Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в статью 18 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части внедрения на государственной гражданской службе Российской Федерации и муниципальной службе новых принципов кадровой политики и технологий кадровой работы)"
(подготовлен Минтрудом России 28.03.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в статью 18 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части внедрения на государственной гражданской службе Российской Федерации и муниципальной службе новых принципов кадровой политики и технологий кадровой работы) (далее - проект федерального закона) разработан в целях реализации положений подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", предусматривающих внедрение на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - гражданская служба) новых принципов кадровой политики и технологий кадровой работы, и в соответствии с пунктом 47 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2016 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года N 2697-р.
Также проект федерального закона направлен на устранение неполноты в правовом регулировании вопросов прохождения гражданской службы, выявленной в ходе осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации в 2015 году, проводимого в порядке реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 657.
Проектом федерального закона предполагается внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) дополнения, повышающие роль и значимость кадровой работы в обеспечении реализации задач и функций государственных органов. В результате, содержание кадровой работы будет направлено на формирование кадрового состава государственного органа, обладающего необходимыми профессиональными и личностными качествами для исполнения должностных обязанностей, а также развитие указанных качеств для осуществления эффективной и результативной профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие).
Основным механизмом оценки профессиональных и личностных качеств гражданских служащих является аттестация, механизм организации и проведения которой предполагается усовершенствовать проектом федерального закона.
В частности, с учетом ранее внесенных в Федеральный закон изменений, позволяющих по результатам аттестации включать гражданских служащих в кадровый резерв в порядке должностного роста, цель аттестации не ограничивается только подтверждением соответствия гражданского служащего замещаемой должности, а состоит в оценке профессионализма и компетентности гражданских служащих с учетом их должностного положения, а также в стимулировании гражданских служащих к развитию профессиональных и личностных качеств, необходимых для обеспечения должностного роста.
В целях повышения эффективности аттестации в условиях ускоряющихся изменений текущих задач государственных органов и связанной с этим необходимостью постоянной оценки качества деятельности по реализации целей государственных органов, проектом федерального закона предполагается создать возможность для периодического проведения текущей оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего в период между аттестациями, составляющий по общему правилу три года.
Учитывая, что в силу положений пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона гражданским служащим гарантирована оценка эффективности результатов профессиональной служебной деятельности на основе сопоставимых показателей при замещении соответствующих должностей гражданской службы, данную процедуру целесообразно осуществлять в структурном подразделении государственного органа, в котором гражданский служащий проходит гражданскую службу, в форме текущей оценки. Критерии текущей оценки эффективности определяются исходя из результатов исполнения гражданским служащим его годового плана работы.
В дальнейшем, результаты текущих оценок, проведенных в период между аттестациями, направляются в аттестационную комиссию вместе с составленным на их основании мотивированным отзывом об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Данные материалы являются основанием для оценки аттестационной комиссией государственного органа профессиональных и личностных качества гражданского служащего, а также его профессиональной служебной деятельности.
При этом в целях оптимизации процедуры подготовки аттестации предлагается исключить годовой отчет о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего из набора обязательных документов для ее проведения, заменив его оценкой эффективности результатов его профессиональной служебной деятельности. В случае, если проведение текущей оценки в государственном органе не производится, подготовка мотивированного отзыва будет осуществляться в действующем в настоящее время порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации". Согласно действующему порядку непосредственный руководитель гражданского служащего представляет в аттестационную комиссию отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, содержащий сведения о мотивированной оценке профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Данное положение проекта федерального закона позволит на практике применять современные технологии кадровой работы, упростив функции руководителя по оценке эффективности деятельности гражданского служащего, при этом повысив периодичность ее проведения.
Одновременно, проектом федерального закона предлагается дополнить перечень случаев назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы, в которых конкурс не проводится, понижением в должности на основании правового акта государственного органа, издаваемого по результатам аттестации, а также случаем несогласия гражданского служащего с изменением существенных условий служебного контракта при условии отсутствия соответствующих вакантных должностей. Данное положение устранит коллизию между 22 и 29, 48 статьями Федерального закона.
Кроме того, проектом федерального закона предполагается уточнение оснований увольнения с гражданской службы в случае неудовлетворительного результата аттестации. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы вследствие не только недостаточной квалификации, но и недостаточной эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, подтвержденной результатами двух подряд аттестаций гражданского служащего.
Предполагаемое проектом федерального закона нормативное закрепление возможности увольнения с гражданской службы только по результатам двух подряд аттестаций гражданского служащего, период между которыми должен составлять не менее полугода, повышает защищенность гражданских служащих от возможных неточностей в результатах оценки эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности, а также более полно реализует установленный пунктом 5 статьи 4 Федерального закона принцип стабильности гражданской службы, отличающий правовое регулирование данного социально-политического института от норм трудового права.
При этом перечень случаев проведения внеочередной аттестации гражданского служащего, а также принимаемых по результатам аттестации решений, предполагается расширить, включив в него дополнительные основания, связанные с недостаточной эффективностью и результативностью профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, в том числе неудовлетворительными результатами текущей оценки.
Проектом федерального закона с учетом положений Федерального закона о взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы предполагается внести изменения в Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", направленные на обеспечение единых подходов и технологий проведения аттестации гражданских служащих и муниципальных служащих, сохранив при этом существующую в настоящее время специфику ее организации и учета результатов в муниципальных образованиях.
В целях обеспечения единообразия применения положений, содержащихся в проекте федерального закона, предусматривается утверждение типового положения о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, а также порядка проведения текущей оценки федеральным государственным органом по управлению государственной службой посредством подготовки соответствующих правовых актов.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать повышению общей эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления за счет активизации работы с кадровым составом, направленной на повышение его профессионализма и компетентности, создание благоприятных условий для развития профессиональных и личностных качеств гражданских служащих и муниципальных служащих, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.