Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 43 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело представленный МЧС России (далее - разработчик) проект решения Евразийской экономической комиссии "О принятии технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны" (ТР ЕАЭС ___/20__)" (далее - технический регламент, проект регламента соответственно) и сообщает следующее.
Технический регламент разработан в соответствии с Планом разработки технических регламентов Таможенного союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 г. N 79 (далее - Плана разработки технических регламентов).
Проектом регламента проектируется установление на территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) единых обязательных для применения и исполнения требований безопасности к продукции, предназначенной для гражданской обороны, выпускаемой в обращение на территории Союза.
Согласно предисловию к проекту регламента, технический регламент разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее - Договор).
По результатам рассмотрения технического регламента установлено, что процедуры, предусмотренные пунктами 38 - 42 Правил, соблюдены.
Технический регламент направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком также проведены публичные обсуждения проекта регламента в срок с 4 ноября 2015 г. по 1 декабря 2015 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия технического регламента размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/10/11-15/00041835).
В процессе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития России были проведены дополнительные публичные консультации по проекту технического регламента в период с 28 декабря 2015 г. по 12 января 2016 г. Технический регламент и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации (далее - ТПП), Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП), Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", а также в заинтересованные субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности. В результате проведения публичных консультаций поступили позиции ТПП, РСПП, ОАО "Корпорация "Росхимзащита", ОАО "Тамбовмаш", а также ОАО "Химконверс", в соответствии с которыми в положениях, проектируемых рассматриваемым техническим регламентом, содержатся значительные риски, которые могут привести к негативным последствиям.
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений в отношении проекта технического регламента могут быть представлены следующие замечания:
1. Разделом 5 проекта технического регламента проектируются требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны. Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 раздела 1 проекта регламента положениями технического регламента не регулируются требования к проектированию, производству, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации продукции, предназначенной для гражданской обороны.
Таким образом, проектом регламента проектируется ряд требований, не входящих в сферу регулирования технического регламента, что, по мнению Минэкономразвития России, не может быть признано обоснованным.
2. Пунктом 3 и пунктом 6 раздела 1 проекта регламента проектируются положения, требования которых устанавливаются в соответствии с требованиями законодательств государств - членов Союза.
Вместе с тем согласно предисловию к проекту регламента, Технический регламент устанавливает на территории Союза единые обязательные для применения и исполнения требования безопасности к продукции, предназначенной для гражданской обороны, выпускаемой в обращение на территории Союза.
Учитывая изложенное, остается неясным, каким образом будут достигнуты цели предлагаемого регулирования, если выполнение соответствующих требований будет основано на нормативах, действующих в рамках национального законодательства каждого из государства - члена Союза.
Считаем, что данное положение требует дополнительного обсуждения и соответствующей доработки.
Аналогично положениями раздела 5, пунктом 1.2 Приложения и пунктом 6 раздела 1 проекта регламента устанавливаются противоречивые требования к фильтрам защитных сооружений гражданской обороны, что также требует доработки.
3. В область распространения норм и положений проекта технического регламента включена продукция, для которой в настоящее время существуют особые правила и ограничения оборота, установленные законодательством Российской Федерации, препятствующие включению данной продукции в рассматриваемый технический регламент, а именно:
- пунктами 44, 53, 62, 63 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203;
- абзацем 6 Перечня видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. N 179 (далее - Указ Президента N 179);
- пунктом 9.1 раздела 4 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 1661;
- Перечнем продукции, поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1992 г. N 959 (далее - постановление N 959).
3.1 Существование на национальном уровне ограничения оборота в отношении части продукции, включенной в область распространения проекта технического регламента, а именно, "технические средства защитных сооружений гражданской обороны - фильтры", по мнению Минэкономразвития России, препятствует включению данной продукции в проект регламента для последующего регулирования на межнациональном уровне. Считаем, что наличие ограничения оборота также подтверждается и разработчиком проекта регламента посредством включения в регламент пункта 6 раздела 1 и абзаца 5 пункта 17.5 раздела 5 проекта регламента, что не исключает данное изделие из объектов технического регулирования проекта регламента.
3.2 Средства защиты (а также нормативно-техническая документация на их производство и использование) от боевых отравляющих веществ Указом Президента N 179 и постановлением N 959 включены в соответствующие перечни видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, а также продукции, поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации.
На этапах проектирования и производства указанных объектов регулирования используется техническая документация по испытаниям продукции по отравляющим веществам и методика по оценке отдельных показателей, содержащие сведения, составляющие государственную тайну и имеющие соответствующий гриф секретности.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 приложения N 9 к Договору в отношении указанной продукции действуют особые правила технического регулирования, устанавливаемые законодательством государств - членов Союза.
В случае принятия проекта технического регламента потребуется внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации в области национальной безопасности в части снятия запрета на свободную реализацию продукции, предназначенной для гражданской обороны, а также в постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" в части передачи полномочий по установлению требований к средствам защиты от опасных биологических агентов и химических веществ от Минобороны России на уровень Союза.
Таким образом, представляется целесообразным из проекта регламента и приложения к нему, требования к техническим средствам защитных сооружений - фильтрам, а также средствам защиты, указанным в пункте 1 приложения исключить.
4. Предлагаемое регулирование одной группы продукции (например, средств оповещения или связи) одновременно двумя техническими регламентами*(1) может привести к проблемам проведения идентификации продукции как гражданами и юридическими лицами, так и экспертами органов по сертификации, таможенных служб, контрольно-надзорных органов.
Считаем, что более рациональным способом технического регулирования продукции, предназначенной для целей гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, может стать объединение всей номенклатуры продукции в единый технический регламент "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты населения при чрезвычайных ситуациях". В соответствии с пунктом 63 Единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526, данная продукция указана как единая продукция, предназначенная для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Дополнительно необходимо отметить, что отклонение разработчиком в сводке предложений и замечаний рекомендаций предпринимательского сообщества об объединении двух проектов технических регламентов в один, создает условия введения приобретателя (потребителя) в заблуждение, делает затруднительным процесс идентификации, а также способствует необоснованному увеличению затрат на оценку соответствия двум техническим регламентам. При этом единственным обоснованием отклонения предложения об объединении проектов регламентов, разработчиком указано наличие утвержденного Плана разработки технических регламентов.
5. Обращаем внимание разработчика на несоответствие подпунктов "ж" и "з" пункта 27 проекта регламента положениям пункта 22 Решения Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 621 "О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза" в части нанесения единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Союза и применения сертификата соответствия и единого знака обращения, что требует соответствующей доработки.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта технического регламента с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
- решение проблемы предложенным способом регулирования необоснованно;
- в проекте регламента выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Департамент оценки |
О.В. Фомичев |
-------------------------------------------
*(1) Рассматриваемым проектом регламента и проектом технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для защиты при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (ID проекта: 02/10/11-15/00041837).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.