Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 18.03.2016 г.)
Законопроект направлен на дифференциацию правил хранения и уничтожения дактилоскопической информации о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых прекращено уголовное преследование, в зависимости от оснований такого прекращения, а также устранение правового пробела, связанного с отсутствием регламентации сроков хранения материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию об отдельных категориях лиц, подлежащих обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
В соответствии с частью третьей статьи 15 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" дактилоскопическая информация о лицах, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления либо осужденных за совершение преступления, уничтожается не позднее 30 суток после прекращения уголовного дела, в том числе по нереабилитирующим основаниям, или вынесения оправдательного приговора суда.
Данный правовой подход не в полной мере отвечает принципам справедливости и равенства граждан перед законом (статья 19 Конституции Российской Федерации, статьи 4 и 6 Уголовного кодекса Российской Федерации), поскольку дактилоскопическая информация об осужденных хранится в установленном порядке до достижения ими возраста 80 лет.
В этой связи нуждаются в дифференциации правила хранения и уничтожения дактилоскопической информации о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых прекращено уголовное преследование, в зависимости от оснований такого прекращения.
Предлагаемое изменение соответствует положениям Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции". В частности, согласно части 1 и пункту 4 части 3 статьи 17 данного Федерального закона полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, в том числе о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.
Также необходимо гармонизировать срок хранения дактилоскопической информации и период возможной отмены постановления о прекращении уголовного дела или оправдательного приговора суда. Таким образом, нуждается в корректировке установленный рассматриваемой нормой Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" срок уничтожения дактилоскопической информации (30 суток).
В целях усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан законопроектом предусмотрено в качестве условия уничтожения дактилоскопической информации волеизъявление в форме письменного заявления лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование по реабилитирующим основаниям, на уничтожение данной информации.
Данный правовой подход не является новационным. Так, в соответствии с Федеральным законом "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" получение аналогичного заявления является обязательным для уничтожения дактилоскопической информации, полученной в результате проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации, а также обязательной дактилоскопической государственной регистрации лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, в случае ее установления.
Кроме того, законопроект направлен на устранение правового пробела в статье 13 Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", заключающегося в отсутствии регламентации сроков хранения материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию о гражданах, претендующих на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности или на получение удостоверения частного охранника (пункты "м" и "н" части 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации").
Предлагаемые законопроектом изменения позволят повысить эффективность использования дактилоскопической информации, получаемой в процессе проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительного финансирования.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.