Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О службе по защите прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами"
(подготовлен Минздравом России 20.11.2015 г.)
В соответствии с пунктом 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 23 декабря 2014 г. N ОГ-П12-344пр Минздраву России, Минтруду России, Минюсту России, Минэкономразвития России, Минфину России совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации и заинтересованными общественными организациями поручено проработать вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих участие общественных организаций в обеспечении защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также координацию этой деятельности.
Министерством здравоохранения Российской Федерации разработан проект федерального закона "О службе по защите прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами" (далее - законопроект).
Специализированная медицинская помощь больным с психическими расстройствами на территории Российской Федерации оказывается 224 психиатрическими больницами, 78 стационарами психоневрологических диспансеров, а также психиатрическими отделениями, являющимися структурными подразделениями больниц общего профиля, в первую очередь центральных районных больниц.
Психиатрическая помощь в стационарных условиях оказывается с наименьшими ограничениями, обеспечивающими безопасность госпитализированного лица. Меры физического стеснения и изоляции при недобровольной госпитализации и пребывании в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, применяются только в тех случаях, формах и на тот период времени, когда, по мнению врача-психиатра, иными методами невозможно предотвратить действия госпитализированного лица, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц, и осуществляются при постоянном контроле медицинских работников.
В настоящее время законодательно закреплены различные механизмы государственного контроля за деятельностью медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь. Также законодательно закреплены различные механизмы общественного контроля за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им медицинских организаций.
Согласно статье 38 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон Российской Федерации о психиатрической помощи) государством создается независимая от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья служба защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях (далее - Служба). Учитывая, что законодательно не установлен механизм создания указанной Службы и не определен источник ее финансирования, данное положение статьи 38 Закона Российской Федерации о психиатрической помощи до настоящего времени остается не реализованным.
Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, основные задачи, компетенцию и принципы деятельности Службы по защите прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.
Согласно статье 6 законопроекта Служба состоит из Центральной комиссии Службы, которая формируется при участии Общественной палаты (далее - Центральная комиссия), представителей Службы в субъекте Российской Федерации и комиссий Службы в субъекте Российской Федерации. Данное положение соответствует части 2 статьи 9 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об общественной палате Российской Федерации".
Важно, что деятельность Службы будет осуществляться гражданами и негосударственными некоммерческими организациями, а также финансироваться за их счет. Защита прав таких пациентов должна быть направлена не только на выявление нарушенных прав, но и на их восстановление путем оперативного и объективного разрешения споров и конфликтов.
Порядок формирования и деятельности Центральной комиссии и комиссий Службы субъектов Российской Федерации, формы и порядок принятия ими решений будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О службе по защите прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами".
Законопроектом устанавливаются общие принципы деятельности Центральной комиссии и комиссий Службы субъекта Российской Федерации, а также разделяются полномочия Центральной комиссии и комиссий в субъектах Российской Федерации.
Законопроектом определено, что деятельность Службы должна дополнять существующие средства защиты прав граждан, и таким образом исключается дублирование действующих механизмов контроля за деятельностью медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Федеральный закон от 4 апреля 2005 года N 32-Ф3 "Об Общественной палате Российской Федерации".
Принятие законопроекта не потребует привлечения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.