Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 10.02.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минстроем России в рамках исполнения подпункта "б" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 декабря 2014 г. N Пр-2783 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 14 октября 2014 г., пункта 10 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 12 декабря 2014 г. N ДМ-П44-9168 об обеспечении жилищных прав граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях.
Согласно данным субъектов Российской Федерации, в настоящее время общее количество домов, имеющих статус бывших ведомственных общежитий, находящихся в частной собственности, составляет более 200 жилых домов, в которых проживают более 19 тыс. человек. При этом, большая часть таких домов находятся в неудовлетворительном состоянии и имеют степень износа от 30 до 85 %. Кроме того, со стороны собственников таких жилых домов в отношении проживающих в них граждан применяются завышенные (коммерческие) тарифы, а также предъявляются к возмещению необоснованно завышенные расходы собственника на содержание его имущества.
Таким образом, граждане, проживающие в бывших ведомственных общежитиях, стали заложниками ситуации, связанной с нарушениями, допущенными в процессе приватизации предприятий, в ведении которых находились такие общежития, при этом оспаривание результатов приватизации в силу исковой давности невозможно.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в ред. федерального закона от 02.10.2012 г. N 159-ФЗ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находившимися в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшимся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) о договоре социального найма вне зависимости от даты передачи таких жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях.
Действующая редакция указанной нормы не позволяет защитить права граждан, проживающих в бывших ведомственных общежитиях, переданных в частную собственность.
Законопроект подготовлен с учетом сформировавшейся практики Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении вопросов, связанных с проживанием граждан в бывших ведомственных общежитиях, согласно которой к таким отношениям применяются положения Жилищного кодекса о договоре социального найма (при условии вселения граждан в общежитие до государственной регистрации права собственности на жилой дом).
Законопроектом предлагается установить утрату жилыми домами, использовавшимися в качестве общежитий для проживания работников предприятий, учреждений и организаций, статуса общежития при передаче их в муниципальную или частную собственность. При этом такие дома, переданные в муниципальную собственность, предлагается отнести к жилищному фонду социального использования, а отношения с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в таких домах, регулировать нормами Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Отношения с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в жилых домах бывших ведомственных общежитий, переданных в частную собственность, предлагается регулировать нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре найма жилого помещения, одновременно предлагается установить, что условия таких договоров в части платы за пользование жилым помещением, платы за содержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги должны быть аналогичными условиям договора социального найма, что позволит исключить применение в отношении таких граждан необоснованно высоких тарифов по оплате жилого помещения.
Учитывая сложившуюся практику, когда жилые помещения (комнаты) расположенные на одном этаже в домах коридорного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых) рассматриваются как одна коммунальная квартира, что в свою очередь приводит к завышению платы за содержание жилого помещения за счет общей площади такой квартиры в большей степени, относящейся к коридору, законопроектом предлагается установить запрет объединения жилых помещений (комнат) в таких домах в отдельную квартиру без проведения в установленном порядке их реконструкции.
При этом с целью обеспечения защиты прав граждан предлагается распространение данной нормы о запрете в отношении уже состоявшихся "преобразований" бывших ведомственных общежитий коридорного типа в коммунальные квартиры, занимающих весь этаж.
Кроме того, законопроектом предлагается урегулировать отношения, связанные с проживанием в одном жилом помещении (комнате) граждан, не являющимися членами одной семьи, так называемым вселение на "койко-место".
Такие отношения предлагается регулировать одним договором найма с предоставлением указанным гражданам равных прав по пользованию и установлением равных обязанностей по оплате жилого помещении при их самостоятельной ответственности перед наймодателем. При этом условия такого договора найма предлагается устанавливать аналогичными условиям договора социального найма в части размера платы за пользование жилым помещением, платы за содержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.