Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта по специальности 20.05.02 Технологическое обеспечение национальной безопасности и обороны (уровень специалитета)"
(подготовлен Минобрнауки России 15.01.2016 г.)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898;N 43, ст. 5976; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 декабря 2015 г.), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 20.05.02 Технологическое обеспечение национальной безопасности и обороны (уровень специалитета).
Министр |
Д.В. Ливанов |
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от "____"__________2016 г. N____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уровень высшего образования
СПЕЦИАЛИТЕТ
Специальность
20.05.02 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 20.05.02 Технологическое обеспечение национальной безопасности и обороны (далее соответственно - программа специалитета, специальность).
II. ИСПОЛЬЗУЕМ0ЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВО - высшее образование;
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ПСК - профессионально-специализированные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).
3.2. Обучение по программе специалитета в организациях осуществляется в очной форме обучения.
Объем программы специалитета составляет 330 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.
3.3. Срок получения образования по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 5,5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет в среднем 60 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на 1 год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
В рамках данной специальности могут быть реализованы программы специалитета, имеющие различную направленность подготовки (далее - специализация программы специалитета).
Организация выбирает специализацию программы специалитета из следующего перечня:
Специализация N 1 "Информационно-аналитическая деятельность в системе национальной безопасности";
Специализация N 2 "Лингвострановедческая работа в системе национальной безопасности";
Специализация N 3 "Информационно-сетевые технологии в системе национальной безопасности".
3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает сферы национальной обороны, государственной и общественной безопасности, направленные на защиту и противодействие угрозам национальных интересов Российской Федерации.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:
события и действия, представляющие угрозу национальным интересам Российской Федерации;
гуманитарные, социальные, психологические, политические, информационные технологии, формирующие систему национальной безопасности Российской Федерации в условиях существования угроз;
модели, методы и методики информационно-аналитической деятельности в процессе организационного управления.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
информационно-аналитическая;
научно-исследовательская;
организационно-управленческая;
правоохранительная;
коммуникативная.
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
информационно-аналитическая деятельность:
информационно-аналитическое обеспечение предупреждения, выявления и противодействия рискам и угрозам национальной безопасности Российской Федерации;
применение автоматизированных технологий информационно-аналитической деятельности;
сбор и анализ информации по отдельным странам, организациям, деятелям с использованием источников на русском и иностранном языке, а также на языке страны (региона);
составление информационно-аналитических документов по материалам средств массовой информации на русском и иностранном языке, а также на языке страны (региона);
обеспечение информационно-аналитической составляющей процессов в сферах национальной обороны, государственной и общественной безопасности;
научно-исследовательская деятельность:
проведение самостоятельных исследований в области обеспечения национальной безопасности в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, в целях повышения своего общепрофессионального уровня, использования результатов исследований в практической деятельности;
анализ технологий информационно-аналитической деятельности и разработка предложений по их совершенствованию;
исследование и разработка математических моделей, методов, методик и алгоритмов в целях повышения эффективности информационно-аналитической деятельности;
проведение информационно-поисковой работы с целью расширения активного запаса переводческих соответствий, изучения специальной терминологии в сферах национальной обороны, государственной и общественной безопасности;
организационно-управленческая деятельность:
разработка и реализация управленческих решений, направленных на предупреждение, выявление и противодействие рисков и угрозам национальной безопасности Российской Федерации;
организация работы коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
организационно-административное обеспечение деятельности по выявлению и противодействию рисков и угроз национальной безопасности Российской Федерации государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научно-исследовательских и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций;
организация работ по выполнению требований защиты информации ограниченного доступа, в том числе информации ограниченного доступа (сведений, составляющих государственную тайну и конфиденциальной информации);
правоохранительная деятельность:
мониторинг и выявление условий, способствующих формированию внутренних и внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов, связанных с реализацией правовых норм в пределах должностных обязанностей;
коммуникативная деятельность:
участие в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
осуществление устной и письменной коммуникации на иностранном языке, языке страны (региона);
