Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по терапии"
(подготовлен Минтрудом России 15.01.2016 г.)
Раздел 1 "Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций"
Цель профессиональной деятельности специалиста в области терапии: Сохранение и укрепление здоровья взрослого населения (анализ этиологии, патогенеза и клинических проявлений заболеваний внутренних органов человека, их диагностика, нехирургическое лечение, профилактика заболеваний и организация реабилитации пациентов) посредством непрерывного медицинского образования и усовершенствования знаний
Для обеспечения медицинской помощи взрослому населению специалистами необходима разработка профессионального стандарта в этой области деятельности, который представляет собой методический документ, описывающий характеристики знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника, необходимых ему для осуществления данной профессиональной деятельности и мотивирующий специалиста к профессиональному и карьерному росту.
Самим специалистам в области терапии профессиональный стандарт обеспечивает базовый алгоритм профессиональной деятельности, который позволит в многообразии ситуаций найти правильное решение и профессионально реализовать обоснованные действия.
Профессиональный стандарт может применяться работодателями для контроля деятельности работников с целью повышения эффективности их труда, управления персоналом. Профессиональный стандарт может быть использован для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию работников, например:
- для разработки индивидуального плана профессионального развития и карьерного роста работников;
- для проведения оценки деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников;
- для организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников.
Разработанные на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих должностные инструкции могут быть уточнены с учетом профессиональных стандартов.
В соответствии с общероссийским классификатором занятий (ОКЗ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 298, профессия "специалист в области терапии" соответствует группе 2 "Специалистов высшего уровня квалификации", код 2212 - "Врачи".
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД, ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятым постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, профессия "специалист по терапии" относится к разделу "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", подразделу 85.1 "Деятельность в области здравоохранения", который включает в себя 85.12 "Врачебная практика" (медицинские консультации и лечение в области общей и специальной медицины, предоставляемые врачами общего профиля (терапевтами), врачами-специалистами и хирургами.
Профессиональный стандарт "Специалист по терапии" разработан в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утвержденными приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н и макетом профессионального стандарта, утвержденного приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н.
Уровни квалификаций специалистов в области терапии разработаны в соответствии с уровнями квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, утвержденными приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н и соответствуют 7-му уровню.
В настоящем профессиональном стандарте была выделены две обобщенные трудовые функции: "Оказание медицинской помощи взрослому населению. Организация лечебно-диагностического процесса (выбор методов диагностики и лечения, лекарственное обеспечение пациентов)" и "Научно-исследовательская деятельность". Выполнение первой обобщенной функции предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций: "Проведение обследования взрослого населения с целью установления диагноза", "Назначение лечения взрослому населению и контроль его эффективности и безопасности", "Реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ для взрослого населения", "Проведение профилактических мероприятий для взрослого населения по возрастным группам и состоянию здоровья, проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни и контроль их эффективности", "Организация деятельности медицинского персонала". Основанием для такого подхода к структурированию документа стало то, что данные трудовые функции подробно отражают этапы оказания медицинской помощи взрослому населению врачом-терапевтом. В совокупности выполнение обобщенной функции направлено на выполнение основной цели профессиональной деятельности: Сохранение и укрепление здоровья взрослого населения (анализ этиологии, патогенеза и клинических проявлений заболеваний внутренних органов человека, их диагностика, нехирургическое лечение, профилактика заболеваний и организация реабилитации пациентов) посредством непрерывного медицинского образования и усовершенствования знаний.
Раздел 2 "Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта"
2.1 Этапы разработки профессионального стандарта
Последовательность разработки профессионального стандарта "Специалиста в области терапии" обусловлена Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н. В соответствии с указанными документами были установлены и осуществлены следующие этапы:
а) подготовка проекта профессионального стандарта, включающая:
формирование рабочей (экспертной) группы, в состав которой вошли эксперты, обладающие практическим опытом работы в терапии, эксперты в организации здравоохранения, эксперты, обладающие опытом разработки образовательных программ дополнительного профессионального образования для данной категории работников;
проведение анализа состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций;
проведение анализа нормативной, методической, учебной, технологической документации по виду профессиональной деятельности и по отдельным трудовым функциям в этой области;
проведение опроса работников организаций, представляющих руководителей и ведущих специалистов соответствующего профиля;
подготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций.
