Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих создание механизма нормирования осуществления закупок товаров, работ, услуг юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(подготовлен Минэкономразвития России 27.01.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. N Пр-2578 (абзац второй подпункта "д" пункта 1), а также поручения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N ДМ-П13-8736 (пункт 5), которыми предусмотрена подготовка проекта федерального закона, предусматривающего создание механизма нормирования осуществления закупок товаров, работ, услуг юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Закупки отдельных видов юридических лиц (далее также - заказчики), подпадающих под действие Закона N 223-ФЗ, могут быть условно разделены на две группы:
первая группа - закупка товаров, работ, услуг, которые используются в рамках коммерческой деятельности заказчиков при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг для целей извлечения прибыли;
вторая группа - закупка товаров, работ, услуг, предназначенных для собственного потребления организациями и которые не подлежат коммерческой перепродаже.
К первой группе относятся:
средства производства, то есть производственные здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, приборы и оборотные средства (сырье, материалы, энергия, малоценный инвентарь), используемые в производстве;
закупки работ, услуг иных лиц в ходе исполнения договоров, заключенных отдельными видами юридических лиц в качестве исполнителей по контрактам и договорам (то есть закупки по "договорам второй руки").
Указанные закупки не могут быть объектом нормирования, поскольку зависят от отраслевой специфики, развития технологий, требований рынка, в ряде случаев обусловлены международными соглашениями.
Ко второй группе относятся товары, работы, услуги, обеспечивающие управленческие нужды организаций, в том числе автомобили, мебель, услуги связи, оргтехника, сувенирная продукция, клининговые и охранные услуги, аренда зданий и сооружений. Закупки таких товаров, работ, услуг влияют на издержки компаний, сокращают налогооблагаемую базу налога на прибыль организации. Кроме того, закупки таких товаров работ, услуг с завышенными потребительскими свойствами, осуществляемые компаниями с государственным участием, привлекают внимание общественности.
Так, проект "За честные закупки - борьба с коррупцией" Общероссийского общественного движения "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" подготовил "Индекс расточительности органов власти и госкомпаний за 2015 год", в который вошли более 100 заказчиков из 40 субъектов Российской Федерации. Общая сумма всех закупок, попавших в указанный "Индекс", составила 2,54 млрд. рублей. В "Индекс" вошли разделы: "Закупка автомобилей", "Корпоративные мероприятия и банкеты", "Сувенирная продукция", "Закупка чартерных авиаперелетов", "Закупка мебели", "Полисы добровольного медицинского страхования", "Закупка кресел" и "Аренда автомобилей". В разделе "Закупка автомобилей" абсолютным лидером стало ООО "ТТК-Связь", которое является дочерним обществом ОАО "РЖД". Организация закупила автомобиль Mercedes-Benz S 500 4MATIC L по цене 8,88 млн. рублей. Второе место занимает ОАО "Росгеология" с закупкой авто представительского класса по цене 8,85 млн. рублей. Третье место - ОАО "РЖД" с автомобилем по цене 8,17 млн. рублей.
С учетом изложенного объектом нормирования должны стать закупки заказчиками товаров, работ, услуг, не предназначенных для коммерческих целей.
По данным единой информационной системы в сфере закупок за 2015 год заказчиками было осуществлено указанных закупок на сумму свыше 2,7 трлн. рублей, что составляет 11 % от общего объема закупок, отдельных видов юридических лиц в 2015 году. Сокращение объемов таких закупок только на 10% даст экономию не менее 270 млрд. рублей ежегодно.
С целью повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц разрабатывается система нормирования закупок товаров, работ, услуг, что позволит исключить случаи закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства.
Основной замысел законопроекта заключается в том, чтобы обязать заказчиков разработать нормативы закупок, которые должны стать объектом общественного контроля.
Законопроект предусматривает следующий механизм нормирования закупок:
а) Правительством Российской Федерации будут установлены общие требования к форме и содержанию документов о нормировании закупок товаров, работ, услуг, закупаемых заказчиками не для целей коммерческой перепродажи (нормативов закупок), а также порядок и сроки разработки таких документов и их размещения в единой информационной системе в сфере закупок. Предполагается, что будут применяться два вида нормативов закупок: предельные цены товаров, работ, услуг и требования к потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) товаров, работ, услуг;
б) Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, местные администрации получат полномочия определять:
перечни товаров, работ, услуг, в отношении которых соответствующими заказчиками федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации, муниципального уровня должны будут разрабатываться нормативы закупок. При этом заказчики будут вправе расширить перечень нормируемых закупок;
единые нормативы закупок для соответствующих заказчиков (например, предельные цены на закупку определенных товаров);
в) нормативы закупок будут утверждаться органами управления заказчиков и подлежать размещению в единой информационной системе в сфере закупок. Закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых приняты акты о нормировании, для целей, не связанных с коммерческой перепродажей, без соблюдения таких нормативов будут запрещены;
г) в рамках холдинговых компаний могут быть установлены единые нормативы закупок для всех организаций, входящих в холдинг.
Таким образом, предлагаемые законодательные изменения позволят исключить случаи закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши, повысить эффективность хозяйственной деятельности заказчиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.