Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оценки эффективности, особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, а также средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемых при проведении такой оценки критериев"
(подготовлен Минэкономразвития России 10.12.2015 г.)
Правила оценки эффективности, особенности определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, а также средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемые при проведении такой оценки критерии (далее - Правила, Критерии) разработаны Министерством экономического развития Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций во исполнение части третьей статьи 16.5. Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".
Устанавливается, что Правила применяются только при проведении оценки эффективности и целевого характера использования бюджетных средств, и обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации средств из внебюджетных источников, предоставляемых с целью финансового обеспечения инновационной деятельности.
При этом оценка эффективности и целевого характера использования средств государственной поддержки инновационной деятельности, предоставляемой в иных формах, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. В том числе, оценка эффективности расходования средств государственной поддержки инновационной деятельности, реализуемых в виде основных мероприятий государственных программ Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации".
В проекте постановления вводится понятие "институт инновационного развития" - созданная на основании федерального закона, указа или распоряжения Президента Российской Федерации, акта Правительства Российской Федерации, закона или иного нормативного правового акта субъектов Российской Федерации коммерческая или некоммерческая организация (ее правопреемник), являющаяся получателем средств государственной поддержки инновационной деятельности в форме гранта, субсидии, кредита, займа, взноса в уставный (складочный) капитал, вклада (взноса) в имущество некоммерческой организации или являющаяся принципалом по государственной гарантии Российской Федерации, и самостоятельно осуществляющая инновационную деятельность, либо являющаяся субъектом инновационной деятельности, через которую Российской Федерацией осуществляется такая поддержка юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.
Правилами устанавливается, что оценка эффективности использования получателями бюджетных средств, не являющихся институтами инновационного развития, средств государственной поддержки инновационной деятельности производится с учетом следующих составляющих:
оценки степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - оценка степени реализации мероприятий);
оценки степени соответствия запланированному уровню затрат.
Для институтов инновационного развития устанавливается детализированная процедура оценки эффективности использования бюджетных средств контрольным (надзорным) органом путем проверки наличия, анализа содержания и проверки соблюдения утвержденных уполномоченными органами управления (наблюдательными или попечительскими органами) институтов инновационного развития документов, определяющих стратегию, цели и задачи предоставления средств государственной поддержки инновационной деятельности, порядок предоставления указанных средств, а также соответствие достигнутых и прогнозных (плановых) целевых и промежуточных результатов инновационной деятельности, оцененных в совокупности, определяемым в соответствии с настоящими Правилами критериям эффективности расходования средств государственной поддержки инновационной деятельности.Критериями эффективности использования средств государственной поддержки инновационной деятельности являются экономичность и результативность использования указанных средств институтом инновационного развития в ходе осуществления им инновационной деятельности и с учетом целевых и промежуточных достигнутых и прогнозируемых (плановых) ее результатов.
Оценка эффективности использования средств государственной поддержки инновационной деятельности на реализацию инновационных проектов, не предусматривающих возврат инвестиций, осуществляется контрольным (надзорным) органом по всей совокупности совершенных институтом инновационного развития неинвестиционных финансовых вложений. При этом контрольным (надзорным) органом в отношении указанных инновационных проектов определяются и оцениваются интегрально и в зависимости от наличия целевые и промежуточные достигнутые и плановые (прогнозные) результаты реализации таких проектов.
При оценке эффективности использования институтом инновационного развития средств государственной поддержки инновационной деятельности контрольным (надзорным) органом должен учитываться высокорисковый характер инновационной деятельности, неопределенность рыночных и технологических перспектив инновационных проектов, которые могут повлечь в том числе потерю финансовых и иных ресурсов, в частности, путем получения убытков или иного отрицательного экономического или социально-экономического результата на любой стадии осуществления инновационной деятельности, в том числе на любой стадии реализации конкретного инвестиционного (коммерческого) инновационного проекта или нескольких таких проектов, либо по его (их) завершении.
Правилами также устанавливаются случаи расходования средств государственной поддержки инновационной деятельности действия (сделки, операции) института инновационного развития, которые не являются признаками неэффективности расходования, в том числе по приобретению институтом инновационного развития опционов эмитентов, являющихся российскими или иностранными проектными компаниями и инвестиционными фондами, а также ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении представляемых такими ценными бумагами ценных бумаг (производных ценных бумаг).
При проведении оценки эффективности использования средств государственной поддержки инновационной деятельности контрольный (надзорный) орган учитывает положительный характер использования институтом инновационного развития в ходе осуществления им инновационной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации сложившихся в сфере инновационного предпринимательства практик, обычаев, стандартов и рекомендаций международных организаций.
Критерием целевого характера использования средств государственной поддержки инновационной деятельности получателями бюджетных средств, не являющихся институтами инновационного развития, является соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам, актам и поручениям Правительства Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Одновременно устанавливается перечень документов, целям и задачам которых должна соответствовать деятельность института инновационного развития, ее достигнутые и плановые (прогнозные) целевые и промежуточные результаты, чтоявляется критерием целевого характера использования средств государственной поддержки инновационной деятельности, осуществляемой институтом инновационного развития.
Реализация постановления не приведет к увеличению бюджетного финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.