Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за выдачу и представление в лицензирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения о соответствии установленным требованиям систем менеджмента качества организаций, осуществляющих (намеренных осуществлять) деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники"
(подготовлен Минпромторгом России 30.10.2015 г.)
Законопроект разработан во исполнение поручений Правительства Российской Федерации N РД-П7-1396 от 27 февраля 2014 г. и N РД-П7-9560 от 24 декабря 2014 г. о подготовке предложений об установлении административной ответственности за недобросовестные действия по подтверждению соответствия системы менеджмента качества установленным требованиям при подаче заявлений о предоставлении (переоформлении) лицензий на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, а также при осуществлении данного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники (далее - деятельность в области ВВТ) является видом деятельности, подлежащим лицензированию.
Для достижения целей лицензирования законодателем введено понятие "лицензионные требования" (пункт 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ).
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ).
Применительно к лицензированию деятельности в области ВВТ лицензионные требования установлены Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 581 (далее - Положение о лицензировании).
Одним из этих требований является наличие системы менеджмента качества, созданной и функционирующей согласно требованиям стандартов ИСО 9000 и государственных военных стандартов (подпункт "г" пункта 5 Положения о лицензировании).
Подпунктом "е" пункта 7 Положения о лицензировании предусмотрены две формы подтверждения наличия системы менеджмента качества и ее соответствия установленным требованиям: заявление руководителя организации на основе результатов внутреннего или внешнего аудита либо копия сертификата соответствия системы менеджмента качества.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует норма, устанавливающая юридическую ответственность за недобросовестные действия при подтверждении соответствия системы менеджмента качества установленным требованиям.
Поэтому достоверность данных, представляемых в подтверждение соответствию одному из важнейших лицензионных требований к деятельности в области ВВТ, зависит от добросовестности органов по сертификации и руководителей организаций лицензиатов (соискателей лицензий).
При осуществлении лицензирования деятельности в области ВВТ и лицензионного контроля выявляются случаи формального подхода к внедрению и обеспечению функционирования систем менеджмента качества.
Это обстоятельство не способствует стабильному выпуску вооружения и военной техники, отвечающих требованиям государственного заказчика.
По этой причине предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях нормами, устанавливающими ответственность за недобросовестные действия при выдаче сертификатов и подаче заявлений о соответствии системы менеджмента качества установленным требованиям.
По замыслу законопроекта орган по сертификации должен нести административную ответственность за выдачу явно недостоверного сертификата соответствия системы менеджмента качества установленным требованиям.
Для соискателей лицензии (лицензиатов) на деятельность в области ВВТ устанавливается ответственность за представление в лицензирующий орган заявления либо сертификата, содержащего заведомо ложную информацию о соответствии системы менеджмента качества установленным требованиям.
Указанные нарушения имеют отношение к сфере лицензирования деятельности в области ВВТ и могут быть выявлены в ходе лицензионного контроля.
С 1 января 2015 г. функции лицензирующего органа в данной области выполняет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Поэтому полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных вводимыми нормами, предлагается возложить на должностных лиц Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а полномочия по рассмотрению этих дел - на судей.
Рассмотрение дел о правонарушениях данной категории, совершённых юридическими лицами, предлагается отнести к компетенции арбитражных судов.
Рассмотрение других дел этой категории будет проводится по правилам подсудности, установленным абзацами 1, 2 и 6 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для новых составов административных правонарушений предлагается установить годичный срок давности привлечения к административной ответственности по следующей причине.
Как было указано выше, данные правонарушения могут быть выявлены при рассмотрении заявлений лицензиатов (соискателей лицензий) и проведении лицензионного контроля.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (включая проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, а также проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям) должно быть принято в срок, не превышающих сорока пяти суток со дня приема заявления о предоставлении лицензии.
Следовательно, с момента совершения правонарушения до момента выявления факта его совершения может пройти около двух месяцев.
Так как полномочия по рассмотрению дел о данных правонарушениях предлагается возложить на судей, то общий срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, будет составлять 3 месяца.
С учетом изложенного оставшегося с момента выявления правонарушения времени будет явно недостаточно для возбуждения дела, сбора доказательств и рассмотрения дела судьей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.