Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу повышения предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения при приобретении (строительстве, реконструкции) федеральными органами исполнительной власти жилых помещений для федеральных государственных нужд"
(подготовлен Минстроем России 04.04.2016 г.)
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд" (далее - Постановление) является федеральным органом исполнительной власти определяющим возможность и подготавливающим обоснованность по превышению предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения при приобретении (строительстве) федеральными органами исполнительной власти жилых помещений для федеральных государственных нужд не может превышать предельную стоимость 1 кв. метра общей площади жилых помещений при приобретении (строительстве) жилых помещений для федеральных государственных нужд, устанавливаемую на 2011 год в размере 30 тыс. рублей за 1 кв. метр (на 2016 год в размере 38515 рублей).
Вместе с тем, исходя из опыта взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, реализующими мероприятия по приобретению (строительству) жилых помещений для федеральных государственных нужд, указанная предельная стоимость 1 кв. метра зачастую не находит своего подтверждения официальной статистикой цен, установленной Федеральной службы государственной статистки, а также не соответствует среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей жилой площади по многим субъектам Российской Федерации, устанавливаемой ежеквартально в соответствии с приказами Минстроя России "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации", что в свою очередь приводит к невозможности исполнения федеральными органами исполнительной власти указанных мероприятий в рамках доведенных лимитов федерального бюджета.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Постановления предусмотрена возможность превышения установленной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений по решению Правительства Российской Федерации, принимаемому на основании мотивированного представления Минстроя России.
При этом, форма мотивированного представления либо порядок его подготовки и представления в Правительство Российской Федерации Постановлением не предусмотрен. Тем самым, соответствующие полномочия по разработке и утверждению каких-либо форм, положений о подготовке обосновывающих материалов и порядка подготовки мотивированного предоставления у Минстроя России отсутствуют.
Нормы, предусматривающие согласование данного представления с иными федеральными органами исполнительной власти, а также разработку соответствующего решения Правительства Российской Федерации, указанным Постановлением также не предусмотрены.
Также следует отметить, что Постановлением для федеральных государственных органов не установлен перечень документов и порядок подготовки мотивированного предоставления Минстроем России в Правительство Российской Федерации при превышения предельной стоимости строительства жилья для федеральных государственных нужд.
В целях повышения качества и эффективности принятия решения о превышении предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд представляется целесообразным изменить порядок принятия таких решений. Предлагается принимать указанные решения в два этапа.
При этом на первом этапе должно быть принято решение о подготовке заключения о превышении предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения при их приобретении (строительстве, реконструкции), осуществляемом за счет или с привлечением средств федерального бюджета (далее - заключение Минстроя России).
На втором этапе принимается решение о предоставлении средств федерального бюджета на указанные цели на основании подготовленного на первом этапе заключения Минстроя России.
Предложения о рассмотрении Минстроем России целесообразности подготовки обосновании превышения подготавливаются и направляются в Минстрой России федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (далее - отраслевой федеральный орган), реализующими мероприятия по строительству(реконструкции) и/или приобретению жилых помещений для федеральных государственных нужд в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Следует отметить, что в соответствии с частью 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение).
В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация.
Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий.
Согласно части 5 статьи 47 Градостроительного кодекса необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются застройщиком или техническим заказчиком с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.
В соответствии с частью 6 статьи 48 Градостроительного кодекса в случае, если разработка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу в том числе и технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
При этом в соответствии с пунктом 30 Положения определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, осуществляется с применением действующих сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
Применение того или иного сметного норматива (расценки), а также материальных ресурсов, при составлении сметной документации на выполняемые работы, осуществляется в соответствии с принятыми застройщиком или техническим заказчиком проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ.
Так, соответствие предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их строительстве для федеральных государственных нужд параметрам, устанавливаемым постановлением осуществляется на стадии подготовки проектной документации.
Таким образом обоснование превышения разрабатывается на основании технологического задания, подготавливаемого застройщиком или техническим заказчиком, в связи с необходимостью определения целесообразности и достоверности закладываемых технологическим заданием решений, приводящих к удорожанию стоимости 1 кв. метра общей жилой площади на стадии разработки проектно-сметной документации.
