Проект Федерального закона "О службе по защите прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами"
(подготовлен Минздравом России 20.11.2015 г.)
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СЛУЖБЕ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ, И ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В СТАЦИОНАРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ДИЦ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, задачи и полномочия Службы по защите прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.
2. Настоящий Федеральный закон дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет обеспечения прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.
3. Настоящий федеральный закон не влечет пересмотра компетенции государственных органов и органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных некоммерческих организаций, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- Служба - сформированная на добровольном участии организация уполномоченных граждан и состоящих из них центральной комиссии и комиссий в субъектах Российской Федерации, независимая от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан и социального обслуживания населения, осуществляющая защиту прав пациентов медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами;
- представители Службы - граждане, уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом защищать права пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами;
- пациенты - лица, находящиеся с целью диагностики и (или) лечения и (или) медицинской реабилитации в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях;
- получатели социальных услуг - граждане, проживающие в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами;
- стационарные организации - медицинские организации государственной, муниципальной и частной формы собственности, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, в том числе в недобровольном порядке и по решению суда о применении принудительных мер медицинского характера (психиатрические, в том числе детские психиатрические больницы и центры, психиатрические больницы (стационары) специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением; психоневрологические, в том числе детские психоневрологические больницы; отделения больниц и психоневрологических диспансеров, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях) и находящиеся в ведении федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти Российской Федерации, а также стационарные негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами;
- общественные организации - общественные объединения и иные некоммерческие организации.
Статья 3. Правовое регулирование в области защиты прав пациентов и получателей социальных услуг.
1. Настоящий федеральный закон разработан в целях реализации статьи 38 Закона Российской Федерации N 3185-1 от 2 июля 1992 года "О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании", согласно которой государством создается независимая от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан служба по защите прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях.
2. Правовое регулирование в области защиты прав пациентов и получателей социальных услуг осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-Ф3 "Об Общественной палате Российской Федерации", Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФЗК "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", Федерального закона от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
3. Правовое регулирование в области защиты прав пациентов и получателей социальных услуг осуществляется с соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права в той мере, в которой они не противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству государства.
Статья 4. Принципы деятельности Службы
1. Защита прав пациентов и получателей социальных услуг осуществляется на основе следующих принципов:
- приоритетность прав и свобод человека в области охраны здоровья и социального обслуживания граждан по отношению к правам государства, организаций и групп; обязательность их признания, соблюдения и защиты;
- добровольность получения защиты прав пациентами и получателями социальных услуг с обязательным предварительным получением от них или их законных представителей информированного добровольного согласия на получение такого рода услуг;
- доступность и равные права пациентов и получателей социальных услуг при осуществлении защиты их прав;
- соблюдение объективности, беспристрастности и исключение предвзятости и конфликта интересов при осуществлении защиты прав пациентов и получателей социальных услуг;
- публичность и открытость деятельности Службы, доступность информации о Службе и ее деятельности для граждан Российской Федерации;
- независимость Службы от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан и социального обслуживания населения.
2. Служба осуществляет свою деятельность по защите прав пациентов и получателей социальных услуг безвозмездно.
3. При осуществлении защиты прав пациентов и получателей социальных услуг не допускается вмешательство в деятельность по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию пациентов и получателей социальных услуг в стационарных организациях.
Статья 5. Цель и задачи Службы
1. Служба создается в целях содействия реализации государственной политики в области охраны здоровья и социального обслуживания граждан для защиты прав пациентов и получателей социальных услуг.
2. Задачи Службы:
1) прием, анализ и содействие в составлении обращений, заявлений и жалоб пациентам и получателям социальных услуг, их законным представителям и иным указанным ими лицам по вопросам защиты прав пациентов и получателей социальных услуг и их обсуждение и разрешение с администрацией стационарных организаций и (или) с государственными и муниципальными органами и организациями по компетенции;
2) взаимодействие с гражданами, общественными организациями по вопросам защиты прав пациентов и получателей социальных услуг: прием и анализ поступающих от них заявлений о фактах нарушения прав пациентов и получателей социальных услуг;
3) анализ ситуации, связанной с защитой прав пациентов и получателей социальных услуг в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации и выработка на основе этого предложений органам государственной власти Российской Федерации в сфере защиты прав пациентов и получателей социальных услуг;
4) информирование общества, в том числе с использованием средств массовой информации и сети Интернет о ситуации в сфере защиты прав пациентов и получателей социальных услуг, инициирование и проведение общественных слушаний актуальных проблем в данной области в Общественной палате Российской Федерации (далее - Общественная палата), общественных палатах субъектов Российской Федерации.
5) организация взаимодействия с профессиональными сообществами в области защиты прав пациентов и получателей социальных услуг, привлечение их представителей и специалистов к участию в деятельности Службы в качестве доверенных специалистов;
6) осуществление международного сотрудничества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, участие в работе международных организаций, международных конференций, совещаний и других мероприятиях.
Статья 6. Структура Службы по защите прав пациентов и получателей социальных услуг
1. Служба состоит из:
- центральной комиссии Службы (далее - центральная комиссия), координирующей деятельность Службы, представителей Службы и комиссий в субъектах Российской Федерации, доверенных специалистов;
- комиссий в субъектах Российской Федерации, в которые объединяются представители Службы в субъекте Российской Федерации с целью координации своей деятельности;
- представителей Службы в субъекте Российской Федерации (далее - представитель Службы), получивших в установленном настоящим Федеральным законом порядке мандат Службы на осуществление деятельности по защите прав пациентов и получателей социальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации;
- доверенных специалистов, которые формируются из лиц с высшим профессиональным образованием в сфере охраны здоровья граждан, социальных дисциплин, юриспруденции, образования и привлекаются представителями Службы к своей деятельности с целью получения консультативной помощи по вопросам их профессиональной компетенции.
2. Центральная комиссия и комиссии в субъектах Российской Федерации не являются юридическими лицами, действуют в течение срока и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Получатели услуг, предоставляемых Службой
Служба оказывает помощь пациентам и получателям социальных услуг, их законным представителям, попечителям граждан, ограниченных в дееспособности, в период их пребывания в стационарной организации. По согласованию с ними консультации по вопросам защиты прав пациентов и получателей социальных услуг могут получать иные лица.
Статья 8. Требования к членам центральной комиссии, членам комиссий и представителям Службы в субъектах Российской Федерации
1. Членом центральной комиссии, членом комиссии и представителем Службы в субъекте Российской Федерации может быть совершеннолетний гражданин Российской Федерации любого пола, имеющий образование не ниже среднего общего и опыт деятельности в области защиты прав граждан не менее трех лет или имеющий среднее профессиональное или высшее образование в сфере юриспруденции или социальных дисциплин.