б) проведение профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, в том числе:
размещение проекта профессионального стандарта на сайте ответственной организации разработчика - Общественной организации "Российское медицинское научное общество терапевтов";
размещение проекта профессионального стандарта на сайте Минтруда России;
проведение межрегиональных круглых столов, семинаров и других публичных мероприятий для представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений;
сбор, анализ и систематизация замечаний и предложений по совершенствованию проекта профессионального стандарта.
проведение интервью со специалистами в области терапии.
в) доработка и согласование проекта профессионального стандарта, которая включала:
внесение изменений в содержимое проекта профессионального стандарта с учетом высказанных в процессе обсуждения замечаний;
согласование проекта профессионального стандарта с ведущими профильными профессиональными ассоциациями и профессиональными союзами федерального уровня;
представление проекта профессионального стандарта в Минтруд России.
2.2. Информация об организациях, на базе которых проводилось обсуждение, и обоснование выбора этих организаций
Работа по подготовке проекта профессионального стандарта осуществлялась разработчиком с октября 2015 года.
Для анализа обобщенных трудовых функций и выделенных в них трудовых действий, выявления необходимых специалисту в области терапии знаний и умений было проведено обсуждение, которое охватило руководителей организаций здравоохранения, подразделений и ведущих специалистов различных медицинский организаций, а также медицинских образовательных учреждений и представителей профсоюзных организаций в области здравоохранения.
Для осуществления исследования была разработана программа, проведены организационно-технические мероприятия по обеспечению отправки проекта стандарта организациям и получению ответов.
В собранных материалах представлены алгоритмы профессиональной деятельности специалиста в области терапии, необходимые компетенции, проанализирована ситуация, сложившаяся в области профессиональной подготовки специалистов.
Участие в обсуждении стандарта большого числа респондентов: руководителей и специалистов организаций здравоохранения обеспечило надежность и высокую степень полноты представленной информации.
По результатам опроса данные обобщены, проанализированы и послужили основой для разработки проекта профессионального стандарта.
2.3. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта
Перечень уполномоченных лиц и организаций, непосредственно участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приводится в таблице N 1.
Перечень уполномоченных лиц и организаций, привлеченных к разработке и обсуждению проекта профессионального стандарта, приводится в таблице N 2.
Таблица N 1
Перечень уполномоченных лиц и организаций, непосредственно участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта
Разработка проекта профессионального стандарта | ||||
1. |
Общероссийская общественная организация "Российское медицинское научное общество терапевтов" |
Академик РАН, профессор, Президент РМНОТ |
Мартынов А. И. |
|
|
|
|
||
2. |
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова |
Профессор кафедры поликлинической терапии МГМСУ
Профессор кафедры поликлинической терапии МГМСУ Доцент кафедры поликлинической терапии МГМСУ |
Лазебник Л.Б.
Комиссаренко И.А.
Левченко С.В. |
|
3. |
Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, город Москва |
Директор ГНИЦ ПМ |
Бойцов С.А. |
|
|
|
|
Таблица N 2
Перечень уполномоченных лиц и организаций, привлеченных к разработке и обсуждению проекта профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
ФИО уполномоченного лица |
Подпись уполномоченного лица |
Разработка проекта профессионального стандарта | ||||
1. |
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессиональ-ного образования Первый Московский государственный университет им. И.М.Сеченова Минздрава России |
Заведующая кафедрой клинической фармакологии и фармакотерапии проф., д.м.н. |
Морозова Т.Е. |
|
Доцент кафедры клинической фармакологии и фармакотерапии |
Вартанова О.А. |
|
||
2. |
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессиональ-ного образования Российский национальный исследователь-ский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России |
Заведующий кафедрой терапии ГОУ ВПО "РНИМУ" |
Арутюнов Г.П. |
|
Заведующий кафедрой госпитальной терапии ГОУ ВПО "РНИМУ" лечебного факультета |
Сторожаков Г.И. |
|
||
|
|
|
||
3. |
Департамент здравоохранения г. Москвы |
Главный терапевт ДЗМ |
Арутюнов Г.П. |
|
4. |
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Минтруда России |
Директор по развитию системы профессиональных стандартов Научно-исследовательского института труда и социального страхования |
Волошина И.А. |
|
Согласование проекта профессионального стандарта | ||||
1. |
Некоммерческое партнерство "Национальная Медицинская Палата" |
Президент Национальной медицинской палаты |
Рошаль Л.М. |
|
2.4. Описание требований к экспертам, привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов.
