Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637"
(подготовлен ФМС России 16.03.2016 г.)
Представленный проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Государственную программу Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637" (далее - проект указа, Государственная программа соответственно) подготовлен во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N Пр-2239 и от 1 декабря 2015 г. N Пр-2463 относительно упрощения процедуры участия в Государственной программе семей соотечественников, имеющих трех и более детей.
В целях реализации указанных решений Президента Российской Федерации проектом указа предлагается к числу основных принципов добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию отнести приоритетное оказание содействия переселению многодетным семьям соотечественников, использующих русский язык в семейно-бытовой сфере, и ввести в понятийный аппарат Государственной программы термин "многодетная семья соотечественника" (подпункты "а" и "б" пункта 1 проекта указа соответственно).
В целях облегчения для многодетных семей соотечественников процедур, связанных с участием в Государственной программе и направленных на оформление правового статуса на территории Российской Федерации, предлагается для указанной категории участников Государственной программы и членов их семей ввести дополнительную государственную гарантию - право на получение компенсации расходов на подготовку документов, необходимых для оформления разрешения на временно проживание, вида на жительство либо на приобретение гражданства Российской Федерации (подпункт "в" пункта 1 проекта указа).
Проектом указа предлагается установить, что многодетной семье соотечественника не может быть отказано в участии в Государственной программе, а выданное свидетельство участника Государственной программы не может быть аннулировано на основании отсутствия у соотечественника профессии (специальности, квалификации) и (или) стажа трудовой деятельности, предусмотренных региональной программой переселения (подпункт "д" пункта 1 проекта указа). Такой подход позволит реализовать вводимый проектом указа принцип приоритетного оказания содействия переселению многодетным семьям соотечественников, использующих русский язык в семейно-бытовой сфере.
Для обеспечения возможности взыскания финансовых средств, выплаченных многодетным семьям соотечественников в целях компенсации расходов на подготовку документов, необходимых для оформления разрешения на временное проживание, вида на жительство и на приобретение гражданства Российской Федерации в случае аннулирования свидетельства участника Государственной программы, добровольного отказа от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы, а также выезда на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службы в качестве участника Государственной программы предлагается переформулировать пункт 29 Государственной программы (подпункт "е" пункта 1 проекта указа).
Субъектами Российской Федерации работа с соотечественниками организуется в рамках региональных программ переселения, в которых предусматриваются программные мероприятия по обустройству соотечественников на территории Российской Федерации (пункт 47, подпункт "е" пункта 52, пункт 53 Государственной программы). В этой связи предлагается включить в Государственную программу положение о необходимости определения в рамках региональных программ переселения мер, направленных на дополнительную социальную поддержку многодетных семей участников Государственной программы (подпункт "ж" пункта 1 проекта указа).
В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению помощи многодетным семьям был принят Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Данный нормативный правовой акт содержит комплекс мероприятий преференциального характера для многодетных семей в Российской Федерации. Представленным проектом указа для многодетных семей участников Государственной программы с первых дней пребывания в субъекте Российской Федерации, выбранном для постоянного проживания в рамках Государственной программы, предлагается установить право пользования аналогичными с многодетными семьями российских граждан возможностями (пункт 2 проекта указа).
Подпункт "г" пункта 1 проекта указа направлен на приведение Государственной программы в части установленных в ней оснований отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы в соответствие с подпунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Принятие проекта указа потребует:
- установления Правительством Российской Федерации размера, порядка и условий предоставления многодетным семьям участников Государственной программы компенсации расходов на подготовку документов, необходимых для оформления разрешения на временное проживание, вида на жительство либо на приобретение гражданства Российской Федерации;
- внесения изменений в Типовую программу субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2570-р (в части уточнения перечня основных мероприятий проекта региональной программы переселения).
При этом введение новой государственной гарантии для многодетных семей участников Государственной программы и расширение помощи данной категории лиц со стороны регионов влечет необходимость выделения дополнительных ассигнований федерального бюджета на компенсацию расходов на подготовку документов, необходимых для оформления разрешения на временное проживание, вида на жительство либо на приобретение гражданства Российской Федерации;
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФМС России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.