2. Членом центральной комиссии, членом комиссии и представителем Службы в субъекте Российской Федерации не может быть лицо:
1) имеющее не снятую или непогашенную судимость;
2) подозреваемое и обвиняемое - до прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;
3) подсудимое - до вынесения оправдательного приговора, вступившего в законную силу или прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;
4) подвергнутое применению принудительных мер медицинского характера;
5) признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) имеющее двойное гражданство;
7) не отвечающее требованиям, указанным в части 1 данной статьи.
3. Членом центральной комиссии, членом комиссии и представителем Службы в субъекте Российской Федерации не может быть лицо, замещающее государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, государственные должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должности муниципальной службы, а также сотрудники стационарных организаций.
4. Одно лицо не может быть одновременно членом центральной комиссии и представителем Службы в субъекте Российской Федерации. В случае избрания в состав центральной комиссии представителя Службы в субъекте Российской Федерации он обязан сложить свои полномочия представителя Службы в субъекте Российской Федерации.
Статья 9. Состав и порядок формирования центральной комиссии.
1. Центральная комиссия формируется советом Общественной палаты Российской Федерации (далее - совет Общественной палаты) из кандидатур, предложенных общественными организациями в порядке, установленном настоящей статьей.
2. В состав центральной комиссии входит не менее 15 и не более 50 человек.
3. Численный состав центральной комиссии устанавливается на срок ее полномочий советом Общественной палаты по итогам рассмотрения заявлений от кандидатов в члены центральной комиссии и характеризующих их материалов, поступивших в совет Общественной палаты в порядке, установленном частями 6 и 7 настоящей статьи.
4. Решением совета Общественной палаты число членов действующего состава центральной комиссии может быть изменено по результатам рассмотрения мотивированного ходатайства от представителей Службы и от комиссий в субъекте Российской Федерации и по ходатайству от члена (ов) центральной комиссии.
5. С целью обеспечения непрерывности деятельности центральной комиссии совет Общественной палаты принимает одно из следующих решений:
- число членов центральной комиссии устанавливается достаточным, чтобы убытие из ее состава по разным причинам одного и более членов не привело к уменьшению установленного частью 2 настоящей статьи минимального числа членов центральной комиссии, влекущее приостановление ее деятельности;
- образование группы кандидатов в члены центральной комиссии, сформированной из числа кандидатов от общественных организаций, которые не вошли в действующий состав центральной комиссии.
6. Уведомление о начале и окончании срока выдвижения кандидатур в центральную комиссию нового состава, а также перечень сведений, которые необходимо предоставить общественной организацией о своей деятельности и о выдвигаемой ей кандидатуре в члены центральной комиссии размещается секретарем Общественной палаты Российской Федерации (далее - Общественная палата) на официальном сайте Общественной палаты в сети Интернет и в "Российской газете" не позднее, чем за 90 дней до истечения срока полномочий предыдущего состава центральной комиссии.
7. Перечень сведений, которые предоставляются в совет Общественной палаты о кандидатуре в члены центральной комиссии, включает информацию о соответствии данного кандидата требованиям, установленным в статье 8 настоящего Федерального закона, информацию о соответствии выдвигающей данную кандидатуру общественной организации требованиям, установленным частью 9 настоящей статьи, и личное заявление от выдвигаемого кандидата о согласии быть членом центральной комиссии. Форма заявления от общественной организации и форма личного заявления от выдвигаемого кандидата в члены центральной комиссии разрабатываются и утверждаются советом Общественной палаты и размещаются на официальном сайте в сети Интернет Общественной палаты.
8. В сроки, указанные в части 6 настоящей статьи, общественные организации направляют в совет Общественной палаты заявление о выдвижении своих кандидатов в состав центральной комиссии и сведения, установленные частью 7 настоящей статьи.
9. Правом выдвигать кандидатуры в члены центральной комиссии обладают:
1) общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации, имеющие государственную регистрацию, осуществляющие свою деятельность не менее трех лет со дня создания, уставной целью или направлением деятельности которых является защита прав и свобод граждан;
2) профессиональные объединения работников сферы охраны здоровья граждан, образования, социальной защиты;
3) научные организации и организации высшего профессионального образования;
4) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
5) Общественная палата Российской Федерации;
6) Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
10. К выдвижению кандидатур в члены центральной комиссии не допускаются общественные организации:
1) которым в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности") вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости осуществления экстремистской деятельности - в течение одного года со дня вынесения предупреждения, если оно не было признано судом незаконным;
2) деятельность которых приостановлена в соответствии с Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", если решение о приостановлении не было признано судом незаконным;
3) зарегистрированные менее чем за один год до дня истечения срока полномочий центральной комиссии действующего состава;
4) если у двух и более выдвинутых ранее этой общественной организацией представителей Службы в течение трех последних лет были прекращены полномочия по основанию, предусмотренному пунктом два статьи двенадцатой настоящего Федерального закона.
11. Кандидатами в члены центральной комиссии могут быть выдвинуты лица, отвечающие требованиям, изложенным в статье 8 настоящего Федерального закона.
12. Размещение на официальном сайте Общественной палаты информации, указанной в части 6 и 7 настоящей статьи, считается днем инициирования Общественной палатой процедуры формирования нового состава центральной комиссии.
13. Не позднее 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 6 настоящей статьи, по результатам обсуждения сведений, предоставленных в соответствии с частью 6 и 7 настоящей статьи, совет Общественной палаты на совеем заседании утверждает состав центральной комиссии.
14. При несоответствии общественной организации требованиям, указанным в части 9 настоящей статьи, и (или) при несоответствии выдвигаемых ею кандидатур в члены центральной комиссии требованиям, установленным в статье 8 настоящего Федерального закона, совет Общественной палаты выносит решение об отказе в участии в выдвижении кандидатов в члены центральной комиссии данной общественной организации и (или) выдвинутой ею кандидатуре.
15. Решение совета Общественной палаты об отказе общественной организации и (или) ее кандидатурам к участию в выдвижении в члены центральной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Не позднее, чем через 10 рабочих дней со дня утверждения советом Общественной палаты нового состава центральной комиссии членам центральной комиссии выдается удостоверенный секретарем Общественной палаты мандат члена центральной комиссии, являющийся документом, подтверждающим их полномочия. Член центральной комиссии пользуется мандатом в течение срока своих полномочий.
17. Мандат члена центральной комиссии содержит паспортные данные члена центральной комиссии, начало и окончание срока его полномочий. Образец мандата члена центральной комиссии разрабатывается и утверждается советом Общественной палаты и размещается в сети Интернет на сайте Общественной палаты в срок не более 30 дней после уведомления о начале срока выдвижения кандидатур в состав центральной комиссии нового состава.