В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области организации здравоохранения, педиатрии, специалисты в области обучения и развития персонала, другие специалисты.
В соответствии со спецификой деятельности по разработке профессиональных стандартов основными критериями в процессе отбора экспертов были следующие:
уровень компетентности эксперта в области разработки профессиональных стандартов, предшествующий опыт работы в области разработки профессиональных и образовательных стандартов);
полнота охвата группой разработчиков всех видов деятельности внутри профессионального стандарта;
степень объективности эксперта-участника при оценке, обобщении и анализе данных, принятии решения по формированию содержания профессионального стандарта.
Для описания трудовых функций специалиста были использованы нормативные правовых документы.
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 15 ноября 2012 г. N 923н г. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия"
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. N 700н О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование.
3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки".
4. Приказ Минздрава России от 23.04.2013 N 240н " О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории".
5. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
Раздел 3. "Обсуждение проекта профессионального стандарта"
Обсуждение основных положений профессионального стандарта специалиста в области терапии, целей и задач профессиональной деятельности, функционала и умений данного специалиста проводилось на круглых столах, заседаниях рабочей группы.
Процесс разработки проекта профессионального стандарта и его общественного обсуждения проходили в параллельном режиме. Данный подход позволил проводить сравнительный анализ замечаний и оперативно осуществлять корректировку проекта. В результате общественного обсуждения был получен ряд замечаний и рекомендаций по содержанию профессионального стандарта "Специалиста по терапии". Рекомендации и замечания были учтены в рамках подготовки итогового варианта.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приводятся в таблице N 3.
Таблица N 3
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта Специалист по терапии
N |
ФИО эксперта |
Организация, должность (дата и номер письма) |
Структурный элемент (раздел, пункт) проекта |
Замечание, предложение |
Результат рассмотрения разработчиком*(1) |
Обоснование разработчика |
1 |
Волков И.Е. |
Общественная организация "Ассоциация врачей Ивановской области" Председатель Правления |
|
нет |
|
|
2 |
Якушин С.С. |
Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова. Зав.кафедрой госпитальной терапии |
Основные пути повышения квалификации |
В этом разделе можно добавить самообразование (самостоятельное изучение периодической печати, монографий, клинических рекомендаций, стандартов, инструкций к препаратам и т.д.), т.к. это обязательное условие профессионального роста. |
"Принято" |
Замечание принято полностью |
|
|
|
Необходимые знания: Методика осмотра пациентов. |
Предлагаем заменить "методика осмотра" на "методика физикального обследования", т.к. одним осмотром подобная работа с пациентом не ограничивается, а физикальное обследование включает в себя, в том числе и осмотр. |
"Принято" |
Замечание принято полностью, так как данная формулировка более полно отражает действия врача |
|
|
|
Необходимые знания: Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. |
Полагаем, что речь идет о МКБ (в том числе МКБ-10). Если это так, то данный документ относится к разряду справочной информации, которую "знать" врач не должен, да и не сможет по объективным причинам. Врач должен знать принципы построения МКБ и уметь ею пользоваться. |
|
|
|
|
|
|
Предлагаем внести в этот пункт а) принципы формулировки клинического диагноза б) фармакологическое действие, основы фармакокинетики, показания, противопоказания, побочные эффекты, взаимодействия лекарственных препаратов, используемых для лечения терапевтических нозологий, в том числе и узких специальностей (кардиология, гастроэнтерология и т.д.). Это очень важный пункт, т.к. именно на плечи врача терапевта ложиться ответственность за ИНТЕГРАЛЬНУЮ оценку эффективности и безопасности проводимой пациенту терапии (клинический фармаколог может привлекаться к решению сложных вопросов, но ответственность несет все-таки лечащий врач). |
"Принято" |
Замечание принято полностью. |
|
|
|
|
Принципы ведения и требования к оформлению медицинской документации (историй болезни, амбулаторных карт, листа временной нетрудоспособности и т.д.). |
"Принято" |
Замечание принято полностью. Ведение медицинской документации - неотъемлемая часть работы врача-терапевта |
|
|
|
|
Добавить: а) Выполнение физикального обследования б) базовый реанимационный комплекс.
