Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в статью 18 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части внедрения на государственной гражданской службе Российской Федерации и муниципальной службе новых принципов кадровой политики и технологий кадровой работы)"
(подготовлен Минтрудом России 28.03.2016 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в статью 18 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
(в части внедрения на государственной гражданской службе Российской Федерации и муниципальной службе новых принципов кадровой политики и технологий кадровой работы)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2010, N 7, ст. 704; 2011, N 27, ст. 3866; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7337; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7620; 2013, N 14, ст. 1665; N 23, ст. 2874; N 27, 3477; 2015, N 24, ст. 3374) следующие изменения:
1) в пункте 4 части 2 статьи 22 после слов "частью 2 статьи 28" дополнить словами ", частью 3 статьи 29", после слов "частью 1 статьи 31" дополнить словами ", пунктом 3 части 23 статьи 48";
2) в статье 29:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Если гражданский служащий в связи с изменением существенных условий служебного контракта не согласен на продолжение государственно-служебных отношений по замещаемой им должности, представитель нанимателя при наличии в государственном органе иных вакантных должностей гражданской службы, при замещении которых сохраняются существенные условия профессиональной служебной деятельности, обязан в письменной форме под роспись предложить гражданскому служащему указанные вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.";
б) часть 4 после слов "существенных условий служебного контракта" дополнить словами "либо отсутствия такой должности в государственном органе";
3) в статье 37:
а) подпункт "б" пункта 1 части 1 изложить в следующей редакции:
"б) вследствие недостаточной эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности или недостаточной квалификации, подтвержденных результатами аттестации;";
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Увольнение с гражданской службы по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы, по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 1 части 1 настоящей статьи, - по результатам двух подряд аттестаций гражданского служащего.";
4) в статье 44:
а) в части первой:
пункт первый изложить в следующей редакции:
"1) обеспечение эффективной реализации задач и функций государственных органов посредством формирования кадрового состава для замещения должностей гражданской службы, обладающего необходимыми профессиональными и личностными качествами;";
пункт второй считать пунктом двадцатым;
пункт третий считать пунктом десятым;
пункт третий изложить в следующей редакции:
"3) создание условий для развития у гражданских служащих профессиональных и личностных качеств, способствующих эффективной и результативной профессиональной служебной деятельности;";
пункты четвертый - восьмой считать соответственно пунктами двенадцатым - шестнадцатым;
пункт девятый считать пунктом вторым;
пункт десятый считать пунктом седьмым и дополнить его словами "и текущей оценки их профессиональной служебной деятельности";
пункт одиннадцатый считать пунктом девятым;
пункты двенадцатый и тринадцатый считать соответственно пунктами пятым и шестым;
пункт четырнадцатый считать пунктом восьмым;
пункт пятнадцатый считать пунктом четвертым;
пункт шестнадцатый считать пунктом семнадцатым;
пункт семнадцатый считать пунктом одиннадцатым;
б) дополнить частями 2 и 3 в следующей редакции:
"3. Типовое положение о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров утверждается Президентом Российской Федерации.
4. Федеральный государственный орган по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи издает методические и инструктивные материалы по организации и осуществлению кадровой работы.";
5) статью 48 изложить в следующей редакции:
"Статья 48. Аттестация гражданских служащих и текущая оценка их профессиональной служебной деятельности
1. Аттестация гражданских служащих проводится в целях определения их соответствия замещаемым должностям гражданской службы, оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, обеспечения их профессионализма и компетентности, а также мотивации к развитию профессионального мастерства, деловых качеств и должностному росту.
2. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации).
3. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.
4. В период между аттестациями по соглашению сторон служебного контракта может осуществляться текущая оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
5. Текущая оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего проводится его непосредственным руководителем на основании годового плана работы гражданского служащего и включает оценку эффективности результатов его профессиональной служебной деятельности.
6. Порядок проведения текущей оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих устанавливается правовым актом государственного органа.
7. Типовая методика проведения текущей оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего утверждается федеральным государственным органом по управлению государственной службой.
8. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов текущей оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.
9. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом, результаты предыдущей аттестации и текущей оценки в период между аттестациями.
10. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.
11. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.
12. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет в аттестационную комиссию мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, составленный с учетом оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, включая текущую оценку. При необходимости также представляется пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.
13. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
14. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
15. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
16. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
17. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
18. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.
19. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
20. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
2) направляется для получения дополнительного профессионального образования;
3) должен исправить показатели результативности своей профессиональной служебной деятельности и будет приглашен для проведения внеочередной аттестации через полгода;
4) понижается в должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем;
5) увольняется с гражданской службы вследствие недостаточной эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности или недостаточной квалификации, подтвержденных результатами двух подряд аттестаций гражданского служащего.
21. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
22. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
23. Ранее срока, указанного в части 3 настоящей статьи, внеочередная аттестация может проводиться по инициативе представителя нанимателя в случае:
1) сокращения должностей гражданской службы в государственном органе или упразднения государственного органа;
2) изменения условий оплаты труда гражданских служащих;
3) решения о необходимости исправления гражданским служащим показателей результативности своей профессиональной служебной деятельности, принятого по результатам предыдущей аттестации гражданского служащего, но не ранее чем через полгода после издания правового акта государственного органа, указанного в пункте 3 части 20 настоящей статьи;
4) понижения гражданского служащего в должности гражданской службы по результатам предыдущей аттестации, но не ранее чем через полгода после его назначения на нижестоящую должность гражданской службы;
5) неудовлетворительного результата текущей оценки деятельности гражданского служащего.
24. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.";
6) в части 11 статьи 62 исключить слова "преимущественным" и "включения гражданского служащего в кадровый резерв или";
7) в пункте 5 части 6 статьи 64 слова "части 16" заменить словами "части 20".
Статья 2
В статье 18 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1152; 2015, N 13, ст. 1807):
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 18. Аттестация муниципальных служащих и текущая оценка их профессиональной служебной деятельности";
б) части первую и вторую заменить частями первой - восьмой, изложив их в следующей редакции:
"1. Аттестация муниципальных служащих проводится в целях определения их соответствия замещаемым должностям муниципальной службы, оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, обеспечения их профессионализма и компетентности, а также мотивации к развитию профессионального мастерства, деловых качеств и должностному росту.
2. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года, за исключением случаев, указанных в части 6 настоящей статьи.
3. В период между аттестациями по соглашению сторон трудового договора (контракта) может осуществляться текущая оценка профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.
4. Текущая оценка профессиональной служебной деятельности муниципального служащего проводится его непосредственным руководителем на основании годового плана работы муниципального служащего и включает оценку эффективности результатов его профессиональной служебной деятельности.
5. Порядок проведения текущей оценки профессиональной служебной деятельности муниципального служащего утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
6. Ранее срока, указанного в части 2 настоящей статьи, внеочередная аттестация может проводиться по инициативе представителя нанимателя в случае:
1) сокращения должностей муниципальной службы;
2) изменения условий оплаты труда муниципальных служащих;
3) решения о необходимости исправления муниципальным служащим показателей результативности профессиональной служебной деятельности, принятого по результатам предыдущей аттестации муниципального служащего, но не ранее чем через полгода после принятия представителем нанимателя (работодателя) соответствующего решения;
4) понижения муниципального служащего в должности муниципальной службы по результатам предыдущей аттестации, но не ранее чем, через полгода после его назначения на нижестоящую должность муниципальной службы;
5) неудовлетворительного результата текущей оценки деятельности муниципального служащего.
7. Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:
1) имеющие стаж муниципальной службы менее одного года;
2) достигшие возраста 60 лет;
3) беременные женщины.
8. Муниципальный служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.";
б) часть третью считать частью девятой;
в) часть четвертую считать частью десятой и в ней после слов "в срок не более одного месяца со дня аттестации" вставить слова "о необходимости исправления муниципальным служащим показателей результативности профессиональной служебной деятельности,";
г) части пятую - седьмую считать соответственно частями одиннадцатой - тринадцатой.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
Президент |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.