18. Центральная комиссия считается образованной, если число назначенных ее членов соответствует требованиям, перечисленным в части 2 настоящей статьи.
19. Первое заседание центральной комиссии должно быть проведено не позднее 30 дней со дня ее образования. На первом заседании центральной комиссии утверждается ее регламент, избирается секретарь и заместитель секретаря центральной комиссии.
20. Полномочия центральной комиссии, ее членов, секретаря и заместителя секретаря начинаются с момента их избрания на первом заседании центральной комиссии нового состава.
21. Полномочия предыдущего состава центральной комиссии прекращаются со дня первого заседания ее нового состава.
22. Срок полномочий центральной комиссии составляет три года.
23. Сообщение о том, что центральная комиссия образована в правомочном составе, размещается на официальном сайте Общественной палаты в сети Интернет и в "Российской газете" секретарем Общественной палаты.
24. На официальном сайте Общественной палаты в сети Интернет секретарем или заместителем секретаря Общественной палаты размещается следующая актуальная информация о центральной комиссии:
- сроки полномочий центральной комиссии действующего состава;
- сведения о членах центральной комиссии: образование, профессия, опыт профессиональной деятельности (место и время трудового стажа), данные об общественной организации, которая выдвинула его кандидатуру для участия в работе центральной комиссии;
- состав центральной комиссии и все вносимые в него изменения;
- сообщения о приостановлении или прекращении деятельности действующего состава центральной комиссии или ее членов с указанием причин и конкретных сроков прекращения ее деятельности;
- место нахождения центральной комиссии, почтовый и электронный адрес для направления корреспонденции.
Статья 10. Задачи, полномочия и порядок деятельности центральной комиссии
1. Основными задачами центральной комиссии являются:
1) участие в формировании и реализации государственной политики в сфере защиты прав пациентов и получателей социальных услуг;
2) утверждение кандидатур и ведение реестра представителей Службы в субъектах Российской Федерации;
3) утверждение кандидатур и ведение реестра доверенных специалистов;
4) оказание представителям Службы и комиссиям в субъектах Российской Федерации организационной, методической и информационной помощи, в том числе в связи с обращениями, заявлениями и жалобами от лиц, указанных в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
5) осуществление координации деятельности представителей Службы и комиссий в субъектах Российской Федерации;
6) рассмотрение обращений, заявлений и жалоб, которые поданы лицами, перечисленными в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона в центральную комиссию и не относятся к компетенции органов власти, должностных лиц, органов прокуратуры и судов;
7) рассмотрение обращений, заявлений и жалоб, связанных с деятельностью представителей Службы и комиссий в субъектах Российской Федерации;
8) взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и их должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации и Общественными палатами субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в области защиты прав пациентов и получателей социальных услуг;
9) взаимодействие с профессиональными сообществами, с общественными организациями в области защиты прав пациентов и получателей социальных услуг, содействие реализации гражданских инициатив, направленных на защиту прав пациентов и получателей социальных услуг;
10) проведение мероприятий (общественных обсуждений, слушаний) по вопросам своей деятельности;
11) анализ эффективности деятельности представителей Службы и комиссий в субъектах Российской Федерации и подготовка предложений по ее совершенствованию на основе предоставляемых ими раз в полугодие отчетов, форма, структура и содержание которых устанавливаются центральной комиссией;
12) в срок не более 30 дней от момента утверждения советом Общественной палаты состава центральной комиссии разработка и (или) утверждение форм и содержания отчетных документов о деятельности представителей Службы и комиссий в субъектах Российской Федерации, порядок их предоставления в центральную комиссию, образец мандата представителя Службы в субъекте Российской Федерации с размещением этой информации в сети Интернет на официальном сайте Общественной палаты секретарем Общественной палаты;
13) публикация в открытой печати и размещение в сети Интернет на официальном сайте Общественной палаты Российской Федерации материалов о деятельности Службы;
14) подготовка и направление по окончании календарного года Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации обзорного доклада о защите прав пациентов и получателей социальных услуг в стационарных организациях и его размещение в сети Интернет на официальном сайте Общественной палаты Российской Федерации;
15) решение иных вопросов организации деятельности Службы по защите прав пациентов и получателей социальных услуг.
2. Центральная комиссия вправе:
1) проводить совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами обсуждение вопросов, касающихся обеспечения защиты прав пациентов и получателей социальных услуг, в том числе путем проведения совместных заседаний;
2) создавать экспертные, научно-консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и приглашать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций по защите прав пациентов и получателей социальных услуг, медицинских профессиональных сообществ, доверенных специалистов и иных лиц, обладающих познаниями в области защиты прав и свобод граждан;
3) заключать соглашения о сотрудничестве с профильными общественными организациями, медицинскими профессиональными сообществами, иными лицами, обладающими познаниями в области защиты прав и свобод граждан о проведении совместной деятельности по защите прав пациентов и получателей социальных услуг;
4) участвовать в иной деятельности в сфере защиты прав пациентов и получателей социальных услуг, не противоречащей настоящему Федеральному закону и иным законам, перечисленным в статье 3 настоящего Федерального закона.
3. Решения принимаются центральной комиссией путем открытого голосования не менее половины членов ее действующего состава.
4. Секретарь центральной комиссии и его заместитель не обладают преимуществом при проведении процедуры голосования членами центральной комиссии.
5. Решения центральной комиссии по вопросам деятельности представителей Службы в субъектах Российской Федерации и по координации деятельности центральной комиссии с представителями Службы и комиссиями в субъектах Российской Федерации принимаются при участии в обсуждении данного вопроса представителя (лей) Службы соответствующего субъекта Российской Федерации и являются обязательными для исполнения представителями Службы и комиссиями в субъекте Российской Федерации.
6. Органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, должностные лица обязаны оказывать содействие центральной комиссии в проведении совместных мероприятий, заседаний по рассмотрению и разрешению вопросов, относящихся к сфере защиты прав пациентов и получателей социальных услуг.
7. Представители органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных организаций, профильных профессиональных сообществ, доверенные специалисты обязаны принимать участие в организуемых центральной комиссией совместных мероприятиях и заседаниях по рассмотрению и разрешению вопросов, относящихся к сфере защиты прав пациентов и получателей социальных услуг.
8. При невозможности участия по объективным причинам лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, в мероприятиях, организуемых центральной комиссией, они обязаны сообщить в центральную комиссию о невозможности участия в запланированном мероприятии и предоставить в письменной форме свои предложения по обсуждаемым вопросам.