участие в организации взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью анализировать явления и процессы исторического, политического, правового и экономического характера, мировоззренческие и философские проблемы, применять основные положения и методы гуманитарных, социальных, экономических, технических, математических и естественных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-1);
способностью понимать цели и смысл государственной службы в области обеспечения национальной безопасности и защиты интересов личности, общества и государства, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, соблюдать нормы профессиональной этики (ОК-2);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные, культурные и иные различия (ОК-3);
способностью к логически-правильному мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению информации, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения на основании принципов научного познания (ОК-4);
способностью к логически верной, аргументированной и ясной письменной и устной коммуникации на русском и иностранных языках, в том числе по профессиональной тематике (ОК-5);
способностью понимать и анализировать политические события при решении социальных и профессиональных задач, формировании гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-6);
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-7);
способностью к самоорганизации, самоконтролю и самообразованию (ОК-8);
способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-9);
способностью к объективной оценке уровня физической подготовки, использованию адекватных методов развития физических способностей для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью анализировать современные политические тенденции на регионально-страновом уровне с учетом исторической ретроспективы, самостоятельно обоснованно оценивать и интерпретировать региональные события и действия в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах (ОПК-1);
способностью анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики стран (регионов), выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов (ОПК-2);
способностью вести профессиональную деятельность с использованием вычислительной техники, языков, систем и инструментальных средств программирования (ПК-3);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения современных информационных технологий для поиска и обработки больших объемов информации по профилю деятельности в региональных и глобальных компьютерных системах, сетях, базах данных и в иных источниках информации (ОПК-4);
способностью применять технические методы защиты информации в информационных и аналитических системах (ОПК-5);
способностью ориентироваться в финансовой системе и бюджетно-налоговой политике России и других страна, бюджетной и налоговой системе страны и моделях ее построения (ОПК-6);
способностью использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые документы, соблюдать требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ОПК-7);
способностью владеть устойчивыми навыками порождения речи на иностранных языках и воспринимать на слух аутентичную речь на иностранных языках в естественном для носителей языка темпе, независимо от особенностей произношения и канала речи (живой голос, аудио- и видеозапись (ОПК-8);
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
информационно-аналитическая деятельность:
способностью анализировать и формализовывать поставленные задачи (ПК-1);
способностью выдвигать гипотезы, устанавливать границы их применения и подтверждать или опровергать их на практике (ПК-2);
способностью составлять аналитические документы по вопросам профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью учитывать современные тенденции развития прикладной математики и информатики, вычислительной техники, компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности (ПК-4);
способностью применять математические модели и методы для решения поставленных задач, в том числе с использованием информационно-аналитических систем (ПК-5);
способностью составлять аналитические документы по вопросам профессиональной деятельности (ПК-6);
способностью проводить лингвопереводческий анализ текста и создавать лингвопереводческий и лингвострановедческий комментарий к тексту (ПК-7);
способность составлять комплексную характеристику основным параметрам и тенденциям социального, политического, экономического и культурного развития стран изучаемых языков (ПК-8);
научно-исследовательская деятельность:
способностью применять современные методы научных исследований с использованием компьютерных технологий, в том числе в работе над междисциплинарными проектами (ПК-9);
способностью проводить обоснование и выбор оптимального решения задач в сфере профессиональной деятельности (ПК-10);
способностью анализировать материалы современных исследований в области обеспечения национальной безопасности (ПК-11);
способностью проведения самостоятельных исследований в области обеспечения национальной безопасности в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности (ПК-12);
способностью анализировать технологии информационно-аналитической деятельности и разрабатывать предложения по их совершенствованию (ПК-13);
способностью анализировать и разрабатывать математических моделей, методов, методик и алгоритмов в целях повышения эффективности информационно-аналитической деятельности (ПК-14);
способностью проведения информационно-поисковой работы с целью расширения активного запаса переводческих соответствий, изучения специальной терминологии в сферах национальной обороны, государственной и общественной безопасности (ПК-15);
организационно-управленческая деятельность:
способностью разрабатывать и реализовывать управленческие решения, направленные на предупреждение, выявление и противодействие рискам и угрозам национальной безопасности Российской Федерации (ПК-16);
способностью организовывать работы коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач (ПК-17);
способностью организовывать и администрировать деятельность по выявлению и противодействию рисков и угроз национальной безопасности Российской Федерации государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научно-исследовательских и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций (ПК-18);
