Проект Решения Совета Евразийской экономической комиссии "О принятии технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС__/20 )"
(подготовлен МЧС России 04.11.2015 г.)
В соответствии со статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Принять технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС __/20 ) (прилагается).
2. Установить, что технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС __/20 ) вступает в силу с 20 года.
3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики |
От Республики |
От Республики |
От Российской
Федерации |
В. Габриелян |
В. Матюшевский |
Б. Сагинтаев |
И. Шувалов |
ПРОЕКТ
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
(ТР ЕАЭС__/20 )
Настоящий технический регламент Евразийского экономического союза (далее - технический регламент) разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) требования безопасности к продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, выпускаемой в обращение на территории Союза (далее - продукции).
Статья 1. Область применения
1.1. Настоящий технический регламент разработан в целях: защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения
Если в отношении продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, будут приняты иные технические регламенты Союза, то продукция, предназначенная для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, должна соответствовать требованиям всех технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется.
1.2. Объекты технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, приведены в приложении к настоящему техническому регламенту.
1.3. Требования к проектированию, производству, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации продукции не регулируются положениями настоящего технического регламента и устанавливаются законодательством государства - члена Союза.
1.4. Продукция, предназначенная для защиты населения при чрезвычайных ситуациях, бывшая в эксплуатации, или изготовленная для собственных нужд их изготовителей, а также комплектующие изделия и запасные части к продукции, используемые для ремонта продукции, не подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента.
1.5. Настоящий технический регламент не распространяется на средства индивидуальной защиты, требования к которым установлены законодательством государства - члена Союза в области пожарной безопасности и техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты".
Статья 2. Определения
В настоящем техническом регламенте применяются следующие термины и их определения:
аварийно-спасательные средства - технические средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов;
биологическое (бактериологическое) заражение - проникновение возбудителя инфекционной болезни в организм человека или животного, приводящее к развитию той или иной формы инфекционного процесса (болезнь, носительство возбудителей инфекций);
биологическая разведка и контроль - добывание и изучение данных о биологической угрозе или биологической чрезвычайной ситуации, установление факта, способов появления биологического заражения, определение вида биологического средства (агента), границ очагов заражения или распространения возбудителей, вероятной длительности сохранения эпидемической опасности в зонах заражения, систематический отбор проб у человека и др. биологических объектов с целью проведения анализа концентрации загрязнителей, продуктов обмена и биотрансформации;
вероятность защиты человека (предотвращенный ущерб) - математическая числовая характеристика степени ожидаемого снижения воздействия поражающего фактора чрезвычайной ситуации на человека;
защитная специальная одежда (средства защиты кожи) - одежда, заменяющая обычную или надеваемая поверх нее с целью защиты кожных покровов человека от воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, в том числе, от аэрозолей, паров, капель, жидкой фазы опасных химических веществ, а также от огня и теплового излучения. В состав защитной специальной одежды входят: защитная одежда (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, плащи, накидки, перчатки), обувь (сапоги, защитные чулки, бахилы);
защитная специальная одежда изолирующего типа - специальная одежда, изготовленная с применением полимерных материалов и изолирующая человека и его одежду от окружающей среды;
зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;
ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
опасное химическое вещество - химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель;
оповещение населения о чрезвычайной ситуации - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
особые условия радиоактивного загрязнения и химического заражения - это условия радиоактивного загрязнения и химического заражения в чрезвычайных ситуациях и при опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
поражающий фактор чрезвычайной ситуации - составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами;
предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
радиоактивное загрязнение - загрязнение поверхности земли, атмосферы, воды либо продовольствия, пищевого сырья, кормов и различных предметов радиоактивными веществами в количествах, превышающих уровень норм, установленных законодательствами государств - членов Союза в области радиационной безопасности, или к радиоактивному загрязнению окружающей среды;
радиоактивное облучение - воздействие проникающей радиации ядерного взрыва или гамма-излучения на различные объекты при нахождении на местности, загрязненной радионуклидами, попадание радиоактивных веществ внутрь организма через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, раны;
радиационная разведка - добывание, изучение и анализ сведений о масштабах и степени радиоактивного загрязнения местности, акватории, воздушной среды, техники, других материальных средств и объектов, установление факта загрязнения, определение границ загрязненных районов, степени загрязнения, количества загрязненных людей, техники и материальных средств;
радиационный контроль - контроль за соблюдением норм радиационной безопасности и основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и иными источниками ионизирующего излучения, а также получение информации об уровнях облучения людей и о радиационной обстановке на объекте и в окружающей среде при проведении дозиметрического и радиометрического контроля;
радиационный дозиметрический контроль - комплекс организационных и технических мероприятий по определению радиационной обстановки на объекте и в окружающей среде, а также доз облучения людей, проводимых с целью количественной оценки эффекта воздействия на них ионизирующих излучений;
радиометрический контроль - комплекс организационных и технических мероприятий по определению интенсивности ионизирующего излучения радиоактивных веществ, содержащихся в окружающей среде, и степени радиоактивного загрязнения людей, сельскохозяйственных животных, растений, воды, грунта и различных поверхностей;
сигнал оповещения - специальный сигнал, предназначенный для оповещения об опасности;
система оповещения - организационно-техническое объединение технических средств оповещения, каналов связи, сетей вещания в целях обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до населения об угрозе возникновении или возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения;
средство индивидуальной защиты населения и спасателей в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения - средство или группа средств, предназначенное для защиты одного человека от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также спасателей при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций; средство индивидуальной защиты населения включает средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа - противогаз; средства индивидуальной защиты спасателей включает средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего и изолирующего типа, в т. ч. респираторы и самоспасатели, специальную защитную одежду;
средство индивидуальной защиты органов дыхания - средство индивидуальной защиты, обеспечивающее защиту органов дыхания, лица, глаз от аэрозолей, паров, капель опасных химических веществ;
стихийное бедствие - это разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение объектов производственного и (или) непроизводственного назначения, а также компонентов окружающей среды;
технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций - технические и программные средства, используемые в государственных системах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств - членов Союза и предназначенные для своевременного выявления опасных для жизни, здоровья граждан и имущества физических или юридических лиц изменений состояния окружающей среды или отдельных ее элементов и информационной поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
техническое средство оповещения - специально разработанное техническое устройство, осуществляющее передачу, обработку и (или) прием сигналов (распоряжений) и информации оповещения;
технические средства радиационной, химической, биологической разведки и контроля - приборы, предназначенные для обнаружения радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, опасных химических веществ, установление факта, способов появления биологического заражения, определение вида биологического средства (агента), определения границ зон заражения (загрязнения) и осуществления постоянного контроля за степенью и уровнем заражения (загрязнения) местности, людей, техники, продовольствия и воды.
химическое заражение (загрязнение) - распространение опасных химических веществ в окружающей среде в концентрациях или количествах, создающих угрозу для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени;
химическая разведка - добывание сведений о характере, масштабах и степени химического заражения местности, воздушного пространства, акватории и объектов, а также о местах хранения (производства) химического оружия, установление факта химического заражения, определение границ химического заражения районов;
чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статья 3. Правила обращения продукции на рынке
3.1. Продукция, предназначенная для защиты населения при чрезвычайных ситуациях, выпускается в обращение на рынке при ее соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также других технических регламентов Союза, действие которых на неё распространяется, при условии, что она прошла оценку (подтверждение) соответствия согласно статье 10 настоящего технического регламента, а также согласно другим техническим регламентам Союза, действие которых на неё распространяется.
3.2. Продукция, предназначенная для защиты населения при чрезвычайных ситуациях, соответствие которой требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Союза.
3.3. Продукция, предназначенная для защиты населения при чрезвычайных ситуациях, не маркированная единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Союза, не допускается к выпуску в обращение на рынке.
Статья 4. Требования к техническим средствам оповещения населения
4.1. Технические средства оповещения населения должны обеспечивать:
а) доведение сигналов и информации оповещения до органов управления, должностных лиц, сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения;
б) передачу сигналов и информации оповещения по стационарным и подвижным сетям связи общего пользования, а также технологическим сетям связи.