Статья 11. Участие членов центральной комиссии в ее работе
1. Члены центральной комиссии принимают личное участие в ее заседаниях. Для иногородних членов центральной комиссии допускается участие в заседаниях центральной комиссии с использованием современных средств связи в on-line режиме, а также возможность выражения своего мнения по вопросам, включенным в повестку дня, в письменной форме, направляемой электронной или обычной почтой, факсимильной связью (за исключением обсуждения наиболее резонансных и принципиально значимых вопросов).
2. Члены центральной комиссии вправе свободно высказывать свое мнение по любому обсуждаемому на заседании центральной комиссии вопросу.
3. Члены центральной комиссии при осуществлении своих полномочий не связаны решениями общественных организаций, которые выдвинули их кандидатуры в члены центральной комиссии.
Статья 12. Регламент деятельности центральной комиссии
1. Центральная комиссия разрабатывает и утверждает регламент своей деятельности на первом заседании центральной комиссии. Центральные комиссии последующих составов могут разрабатывать и утверждать новый регламент своей деятельности или вносить изменения и дополнения в регламент, принятый комиссий первого (предыдущего) состава.
2. Регламентом деятельности центральной комиссии устанавливается:
1) порядок участия членов центральной комиссии в ее деятельности;
2) порядок проведения заседаний центральной комиссии, их периодичность и правомочность;
3) порядок подготовки и рассмотрения вопросов, подлежащих рассмотрению на очередном заседании центральной комиссии;
4) формы и порядок принятия решений центральной комиссией;
5) полномочия и порядок деятельности секретаря и заместителя секретаря центральной комиссии;
6) форма и порядок ведения реестра представителей Службы в субъектах Российской Федерации и реестра доверенных специалистов;
7) форма и порядок получения мандата представителя Службы в субъекте Российской Федерации и удостоверения доверенного специалиста;
8) порядок организации комиссии в субъекте Российской Федерации;
9) форма соглашения о совместной деятельности представителей Службы при отсутствии комиссии в субъекте российской федерации;
10) порядок посещения членами центральной комиссии стационарных организаций;
11) порядок получения, предоставления и форма отчетов от представителей Службы и комиссий в субъектах Российской Федерации по их деятельности и по ситуации, связанной с защитой прав пациентов и получателей социальных услуг;
12) порядок проведения мероприятий по вопросам своей деятельности;
13) порядок формирования и деятельности организованных в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона советов и органов;
14) форма и порядок заключения соглашений о сотрудничестве с организациями и органами, указанными в пункте 3 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;
15) порядок обработки и защиты персональных данных и иной конфиденциальной информации о пациентах и получателях социальных услуг, ставшей известной членам центральной комиссии;
16) порядок подготовки и публикации ежегодного доклада о деятельности Службы и состоянии вопроса по защите прав пациентов и получателей социальных услуг;
17) порядок формирования и предоставления материалов о деятельности Службы в соответствии с пунктами 13 и 14 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона;
18) порядок иных вопросов внутренней организации и форм деятельности центральной комиссии и представителей Службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 13. Приостановление и досрочное прекращение полномочий центральной комиссии
1. Полномочия центральной комиссии приостанавливаются в порядке, предусмотренном регламентом Общественной палаты, при уменьшении числа членов центральной комиссии ниже требований, установленных частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
2. Полномочия центральной комиссии досрочно прекращаются в порядке, предусмотренном регламентом Общественной палаты, в случае:
1) выявления в деятельности центральной комиссии нарушений Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, при осуществлении деятельности, противоречащей целям и задачам, определенным настоящим Федеральным законом;
2) при неисполнении большинством ее членов своих обязанностей без уважительных причин.
3. Решение совета Общественной палаты о приостановлении или досрочном прекращении деятельности центральной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. После досрочного прекращения полномочий центральной комиссии с целью возобновления ее деятельности совет Общественной палаты в течение 30 дней инициирует процедуру формирования центральной комиссии в новом составе в соответствии с порядком, установленным статьей 9 настоящего Федерального закона.
5. После приостановления полномочий центральной комиссии с целью возобновления ее деятельности совет Общественной палаты в течение 30 дней инициирует процедуру внесения изменений в состав центральной комиссии в соответствии с порядком, установленным пунктом 5 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Статья 14. Приостановление и досрочное прекращение полномочий члена центральной комиссии
1. Полномочия члена центральной комиссии приостанавливаются в порядке, предусмотренном регламентом Общественной палаты, при наличии одного из следующих оснований:
1) предъявление ему в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, обвинения в совершении преступления, привлечение в качестве подозреваемого или обвиняемого до прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения вступившего в законную силу оправдательного приговора в отношении данного лица;
2) назначение ему административного наказания в виде административного ареста;
3) подача общественной организацией, выдвинувшей кандидатуру в члены центральной комиссии, мотивированного письменного ходатайства о прекращении ее полномочий - с момента поступления и регистрации до момента отклонения или удовлетворения такого ходатайства советом Общественной палаты.
2. Полномочия члена центрально комиссии досрочно прекращаются в порядке, предусмотренном регламентом Общественной палаты, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) подача им заявления о прекращении его полномочий;
2) вступление в законную силу вынесенного в отношении его обвинительного приговора;
3) вступление в законную силу решения суда о признании члена центральной комиссии безвестно отсутствующим либо умершим;
4) признание его недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
5) назначения его на государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должность муниципальной службы;
6) неспособность его по состоянию здоровья участвовать в работе центральной комиссии;
7) утрата гражданства Российской Федерации либо появление второго гражданства;
8) мотивированное ходатайство общественного объединения или негосударственной некоммерческой организации о прекращении полномочий выдвинутого ими в качестве кандидата члена центральной комиссии;
9) систематическое неисполнение членом центральной комиссии своих полномочий и обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо нарушение им требований законодательства Российской Федерации.
3. Решение совета Общественной палаты о приостановлении или досрочном прекращении полномочий члена центральной комиссии может быть им обжаловано в судебном порядке в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Организация деятельности Службы в субъекте Российской Федерации
1. При назначении центральной комиссией в один субъект Российской Федерации трех и более представителей Службы они образуют комиссию Службы в субъекте Российской Федерации.
