Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(подготовлен Минздравом России 04.04.2016 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 2 февраля 2016 г. N ОГ-П12-31пр и в целях урегулирования вопросов порядка разработки, установления требований к структуре и содержанию клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (далее - клинические рекомендации).
Согласно п. 2 статьи 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" клинические рекомендации разрабатывают и утверждают медицинские профессиональные некоммерческие организации.
При этом действующей законодательной нормой не предусмотрена процедура разработки, одобрения и утверждения клинических рекомендаций, также не установлены требования к структуре клинических рекомендаций с обязательным включением в их содержание критериев оценки качества медицинской помощи по данному заболеванию.
Отсутствие единых подходов к разработке медицинскими профессиональными некоммерческими организациями клинических рекомендаций и утвержденной типовой формы клинических рекомендаций затрудняет их применение в различных сферах здравоохранения, включая использование в вопросах совершенствования оценки качества медицинской помощи.
Вводится определение клинических рекомендаций - это документ, содержащий основанную на доказанном клиническом опыте информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, включая описание моделей пациентов, последовательности действий медицинского работника, схем диагностики и лечения в зависимости от течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты лечения.
Законопроектом предлагается разрабатывать клинические рекомендаций по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) по перечню заболеваний, утверждаемому уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что позволит обеспечить приоритетность в реализации государственной политики в сфере здравоохранения.
Законопроектом предусматривается направлять разработанные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями клинические рекомендации на рассмотрение научного совета уполномоченного федерального органа исполнительной власти и одобренные научным советом Минздрава России клинические рекомендации предлагается принимать помимо этого на съездах, конференциях медицинских профессиональных некоммерческих организаций и представлять для размещения на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет".
Одновременно отдельные положения законопроекта предусматривают изменения в отношении применения стандартов медицинской помощи, исключающие их применение при оценке доступности, качества и безопасности медицинской деятельности.
Предлагается разрабатывать стандарты медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, применять как медико-экономические нормативные документы при формировании тарифов на медицинскую помощь и способов ее оплаты, в том числе в рамках реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Данным законопроектом предусматриваются внесение изменений в статьи 35 и 44 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в части исключения применения стандартов медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и в системе персонифицированного учета сведений об оказанной медицинской помощи застрахованным лицам.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан" не потребует расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.