|
"Принято" |
Замечание принято полностью. |
3 |
Белевский Андрей Станиславович |
|
|
В перечне специалистов нет аллерголога-иммунолога, лучше написать в навыках не функция внешнего дыхания - а спирография. |
"Принято" |
Замечание принято полностью. |
4 |
Евстигнеев С.В. |
Региональная общественная организация по защите прав и законных интересов медицинских и фармацевтических работников "Врачебная Палата" Пензенской области Председатель Правления |
В раздел III, графа "Возможные наименования должностей" |
Проанализировав проекты профессиональных стандартов, считаем необходимым добавить во все профессиональные стандарты обобщенную трудовую функцию "Организационно-управленческая и научно-исследовательская деятельность".
Необходимо добавить должность "руководитель структурного подразделения - врач-специалист" (по профилю специальности). |
"Принято"
"Отклонено" |
Замечание принято полностью. Научно-исследовательская деятельность способствует накоплению опыта и усовершенствованию знаний.
Замечание не принято, так как в этом разделе указано "заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое)" |
5. |
Козлова С.Н., |
Профессор, заведующая учебной частью кафедры внутренних болезней |
Оказание медицинской помощи взрослому населению. |
Вместо "Организация лечебно-диагностического процесса (выбор методов лечения, диагностики" рекомендовано указать "Организация диагностики и лечебного процесса (выбор метода лечения) и лекарственное обеспечение пациентов)". Современная классификация, клиническая симптоматика основных заболеваний взрослого населения, этиология и патогенез заболеваний у взрослого населения
Клиническая картина состояний Нозологические формы, требующие направления пациентов к врачам-специалистам
Клиническая картина состояний, требующих неотложной помощи пациентам (остановка сердечной и дыхательной деятельности, комы, острый живот, острый инфаркт миокарда, жизнеугрожающие нарушения ритма и проводимости, гипертонический криз, астматический статус, острая почечная недостаточность, острый психоз)
Анализировать и интерпретировать полученную информацию от сбора жалоб по жалобам и анамнезу пациентов
Владеть манипуляциями: плевральная пункция, стернальная пункция,лапароцентез
Методика выполнения реанимационных мероприятий при остановке сердечной и дыхательной деятельности; всех видах комы; жизнеугрожающих нарушениях ритма и проводимости; гипертоническом кризе
|
"Принято частично"
"Принято"
"Принято" |
|
6 |
Селиверстова Д.В. |
|
|
Методика осмотра (осмотра заменить на физикального обследования) пациентов |
"Принято" |
Замечание принято полностью. |
7 |
Морозова Татьяна Евгеньевна |
Зав.кафедрой клинической фармакологии и фармакотерапии ИПО Первого МГМУ им.И.М.Сеченова |
Возможные наименования должностей |
Этот раздел нужно изменить в соответствии с приказом от 8 октября 2015 г. N 707н (вступил в силу) "Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам ___.."
врач общей практики - эти должности отсутствуют в приказе 707н |
"Принято"
"Принято" |
Замечание принято полностью. Все документальные обоснования перенесены в ссылки |
8 |
Вартанова Ольга Анатольевна |
Доцент кафедры клинической фармакологии и фармакотерапии ИПО Первого МГМУ им.И.М.Сеченова |
Назначение лечения взрослому населению и контроль его эффективности и безопасности. Трудовые действия
Необходимые знания
Проведение профилактических мероприятий для взрослого населения по возрастным группам и состоянию здоровья, проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни и контроль их эффективности Трудовые действия
Необходимые умения |
Участие в консилиумах или их проведение
В этот раздел добавить "Взаимодействие лекарственных препаратов: фармакокинетические, фармакодинамические, изменение метаболизма и выделения, факторы риска, полипрагмазия".
