Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 1246 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Роспатентом 29.01.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1246 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование законодательного регулирования осуществления предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации полномочий федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Статьей 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено участие организаций в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент), утверждённым постановлением Правительства от 21 марта 2012 г. N 218, она осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные федеральные государственные учреждения. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Роспатент имеет право привлекать в установленном порядке подведомственные федеральные государственные учреждения для проведения подготовительных работ в целях осуществления юридически значимых действий.
Учитывая изложенное, государственные услуги предоставляются Роспатентом с участием ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности" (далее - ФИПС). ФИПС создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1203 и является правопреемником Всесоюзного научно-исследовательского института государственной патентной экспертизы (далее - ВНИИГПЭ). ВНИИГПЭ был создан в 1960 г. и осуществлял реализацию функций государственного патентного ведомства по предоставлению охраны объектам промышленной собственности, в том числе по приёму заявок на объекты промышленной собственности и проведению их экспертизы, включая информационный поиск.
Однако в настоящее время на практике возникают затруднения в разграничении функций Роспатента и ФИПС при предоставлении государственных услуг (в особенности у заявителей и государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью Роспатента).
Так, например, в представлении Счётной палаты Российской Федерации по результатам контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчётности об исполнении федерального бюджета на 2014 год" на объекте "Федеральная служба по интеллектуальной собственности" указано на необходимость принятия мер по приведению правового статуса ФИПС в соответствие с его фактической деятельностью (выполнение функции Роспатента по оказанию услуг).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2008 N 1791-р и пунктом 2.1 Устава ФИПС, утверждённого приказом Роспатента от 24.05.11 N 63, он, в том числе, проводит подготовительные работы для осуществления Роспатентом юридически значимых действий, связанных с правовой охраной и защитой ряда результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
В свою очередь, подразделения Роспатента организуют предоставление государственных услуг, осуществляют правовое и методологическое обеспечение указанной деятельности, а также обеспечивают контроль за ней. Данная деятельность хоть и не является непосредственно частью государственных услуг, но неразрывно связана с ними.
Функцией Роспатента в рамках предоставления государственных услуг является совершение юридически значимых действий. При этом в отличие от организационного, правового и методологического обеспечения, а также контроля, которые зафиксированы в нормативных и иных документах и фактически осуществляются сотрудниками подразделений центрального аппарата Роспатента, участие Роспатента в совершении юридически значимых действий чаще всего минимально.
Так, принимая во внимание закреплённое в нормативных правовых актах распределение функций, задачей ФИПС является проведение подготовительных работ для принятия Роспатентом решения (совершения действия), являющегося результатом предоставления государственной услуги. Вместе с тем, в настоящее время в подавляющем количестве случаев такие решения фактически принимаются (действия совершаются) сотрудниками ФИПС.
Такое положение объясняется вполне очевидными причинами, связанными, с одной стороны, с ограниченным количеством сотрудников профильных подразделений центрального аппарата Роспатента (18 человек), а, с другой стороны, с большим количеством запросов о предоставлении государственных услуг (так, например, в 2014 году подано более 135 тыс. заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности).
В этой связи непосредственное участие ФИПС требуется на всех этапах предоставления государственных услуг Роспатента.
В целях оптимизации и создания наиболее эффективного порядка осуществления предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации полномочий Роспатента настоящим законопроектом предусмотрена возможность их осуществления по решению Роспатента подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями.
Следует отметить, что аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которым предусмотрена возможность осуществления полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на основании её решения подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.