4.2. Технические средства оповещения должны удовлетворять следующим требованиям:
а) средняя наработка на отказ - не менее 30 000 часов;
б) среднее время восстановления работоспособного состояния - не более 30 минут при наличии запасного имущества и принадлежностей;
в) средний срок сохраняемости - не менее 12 лет при хранении в условиях отапливаемых и неотапливаемых хранилищ с температурой от - 40 ° С до + 40 °С, относительной влажностью 80 %;
г) средний срок службы до списания - не менее 12 лет;
д) средний ресурс до первого капитального ремонта - не менее 10000 часов;
е) достоверность воспроизведения речевой информации: слоговая разборчивость - не хуже 90 %, словесная разборчивость - не хуже 97 %.
4.3. Необходимый уровень устойчивости функционирования технических средств оповещения к внешним воздействующим факторам при размещении на открытом пространстве:
- температура окружающей среды от - 50 ° С до + 50 °С;
- относительная влажность воздуха от 30 % до 95%;
- атмосферное давление от 74,8 до 106,7 кПа.
4.4. Электропитание технических средств оповещения должно осуществляться от сети переменного тока напряжением 220/380 В +10-15% частотой 50 Гц _2%.
4.5. Требования к безопасности, маркировке и эксплуатационным документам технических средств оповещения должны соответствовать требованиям, установленным стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспе6чивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
4.6. В технических средствах оповещения должны быть использованы конструктивно-технологические решения, материалы, защитные покрытия, комплектующие изделия, обеспечивающие возможность работы в заданных условиях эксплуатации.
4.7. Технические средства оповещения должны иметь конструктивные и программные составляющие, прошедшие обязательную сертификацию в порядке, установленном настоящим техническим регламентом.
Статья 5. Требования к средствам индивидуальной защиты населения и спасателей в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения
5.1. Средства индивидуальной защиты населения и спасателей в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения (далее - средства индивидуальной защиты) должны соответствовать следующим требованиям:
1) средства индивидуальной защиты должны обеспечивать защиту от поражающих факторов чрезвычайной ситуации в течение времени, установленного стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента;
2) средства индивидуальной защиты, предназначенные для обеспечения одновременной защиты разных частей тела от нескольких опасных и (или) вредных факторов, должны конструктивно сочетаться между собой и позволять выполнять аварийно-спасательные и другие неотложные работы в течение времени, установленного стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента, и режимом деятельности населения и спасателей;
3) применение, дегазация, дезактивация и дезинфекция, техническое обслуживание, хранение, ремонт и утилизация средств индивидуальной защиты должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
5.2. К средствам индивидуальной защиты органов дыхания населения и спасателей в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения предъявляются следующие требования:
1) средства индивидуальной защиты органов дыхания должны характеризоваться показателями эффективности и качества (показатели назначения и надёжности, эргономические показатели, а также показатели стандартизации и унификации) защиты, определяющими их защитные свойства;
2) защитные свойства средств индивидуальной защиты органов дыхания должны устанавливаться для всех основных путей поступления опасных химических веществ в организм человека;
3) средства индивидуальной защиты органов дыхания должны быть относительно универсальными и обеспечивать защиту населения и спасателей от достаточно широкого спектра опасных химических веществ;
4) средства индивидуальной защиты органов дыхания для населения по возможности должны быть портативными и иметь минимальный размерный ряд;
5) средства индивидуальной защиты органов дыхания должны учитывать особенности конкретной группы защищаемых людей (профессиональные, возрастные и др.);
6) конструкция фильтрующих противогазов и респираторов должна быть максимально унифицирована, сборка должна проводиться без использования инструмента;
7) самоспасатели должны храниться в упаковке, готовыми к немедленному применению без предварительной сборки;
8) средства индивидуальной защиты органов дыхания изолирующего типа должны обеспечивать защиту при проведении необходимых работ в непригодной для дыхания атмосфере. Если это определено техническими характеристиками средства индивидуальной защиты органов дыхания изолирующего типа, то оно должно обеспечивать защиту и под водой. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом должны обеспечивать поддержание избыточного давления в подмасочном пространстве лицевой части в процессе дыхания пользователя при любой физической нагрузке во всех климатических зонах;
9) дыхательные аппараты должны обеспечивать пользователя необходимым запасом воздуха или газовой дыхательной смесью в течение времени, устанавливаемого стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента, и соответствовать режиму деятельности спасателей при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
10) дозарядка и замена баллонов с дыхательной смесью, замена регенеративных патронов должны проводиться без использования специальных инструментов;
11) все гражданские противогазы, предназначенные для защиты населения от отравляющих веществ в чрезвычайных ситуациях военного времени, по эффективности защиты, должны относиться к средствам индивидуальной защиты органов дыхания с особо высокой эффективностью защиты. Вероятность защиты в пределах зон химического заражения для них должна быть не ниже 0,99994 ч 0,99999;
12) универсальные гражданские противогазы, предназначенные для защиты населения от отравляющих веществ и аварийно химически опасных веществ ингаляционного действия, должны также обеспечить особо высокую эффективность защиты, не ниже 0,9999. Защитные свойства по чрезвычайно токсичным и высокотоксичным аварийно химически опасным веществам ингаляционного действия должны распространяться на вещества, относящиеся к основным группам (А, В, Е, К) с эффективностью защиты по тест веществам не менее 0,95;
13) средства индивидуальной защиты органов дыхания должны обеспечить их эффективное применение во всех климатических поясах в интервале температур воздуха от минус 40 до плюс 40 градусов Цельсия, относительной влажности воздуха не более 98 % при объемной доле кислорода в окружающей атмосфере не менее 17 %.
5.3. Основным показателем эффективности средств индивидуальной защиты органов дыхания в особых условиях химического заражения является вероятность защиты человека от поражающего воздействия опасных химических веществ. К основным показателям качества средств индивидуальной защиты органов дыхания относятся показатели назначения, надёжности, эргономические показатели, а также показатели стандартизации и унификации.
Значения показателей эффективности и качества для средств индивидуальной защиты органов дыхания должна быть не менее величин, устанавливаемых на эти средства стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
Требования к основным показателям качества гражданских фильтрующих противогазов для населения:
1) сопротивление воздушному потоку при объемном расходе 30 кубических дециметров в минуту - не более 210 (280*) Паскалей;
2) разборчивость речи - не менее 80 %;
3) масса противогаза, создающая нагрузку на голову (обусловленная лицевой частью и комбинированным фильтром) - не более 1,1 (1,4*) килограмма; (* - при использовании дополнительных патронов);
4) время защитного действия лицевой части по тест веществам, имитирующим отравляющие вещества и аварийно химически опасные вещества в капельножидком состоянии, - не менее 2 часов;
5) площадь зрения лицевой части - не менее 70 %;
6) материалы и комплектующие гражданского противогаза должны быть стойкими к воздействию ОВ, АХОВ, дегазирующих веществ, а также дезинфицирующих и моющих средств, рекомендованных разработчиком или изготовителем.
5.4. К специальной одежде спасателей и населения в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения предъявляются следующие требования:
1) специальная одежда должна обеспечивать защиту от опасных химических и радиоактивных веществ в течение времени, устанавливаемого стандартами на эти средства;
2) материалы, элементы, составные части специальной одежды должны быть стойкими к воздействию опасных химических, радиоактивных, дегазирующих, обеззараживающих и дезактивирующих веществ и рецептур пожаротушения в течение времени, устанавливаемого стандартами на эти средства;
3) материалы не должны самовозгораться и должны прекращать горение (тление) после удаления их из зоны повышенных тепловых воздействий в течение времени, устанавливаемого стандартами;
4) конструкция специальной одежды изолирующего типа должна быть герметичной, не допускать проникания во внутреннее пространство костюма опасных химических и радиоактивных веществ в виде жидкости, капель, аэрозоля, газа (пара), пыли;
5) конструкция специальной одежды должна обеспечивать возможность контроля давления в баллонах дыхательного аппарата, приема и передачи звуковой, зрительной информации, а также возможность экстренного снятия средства защиты.