Обоснование превышения подготавливается на вариативной основе с детальной проработкой одного из вариантов, выбранного застройщиком или техническим заказчиком, и завершается подготовкой задания на проектирования объекта капитального строительства.
В рамках подготовки обоснований превышения проводятся уточнение обоснованности решений о начале реализации проекта с учетом норм (нормативов) обеспеченности в соответствующих отраслях и применяемых технологических решений, разработка ключевых проектных решений, включая основные архитектурно-планировочные и конструктивные решения, определение предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений, оценка эффективности выбранного варианта.
В случае осуществления мероприятий по приобретению жилых помещений, осуществляемому за счет или с привлечением средств федерального бюджета, в рамках обоснования превышения необходимо также предоставить обосновывающие материалы, предполагающие оценку рынка жилья на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, включая коммерческие предложения от застройщиков (минимум 3), осуществляющих строительство, с указанием типа жилых помещений, предлагаемых к продаже.
Обоснование превышения должно состоять из текстовой и графической частей. Графическая часть содержит карты, схемы, чертежи, профили, графики и т.д.
Текстовая часть содержит в том числе: исходные данные; основные характеристики объекта капитального строительства; основные архитектурно - планировочные и конструктивные решения объекта капитального строительства; сведения о существующей инженерной и транспортной инфраструктуре; технические условия для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения; необходимость строительства (приобретения), реконструкции объекта капитального строительства в связи с осуществлением соответствующим федеральным государственным органами полномочий, отнесенных к предмету их ведения; отсутствие в достаточном объеме замещающей продукции (работ и услуг), производимой иными организациями; обоснование невозможности или нецелесообразности применения типовой проектной документации.
Обоснование превышения и задание на проектирование направляются в Минстрой России на проведение технологического и ценового аудита, предполагаемого к осуществлению заинтересованным федеральным органом мероприятия по строительству (приобретению) жилых помещений для федеральных государственных нужд.
В целях реализации федеральными органами мероприятий по строительству(реконструкции) и/или приобретению жилых помещений, осуществляемым за счет или с привлечением средств федерального бюджета, Минстроем России, предлагается организовать оценку обоснованности превышения по аналогии с проведением Минстроем России согласований и выдачей специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.
Для реализации полномочий по согласованию и выдачи специальных технических условий Минстроем России создан Нормативно-технический совет Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в состав которого входят, в том числе специалисты в области проектирования строительства и эксплуатации объектов по обеспечению надежности и безопасности, а также технические специалисты в области проектирования и строительства.
Следует отметить, что в случае, если федеральными органами исполнительной власти предполагается осуществление строительства жилых помещений для федеральных государственных нужд, принятие решения об обоснованность превышения предельной стоимости 1 кв. метра не предполагает единого подхода к каждому федеральному органу, ввиду индивидуальных особенностей каждого объекта капитального строительства.
На втором этапе предполагается, что принятие решения о направлении средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья для федеральных государственных нужд по стоимости выше предельной стоимости принимается Правительством Российской Федерации на основании соответствующего заключения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об обоснованности (необоснованности) превышения предельной стоимости приобретения (строительства, реконструкции) жилья, осуществляемого за счет или с привлечением средств федерального бюджета, порядок выдачи которого устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Вместе с тем проект данного решения вносится в Правительство Российской Федерации заинтересованным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации с приложением заключения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об обоснованности (необоснованности) превышения предельной стоимости при приобретении (строительстве, реконструкции) жилья, осуществляемом за счет или с привлечением средств федерального бюджета.
Также проектом постановления предполагается, что в рамках проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" наличие заключения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об обоснованности (необоснованности) превышения предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве, реконструкции), осуществляемом за счет или с привлечением средств федерального бюджета, установленной Постановлением является обязательным качественных критерием, на основе которых осуществляется оценка эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти (государственными органами) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление установленных полномочий, и в установленной штатной численности указанных органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.