Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25.10.1999 N 193-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней"
(подготовлен ФСКН России 05.11.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 64 Раздела IV Регламента Федеральной службы Российской Федерации, утвержденного приказом ФСКН России от 16 декабря 2013 г. N 548, по собственной инициативе.
Необходимость разработки законопроекта обусловлена следующим.
Сложившаяся в Российской Федерации наркоситуация характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, что констатируется в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 (далее - Антинаркотическая стратегия).
Продолжаемая эскалация национальной и трансграничной наркопреступности подтверждается ростом площадей посевов опийного мака в Исламской Республике Афганистан, которые в 2014 году достигли 224 тысячи га, экспансией новых потенциально опасных психоактивных веществ, появлением на нелегальном рынке наркотиков африканского происхождения и неослабевающим потоком латиноамериканского кокаина.
В 2014 году правоохранительными органами Российской Федерации выявлено 254 730 наркопреступлений, в том числе 2153 факта контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а также сильнодействующих веществ (далее - наркотики), более половины которых выявлено органами наркоконтроля (1441 или 66,9 %).
На долю органов наркоконтроля приходится более 80 % расследованных наркопреступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией) (далее - организованные формы). Ежегодно это порядка 10-11 тысяч преступлений.
В 2014 году всеми правоохранительными органами Российской Федерации расследовано 12 350 наркопреступлений, совершенных в организованных формах, из которых 10 064 (81,5 %) расследовано органами наркоконтроля.
Следует отметить, что Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотиков, признана одним из источников угроз национальной безопасности страны.
Раскрытие наркопреступлений в силу их транснационального характера имеет ряд особенностей и требует в ходе предварительного расследования достижения задач по пресечению наркотрафиков, подрыву финансовых основ наркопреступности, установлению международных преступных связей.
В этой связи актуальным является использование в ходе предварительного расследования механизмов международного сотрудничества, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и статьями 453 и 457 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Одним из эффективных инструментов является оказание правовой помощи по уголовным делам, находящимся в производстве органов наркоконтроля.
В целях установления обстоятельств совершения наркопреступлений, пресечения наркотрафиков, подрыва финансовых основ наркопреступности и установления международных преступных связей органами наркоконтроля в соответствии со статьей 453 УПК РФ ежегодно вносится порядка 300-400 запросов о правовой помощи.
В 2014 году в компетентные органы иностранных государств внесено более 350 запросов. За 10 месяцев 2015 года - около 200 запросов.
Несмотря на достаточно высокую эффективность осуществления международного сотрудничества в таком формате, зачастую достичь желаемые результаты препятствует длительность сроков исполнения запросов, которые по странам Содружества Независимых Государств в среднем составляют 3 - 4 месяца, по странам дальнего зарубежья - 6 месяцев и более.
Длительность поступления материалов, полученных компетентными органами иностранных государств в результате исполнения запросов органов наркоконтроля, в том числе обусловлена существующим механизмом направления запросов.
Взаимодействие с компетентными органами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи по находящимся в производстве уголовным делам ФСКН России осуществляется через Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Отсутствие таких полномочий не позволяет в полной мере осуществлять поставленные Антинаркотической стратегией задачи по принятию комплексных и сбалансированных мер, направленных в том числе на разрушение финансовых, организационных, информационных и иных наркодилерских сетей.
Длительность исполнения запросов не позволяет обеспечить соблюдение разумных сроков уголовного судопроизводства, приводит к необходимости продления процессуальных сроков по уголовным делам, существенно снижает эффективность расследования уголовных дел в отношении международных преступных групп, приводит к утрате возможности сбора дополнительных доказательств на территории иностранных государств.
Согласно статье 453 УПК РФ ФСКН России при расследовании уголовных дел, отнесенных к ее компетенции, в случае необходимости проведения процессуальных действий на территории иностранного государства наделена правом направлять запросы о правовой помощи компетентным органам или должностным лицам иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976, ФСКН России уполномочена на осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотиков.
В настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации проводится работа по внесению Президенту Российской Федерации предложения об определении центральных, территориальных и иных органов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление непосредственного взаимодействия в рамках Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.
В соответствии с подготовленным Министерством юстиции Российской Федерации проектом Указа Президента Российской Федерации ФСКН России и территориальные органы ФСКН России определяются в качестве центральных органов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений по оказанию правовой помощи.
Однако ФСКН России не включена в качестве центральных органов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление непосредственного взаимодействия с иностранными партнерами, в перечень, определенный Федеральным законом от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ).
В настоящее время Федеральный закон N 193-ФЗ не адаптирован к имеющейся в Российской Федерации структуре правоохранительных органов, а также не учитывает изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия" (далее - Федеральный закон N 404-ФЗ).
В перечне органов, уполномоченных на осуществление взаимодействия в рамках Европейской конвенции, наряду с МВД России и ФСБ России указана Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, упраздненная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306, но не включена ФСКН России.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 404-ФЗ, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков уполномочены на направление запросов о правовой помощи по уголовным делам, находящимся в их производстве.
При этом в Федеральном законе N 193-ФЗ указанные органы уполномочены на направление запросов только о производстве следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон N 193-ФЗ, касающихся включения ФСКН России в перечень правоохранительных органов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в рамках оказания правовой помощи по уголовным делам, находящимся в ее производстве.
Принятие законопроекта обеспечит оптимальность международного сотрудничества и будет способствовать повышению эффективности при реализации поставленных перед ФСКН России задач.
Наделение ФСКН России такими полномочиями будет способствовать достижению предусмотренной Антинаркотической стратегией генеральной цели по существенному сокращению незаконного распространения наркотиков посредством развития и укрепления международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.
Кроме того, осуществление этих полномочий будет способствовать реализации запланированных Государственной программой Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 299, целей по повышению эффективности раскрытия зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также по увеличению доли предварительно расследованных наркопреступлений, совершенных в организованных формах в общем количестве предварительно расследованных наркопреступлений и доли лиц, совершивших наркопреступления в организованных формах, уголовные дела о которых находятся в производстве органов наркоконтроля.
Законопроект не затрагивает компетенцию Договора о Евразийском экономическом союзе и не противоречит иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.