2. Комиссия Службы в субъекте Российской Федерации образуется для исполнения следующих задач:
1) организация силами представителей Службы в субъекте Российской Федерации, в том числе с привлечением доверенных специалистов, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, личного приема, консультирования посредством средств связи, приема и разрешения с администрацией стационарных организаций, государственных и муниципальных органов и организаций по компетенции обращений, заявлений и жалоб лиц, перечисленных в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по вопросам защиты прав пациентов и получателей социальных услуг;
2) координация деятельности представителей Службы в соответствующем субъекте Российской Федерации;
3) взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, профессиональными сообществами, стационарными организациями и гражданами по вопросам защиты прав пациентов и получателей социальных услуг и обеспечения деятельности представителей Службы в субъекте Российской Федерации;
4) сбор и анализ информации о соблюдении прав пациентов и получателей социальных услуг в соответствующем субъекте Российской Федерации, выработка по данным материалам предложений органам государственной и муниципальной власти, а также подготовка отчетов, их публикация в открытой печати и предоставление раз в полугодие в центральную комиссию по форме и в порядке, установленном центральной комиссией;
5) размещение через представителей Службы в субъектах Российской Федерации в стационарных организациях в местах, доступных для лиц, перечисленных в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также в сети Интернет на официальном сайте Общественной палаты Российской Федерации информации о месте нахождения и контактных данных центральной комиссии, членов центральной комиссии, комиссии в субъекте Российской Федерации и представителей Службы в субъекте Российской Федерации, режиме их работы, порядке обжалования решений и действий (бездействия) комиссии в субъекте Российской Федерации и представителей Службы в субъекте Российской Федерации;
6) предоставление сведений в центральную комиссию о привлеченных доверенных специалистах для включения их в реестр доверенных специалистов.
3. Комиссия в субъекте Российской Федерации вправе:
1) инициировать совместные мероприятия с представителями территориальных органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений, иных организаций, их должностных лиц в целях рассмотрения вопросов обеспечения защиты прав пациентов и получателей социальных услуг;
2) создавать экспертные, научно-консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и приглашать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций по защите прав и свобод граждан, медицинских профессиональных сообществ, доверенных специалистов и иных лиц, обладающих познаниями в области защиты прав пациентов и получателей социальных услуг;
3) заключать соглашения о сотрудничестве с профильными общественными организациями, медицинскими профессиональными сообществами, доверенными специалистами и иными лицами, обладающими познаниями в области защиты прав и свобод граждан о проведении совместной деятельности по защите прав пациентов и получателей социальных услуг;
4) участвовать в иной деятельности в сфере защиты прав пациентов и получателей социальных услуг, не противоречащей настоящему Федеральному закону и иным законам, перечисленным в статье 3 настоящего Федерального закона.
4. Решение об организации комиссии Службы в субъекте Российской Федерации инициируется решением центральной комиссии, которое в письменной и электронной форме направляется секретарем центральной комиссии или его заместителем всем представителям Службы в данном регионе Российской Федерации, либо по инициативе любого представителя (лей) Службы в субъекте Российской Федерации при наличии условия, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
5. Решение об организации комиссии в субъекте Российской Федерации принимается центральной комиссией в порядке, установленном центральной комиссией.
6. Первое заседание комиссии в субъекте Российской Федерации должно быть организовано представителями Службы в данном субъекте Российской Федерации в течение 30 дней после вынесения соответствующего решения центральной комиссией.
7. На первом заседании комиссии в субъекте Российской Федерации выбирается ее секретарь, который ведет делопроизводство комиссии.
8. Решения комиссии в субъекте Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинства голосов составляющих ее представителей Службы и являются обязательными к исполнению для всех представителей Службы в данном субъекте Российской Федерации.
9. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, должностные лица обязаны оказывать содействие комиссии в субъекте Российской Федерации в проведении совместных мероприятий, заседаний по рассмотрению и разрешению вопросов, относящихся к сфере защиты прав пациентов и получателей социальных услуг.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны рассматривать в течение одного месяца поступившие от представителей Службы предложения и давать им аргументированные ответы, которые, равно как игнорирование предложений, могут быть обжалованы вышестоящему руководству или в органы прокуратуры.
10. Представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, профильных профессиональных сообществ, доверенные специалисты обязаны принимать участие в организуемых комиссией субъекте Российской Федерации совместных мероприятиях и заседаниях по рассмотрению и разрешению вопросов, относящихся к сфере защиты прав пациентов и получателей социальных услуг.
11. При невозможности участия по объективным причинам лиц, указанных в части 10 настоящей статьи, в мероприятиях, организуемых комиссией Службы в субъекте Российской Федерации, они обязаны сообщить о невозможности участия в запланированном мероприятии и предоставить в письменной форме свои предложения по обсуждаемым вопросам.
12. При отсутствии комиссии в субъекте Российской Федерации исполнение ее задач и полномочий возлагается на представителей (я) Службы в данном субъекте Российской Федерации.
13. При отсутствии комиссии в субъекте Российской Федерации с целью координации деятельности представителей Службы в данном субъекте Российской Федерации между ними заключается соглашение о совместной деятельности, форма и содержание которого утверждаются центральной комиссией и размещаются в сети Интернет на официальном сайте Общественной палаты.
Статья 16. Регламент деятельности комиссии Службы в субъекте Российской Федерации
1. Регламент комиссии Службы в субъекте Российской Федерации разрабатывается входящими в ее состав представителями Службы по форме, утвержденной и размещенной на официальном сайте Общественной палаты в сети Интернет, и утверждается центральной комиссией.
2. Регламентом деятельности комиссии Службы в субъекте Российской Федерации регулируются:
1) проведение заседаний комиссии Службы в субъекте Российской Федерации: их периодичность и порядок проведения, порядок принятия решений, их обязательность для членов комиссии и доверенных специалистов, порядок оспаривания решений комиссии в субъекте Российской Федерации в центральной комиссии;
2) координацию деятельности представителей Службы в соответствующем субъекте Российской Федерации, их взаимодействие с администрацией стационарных организаций и лицами, перечисленными в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
3) взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, стационарными организациями, иными органами и организациями в целях координации деятельности представителей Службы в соответствующем субъекте Российской Федерации: проведение совместных заседаний и других мероприятий, выработка предложений для органов власти;
4) порядок предоставления представителями Службы в комиссию Службы в субъекте Российской Федерации отчетов о своей работе в форме, утвержденной центральной комиссией;
5) порядок размещения информации о деятельности комиссии в субъекте Российской Федерации и представителей Службы в субъекте Российской Федерации.
Статья 17. Порядок наделения полномочиями представителя Службы в субъекте Российской Федерации
1. Представители Службы в субъекте Российской Федерации утверждаются центральной комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 8 настоящего Федерального закона, и при соблюдении порядка их выдвижения, установленного частями 6-7 настоящей статьей.
2. Численный состав представителей Службы в субъекте Российской Федерации устанавливается решением центральной комиссии, исходя из количества стационарных организаций и числа зарегистрированных пациентов и получателей социальных услуг в данном субъекте Российской Федерации, а также по итогам рассмотрения заявлений и иных материалов о кандидатах в представители Службы в субъекте Российской Федерации, поступивших в соответствии с настоящей статьей. Решением центральной комиссии ранее установленный численный состав представителей Службы в субъекте Российской Федерации может быть изменен по мотивированному ходатайству представителей Службы.