Статья 6. Требования к техническим средствам радиационной, химической, биологической разведки и контроля
6.1. Общими требованиями, предъявляемыми к техническим средствам радиационной, химической, биологической разведки и контроля, являются следующие:
1) в зависимости от решаемых задач при ведении радиационной, химической, биологической разведки и контроля должны использоваться различные по составу комплексы приборов радиационной, химической, биологической разведки и контроля. Комплекс приборов в целом должен соответствовать сформулированным тактико-техническим требованиям. Состав комплекса приборов радиационной, химической, биологической разведки и контроля должен обосновываться на этапе планирования решаемых задач;
2) конструкция технических средств радиационной, химической, биологической разведки и контроля должна обеспечивать их безопасную эксплуатацию при условии выполнения требований инструкций по эксплуатации;
3) требования по надежности для технических средств радиационной, химической, биологической разведки и контроля должны устанавливаться стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента;
4) все технические средства радиационной, химической, биологической разведки и контроля, поступающие на оснащение сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, должны иметь устанавливаемую стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента, устойчивость к следующим видам внешних воздействий:
а) перепады температуры;
б) перепады относительной влажности воздуха;
в) перепады атмосферного давления (в том числе обусловленные транспортировкой технических средств);
г) вибрации высокой частоты;
д) вибрации низкой частоты;
е) воздействие пыли и воды;
ж) ионизирующие излучения;
з) электромагнитные излучения;
5) все технические средства радиационной, химической, биологической разведки и контроля, поступающие на оснащение сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, должны соответствовать требованиям электромагнитной совместимости;
6) эргономика технических средств радиационной, химической, биологической разведки и контроля должна обеспечивать работу с ними независимо от времени суток и метеорологических условий, а также при использовании средств индивидуальной защиты;
7) технические средства радиационной, химической, биологической разведки и контроля должны иметь удобный, интуитивно-понятный интерфейс пользователя;
8) форма и герметичность корпусов технических средств радиационной, химической, биологической разведки контроля должна обеспечивать удобство их специальной обработки;
9) технические средства радиационной, химической, биологической разведки и контроля должны быть совместимы с объектами (носителями), на которых они размещены, по интерфейсу и параметрам питания;
10) срок гарантийного хранения технических средств радиационной, химической, биологической разведки и контроля, устанавливаемый стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента, должен быть не менее 5 лет при условии соблюдения требований разработчика по условиям хранения;
11) длительность непрерывной работы технических средств радиационной, химической, биологической разведки и контроля со штатным комплектом расходных материалов, должна обеспечивать непрерывность работы:
а) для технических средств радиационной, химической, биологической разведки и контроля, установленных на стационарных, бортовых, воздушных и морских объектах - не менее 24 часов;
б) для носимых технических средств радиационной, химической, биологической разведки и контроля - не менее 8 часов;
12) технические средства радиационной, химической, биологической разведки и контроля должны иметь пожаробезопасное исполнение;
13) технические средства радиационной, химической, биологической разведки и контроля должны обладать средствами световой и (или) звуковой индикации о достижении пороговых значений;
14) технические средства обеспечения работ по проведению радиационной, химической, биологической разведки и контроля должны состоять:
а) из технических средств обозначения зон заражения (загрязнения), позволяющих осуществлять обозначение зон заражения (загрязнения) без выхода экипажа из подвижного объекта;
б) из технических средств пробоотбора и пробоподготовки, позволяющих осуществлять пробоотбор и пробоподготовку без выхода экипажа из подвижного объекта;
в) из технических средств метеорологического наблюдения, позволяющих определять метеорологические параметры при движении подвижного объекта. Технические средства метеорологического наблюдения должны иметь интерфейсы для организации передачи метеоданных в реальном масштабе времени;
г) из технических средств обработки и передачи информации, осуществляющих мониторинг и прогнозирование обстановки, автоматическую топографическую привязку регистрируемых данных и обмен цифровой информацией с интеллектуальными системами мониторинга и прогнозирования обстановки.
6.2. По назначению к техническим средствам радиационной разведки и радиационного контроля предъявляются следующие требования:
1) приборы радиационной разведки в носимом, бортовом, воздушном и морском исполнении должны быть предназначены для ведения радиационной разведки на радиоактивно загрязненных местности, акватории, воздушной среды, техники, других материальных средствах и объектах с целью установления факта загрязнения, определения границ загрязненных районов, степени загрязнения, количества загрязненных людей, техники и материальных средств;
2) приборы радиационного (дозиметрического) контроля радиационной обстановки в носимом, стационарном исполнении должны быть предназначены для получения информации о радиационной обстановке в организации, на объектах и в окружающей среде;
3) приборы радиометрические в носимом, бортовом, стационарном исполнении должны быть предназначены для определения интенсивности ионизирующего излучения радиоактивных веществ, содержащихся в окружающей среде, и степени радиоактивного загрязнения людей, сельскохозяйственных животных и растений, воды, грунта и различных поверхностей;
4) приборы дозиметрические для контроля индивидуальных доз облучения должны быть предназначены для осуществления контроля за соблюдением норм радиационной безопасности и основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и иными источниками ионизирующего излучения, а также для определения доз облучения людей, проводимых с целью количественной оценки эффекта воздействия на них ионизирующих излучений;
6.3. По измеряемым параметрам к техническим средствам радиационной разведки и радиационного контроля предъявляются следующие требования:
1) приборы радиационной разведки должны позволять обнаруживать гамма-излучение, а при использовании дополнительных устройств и блоков детектирования - альфа-, бета-, и нейтронного излучения;
2) приборы радиационной разведки и радиационного контроля должны позволять регистрировать ионизирующие излучения с мощностью дозы, плотностью потока и энергиями ионизирующих излучений в диапазонах, устанавливаемых стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента;
3) зависимость энергетической чувствительности и погрешность измерений для диапазонов дозы, мощности дозы, плотности потока и энергий ионизирующих излучений, установленных для данного типа приборов, не должна превышать величин, устанавливаемых стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента;
4) приборы радиационного (дозиметрического) контроля радиационной обстановки должны позволять регистрировать ионизирующие излучения с мощностью дозы в диапазоне, устанавливаемом стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента;
5) приборы радиометрического контроля продовольствия должны позволять регистрировать объемную (массовую) удельную активность бета- и гамма-излучающих нуклидов, приборы радиационного контроля воды - удельную активность альфа-, бета- и гамма-излучающих нуклидов в диапазонах, устанавливаемых стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента;
6) приборы дозиметрические для контроля индивидуальных доз облучения должны позволять регистрировать дозу внешнего бета-излучения, нейтронов, рентгеновского и гамма-излучений в диапазонах, устанавливаемых стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента;
7) индивидуальный контроль рентгеновского и гамма-излучения должен осуществляться с помощью дозиметров на основе ионизационных камер, электронных (на основе газоразрядных счетчиков и кремниевых полупроводниковых детекторов) прямопоказывающих дозиметров. Индивидуальный контроль рентгеновского, гамма-излучения и нейтронного излучения должен осуществляться с помощью термолюминесцентных гамма-нейтронных дозиметров. Индивидуальный контроль гамма-излучения должен осуществляться с помощью радиолюминесцентных гамма-дозиметров.
6.4. По назначению к техническим средствам химической разведки и контроля предъявляются следующие требования:
1) приборы химической разведки в носимом, бортовом, воздушном и морском исполнении должны быть предназначены для добывания сведений о характере, масштабах и степени химического заражения местности, воздушного пространства, акватории и объектов, а также о местах хранения (производства) химического оружия, установления факта химического заражения, определения границ химического заражения районов;
2) приборы химического контроля в носимом, стационарном исполнении должны быть предназначены для определения наличия, вида (типа) опасных химических веществ в анализируемой пробе воздуха, почвы, воды и других, а также степени опасности заражения людей.