Организация и проведение иммунопрофилактики инфекционных заболеваний у взрослого населения различных возрастных групп, профессий и состояния здоровья
Проводить санитарно-просветительную работу среди взрослого населения и их родственников по формированию элементов здорового образа жизни (отказ от курения и алкоголя, повышение физической активности, рациональное питание, нормализация индекса массы тела |
"Принято"
"Принято"
"Принято"
"Принято" |
Замечание принято полностью.
Замечание принято полностью.
Замечание принято полностью.
Замечание принято полностью. |
9 |
Журавлева Марина Владимировна |
Профессор кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней Первого МГМУ им.И.М.Сеченова |
|
Замечаний нет. |
"Принято" |
|
10 |
Ли Ирина Алексеевна |
Зам.главного врача Московского клинического научно-практического центра |
|
Замечаний нет. |
"Принято" |
|
11 |
Арутюнов Григорий Павлович |
Главный терапевт ДЗМ |
Оказание медицинской помощи взрослому населению. Организация лечебно-диагностического процесса (выбор методов лечения, диагностики и лекарственное обеспечение пациентов).
Оказание медицинской помощи взрослому населению. Организация лечебно-диагностического процесса |
Расширить раздел "Возможные наименования должностей", добавить врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, специальность- врач-инфекционист.
В разделе "необходимые знания" клинические рекомендации и протоколы обследования - не одно и то же.
В "других характеристиках" в разделе Основные пути повышения квалификации - указать тренинги в симуляционных центрах |
"Принято"
"Принято"
"Принято" |
Замечание принято полностью. |
12 |
Анциферов Михаил Борисович |
Главный эндокринолог ДЗМ |
Оказание медицинской помощи взрослому населению. Организация лечебно-диагностического процесса Необходимые знания |
В разделе "Клиническая картина состояний, требующих направления пациентов к врачам- специалистам" добавить заболевания, требующие направления к эндокринологу: ожирение и акромегалия. Вызывает сомнение наличие в списке подагры, гипо- и авитаминоза, которыми эндокринологи не занимаются. Гиповитаминозы лучше передать диетологам. Подагру - терапевтам. Вызывает сомнение необходимость раздела "Научно-исследовательская деятельность".
|
"Принято"
"Принято"
"Отклонено"
|
Настоящий профессиональный стандарт по терапии должен включать трудовую функцию "Научно-исследовательская деятельность", так как терапевту необходимо самостоятельное изучения научной литературы и участие в исследовательской деятельности с целью повышения качества оказания лечебно-диагностической помощи |
13 |
Бакулин Игорь Геннадиевич |
Главный гастроэнтеролог Департамента здравоохранения г. Москвы Заведующий научно-исследовательским отделом гепатологии Московского клинического научно-практического центра ДЗ г. Москвы |
|
Замечаний, предложений и дополнений нет. |
|
|
14 |
Сарсенбаева Айман Силкановна |
ГБОУ ВПО Южно-Уральский Государственный Медицинский Университет Минздрава России, г. Челябинск, д.м.н., профессор декан факультета дополнительного профессионального образования |
|
Рекомендовано заменить 210 приказ на 707
|
"Принято" |
|
15 |
Козлова Ирина Вадимовна |
Заведующая кафедрой терапии педиатрического и стоматологического факультетов ГБОУ ВПО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского" МЗ РФ
|
|
Рекомендовано включить обобщенную трудовую функцию "Организационно-управленческая и научно-исследовательская деятельность". |
|
|
16 |
Тарасова Лариса Владимировна |
доктор медицинских наук, заведующая кафедрой факультетской терапии ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова", главный гастроэнтеролог МЗСР Чувашской Республики, заведующая Республиканским гастроэнтерологическим центром без замечаний |
Возможные наименования должностей |
Изменить наименование должностей в соответствии с приказом 707н |
"Принято" |
|
17 |
Федосеев Глеб Борисович |
Член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки РФ, председатель правления общества терапевтов, профессор, председатель СПб общества терапевтов им. С. П. Боткина |
|
Замечаний и дополнений нет. |
"Принято" |
|
18 |
Терентьев В.П.
Чесникова А.И. |
Вице-президент Российского научного медицинского общества терапевтов
Председатель РОНМОТ |
|
Необходимо включить раздел "Аллергология" |
"Принято" |
|
19 |
Дубцова Елена Анатольевна |
Секретарь аттестационной комиссии по терапии ДЗМ |
|
Замечаний и дополнений нет. |
"Принято" |
|
Президент Российского медицинского научного общества терапевтов, академик РАН Мартынов Анатолий Иванович |
(подпись) |
Раздел 4 "Согласование проекта профессионального стандарта"
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством, отсутствуют.