способностью организовывать работы по выполнению требований защиты информации ограниченного доступа, в том числе информации ограниченного доступа (сведений, составляющих государственную тайну и конфиденциальной информации) (ПК-19);
правоохранительная деятельность:
способностью осуществлять мониторинг по выявлению условий, способствующих формированию внутренних и внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации (ПК-20);
способностью принимать обоснованные решения в пределах должностных обязанностей, а также совершать действия, связанных с реализацией правовых норм (ПК-21);
способностью составлять юридические документы, связанные с реализацией правовых норм в пределах должностных обязанностей (ПК-22);
5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями (ПСК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
Специализация N 1 "Информационно-аналитическая деятельность в системе национальной безопасности":
способностью строить формальные модели информационных процессов и представления знаний (ПСК-1.1);
способностью решать задачи классификации, рубрицирования, распознавания, прогнозирования, снижения размерности при обработке больших массивов естественно-языковых текстов и формализованных данных (ПСК-1.2);
способностью разрабатывать и применять автоматизированные технологии обработки естественно-языковых текстов и формализованных данных при решении информационно-аналитических задач (ПСК-1.3);
способностью разрабатывать, анализировать и применять модели, методы, средства и технологии автоматизации информационно-аналитической деятельности, включающие информационно-аналитические системы безопасности (ПСК-1.4);
способностью анализировать, обобщать и интерпретировать результаты применения средств и технологий автоматизации информационно-аналитической деятельности в профессиональной сфере (ПСК-1.5);
Специализация N 2 "Лингвострановедческая работа в системе национальной безопасности":
способностью когнитивного и формального моделирования естественного языка и методами создания метаязыков (ПСК-2.1);
способностью сбора, хранения и представления баз данных и знаний в интеллектуальных системах различного назначения с учетом достижений корпусной лингвистики (ПСК-2.2);
способностью применять современные методики разработки лингвистического обеспечения в автоматизированных системах различного профиля (ПСК-2.3);
способностью применять основные социологические методы (интервью, анкетирование, наблюдение) в стране (регионе) (ПСК-2.4);
способностью выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах (регионах) (ПСК-2.5);
способностью самостоятельно использовать методы извлечения этнокультурной информации из источников различной семиотической природы (литературные тексты, кино- и аудио-произведения, различные ритуализованные формы взаимодействия) для понимания культуры стран изучаемых языков и применять это понимание для решения профессиональных задач (ПСК-2.6);
способностью опознавать знаки (вербальные, визуальные, аудиальные и проч., включая прецедентные тексты различной природы), обладающие специфическим культурным смыслом для собеседника, адекватно реагировать на них с целью установления успешного контакта (ПСК-2.7);
способностью выстраивать устную и письменную коммуникацию с учетом социокультурного статуса собеседника, особенностей его культурного менталитета, стереотипных для него форм вербальной и невербальной коммуникации (ПСК-2.8);
Специализация N 3 "Информационно-сетевые технологии в системе национальной безопасности":
способностью решать основные задачи информационно-сетевой работы и осуществлять криптоанализ и оценку стойкости шифрсистем (ПСК-3.1);
способностью применять методы защиты государственной, конфиденциальной и коммерческой информации (ПСК-3.2);
способностью использовать основные типы шифров, шифрсистем, криптографических протоколов и способы выбора системы защиты, адекватной выбранной политике безопасности (ПСК-3.3);
способностью применять математические методы расчета надежности шифрсистем (ПСК-3.4);
способностью использовать методы решения конкретных алгебраических, теоретико-числовых теоретико-автоматных, комбинаторных, вероятностных, статистических и алгоритмических задач анализа и синтеза шифрсистем (ПСК-3.5).
5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, а также профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) профессиональной деятельности и (или) специализации этой программы.
5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующей примерной основной образовательной программы.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную специализацию в рамках одной специальности.
6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы (в том числе дисциплины (модули) выбранной специализации), и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к базовой части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации*(1).
Структура программы специалитета
Таблица
Структура программы специалитета |
Объем программы специалитета в зачетных единицах |
|
Блок 1 |
Дисциплины (модули) |
275-295 |
Базовая часть, |
223-243 |
|
в том числе дисциплины (модули) специализации |
81-101 |
|
Вариативная часть |
42-62 |
|
Блок 2 |
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) |
33-39 |
Базовая часть |
33-39 |
|
Блок 3 |
Государственная итоговая аттестация |
6-9 |
Базовая часть |
6-9 |
|
Объем программы специалитета |
330 |
6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся с учетом специализации программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) профессиональной (профессиональных) образовательной (образовательных) программы (программ) (далее - примерная программа).
6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту (физической подготовке) реализуются в порядке, установленном организацией.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту (физической подготовке) с учетом состояния их здоровья.