6.5. По измеряемым параметрам к техническим средствам химической разведки и контроля предъявляются следующие требования:
1) для определении наличия, вида (типа) опасных химических веществ в анализируемой пробе воздуха, почвы, воды и др., а также степени опасности заражения людей; в приборах химической разведки и контроля должны быть использованы ионизационный, люминесцентный, химический и биохимический методы индикации отравляющих и ядовитых веществ;
2) носимые, стационарные и мобильные приборы химической разведки и контроля должны позволять регистрировать наличие нескольких наименований опасных химических веществ, имеющих поражающую концентрацию, одновременно;
3) время выдачи сигнала о наличии поражающей концентрации опасных химических веществ не должно быть больше разницы времени накопления в организме пораженного пороговой токсодозы и времени надевания средств защиты;
4) количественные требования по специфичности должны вытекать из величин пороговых токсодоз определяемых опасных химических веществ. Должно учитываться, что применение средств защиты должно исключать поражения людей выше пороговых, независимо от того, какие вещества вызывают поражение;
5) приборы химической разведки и контроля должны обладать средствами световой и (или) звуковой индикации о достижении пороговых значений на срабатывание, устанавливаемых для каждого из опасных химических веществ стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
6.6. По назначению и измеряемым параметрам к техническим средствам биологической разведки и контроля предъявляются следующие требования:
1) приборы биологической разведки и контроля должны быть предназначены для добывания и изучения данных о биологической угрозе или биологической чрезвычайной ситуации, установления факта, способов появления биологического заражения, определения вида биологического средства (агента), границ очагов заражения или распространения возбудителей, вероятной длительности сохранения эпидемической опасности в зонах заражения;
2) приборы биологической разведки и контроля должны состоять из устройства отбора пробы, регистрирующего и сигнального устройств. Их действие должно быть основано на быстрых физических, химических, физико-химических и биологических методах анализа. После отбора и анализа пробы с помощью приборов она должна направляться в специализированную лабораторию для определения вида биологического средства.
Статья 7. Требования к аварийно-спасательным средствам
7.1. К аварийно-спасательным средствам предъявляются следующие общие требования: требования назначения, надежности, устойчивости к внешним воздействиям, эргономики и технической эстетики, конструктивные требования, требования транспортабельности, безопасности, охраны окружающей среды, требования к технологичности и специальные требования. Аварийно-спасательные средства должны соответствовать существующим ГОСТам.
7.2. К аварийно-спасательным средствам предъявляются следующие требования назначения:
1) аварийно-спасательные средства в соответствии с видом и классом должны применяться при выполнении наземных, горных, надводных (подводных) и подземных аварийно-спасательных работ и организации первоочередного жизнеобеспечения в зонах:
а) радиационного загрязнения;
б) химического заражения;
в) разрушений;
г) пожаров;
д) наводнений и затоплений;
2) аварийно-спасательные средства должны обладать свойствами мобильности, надежности и производительности на уровне, обеспечивающем реализацию организационно-технологических принципов проведения аварийно-спасательных работ: своевременности, непрерывности, всепогодности, высокого темпа и эффективности их выполнения;
3) аварийно-спасательные средства на транспортной базе должны обладать:
а) высокой проходимостью, сохранять курсовую устойчивость;
б) возможностью свободного маневрирования с эксплуатационной скоростью в заданном рабочем пространстве зоны чрезвычайных ситуаций;
4) аварийно-спасательные средства одного вида и класса должны быть электрически и механически совместимы по колебаниям питающего напряжения и изменению частоты питающего напряжения;
5) аварийно-спасательные средства, имеющие в составе функциональных элементов радиоэлектронные устройства, должны обладать устойчивостью к радиопомехам;
6) аварийно-спасательные средства должны обладать технологической совместимостью с характеристиками (параметрами) аварийной среды:
а) функциональной (операционной);
б) пространственной (геометрической);
в) по стойкости к воздействию поражающих факторов (физико-механической, физико-химической);
7) радиоэлектронные аварийно-спасательные средства должны обеспечивать электромагнитную совместимость, функционировать без недопустимых взаимных помех в собственной электромагнитной среде;
8) робототехнические аварийно-спасательные средства должны обеспечивать выполнение своих функций по ведению аварийно-спасательных работ без непосредственного участия (нахождения) человека в опасной зоне.
7.3. К аварийно-спасательным средствам предъявляются следующие требования надежности:
1) аварийно-спасательные средства по характеру функционирования должны относиться к изделиям многократного циклического применения, отказы которых приводят к последствиям катастрофического характера, ремонтопригодным и восстанавливаемым;
2) для аварийно-спасательных средств должны задаваться следующие показатели надежности:
а) безотказность;
б) долговечность;
в) ремонтопригодность;
г) сохраняемость;
д) готовность.
7.4. Для обеспечения требований к устойчивости к внешним воздействиям аварийно-спасательные средства должны сохранять работоспособность при воздействии следующих внешних факторов:
1) механических факторов;
2) климатических и других природных факторов (температура, давление, природные условия);
3) радиационных факторов (радиоактивные вещества и компоненты);
4) химическая стойкость (химически опасные вещества);
5) факторов специальных сред (пыль, элементы ж/б конструкций и.т.д.);
6) факторов термических (пожара).
7.5. Требования эргономики и технической эстетики к аварийно-спасательным средствам должны устанавливаться в объеме следующих характеристик:
1) характеристик рабочих мест управления и мест обслуживания аварийно-спасательных средств обслуживающим персоналом (операторами) и средств защиты;
2) пульта управления, информационной модели и процессов управления аварийно-спасательными средствами;
3) средств отображения информации;
4) органов управления;
5) компоновки рабочих мест;
6) обитаемости на рабочих местах;
7) газового состава воздуха (содержание вредных примесей);
8) радиоактивного фона;
9) температуры среды;
10) освещенности;
11) уровня шумов;
12) вибрации;
13) элементы и детали аварийно-спасательных средств, требующие частого осмотра и (или) технического обслуживания, должны быть легко доступны, изоляционные материалы внутри жилых отсеков должны быть негорючими.
7.6. К аварийно-спасательным средствам предъявляются следующие конструктивные требования:
1) конструктивно аварийно-спасательные средства любого класса должны выполняться в блочно-модульном исполнении с максимально возможной унификацией транспортной базы, технических средств, рабочего инструмента и оборудования;
2) конструкцию корпуса, размеры и взаимное расположение его элементов должны обеспечивать:
а) прочность;
б) надежность и безопасность технической эксплуатации составных частей и деталей;
в) предотвращение загрязнения окружающей среды при эксплуатации и минимизации загрязнения при авариях.
3) конструктивное исполнение блочно-модульных элементов аварийно-спасательных средств должно обеспечивать:
а) выполнение всех функций операций в соответствии с назначением аварийно-спасательных средств в условиях воздействия поражающих и других факторов чрезвычайных ситуаций;
б) минимально возможные габариты, свободный доступ к составным частям для технического обслуживания и ремонта без демонтажа узлов и блоков;
4) массогабариты и другие параметры аварийно-спасательных средств при всех вариантах комплектования рабочими органами, инструментом и приборами должны соответствовать значениям, установленным для данного класса и типа аварийно-спасательных средств;
5) специальные воздушные средства и средства воздушного транспортирования спасателей и грузов должны иметь оборудование и устройства для десантирования людей и грузов парашютным или беспарашютным способом;
6) конструктивное исполнение аварийно-спасательных средств должно обеспечивать:
а) эксплуатацию в любое время года и суток в течение всего гарантийного срока;
б) защиту функционального оборудования и технических средств от перегрузок, вызванных нарушением эксплуатационных ограничений, внезапного прекращения энергопитания, повреждения грызунами и биологическими вредителями.