Раздел 5 "Предложения"
Ввести критерии для присвоения квалификационных категорий, представленные в таблице N 4.
Таблица N 4
Критерии для присвоения квалификационных категорий
|
Клиническая ординатура 2 года Категория 0 |
Стаж работы 3 года
Категория 2 |
Стаж работы 7 лет (или 5 лет досрочно)1
Категория 1 |
Стаж работы 10 лет (или 7 лет досрочно)1
и наличие 1 и 2 категории
Категория высшая |
Тестовый экзамен (%) |
50 |
60 |
70 |
85 |
Решение ситуационных задач (%) |
50 |
60 |
70 |
85 |
Тренажеры ЭКГ (баллы) |
1 |
1 |
1 |
1 |
СМАД |
1 |
1 /-1 ( если нет) |
1/-1 (если нет) |
1/-1 (если нет) |
ВЭМ, тредмил |
|
1 |
1/-1 (если нет) |
1/-1 (если нет) |
ФВД |
|
1 |
1/-1 (если нет) |
1/-1 (если нет) |
Пункции (плевральная, стернальная) |
1 |
1 |
1/-1 (если нет) |
1/-1 (если нет) |
Дополнительные умения: УЗИ ЭГДС
|
10 |
10 |
10 |
10 |
Прочее (выступление на конференциях участие в круглых столах, публикации в научных журналах) |
10
10
10 |
10
10
10 |
10
10
10 |
10
10
10 |
Ошибки (расхождение клинического и патанатомического диагноза, недостаточный объем оказания мед помощи, приведший к прогрессированию заболевания) |
-5 |
-10 |
-10 |
-15 |
Наставничество |
|
10 |
10 |
10 |
Очное повышение квалификации (часы/баллы) |
|
144 |
144 |
144 |
Всего |
153 |
328 |
348 |
368 |
|
|
|
|
|
1 - ходатайство от руководства, ученая степень |
|
|
|
|
Нормативные правовые документы, использованные при разработке стандарта:
Общероссийский классификатор занятий.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Трудовой кодекс (ТК Российской Федерации) Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 15 ноября 2012 г. N 923н г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия"
Приказ Минздрава России от 23 апреля 2013 г. N 240н "О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории" (зарегистрирован Минюстом России 5 июля 2013 г., регистрационный N 29005).
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации Приказ от 7 октября 2015 г. N 700н О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 06 августа 2013 г. N 529н г. Москва "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций"
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
18. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"
19. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N541н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационнолго справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел " Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"
20. Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 982н (ред. от 31.07.2013) "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"
21. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 12 апреля 2011 г. N 302н г. Москва "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"
22. Трудовой кодекс РФ ст.351.1
23. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
24. Общероссийский классификатор специальностей по образованию
25. Приказ Минздравсоцразвития России от 24.01.2012 N 31н "О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2012 N 23739)
26. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 4 мая 2012 года N477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи"
27. Приказ Минздрава России от 20.06.2013 N388н "Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи"
28. Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности N 040110 "Общая врачебная практика (семейная медицина)" под редакцией академика РАМН, академик РАЕН, д.м.н., профессора И.Н. Денисова. 2000 г.
29. ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" от 12 июля 199 6 г.
-------------------------------------------
*(1) В данной графе по каждому приведенному замечанию или предложению результат необходимо свести к следующим формулировкам:
"Принято" - если замечания и (или) предложения принимаются полностью.
"Отклонено" - если замечания и (или) предложения не принимаются. В графе "Обоснование разработчика" следует изложить обоснования отклонения замечаний и (или) предложений.
"Частично принято" - если замечания и (или) предложения принимаются не полностью. В графе "Обоснование разработчика" следует изложить обоснование отклонения части замечания или предложения и номер пункта новой редакции проекта, учитывающего замечание или предложение по предыдущей редакции проекта.
"Принято к сведению" - если разработчик с замечаниями и (или) предложениями согласен, но они к данному проекту прямого отношения не имеют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.