Проект Приказа Министерства сельского хозяйства РФ "Об утверждении Порядка организации деятельности ведомственной охраны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации"
(подготовлен Минсельхозом России 08.04.2016 г.)
УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства сельского хозяйства
Российской Федерации
от "__" _______ 20__ N __
Порядок
организации деятельности ведомственной охраны Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
Основные термины и определения
Предприятие |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ведомственная охрана Минсельхоза России" (краткое наименование - ФГУП "Ведомственная охрана Минсельхоза России". |
Охраняемый объект |
Здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, самостоятельные территории, земли сельскохозяйственного назначения, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее - имущество), охрану которого осуществляет ФГУП "Ведомственная охрана Минсельхоза России", подлежащее защите от противоправных посягательств. |
Пропускной режим |
Порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающий возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты, с охраняемых объектов |
Внутриобъектовый режим |
Порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности. |
Порядок |
Порядок организации охраны объектов ФГУП "Ведомственная охрана Минсельхоза России". |
Структурное подразделение охраны |
Подразделение Предприятия, выполняющее задачу по непосредственной охране объекта |
Пост |
Установленное договором на оказание услуг по охране объекта место или участок территории, на котором работники охраны выполняют возложенные на них обязанности, функциональная единица (один или несколько работников), обеспечивающая выполнение определенной задачи, возложенной на Предприятие. |
Дозор |
Подвижной пост. |
Контрольно - обходной пост |
Установленное договором на оказание услуг по охране объекта место или участок территории, на котором работник охраны выполняет обязанности по охране одного или нескольких объектов, следуя по установленному маршруту |
Работник охраны |
Физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с Предприятием, в соответствии с заключенным трудовым договором. |
Охранник поста (охранник) |
Работник охраны, выполняющий задачу по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, охране имущества, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на посту. |
Посетитель |
Физическое лицо, получившее на законных основаниях допуск для посещения объекта. |
Контрольно-пропускной пункт (КПП) |
Специально оборудованное место, предназначенное для контроля за проходом физических лиц и (или) проезда автотранспорта на территорию (с территории) охраняемого объекта. |
Развод |
Проведение инструктажа заступающей смены оперативным дежурным (старшим смены), начальником отряда, совмещенный с проверкой знаний охранниками своих служебных обязанностей, порядка действий в различных ситуациях, постановкой и уточнением задач на время несения службы |
СКУД |
Система контроля и управления доступом. |
ИТСО |
Инженерно-технические средства охраны. |
ТСО |
Технические средства охраны |
ГОР |
Группа оперативного реагирования. |
Вооружение |
Совокупность средств, имеющихся в подразделении охраны: оружия, спецсредств и индивидуальных средств защиты работников. |
Оружие |
Устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. |
Специальные средства |
Разрешенные для использования при исполнении служебных обязанностей работниками ведомственной охраны: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства принудительной остановки транспорта, служебные собаки. |
Экипировка |
Снаряжение, обмундирование, одежда и т. п. |
Негласная проверка |
Негласное (скрытое) осуществление контроля проверяющим за действиями охранника поста. |
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. N 514 "Об организации ведомственной охраны", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 239 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства сельского хозяйства Российской Федерации" и определяет общие требования организации несения службы, обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах, охраняемых ведомственной охраной Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Предприятие). Между тем, для каждого отдельного объекта могут быть предусмотрены отличные от Порядка условия несения службы, документация и меры для обеспечения безопасности с учетом специфики объекта и иных обстоятельств, согласованных с его собственником.
1.2. Предприятие создано Министерством имущественных отношений Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с п. 2 Положения Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 239 в целях защиты охраняемых объектов, находящихся в сфере ведения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также административных зданий, предназначенных для размещения сотрудников центрального аппарата Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в г. Москве.
1.3. Охрана объектов осуществляется структурными подразделениями охраны Предприятия, которые с учетом штатной численности сводятся в отделения, группы, команды, отряды.
1.4. Организационная структура и численность работников подразделений ведомственной охраны, осуществляющих защиту объектов, определяются исходя из особенностей охраняемых объектов, степени оборудования их ИТСО, а также иных условий, связанных с обеспечением надежной защиты охраняемых объектов, и утверждаются руководителем Предприятия.
1.5. Охранникам для исполнения возложенных на них обязанностей по защите охраняемых объектов выдаются специальные средства, огнестрельное оружие и патроны к нему, в соответствии со статьей 9 Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране".
1.6. Охранники исполняют должностные обязанности в форменной одежде, при наличии служебного удостоверения и жетона.
1.7. Нормы численности работников ведомственной охраны, несущих службу на постах, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 239 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства сельского хозяйства Российской Федерации" из нормы 6,5 единиц на пост.
2. Основные задачи ведомственной охраны
Основными задачами ведомственной охраны являются:
2.1. Защита охраняемых объектов от противоправных посягательств.
2.2. Обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов.
