Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(подготовлен Роспотребнадзором 15.04.2016 г.)
Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) установлены ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, которые осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В настоящее время в мире появилась порошкообразная спиртосодержащая продукция, которое при добавлении воды в определенной пропорции преобразуется в алкогольный напиток.
В Российской Федерации не проводились исследования по безопасности использования в питании населения такого вида продукции. Экспертиза данных зарубежной научной литературы показала, что токсиколого-гигиенические исследования этого вида продукции в мире также не проводились. Данная продукция не имеет разрешения для реализации на территории стран Евросоюза, а также, согласно официальным данным "Бюро по торговле и налогам по алкоголю и табаку (Alcohol Tobacco Tax and Trade Bureau)", в США этот вид продукции разрешен для реализации только в отдельных штатах.
Одним из основных рисков, связанных с появлением порошкообразной спиртосодержащей продукции в продаже населению, является отсутствие однозначности использования её в качестве основы для производства слабоалкогольных коктейлей. Дозировка и способ употребления гранул порошкообразной спиртосодержащей продукции могут быть изменены потребителем вне зависимости от рекомендаций изготовителя, например, возможно употребление её в сухом виде, изменение дозировки при разбавлении водой, вдыхание и другое.
В связи с этим, порошкообразная спиртосодержащая продукция является потенциально опасной для здоровья человека. Его использование может привести к дополнительной алкоголизации населения, так как затрудняется контроль потребления порошкообразной спиртосодержащей продукции, в частности, среди молодежи. Необходимо также принять во внимание, что при осуществлении реализации населению порошкообразной спиртосодержащей продукции существенно затрудняется контроль несанкционированного его проноса и применения в местах, где продукция, содержащая алкоголь, запрещена к потреблению: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта.
Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и проект технического регламента Таможенного Союза "О безопасности алкогольной продукции" не содержат показатели качества и безопасности, идентификационные признаки для порошкообразной спиртосодержащей продукции. В связи с этим проведение оценки соответствия такого вида продукции нормативным требованиям невозможно.
Для решения вопроса о безопасности оборота на территории Российской Федерации порошкообразной спиртосодержащей продукции необходимы разработка и введение гигиенических нормативов безопасности, качества и идентификационных признаков, что возможно только после проведения полного комплекса токсиколого-гигиенических исследований с представлением соответствующего научного обоснования.
В связи с этим законопроект вводит запрет на розничную продажу данной продукции.
Реализация закона не повлияет на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.