3. Уведомление о начале и окончании процедуры выдвижения кандидатур в представители Службы в субъекте Российской Федерации размещается секретарем Общественной палаты на официальном сайте Общественной палаты в сети Интернет не позднее, чем за месяц до установленного центральной комиссией срока их утверждения центральной комиссией.
4. Правом выдвигать кандидатуры в представители Службы в субъекте Российской Федерации обладают организации, указанные в части 9 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также уполномоченный по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации и региональная общественная палата.
5. К выдвижению кандидатур в представители Службы в субъекте Российской Федерации не могут быть допущены организации, указанные в части 10 статьи 9 настоящего Федерального закона.
6. В сроки, указанные в части 3 настоящей статьи, организации и лица, указанные в части 4 настоящей статьи, направляют в центральную комиссию заявление о выдвижении своих кандидатов в представители Службы в конкретном субъекте Российской Федерации, оформленные решениями руководящих коллегиальных органов соответствующих организаций, а также личное заявление предложенных кандидатов об их согласии стать представителями Службы в конкретном субъекте Российской Федерации. В заявлении должна быть указана информация о соответствии данной организации требованиям, указанным в части 9 и 10 статьи 9 настоящего Федерального закона, и информация о соответствии выдвигаемого ими кандидата в представители Службы требованиям, указанным в статье 8 настоящего Федерального закона. Форма подаваемого заявления о выдвижении кандидата в представители Службы разрабатывается и утверждается центральной комиссией и размещается на официальном сайте в сети Интернет Общественной палаты.
7. Центральная комиссия не позднее 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 3 настоящей статьи, по результатам обсуждения личных заявлений кандидатов в представители Службы и поданных общественными организациями в соответствии с частью 6 настоящей статьи заявлений утверждает представителей Службы в конкретном субъекте Российской Федерации.
8. При несоответствии организации требованиям, указанным в части 9 статьи 9 настоящего Федерального закона, и (или) при несоответствии выдвигаемым ими кандидатам в представители Службы требованиям, указанным в статье 8 настоящего Федерального закона, центральная комиссия выносит решение об отказе данной общественной организации и (или) ее кандидатам к участию в выдвижении кандидатов в представители Службы.
9. Решение центральной комиссии об отказе организации и их кандидатам в участии в выдвижении в представители Службы может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Полномочия представителя Службы в субъекте Российской Федерации начинаются с момента его утверждения центральной комиссией.
11. Срок полномочий представителя Службы в субъекте Российской федерации составляет три года.
12. Реестр представителей Службы в субъектах Российской Федерации формируется центральной комиссией, в письменном и в электронном виде направляется ответственным секретарем центральной комиссии в комиссии субъектов Российской Федерации и передается секретарю Общественной палаты, который размещается его на официальном сайте Общественной палаты в сети Интернет.
13. Не позднее чем через 10 рабочих дней со дня утверждения центральной комиссией избранному представителю Службы в субъекте Российской Федерации в порядке, утвержденным центральной комиссией, выдается утвержденный ответственным секретарем центральной комиссии мандат представителя Службы в конкретном субъекте (субъектах) Российской Федерации.
14. Мандат представителя службы в субъекте Российской Федерации содержит паспортные данные представителя Службы, его права и обязанности по защите прав пациентов и получателей социальных услуг, указание конкретного субъекта или нескольких субъектов Российской Федерации, на территории которого (рых) действуют его полномочия, и срок начала и окончания полномочий. Образец мандата представителя Службы в субъекте Российской Федерации утверждается советом Общественной палаты Российской Федерации и размещается ее секретарем на официальном сайте Общественной палаты в сети Интернет.
Статья 18. Права, обязанности и полномочия представителя Службы
1. Представитель Службы вправе:
1) при предъявлении мандата представителя Службы в субъекте Российской Федерации посещать без специального разрешения стационарные организации, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона, их подразделения и вспомогательные помещения с учетом требований установленного в них лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режима и правил внутреннего распорядка;
2) общаться наедине или в присутствии доверенного специалиста с лицами, указанными в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
3) принимать от лиц, указанных в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона жалобы, обращения и заявления о нарушении прав пациентов и получателей социальных услуг, которые подаются представителю Службы в письменной форме; при отсутствии у подателя обращения, жалобы и заявления объективной возможности составления их в письменной форме представитель Службы самостоятельно оформляет жалобу, обращение и заявление в письменной форме, которые подписываются их подателем или его законным представителем;
4) оказывать содействие лицам, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в составлении и подаче заявлений, обращений и жалоб о фактах нарушения их прав в органы государственной власти Российской Федерации по их компетенции, в прокуратуру, в суд, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации;
5) консультировать лиц, указанных в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по вопросам защиты прав пациентов и получателей социальных услуг;
6) при отсутствии достаточной собственной компетенции по защите прав пациентов и получателей социальных услуг прибегать к услугам доверенных специалистов и (или) решать вопрос о получении бесплатной юридической помощи по проблемным вопросам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) при получении обращений, жалоб и заявлений от лиц, указанных в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, взаимодействовать с администрацией стационарной организации по разрешению проблем, связанных с нарушением прав пациентов и получателей социальных услуг;
8) оказывать содействие лицам, указанным в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в получении бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения и документы, необходимые для защиты прав пациентов и получателей социальных услуг, в органах государственной власти Российской Федерации, органах местного самоуправления, которые обязаны с соблюдением требований законодательства Российской Федерации предоставлять запрашиваемые сведения;
10) обращаться по вопросам защиты прав пациентов и получателей социальных услуг в органы прокуратуры Российской Федерации, органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Общественную палату и общественные палаты субъектов Российской Федерации;
11) обращаться в органы опеки и попечительства субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав пациентов и получателей социальных услуг;
12) обращаться по компетенции в органы прокуратуры Российской Федерации, органы государственной власти Российской Федерации с заявлением о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решении или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав пациентов и получателей социальных услуг;
13) привлекать к своей деятельности доверенных специалистов, в том числе при посещении стационарных организаций в соответствии с порядком, указанном в части 1 статьи 19 и частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона;
14) размещать в доступном для лиц, указанных в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, месте и по образцу, разрабатываемому и утверждаемому центральной комиссией, информацию о правах пациентов и получателей социальных услуг, о деятельности общественных защитников, о персональных и контактных данных членов центральной комиссии, представителей Службы в субъекте Российской Федерации и доверенных специалистах;
15) осуществлять другие полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
2.Обращения в органы и организации, указанные в пунктах 9-12 части 1 настоящей статьи, подаются представителем Службы в письменной форме или в электронном виде, подлежат обязательному рассмотрению в течение 30 суток со дня получения запроса с обязательным уведомлением инициатора запроса о результатах их рассмотрения.
