты государственной тайны на подведомственных Минсельхозу России предприятиях и в учреждениях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;
- установление размеров предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных Минсельхозу России предприятиях и в учреждениях;
- обеспечение в пределах своей компетенции проведения проверочных мероприятий в отношении граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе;
- реализация предусмотренных законодательством мер по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
- внесение в полномочные органы государственной власти предложений по совершенствованию системы защиты государственной тайны.
Указанные полномочия установлены исходя из норм части 4 статьи 4 Закона о государственной тайне.
Также установлены следующие полномочия в данной сфере:
- обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в случае, если эти сведения получены (разработаны);
- представление предложений в межведомственную комиссию по защите государственной тайны для формирования Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
- разработка развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.
Указанные полномочия установлены в соответствии со статьей 9 Закона о государственной тайне.
Полномочие Минсельхоза России по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на Минсельхоз России задачами и в пределах компетенции установлено в соответствие со статьей 20 Закона о государственной тайне.
Полномочие Минсельхоза России по осуществлению контроля эффективности защиты сведений, составляющих государственную тайну, в подведомственных Минсельхозу России федеральной службе, федеральном агентстве, на предприятиях и в учреждениях, осуществляющих работу с такими сведениями, установлено исходя из нормы статьи 31 Закона о государственной тайне.
Также дополнены полномочия Министра сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министр) в сфере государственной тайны, а именно Министр:
- осуществляет отнесение сведений к государственной тайне (статья 9 Закона о государственной тайне);
- принимает решение о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, в случаях и в порядке, установленных Законом Российской Федерации "О государственной тайне", и о рассекречивании носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными ему должностными лицами (статьи 10 и 14 Закона о государственной тайне);
- принимает решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну, об отказе в допуске должностному лицу или гражданину к государственной тайне, о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне (статьи 21, 22 и 23 Закона о государственной тайне);
- организует доступ должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну (статья 25 Закона о государственной тайне);
- осуществляет контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий по защите государственной тайны (статья 29 Закона о государственной тайне).
Проект Постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых проектом Постановления решений позволит систематизировать нормы федерального законодательства, касающиеся полномочий Минсельхоза России, что благоприятно скажется на выработке и реализации государственной политики и нормативном правовом регулировании в установленной сфере деятельности Минсельхоза России.
Указанные изменения направлены на повышение эффективности функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации и оптимизацию деятельности Минсельхоза России.
Реализация проекта Постановления не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Предлагаемые проектом Постановления решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.