Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части, касающейся установления ответственности за организацию транснационального преступного сообщества (преступной организации)"
(подготовлен ФСКН России 23.11.2015 г.)
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, обращается внимание на возрастающие угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности.
В свою очередь в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 N Пр-2976, отмечается расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего связанной с незаконным оборотом оружия и наркотиков.
В 2015 году наблюдается тенденция по активизации работы правоохранительных органов Российской Федерации по выявлению и расследованию преступлений групповой направленности.
При этом все чаще характер организованной преступности имеет транснациональный акцент, и их деятельность связана с нарушением законов более чем одной страны.
Например, четверть ликвидированных ФСКН России в 2015 г. преступных сообществ либо организованы за пределами Российской Федерации, либо имели в своей структуре подразделения, находящиеся на территории иностранного государства.
Таким образом, транснациональные преступления представляют угрозу не только для безопасности отдельного государства, но и для всего международного сообщества.
Законопроект направлен, в том числе и на имплементацию в уголовное законодательство международных норм, в частности, положений Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, принятой Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. (далее - Конвенция), которой такие преступления отнесены к наиболее опасным видам преступности.
Статьей 3 Конвенции определены следующие признаки транснационального преступления:
a) оно совершено в более чем одном государстве;
b) оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;
c) оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве;
d) оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.
Кроме того, включение такого признака в нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, расширит возможности компетентных органов по борьбе с такими преступлениями в рамках международного сотрудничества, что послужит более эффективному сотрудничеству государств в данной области, в частности, противодействию транснациональной преступности с использованием международных и национальных организационно-правовых механизмов.
Правовая конструкция законопроекта основана на опыте зарубежных стран, к примеру, Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает ответственность за создание транснационального преступного сообщества и руководство им, а равно за участие в нем (исходя из положений Конвенции).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.