3. Представители Службы обязаны:
1) соблюдать положения законодательства Российской Федерации, включая нормативные правовые акты и внутренние инструкции, регулирующие работу стационарных организаций;
2) выполнять законные требования администрации стационарных организаций; соблюдать, требования лечебно-охранительного и противоэпидемического режимов и правила внутреннего распорядка стационарной организации, санитарные правила и меры личной безопасности при осуществлении своих полномочий;
3) при выявлении нормативного правового акта, нарушающего права лиц с психическими расстройствами, организовать подачу административного искового заявления о признании данного акта не действующим полностью или в части, нарушающей права лиц с психическими расстройствами, в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации от 15 сентября 2015 года;
4) при выявлении незаконных требований со стороны администрации стационарной организации организовать обжалование данных требований в вышестоящих организациях, органах прокуратуры, в судебном порядке;
5) учитывать при осуществлении своих полномочий особенности психического и соматического состояния лиц с психическими расстройствами;
6) не создавать препятствий осуществлению медицинской деятельности и деятельности по социальному обслуживанию лиц с психическими расстройствами в стационарных организациях.
4. Полномочия и обязанности представителя Службы, перечисленные в части 1 и 3 настоящей статьи распространяются на полномочия и обязанности членов центральной комиссии.
5. Наряду с общими с членами центральной комиссии обязанностями представители Службы также обязаны:
1) в соответствии с регламентом, установленным региональной комиссией, проводить личный прием лиц, указанных в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и оказывать им консультативную помощь посредством различных средств связи (дистанционное консультирование);
2) дистанционное консультирование осуществляется на основе использования современных информационных технологий;
3) организовать в стационарной организации для лиц, указанных в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, возможность подачи письменных обращений, жалоб и заявлений: ящик для приема обращений, заявлений и жалоб, а также прием обращений посредством различных средств связи;
4) информировать пациентов и получателей социальных услуг, имеющих ограничения в передвижении или в общении, о целях и задачах Службы и способах обращения в Службу доступными для таких лиц способами.
6. Представители Службы, в том числе члены центральной комиссии, не праве осуществлять деятельность по защите прав пациентов и получателей социальных услуг в стационарной организации, где содержится или работает их близкий родственник (супруг или супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).
О наличии данных обстоятельств представитель Службы обязан поставить в известность центральную комиссию и руководителя соответствующей стационарной организации.
При наличии данных обстоятельств руководитель стационарной организации вправе своим приказом или распоряжением не допустить представителя Службы для исполнения своих полномочий в стационарную организацию. Копия приказа или распоряжения об отказе в посещении стационарной организации передается представителю Службы в течение двух рабочих дней. Данный приказ или распоряжение могут быть обжалованы представителем Службы при согласовании с центральной комиссией в орган государственной власти Российской Федерации по компетенции.
7. Сферы осуществления полномочий членами центральной комиссии и представителями Службы в субъектах Российской Федерации:
1) для членов Центральной комиссии - на всю территорию Российской Федерации;
2) для представителей Службы в субъекте Российской Федерации - на территорию указанного в мандате представителя Службы в субъекте Российской Федерации, выданном в соответствии с частями 13-14 статьи 17 настоящего Федерального закона;
3) центральная комиссия вправе поручить представителю Службы в субъекте Российской Федерации с его согласия осуществлять свои полномочия в другом (других) субъектах Российской Федерации, о чем указывается в мандате представителя Службы в субъекте Российской Федерации, выданном в соответствии с частями 13-14 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Статья 19. Организация деятельности представителя Службы в стационарной организации
1. Деятельность представителя Службы в стационарной организации осуществляется в соответствии с нижеприводимыми требованиями:
1) представитель Службы в субъекте Российской Федерации предоставляет стационарной организации план-график своей работы в стационарной организации на срок не менее месяца;
2) члены центральной комиссии информирует администрацию стационарной организации о дате и времени запланированного ими посещения стационарной организации не менее чем за сутки;
3) график личного приема представителем Службы пациентов и получателей социальных услуг в стационарной организации, в том числе совместно с доверенными специалистами, а также информация о способах подачи обращений, заявлений и жалоб в центральную комиссию, представителям Службы и в комиссию субъекта Российской Федерации размещается им в стационарной организации в местах общего доступа;
4) информация о времени и месте приема членами центральной комиссии, представителем Службы, в том числе с доверенными специалистами лиц, указанных в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также информация о способах подачи обращений, заявлений и жалоб в центральную комиссию и представителям Службы размещается представителем Службы в стационарной организации в местах общего доступа не менее чем за сутки до запланированного мероприятия;
5) в случаях грубых нарушений прав значительной части пациентов и получателей социальных услуг, например, при массовых отравлениях, пожарах, стихийных бедствиях, допускается посещение представителями службы стационарной организации вне графика.
2. Обязанности руководителя и администрации стационарной организации по обеспечению деятельности представителей Службы и членов центральной комиссии:
1) исходя из имеющихся возможностей, предоставление отдельного помещения или рабочего места для общения представителя Службы с лицами, указанными в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в условиях конфиденциальности;
2) исходя из имеющихся возможностей, создавать условия для осуществления представителем Службы своей деятельности вне графика и без предварительного уведомления администрации стационарной организации;
3) не менее чем за сутки уведомлять представителей Службы об объективных затруднениях, вызвавших ограничения их деятельности, с указанием причин и сроков действия ограничений;
4) организовать в месте общего публичного доступа возможность для размещения ящика для приема заявлений, жалоб и обращений от лиц, указанных в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также место для размещения представителем Службы информации:
о правах пациентов и получателей социальных услуг;
о деятельности Службы и ее представителей, включая сведения и контактные данные представителей Службы и доверенных специалистов;
о графике приема представителей Службы, в том числе совместно с доверенными специалистами;
о посещениях стационарной организации членами центральной комиссии;
о посещении стационарной организации представителем Службы вне графика;
5) обеспечить пациентам и получателям социальных услуг, ограниченными в передвижении, возможность общения с представителем Службы;
6) совместно с представителем Службы анализировать обращения, заявления и жалобы от лиц, перечисленных в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и по результатам их анализа принимать решения по защите прав пациентов и получателей социальных услуг.