6) внутренние (бортовые) источники электропитания должны быть автономными и обеспечивать заданное время непрерывной работы и автономного функционирования аварийно-спасательных средств;
8) прочностные характеристики конструкционных материалов должны обеспечивать надежность аварийно-спасательных средств при воздействии внешних факторов (механических, климатических, радиационных, специальных сред, термических);
9) конструктивное исполнение составных частей аварийно-спасательных средств в зависимости от назначения должны допускать обработку:
а) водой, водными растворами поверхностно-активных веществ, растворами на основе спирта;
б) дегазирующими и дезактивирующими растворами;
в) воздушным потоком;
г) механическим воздействием неметаллическими щетками;
10) конструктивные материалы, используемые при изготовлении аварийно-спасательных средств, рабочие поверхности деталей механизмов и приборов должны иметь защитные покрытия и устройства, предохраняющие их от коррозионного и абразивного разрушения;
11) конструкция приводных устройств рабочих органов и органов управления должна обеспечивать возможность быстрого приведения аварийно-спасательных средств из транспортного в рабочее состояние и быстрого устранения неисправностей и отказов;
12) конструкция стыковочных узлов и способы соединения деталей и сборок между собой должны обеспечивать надежное и быстрое соединение вручную, автоматизировано и исключать возможность неправильной сборки;
13) конструкция и оборудование рабочих мест органов управления должны обеспечивать удобную, безопасную и надежную работу обслуживающего персонала и операторов в средствах индивидуальной защиты в соответствии с условиями эксплуатации;
14) аварийно-спасательные средства для проведения работ в режиме автономности должны быть оснащены осветительным оборудованием для освещения рабочей зоны;
15) самоходные аварийно-спасательные средства и аварийно-спасательные средства на транспортной базе должны быть оборудованы: осветительными приборами, отличительными светоакустическими системами и средствами звуковой сигнализации. В темное время разрешена эксплуатация таких аварийнро-спасательных средств только при включенных осветительных и отличительных ходовых приборах.
7.7. К аварийно-спасательным средствам предъявляются следующие требования транспортабельности:
1) аварийно-спасательные средства должны иметь возможность доставки их в район чрезвычайных ситуаций всеми возможными видами транспорта с применением и без применения транспортного контейнера;
2) транспортирование аварийно-спасательных средств своим ходом на базе серийных шасси должно быть обеспечено в течение всего срока эксплуатации без снижения функциональной эффективности;
3) транспортирование аварийно-спасательных средств авиационным, железнодорожным, водным транспортом должно обеспечиваться без снижения уровня их технического состояния, без ограничения дальности и скорости;
4) допускается частичный демонтаж аварийно-спасательных средств без потери способности перемещаться, грузиться и выгружаться своим ходом. Операции по демонтажу должны быть просты и занимать минимально возможное время;
5) каждое аварийно-спасательное средство должно иметь штатный комплект приспособлений для беспроволочного крепления при перевозке любым видом транспорта;
6) Самоходные аварийно-спасательные средства или базирующиеся на транспортной базе должны иметь устройства, обеспечивающие их безопасную буксировку другим транспортным средством;
7) при доставке аварийно-спасательных средств авиационным транспортом должна быть обеспечена возможность применения способа перевозки их на внешней подвеске вертолета.
7.8. К аварийно-спасательным средствам предъявляются следующие требования безопасности:
1) конструкция аварийно-спасательных средств должна обеспечивать:
а) электробезопасность;
б) пожаробезопасность;
в) взрывобезопасность;
г) радиационную безопасность;
д) безопасность от воздействия опасных химических веществ в объеме требований нормативных документов;
у) безопасность обслуживания.
2) конструкция аварийно-спасательных средств должна исключать:
а) ошибочные действия обслуживающего персонала при управлении аварийно-спасательными средствами;
б) несрабатывание блокировок оборудования, сбои в работе аварийно-спасательных средств;
3) конструктивное исполнение аварийно-спасательных средств, применяемые материалы, смазки, масла и др. при воздействии поражающих факторов и других факторов чрезвычайных ситуаций должны исключать возможность:
а) образования очагов возгорания, в том числе искрообразования, и взрывчатых смесей;
б) появления электрического напряжения на органах управления и других частях аварийно-спасательных средств;
в) образования источников внутреннего ионизирующего излучения с параметрами, превышающими предельно допустимые нормы, установленные стандартами;
г) внезапного появления в воздушной среде рабочей зоны обслуживающего персонала паров опасных химических веществ;
4) аварийно-спасательные средства в зависимости от вида и класса должны иметь в своем составе устройства и предметы коллективной защиты обслуживающего персонала и эвакуируемых пострадавших от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
5) аварийно-спасательные средства должны иметь устройства аварийного останова при нарушении работоспособности, которое может привести к возникновению аварийной ситуации (в том числе при внезапном отключении питания);
6) все виды безопасности должны быть обеспечены в течение всего срока службы аварийно-спасательных средств;
7) электрическое оборудование и сети аварийно-спасательных средств (если оно предусмотрено) должно быть надежно защищены от механических повреждений в процессе его эксплуатации, от воздействия внешних сред и быть безопасным в эксплуатации. Должна быть обеспечена защита всех электрических сетей от перегрузок и коротких замыканий;
8) самоходные АСС должны быть укомплектованы противопожарным оборудованием и имуществом с учетом возможных причин возникновения пожаров.
9) показатели безопасности АСС не должны снижаться под воздействием внешних климатических и механических факторов, допускаемых условиями эксплуатации;
10) каждое АСС изготовитель (поставщик) должен снабдить эксплуатационной документацией.
7.9. Требования к технологичности:
доступность и удобство технического обслуживания и ремонта;
заданная надежность на восстановление работоспособности при
эксплуатации штатным расчетом.
7.10. Специальные требования к аварийно-спасательным средствам
1) Самоходные и базирующиеся на транспортной базе аварийно-спасательные средства должны быть оборудованы средствами связи и навигации.
2) На всех аварийно-спасательных средствах, оборудованных средствами связи и навигации, для энергопитания радиооборудования должно быть не менее двух источников электроэнергии: основной и резервный.
7.11. Требования к маркировке, охране окружающей среды и специальные требования к аварийно-спасательным средствам устанавливаются межгосударственными стандартами, а при их отсутствии - национальными (государственными) стандартами (правилами) государств - членов Союза.
Статья 8. Требования к техническим средствам мониторинга чрезвычайных ситуаций
8.1. Технические средства мониторинга, предназначенные для предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, должны использоваться в государственных системах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств - членов Союза, определенных законодательством.
8.2. Технические средства идентифицируются как технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций, если они соответствуют классификации по функциональному назначению:
мониторинг чрезвычайных ситуаций техногенного характера:
технологических процессов;
инженерных систем жизнеобеспечения и безопасности;
инженерных (несущих) конструкций зданий и сооружений;
объектов транспортировки и хранения опасных химических, ядовитых и взрывчатых веществ;
радиационного, химического, биологического загрязнения окружающей среды;
мониторинг чрезвычайных ситуаций природного характера:
геологических процессов и явлений;
метеорологических процессов и явлений;
гидрологических процессов и явлений;
природных пожаров.
8.3. Технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций должны включать:
информационно-вычислительные (программно-технические) комплексы мониторинга;
средства связи и передачи данных;
датчики и измерительные средства контроля изменения состояния параметров окружающей среды или отдельных ее элементов.
8.4. Технические средства мониторинга должны обеспечивать предупреждение чрезвычайных ситуаций в реальном времени и функционировать в нижеперечисленных режимах:
непрерывного мониторинга;
периодического мониторинга.
8.5. Технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций должны в реальном времени выполнять следующие функции:
контроль параметров окружающей среды, представляющих угрозу возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
доведение сообщений об опасном изменении параметров окружающей среды (отдельных ее элементов) через органы повседневного управления государственных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств - членов Союза до органов исполнительной власти, контроля и надзора, руководителей объектов;
информационная поддержка принятия решений на уровне органов исполнительной власти, контроля и надзора, руководителей объектов по недопущению аварий, чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
8.6. Технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций должны информационно обеспечивать выполнение органами повседневного управления государственных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств - членов Союза следующих функций:
управление рисками чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
оценку эффективности предупреждения аварийных, чрезвычайных ситуаций техническими средствами мониторинга;
информационный обмен между государственными системами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств - членов Союза.