6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют специализацию программы специалитета. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся специализации программы набор соответствующих выбранной специализации дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.7. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Способы проведения учебной практики:
стационарная;
выездная.
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по специальности (специализации);
научно-исследовательская работа.
Способы проведения производственной практики:
стационарная;
выездная.
При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик и способы их проведения в зависимости от специализации программы. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (экзаменов) (если организация включила государственный экзамен (экзамены) в состав государственной итоговой аттестации).
6.9. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 55 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого Блока.
6.11. Дополнительно к программе специалитета организация может вводить факультативные дисциплины (модули), являющиеся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин (модулей) не должен превышать 13 з.е. за весь период обучения.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СПЕЦИАЛИТЕТА
7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, включая приборы и (или) их виртуальные аналоги, оборудование и программно-аппаратные средства специального назначения, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных программой специалитета, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, отвечающий техническим требованиям организации, как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно- коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*(2).
7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных
в установленном порядке в иных организациях кафедрах или в иных структурных подразделениях организации требования к условиям реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 65 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.1.7. В организации, реализующей программы специалитета, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации*(3).
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.
7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана со специализацией реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 5 процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.
7.3.1. Организация должна иметь специальные помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.
Помещения для проведения занятий лекционного и семинарского типов должны быть укомплектованы специализированной учебной мебелью. Помещения для проведения занятий лекционного типа, как правило, должны быть оснащены техническими средствами обучения, в том числе: звукоусиливающей аппаратурой, мультимедийным проектором, настенным экраном и другими информационно-демонстрационными средствами.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Для реализации программы специалитета требуется сложное и особо сложное оборудование.
Минимально необходимый для реализации программы специалитета перечень материально-технического обеспечения должен включать в себя лаборатории в области:
- физики, оснащенную учебно-лабораторными стендами по механике, электричеству и магнетизму, оптике;
- программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности, оснащенную антивирусными программными комплексами и аппаратными средствами аутентификации пользователя;
специально оборудованные кабинеты (классы, аудитории) в области:
- иностранного языка, оснащенный лингафонным оборудованием;
- информатики, оснащенный рабочими местами на базе вычислительной техники;
- Интернет-технологий, оснащенный рабочими местами на базе вычислительной техники и абонентскими устройствами, подключенными к сети Интернет с использованием проводных и беспроводных технологий;
- моделирования, проектирования и эксплуатации информационных и аналитических систем, оснащенный рабочими местами на базе вычислительной техники, специальным программным обеспечением для моделирования информационных и аналитических систем, специальным программным обеспечением информационных и аналитических систем;
- информационно-аналитической деятельности, оснащенный рабочими местами на базе вычислительной техники и специальным программным обеспечением информационных и аналитических систем.
Компьютерные классы и лаборатории (если в них предусмотрены рабочие места на базе вычислительной техники) должны быть оборудованы современной вычислительной техникой из расчета одно рабочее место на каждого обучаемого при проведении занятий в данных классах (лабораториях), а также комплектом проекционного оборудования для преподавателя.
Выполнение требований к материально-техническому обеспечению программ специалитета должно обеспечиваться необходимыми материально-техническими ресурсами, в том числе расходными материалами и другими специализированными материальными запасами.
Конкретный перечень оборудования минимально необходимого для оснащения соответствующих лабораторий и специально оборудованных кабинетов (классов, аудиторий), определяется в примерных программах дисциплин (модулей) и практик.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация должна предусмотреть возможность использования лабораторий и оборудования в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В федеральных государственных образовательных организациях доступ обучающихся к компьютерной технике, в том числе подключенной к локальным сетям и глобальной сети Интернет, осуществляется на основе требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и нормативных правовых актов учредителей.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) или если доступ к необходимым в соответствии с рабочими программами дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечные системы (электронные библиотеки), библиотечный фонд организации должен быть укомплектован данными печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из этих изданий основной литературы и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные отечественные и зарубежные периодические издания, в том числе правовые нормативные акты и нормативные методические документы в области информационной безопасности, в расчете один-два экземпляра на каждые 100 обучающихся по данной специальности.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения и сертифицированными программными и аппаратными средствами защиты информации (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей)).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по данной специальности.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
Возможность доступа обучающихся к профессиональным базам данных и информационным справочным системам в федеральных государственных образовательных организациях регламентируется учредителем.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.
Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования
и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования
и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).
-------------------------------------------
*(1) Подпункт 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776).
*(2) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451).
*(3) Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.