Статья 20. Приостановление и прекращение полномочий представителя Службы
1. Полномочия представителя Службы приостанавливаются решением центральной комиссии при наличии одного из следующих оснований:
1) привлечение в качестве подсудимого до прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или до вынесения вступившего в законную силу оправдательного приговора;
2) привлечение в качестве подозреваемого или обвиняемого - с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или постановления о привлечении в качестве обвиняемого до прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения вступившего в законную силу оправдательного приговора в отношении данного лица;
3) подача должностным лицом, органом или организацией, выдвинувшими лицо в качестве кандидата в представители Службы и избранного представителем Службы, мотивированного письменного ходатайства о прекращении полномочий данного представителя Службы - с момента поступления такого ходатайства в центральную комиссию и его регистрации до момента его отклонения или удовлетворения на основании решения центральной комиссии.
2. Полномочия представителя Службы досрочно прекращаются решением центральной комиссии при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) возникновение обстоятельств, предусмотренных частью 2 и 3 статьи 8 настоящего Федерального закона;
2) заявление представителя Службы о добровольном прекращении его полномочий, поданное в центральную комиссию и удовлетворенное ее решением;
4) утрата гражданства Российской Федерации либо появление второго гражданства;
5) смерть представителя Службы, установленная соответствующим свидетельством;
6) вступление в законную силу решения суда о признании представителя Службы безвестно отсутствующим либо умершим;
7) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении представителя Службы;
8) мотивированное ходатайство должностного лица, органа или организации о прекращении полномочий выдвинутого ими в качестве кандидата представителя Службы;
9) систематическое неисполнение представителем Службы своих полномочий и обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо нарушение им требований законодательства Российской Федерации.
3. Руководитель стационарной организации вправе направить в центральную комиссию мотивированное обращение о прекращении полномочий представителя Службы с указанием конкретных фактов нарушения им порядка работы и (или) лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режима и (или) правил внутреннего распорядка стационарной организации, и (или) не исполнения им своих полномочий и обязанностей и (или) нарушения законодательства Российской Федерации.
4. Решение центральной комиссии о приостановлении или досрочном прекращении полномочий представителя Службы может быть им обжаловано в судебном порядке в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Статья 21. Доверенные специалисты
1. Доверенный специалист привлекается представителем Службы для оказания им профессиональной помощи по вопросам охраны здоровья и социального обслуживания граждан, юриспруденции, образования и иным вопросам, касающимся защиты прав пациентов и получателей социальных услуг.
2. Доверенный специалист привлекается к деятельности представителя Службы на основании личного согласия, данного в письменной форме, после предварительного разъяснения ему представителем Службы его полномочий и обязанностей.
3. Доверенный специалист консультирует по вопросам своей профессиональной компетенции представителя Службы, который привлёк его к исполнению своих полномочий, а также совместно с представителем Службы посещает стационарные организации и общается с лицами, указанными в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном для представителей Службы частью 1 статьи 19 настоящего Федерального законом.
4. Доверенным специалистом может быть лицо, имеющее высшее образование по вопросам охраны здоровья граждан, социального обслуживания граждан, юриспруденции, образования и иным вопросам, касающимся защиты прав пациентов и получателей социальных услуг.
5. Доверенным специалистом не может быть лицо, привлеченное к уголовной ответственности в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, подвергнутое по судебному решению принудительным мерам медицинского характера, неоднократно (два и более раз) в течение года привлеченное к административной ответственности, имеющее отрицательные служебные характеристики; признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным.
6. Доверенный специалист по представлению привлекающего его к своей деятельности представителя Службы после согласования в комиссией в субъекте Российской Федерации утверждается центральной комиссией при соответствии его требованиям, предусмотренным частью 4 и 5 настоящей статьи. Центральная комиссия направляет в региональную комиссию уведомление об утверждении доверенного специалиста с перечислением его полномочий, прав и обязанностей, которое вручается ему представителем Службы в субъекте Российской Федерации.
7. Центральная комиссия формирует реестр доверенных специалистов, размещает его на официальном сайте Общественной палаты Российской Федерации в сети Интернет и направляет в региональные комиссии в письменном и электронном виде.
8. Центральная комиссия при получении от представителя Службы или комиссии в субъекте Российской Федерации информации о неисполнении доверенным специалистом своих полномочий и обязанностей, о нарушении им порядка работы и (или) лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режима и (или) правил внутреннего распорядка посещаемой им стационарной организации вправе выразить недоверие доверенному специалисту.
9. По ходатайству представителя Службы и (или) комиссии Службы в субъекте Российской Федерации центральная комиссия при обязательном участии доверенного специалиста рассматривает и решает вопрос о вынесении ему недоверия и об исключении его из реестра доверенных специалистов.
10. Не позднее, чем через 10 рабочих дней со дня утверждения центральной комиссией кандидатуры доверенного специалиста ему выдается за подписью секретаря центральной комиссии удостоверение доверенного специалиста конкретного представителя Службы, которое является документом, подтверждающим его полномочия. Доверенный специалист пользуется удостоверением в течение срока своих полномочий привлекшего его к своей деятельности представителя Службы.
11. Удостоверение доверенного специалиста содержит его паспортные данные, данные привлекшего его к своей деятельности представителя Службы. Образец удостоверения доверенного специалиста разрабатывается и утверждается центральной комиссией и размещается в сети Интернет на сайте Общественной палаты в срок не более 30 дней после уведомления о начале срока выдвижения кандидатур в представители службы в субъекте Российской Федерации.
Статья 22. Возмещение расходов, связанных с защитой прав пациентов и получателей социальных услуг
1. Представители Службы и доверенные специалисты осуществляют деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом безвозмездно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2. Перечисленные в части 8 статьи 9 настоящего Федерального закона организации, кандидаты которых в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона получили мандат члена центральной комиссии, в соответствии со статьей 17 - мандат представителя Службы в субъекте Российской Федерации, в соответствии со статьей 21 - удостоверение доверенного специалиста, могут возмещать им расходы, связанные с осуществлением их полномочий, и оказывать им содействие в материально-техническом, методическом и информационном обеспечении.
3. Обеспечение деятельности по защите прав пациентов и получателей социальных услуг может осуществляться также иными не запрещенными федеральными законами способами.
Статья 23. Заключительные положения
1. В течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона секретарь Общественной палаты Российской Федерации размещает на официальном сайте Общественной палаты Российской Федерации в сети Интернет, в "Российской газете" уведомление о начале и окончании срока выдвижения кандидатур в состав центральной комиссии первого состава.
2. В течение четырех месяцев со дня вступления силу настоящего Федерального закона совет Общественной палаты Российской Федерации формирует первый состав центральной комиссии.
Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий федеральный закон вступает в силу с _ года.
Президент |
В.В.ПУТИН |
Москва, Кремль
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.