Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен МВД России 22.10.2015 г.)
Представляемый проект федерального закона разработан в соответствии с требованиями пункта 3.1 Плана мероприятий по оптимизации государственных услуг МВД России "Прием экзаменов на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами, выдача водительских удостоверений" и "Регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним", утвержденного Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (раздел II протокола N 4 от 28 октября 2014 г.) в рамках выполнения пункта 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 17 марта 2015 г. N ДМ-П9-1641 (далее - План и Поручение соответственно).
Разработка проекта федерального закона обусловлена необходимостью законодательного закрепления предоставления сведений о выданных медицинских заключениях о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.
Отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между Минздравом России и МВД России, в том числе в части обмена информацией о гражданах, имеющих противопоказания к водительской деятельности, приводит к тому, что данные лица продолжают управлять транспортным средством, в результате чего создаются препятствия для безопасной езды. Имеют место быть многочисленные факты наличия у водителей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, документов на управление транспортными средствами.
Постоянно фиксируются случаи наступления смерти граждан в результате резкого ухудшения их здоровья в процессе управления транспортным средством.
Указанное создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан.
В целях реализации мероприятий Поручения и Плана проектом федерального закона предусматривается законодательное закрепление создания федеральной медицинской информационной системы, содержащей сведения о наличии у граждан медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления профессиональной деятельности, связанной с управлением автомототранспортными средствами и городским электротранспортом, а также о выданных соответствующих медицинских заключениях.
Установление перечня сведений, вносимых в федеральную медицинскую информационную систему, порядка ее формирования и ведения, сроков внесения сведений предлагается отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Учитывая то, что пунктом 9 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон) определена процедура по приостановлению действия медицинского заключения в случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, проектом федерального закона предполагается определить соответствующие основания приостановления действия права на управление транспортными средствами в результате приостановления действия медицинского заключения.
Согласно статьи 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" к категории должностей, осуществляющих вышеуказанные виды профессиональной деятельности, отнесены, в том числе, и водители авто-мототранспортных средств и городского электротранспорта.
В целях реализации исполнения требований законодательства в области психиатрической помощи в статью 28 Федерального закона в качестве оснований для прекращения действия права на управление транспортными средствами предлагается включить наличие медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления профессиональной деятельности, связанной с управлением автомототранспортными средствами и городским электротранспортом, выявленное в результате обязательного психиатрического освидетельствования.
В соответствии с подпунктом b) пункта 2 статьи 41 Конвенции о дорожном движении 1968 года (далее - Конвенция) водительские удостоверения, выданные одной Договаривающейся Стороной, должны признаваться на территории другой Договаривающейся Стороны до момента, с которого данная территория становится обычным местожительством владельца удостоверения.
В целях приведения национального законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Конвенции проектом федерального закона предусмотрено внесение соответствующих изменений в статью 25 Федерального закона, устанавливающих обязанность лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, по управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании российских национальных водительских удостоверений.
Кроме того, в целях исключения неоднозначного трактования норм законодательства предлагается корректировка положений абзаца третьего пункта 1 статьи 23 Федерального закона в части уточнения формулировки замены водительского удостоверения при истечении срока его действия.
Вносимые изменения позволят оптимизировать электронное межведомственное информационное взаимодействие Минздрава России и МВД России по обмену вышеуказанными сведениями, исключить возможность допуска к управлению транспортными средствами лиц, имеющих заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на безопасности дорожного движения.
МВД России |
|
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Реализация законопроекта не повлечет увеличения штатной численности сотрудников Министерств.
МВД России |
|
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" потребует внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение требований законодательства в области медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, а именно за непредставление или передачу недостоверных сведений, необходимых для ведения федеральной медицинской информационной системы.
МВД России |
|
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" потребует принятие постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень сведений, содержащихся в федеральной медицинской информационной системе, порядок формирования и ведения федеральной медицинской информационной системы, порядок и сроки внесения и предоставления содержащихся в ней сведений, а также внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. "О допуске к управлению транспортными средствами" в части исключения медицинского заключения из перечня документов, необходимых для получения государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" в части расширения перечня лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, требованиями о наличии у соискателя лицензии доступа к федеральной медицинской информационной системе, а также отнесения нарушений законодательства в области медицинского обеспечения безопасности дорожного движения к грубым нарушениям лицензионных требований.
3. Приказ МВД России от 30 ноября 2014 г. N 836 "О порядке осуществления подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России и федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении МВД России, бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" в части добавления кодов классификации доходов бюджетов, применяемых подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России и федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении МВД России, для перечисления в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации поступлений от уплаты административных штрафов.
МВД России |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.