8.7. Технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций должны обеспечивать совместимость и информационно-техническое сопряжение с автоматизированными системами органов повседневного управления государственных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств - членов Союза в соответствии с техническими условиями (требованиями) на их подключение (сопряжение), определяемых данными органами.
8.8. Должна осуществляться защита информации от несанкционированного доступа.
8.9. Допускается использовать каналы сетей связи общего пользования.
8.10. В случае сбоя передачи информации (временного отсутствия соединения) средства мониторинга должны обеспечивать:
сохранность передаваемой информации в очереди (базах данных);
цикличный повтор попыток передачи информации из очереди вплоть до успешного завершения данной операции;
очистку очереди при успешной передаче всей информации.
8.11. Средняя задержка в выдаче сообщений с момента критического изменения параметров мониторинга не должна превышать 30 с.
8.12. Показатели надежности средств мониторинга должны иметь следующие значения:
коэффициент готовности - не менее 99,8%;
средняя наработка на отказ - не менее 10000 ч.
8.13. В технических средствах мониторинга чрезвычайных ситуаций должно быть предусмотрено диагностирование:
работоспособности технических средств мониторинга;
сопряжения технических средств мониторинга с контролируемыми системами;
сопряжения технических средств мониторинга с внешними системами;
состояния работоспособности оператора технических средств мониторинга путем получения ответов на автоматически отправляемые контрольные сообщения.
8.14. Срок службы средств мониторинга должен быть не менее 10 лет.
8.15. Требования устойчивости технических средства мониторинга чрезвычайных ситуаций в части воздействия климатических факторов устанавливаются в соответствии с климатическим исполнением по нормативным документам государств - членов Союза.
8.16. Требования устойчивости технических средства мониторинга чрезвычайных ситуаций к воздействию механических факторов устанавливаются в соответствии с условиями эксплуатации и группами исполнения изделий по нормативным документам государств - членов Союза.
8.17. Средства мониторинга должны быть включены в состав оборудования с гарантированным электроснабжением от источников резервного питания в течение не менее 2 часов.
8.18. Технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций должны быть работоспособны при допустимых отклонениях напряжения электросети от минус 15% до плюс 10%.
8.19. Технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций должны иметь сертификаты по электробезопасности и электромагнитной безопасности в соответствии с требованиями, установленными стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
8.20. Уровни излучений средств мониторинга должны соответствовать нормам и требованиям безопасности, установленным стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
8.21. Технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций, предназначенные для эксплуатации в зонах с взрывоопасной средой, должны соответствовать требованиям, установленным стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
8.22. В конструктивной части средства мониторинга должны быть построены по модульному и блочно-агрегатному принципу и обеспечивать:
взаимозаменяемость сменных однотипных составных частей;
удобство технического обслуживания, эксплуатации и ремонтопригодность;
исключение возможности несанкционированного доступа к элементам управления параметрами;
доступ ко всем элементам, узлам и блокам, требующим регулирования или замены в процессе эксплуатации.
8.23. Конструкционные, электроизоляционные материалы, покрытия и комплектующие должны обеспечивать:
механическую прочность;
требуемую надежность;
выполнение требований устойчивости к несанкционированным действиям по категориям и классам устойчивости;
безопасную работу в заданных условиях эксплуатации.
8.24. Программное обеспечение технических средств мониторинга чрезвычайных ситуаций должно отвечать следующим требованиям:
программные обеспечение должно соответствовать показателям качества, установленными стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента;
программное обеспечение должно иметь удобный, интуитивно понятный графический интерфейс:
стиль оформления, качество графики диалоговых окон должны соответствовать стилю оформления используемой операционной системы;
работа оператора должна происходить в форме интерактивных манипуляций с экранными формами, встроенными меню.
8.25. Конструкторская и программная документация технических средств мониторинга чрезвычайных ситуаций должна соответствовать требованиям, установленным стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
8.26. Эксплуатационные документы технических средств мониторинга чрезвычайных ситуаций должны быть выполнены в соответствии с требованиями, установленными стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
Статья 9. Обеспечение соответствия требованиям безопасности
9.1. Соответствие продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях, настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
9.2. Методы исследований (испытаний) и измерений продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях, устанавливаются в стандартах, включенных в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
Статья 10. Подтверждение соответствия продукции
10.1. Перед выпуском в обращение на рынке государств - членов Союза продукция, предназначенная для защиты населения при чрезвычайных ситуациях, на которую распространяется действие настоящего технического регламента, должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия установленным в нем требованиям безопасности.
10.2. Подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента носит обязательный характер и осуществляется в форме сертификации.
Сертификация проводится в отношении продукции, включенной в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента, приведенный в приложении.
10.3. Процедуры подтверждения соответствия продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях, установленным в настоящем техническом регламенте требованиям осуществляются аккредитованными органами по сертификации и аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Союза.
10.4. Заявителем при сертификации может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена Союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним, в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
10.5. Обязательная сертификация продукции проводится по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Союза, утвержденным решением Комиссии Союза:
1) в отношении серийно выпускаемого оборудования:
сертификация продукции на основе испытаний типового образца в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) и анализа состояния производства с последующим инспекционным контролем (схема 1с);
2) в отношении ограниченной партии продукции:
сертификация партии продукции на основе испытаний образцов продукции из этой партии (схема 3с) в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);
сертификация единиц продукции на основе испытаний единицы продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (схема 4с).
10.6. Процедура проведения сертификации продукции включает:
а) представление заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации продукции с приложением требуемого комплекта документов;
б) оценку заявки на проведение сертификации органом по сертификации, принятие решения в отношении указанной заявки и направление решения заявителю;
в) организацию и проведение испытаний продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Союза, по договору, заключаемому с органом по сертификации;
г) проверку состояния производства продукции, если это предусмотрено схемой сертификации;
д) экспертизу результатов испытаний, экспертизу проверки состояния производства продукции и экспертизу других доказательственных материалов, а также принятие решения о выдаче сертификата соответствия либо обоснование отказа в выдаче сертификата соответствия;
е) оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия либо направление заявителю отказа в выдаче сертификата соответствия;
ж) осуществление в соответствии со схемами сертификации инспекционного контроля, а также применения сертификата соответствия и единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Союза.
10.7. При проведении сертификации заявитель представляет в орган по сертификации заявку, а также комплект документации на русском языке и (при необходимости) на языке(ах) государства(в) - члена(ов) Союза, который включает:
1) копии регистрационных документов заявителя, в том числе:
полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование юридического лица, его организационно-правовая форма;
почтовый адрес места нахождения организации;
сведения о постановке на государственный учет;
идентификационный номер налогоплательщика;
сведения о документе, подтверждающем факт постановки организации на учет в налоговом органе (дата, номер, кем выдан);
реквизиты заявителя;
наименование, местонахождение и реквизиты изготовителя в случае, если заявитель не является изготовителем продукции;
2) наименование, описание продукции, технические условия;
3) конструкторская и технологическая документация (в объеме, согласованном с органом по сертификации);
4) сведения о продукции и её составных частях и идентифицирующих ее признаках в соответствии с пунктом 10.16 настоящего технического регламента, декларируемое количество (серийное производство, партия или единица продукции), код импортной продукции по соответствующему классификатору;
5) перечень стандартов, требованиям которых соответствует продукция, из Перечня стандартов, указанных в пункте 9.1, настоящего технического регламента (при их применении изготовителем);
6) пояснительную записку, содержащую описание принятых технических решений и оценку рисков, подтверждающих выполнение требований безопасности настоящего технического регламента, если стандарты отсутствуют или не применялись;
7) сертификат соответствия системы менеджмента качества изготовителя (при наличии);
8) контракт (договор на поставку) или товаросопроводительную документацию (для партии продукции или единичный образец продукции);
9) схему сертификации;
10) обязательства заявителя о выполнении правил и условий сертификации;
11) дополнительные сведения по усмотрению заявителя;
12) перечень прилагаемых к заявке документов.
10.8. Документы, указанные в пункте 10.7 настоящего технического регламента, оформляются с указанием реквизитов заявителя и заверяются его подписью. Копии доказательственных документов прошиваются и заверяются подписью и печатью заявителя. При отсутствии прошивки заверяется каждый лист документа.
10.9. Заявитель может обратиться с заявкой на сертификацию в любой орган по сертификации, имеющий в области аккредитации продукцию, включенную в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента.
10.10. При сертификации продукции учитываются результаты приемочных и других испытаний при условии, что они проводились в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) по согласованным с органом по сертификации программам. В этом случае заявитель должен подать заявку на проведение сертификации до начала проведения испытаний и представить в орган по сертификации график проведения испытаний. О начале и ходе проведения испытаний испытательная лаборатория (центр) должна информировать орган по сертификации. Указанные испытания могут быть учтены при сертификации только в том случае, если по их результатам в конструкцию продукции и технологию ее изготовления не были внесены существенные изменения, требующие проведения повторных испытаний.
10.11. Орган по сертификации рассматривает заявку на проведение сертификации и в срок, не превышающий 1 месяца после ее получения, сообщает заявителю о своем решении.
10.12. Положительное решение в отношении заявки на проведение сертификации должно включать в себя основные условия сертификации, в том числе информацию:
1) о схеме сертификации;
2) о сроках проведения сертификации;
3) о нормативных документах, на основании которых будет проводиться сертификация продукции;
4) об организации, которая будет проводить проверку состояния производства продукции, если это предусмотрено схемой сертификации;
5) о порядке отбора образцов продукции;
6) о порядке проведения испытаний образцов продукции;
7) о порядке оценки стабильности условий производства продукции;
8) о критериях оценки соответствия продукции;
9) об условиях проведения инспекционного контроля.
10.13. При положительном решении орган по сертификации заключает договор с заявителем о проведении работ по сертификации.
10.14. Основаниями для принятия органом по сертификации решения об отказе в проведении сертификации являются:
1) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 10.7. настоящего технического регламента;
2) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
10.15. При осуществлении сертификации орган по сертификации организует и проводит идентификацию продукции и отбор образцов продукции и представляет их для исследований (испытаний) и измерений в аккредитованные испытательные лаборатории (центры) или поручает осуществлять такой отбор аккредитованным испытательным лабораториям (центрам).
10.16. Идентификация предъявленной продукции осуществляется путем установления тождественности его характеристик, указанных в заявке на проведение сертификации, фактическим характеристикам, приведенным в маркировке и в сопроводительной документации, и идентифицирующим признакам, включающим:
1) наименование, тип, модель и модификацию;
2) наименование изготовителя или данные о происхождении продукции;
3) документ, по которому выпускается продукция;
4) показатели назначения и другие основные показатели;
5) принадлежность к соответствующей партии;
6) принадлежность к соответствующему технологическому процессу.
10.17. Образцы продукции, отобранные для испытаний, должны быть по конструкции, составу и технологии изготовления идентичны продукции, предназначенной для поставки потребителю (заказчику).
Отобранные образцы продукции маркируют и направляют на испытания с сопроводительным письмом и актом передачи. При необходимости могут выполняться пломбирование, а также маркировка отдельных составных частей, входящих в отобранную продукцию.
10.18. Соответствие продукции требованиям настоящего технического регламента устанавливается на основании результатов необходимых видов и категорий исследований (испытаний) и измерений образцов продукции, проводимых в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), оформленных протоколом их исследований (испытаний) и измерений.
10.19. Результаты испытаний давностью более 5 лет для целей сертификации образцов продукции не рассматриваются.
10.20. К протоколу испытаний должна быть приложена заверенная копия акта отбора образцов и копия акта о готовности продукции к испытаниям.
При необходимости, вызванной спецификой изготовления и монтажа, указываемой изготовителем технической документации на изготовление или монтаж, допускается проведение испытаний продукции на месте его изготовления и (или) монтажа.
10.21. Если стандарты изготовителем не применялись или отсутствуют, то орган по сертификации проводит подтверждение соответствия продукции непосредственно требованиям безопасности настоящего технического регламента.
С этой целью орган по сертификации:
с использованием технической документации и описания принятых технических решений и оценки рисков, подтверждающих выполнение требований безопасности настоящего технического регламента, содержащихся в пояснительной записке изготовителя, определяет конкретные требования безопасности для сертифицируемой продукции;
определяет стандарты, устанавливающие методы измерений и испытаний, из Перечня стандартов, указанных в пункте 9.2 настоящего технического регламента, или при их отсутствии определяет методики контроля, измерений и испытаний продукции для подтверждения ее соответствия установленным конкретным требованиям.
10.22. Проверка состояния производства продукции проводится с целью установления необходимых условий для изготовления продукции со стабильными характеристиками, проверяемыми при сертификации.
10.23. Проверка состояния производства должна выполняться не ранее чем за 6 месяцев до дня выдачи сертификата соответствия, если эта проверка указана в схеме сертификации.
10.24. Проверка состояния производства продукции проводится в отношении:
1) технологических процессов;
2) технологической документации;
3) средств технологического оснащения;
4) технологических режимов;
5) управления средствами технологического оснащения;
6) управления метрологическим оборудованием;
7) методик испытаний и измерений;
8) порядка проведения контроля сырья и комплектующих изделий;
9) порядка проведения контроля продукции в процессе ее производства;
10) управления несоответствующей продукцией;
11) порядка работы с рекламациями.
10.25. По итогам проверки состояния производства продукции составляется акт о результатах проверки состояния производства сертифицируемой продукции, в котором указываются:
1) результаты проверки;
2) дополнительные материалы, использованные при проверке состояния производства продукции;
3) общая оценка состояния производства продукции;
4) необходимость и сроки выполнения корректирующих мероприятий.
При наличии у изготовителя сертифицированной системы менеджмента качества продукции оценивается возможность данной системы обеспечивать стабильный выпуск сертифицируемой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента.
При подтверждении соответствия партии продукции (единичного образца продукции) анализ состояния производства не проводится.
10.26. Оригиналы протокола исследований (испытаний) и измерений, акта о результатах проверки состояния производства сертифицируемой продукции хранятся в органе по сертификации, а их копии направляются заявителю.
10.27. Орган по сертификации после анализа протокола испытаний и результатов проверки состояния производства продукции (если это установлено схемой сертификации и договором) готовит решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия.
10.28. Основаниями для принятия органом по сертификации решения об отказе в выдаче сертификата соответствия являются:
1) несоответствие продукции требованиям настоящего технического регламента;
2) отрицательный результат проверки состояния производства продукции (если это установлено схемой сертификации);
3) наличие недостоверной информации в представленных документах.
10.29. На основании решения о выдаче сертификата соответствия орган по сертификации оформляет сертификат соответствия по единой форме, утвержденной решением Комиссии Союза, регистрирует его в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, и выдает заявителю. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.
10.30. Сертификат соответствия может иметь приложение, если требуется детализировать состав группы однородной продукции, выпускаемой заявителем и сертифицированным по одним и тем же требованиям, указать заводы-изготовители, входящие в более крупные объединения, имеющие единые условия производства продукции.
10.31. Сертификат соответствия на продукцию, в состав которой входят составные части, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, может быть выдан только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на эти составные части. В приложении к сертификату соответствия делается запись о том, что маркирование продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Союза осуществляется только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии на подлежащие обязательному подтверждению соответствия составные части.
10.32. Срок действия сертификата соответствия, выданного по схеме 3с и 4с, составляет не более 3 лет; срок действия сертификата соответствия, выданного по схеме сертификации 1с, составляет не более 5 лет.
10.33. Копии документов, на основании которых выдавался сертификат соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента, и копии сертификатов соответствия должны храниться в органе по сертификации, выдавшем сертификат, в течение срока действия данного сертификата и не менее 5 лет после окончания срока его действия.
Копии (в том числе электронные) протоколов исследований (испытаний) и измерений подлежат хранению в испытательной лаборатории не менее 10-ти лет с даты их оформления.
10.34. На территории Союза должен храниться комплект документов на:
серийно выпускаемую продукцию - у изготовителя (уполномоченного изготовителем лица, у импортера (поставщика)) в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства данного изделия;
партию продукции или единичный образец продукции - у изготовителя (уполномоченного изготовителем лица, у импортера (поставщика)) в течение не менее 10 лет со дня реализации последнего изделия из партии.
10.35. Комплект документов, подтверждающих соответствие, должен предоставляться органам государственного контроля (надзора) по их требованиям.
10.36. Действие сертификата соответствия по заявлению держателя сертификата соответствия может быть продлено на срок, не превышающий 1 года, для завершения работ по повторной сертификации при отсутствии внесения изменений в конструкцию и технологию изготовления продукции, рекламаций и претензий от потребителей, а также при положительных результатах последнего инспекционного контроля.
10.37. Держатель сертификата соответствия имеет право выдавать заверенные им копии сертификата соответствия для использования их на территории государств - членов Союза.
10.38. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям настоящего технического регламента, заявитель заранее извещает об этом орган по сертификации, который принимает решение о необходимости проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, если это предусмотрено схемой сертификации.
10.39. Инспекционный контроль осуществляет орган по сертификации, проводивший сертификацию продукции в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о сертифицированной продукции в виде результатов испытаний и проверки состояния производства продукции, о соблюдении условий и правил применения сертификата соответствия и единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Союза в целях подтверждения того, что продукция в течение времени действия сертификата соответствия продолжает соответствовать требованиям настоящего технического регламента.
10.40. Критериями определения периодичности и объема инспекционного контроля являются:
а) степень потенциальной опасности продукции;
б) результаты проведенной сертификации продукции;
в) стабильность производства продукции;
г) объем выпуска продукции;
д) наличие сертифицированной системы менеджмента качества производства продукции;
е) стоимость проведения инспекционного контроля.
10.41. Объем, периодичность, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются в решении органа по сертификации о выдаче сертификата соответствия.
10.42. Внеплановый инспекционный контроль проводится при наличии информации (подтверждающих документов) о претензиях к безопасности продукции. Указанная информация может быть получена от потребителей, а также от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за безопасностью продукции, на которую выдан сертификат соответствия. Объем работ при внеплановом инспекционном контроле определяется необходимостью проверки технологических процессов, связанных с обнаруженными недостатками в обеспечении безопасности продукции, и проводится изготовителем на безвозмездной основе.
10.43. Результаты инспекционного контроля оформляют актом о проведении инспекционного контроля.
10.44. По результатам инспекционного контроля может быть принято одно из следующих решений:
1) сертификат соответствия продолжает действовать, если продукция соответствует требованиям настоящего технического регламента;
2) действие сертификата соответствия приостановлено, если путем корректирующих мероприятий заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия продукции требованиям настоящего технического регламента;
3) действие сертификата соответствия прекращено, если путем корректирующих мероприятий заявитель не может устранить обнаруженные причины несоответствия продукции требованиям настоящего технического регламента.
10.45. Приостановление и прекращение действия сертификата соответствия вступает в силу со дня внесения соответствующей записи в Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме.
10.46. Информация о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия, а также о возобновлении действия сертификата соответствия доводится органом по сертификации до сведения органов государств - членов Союза, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты населения при чрезвычайных ситуациях и заинтересованных организаций.
10.47. Продукция, действие сертификата соответствия на которую было прекращено, может быть повторно заявлена к проведению сертификации после выполнения заявителем необходимых корректирующих действий. При проведении повторной сертификации орган по сертификации может учитывать положительные результаты предыдущей сертификации.
Статья 11. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Союза
11.1. Продукция, предназначенная для защиты населения при чрезвычайных ситуациях, соответствующая требованиям настоящего технического регламента и прошедшая процедуру подтверждения соответствия согласно статье 10 настоящего технического регламента, должна иметь маркировку знаком обращения продукции на рынке государств - членов Союза.
11.2. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Союза осуществляется перед выпуском продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях, в обращение на рынке.
11.3. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Союза наносится на каждую единицу продукции любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы продукции.
11.4. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Союза наносится на само изделие, а также приводится в прилагаемой к нему технической документации изготовителя.
11.5. Допускается нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Союза только на упаковку и указание в прилагаемой к нему технической документации изготовителя, если этот знак невозможно нанести непосредственно на оборудование ввиду особенностей конструкции.
Статья 12. Защитительная оговорка
12.1. Государства - члены Союза должны предпринимать меры для ограничения или запрета обращения, включая изъятие с рынка, продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях, не отвечающей требованиям настоящего технического регламента.
12.2. Уполномоченный орган государственного надзора государства - члена Союза обязан уведомить Евразийскую экономическую комиссию и соответствующие органы других государств - членов Союза о принятом решении с указанием причин принятия данного решения и предоставлением доказательств, разъясняющих необходимость принятия данных мер.
12.3. Основанием для применения указанных мер могут быть результаты экспертиз и испытаний, проведенных в плановом порядке в соответствии с законодательством государств - членов Союза, или рекламации потребителей продукции.
12.4. Если уполномоченные органы других государств - членов Союза выражают несогласие с данным решением, то Евразийская экономическая комиссия безотлагательно проводит консультации с компетентными органами всех государств - членов Союза для принятия решения на основе консенсуса.
Приложение
к техническому регламенту Евразийского экономического союза
"О безопасности продукции, предназначенной для защиты
населения при чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера"
Перечень объектов технического регулирования,
подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза
"О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения
при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"
N п.п. |
Наименование группы однородной продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера |
Код позиции по ОКП или ТН ВЭД ЕАЭС |
1. |
Технические средства оповещения населения |
|
2. Средства индивидуальной защиты населения и спасателей в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения | ||
2.1 |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания населения и спасателей в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения |
|
2.2 |
Специальная одежда спасателей в особых условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения |
|
3. Технические средства радиационной разведки и контроля | ||
3.1 |
Приборы радиационной разведки в носимом, бортовом, воздушном и морском исполнении |
|
3.2 |
Приборы радиационного (дозиметрического) контроля радиационной обстановки в носимом, стационарном исполнении |
|
3.3. |
Приборы радиометрические в носимом, бортовом, стационарном исполнении |
|
3.4 |
Приборы дозиметрические для контроля индивидуальных доз облучения |
|
4. Технические средства химической разведки и контроля | ||
4.1 |
Приборы химической разведки в носимом, бортовом, воздушном и морском исполнении |
|
4.2 |
Приборы химического контроля в носимом, стационарном исполнении |
|
5. Технические средства биологической разведки и контроля | ||
5.1. |
Приборы биологической разведки и контроля в носимом, бортовом, стационарном исполнении |
|
6. Технические средства обеспечения работ по проведению радиационной, химической, биологической разведки и контроля | ||
6.1. |
Средства обозначения зон заражения (загрязнения) |
|
6.2. |
Средства пробоотбора и пробоподготовки |
|
6.3. |
Средства метеорологического наблюдения |
|
6.4. |
Технические средства обработки и передачи информации |
|
7. Аварийно-спасательные средства | ||
7.1 |
Аварийно-спасательные машины |
|
7.2 |
Аварийно-спасательные воздушные средства |
|
7.3 |
Аварийно-спасательные суда, катера и лодки |
|
7.4 |
Аварийно-спасательные робототехнические средства |
|
7.5 |
Аварийно-спасательный инструмент |
|
7.6 |
Средства поиска пострадавших |
|
7.7 |
Средства инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ |
|
8. Технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций | ||
8.1 |
Информационно-вычислительные (программно-технические) комплексы мониторинга |
|
8.2 |
Средства связи и передачи данных |
|
8.3 |
Датчики и измерительные средства контроля изменения состояния параметров окружающей среды или отдельных ее элементов |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.