2.3. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Также на Предприятие могут быть возложены иные задачи в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3. Организация службы охраны
3.1. Несение службы по охране и защите объектов от противоправных посягательств является выполнением поставленной задачи и требует от охранников структурных подразделений охраны Предприятия строгого соблюдения требований настоящего Порядка, высокой бдительности, решимости и инициативы при исполнении служебных обязанностей.
3.2. Для выполнения задач по охране и защите объектов от противоправных посягательств, осуществления установленного на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов от структурных подразделений охраны выделяется служебный наряд (далее - смена), назначаемый на определенное время. Общее руководство сменами на охраняемых объектах осуществляет оперативный дежурный.
3.3. В состав смены назначаются:
3.3.1. старший смены охраны из числа начальников групп;
3.3.2. охранники постов - из числа работников структурного подразделения охраны Предприятия.
3.4. Охранники постов непосредственно подчиняется старшему смены охраны. В его подчинение смена поступает по окончании развода, а выходит из подчинения - по окончании несения службы.
3.5. Для осуществления охраны и защиты объектов от противоправных посягательств, обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, в зависимости от их расположения и оснащённости ИТСО и средствами видеонаблюдения, выставляются посты, которые подразделяются:
3.5.1. по месту расположения - на внутренние и наружные;
3.5.2. по характеру несения службы - на подвижные (для объезда, обхода периметра территории охраняемых объектов, охраняемых зданий, помещений, складов, хранилищ, стоянок, производственных площадок и других объектов.) и стационарные (контрольно-пропускные пункты, контрольные пункты);
3.5.3. по времени несения службы - на суточные (24-часовые), двухсменные (16-часовые), полусуточные (12-часовые), односменные (8-часовые).
Посты выставляются:
а) на контрольно-пропускных пунктах по пропуску людей и транспортных средств на охраняемые объекты, с охраняемых объектов;
б) на особо важных участках охраняемых объектов;
в) по периметру ограждения территории охраняемых объектов.
3.6. Охранники подвижного поста перемещаются по маршрутам движения в пешем порядке и на автотранспорте со скоростью, обеспечивающей надежную охрану объекта, ведут наблюдение и, при необходимости, делают остановки для осмотра местности и ограждений, для доклада по средствам связи старшему смены охраны о несении службы, а также для принятия мер по пресечению противоправных посягательств.
Автомобили, катера и другие транспортные средства, используемые постовыми подвижных постов, оборудуются средствами связи.
Охранникам подвижного поста для несения службы устанавливается маршрут, границы которого определяются в зависимости от состояния ограждения охраняемого объекта и условий местности.
3.7. Для усиления охраны зданий, строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий, иного имущества, подлежащих защите от противоправных посягательств, выявления обстоятельств происшествий и пресечения правонарушений в составе смены формируется и по необходимости выставляется дозор и секрет, назначаемые из резерва смены, либо по специальному распоряжению начальника структурного подразделения охраны. В состав дозора, секрета могут включаться представители хозяйствующего субъекта и иных заинтересованных организаций.
При направлении в дозор (секрет) двух и более человек назначается старший.
Дозор может нести службу в пешем порядке, на автомобиле, катере, мотоцикле, велосипеде.
Секрет скрытно располагается на территории охраняемого объекта, либо на подступах к нему.
3.8. Время непрерывного нахождения охранников на внутренних и наружных постах определяется с учетом климатических и погодных условий и не должно превышать 4-х часов.
Продолжительность непрерывного несения службы дозорами и секретами при температуре воздуха -20°С и ниже (в случае отсутствия утепленного укрытия), а также при температуре +35° С и выше, не должна превышать 2 часов.
В каждом отдельном случае определяется состав резерва и порядок его применения.
3.9. Для оперативного реагирования на сообщения о совершении противоправных действий, возникновении чрезвычайных ситуаций на охраняемом объекте, усиления постов, а также для принятия незамедлительных мер по поиску, преследованию и задержанию нарушителей, незаконно проникших на охраняемый объект, в состав смены в соответствии с дислокацией постов по решению начальника структурного подразделения охраны может назначаться ГОР, которая по команде старшего смены охраны выдвигается к месту происшествия и действует в соответствии с обстановкой.
Для быстрой доставки ГОР к месту происшествия, при необходимости, используется служебный автотранспорт.
В состав ГОР, как правило, входят: охранник - старший группы, имеющий стаж практической работы не менее года, и охранник-водитель.
3.10. Личный состав смены (при несении службы с оружием) должен быть вооружен огнестрельным оружием и патронами к нему, и обеспечен специальными средствами, средствами индивидуальной защиты и средствами связи.
3.11. Наличие и техническое состояние огнестрельного оружия и патронов к нему, специальных средств и средств связи проверяются не реже одного раза в месяц начальником структурного подразделения охраны. Результаты проверки записываются в книгу проверки наличия и технического состояния оружия и патронов, книгу осмотра специальных средств, книгу осмотра средств связи и постовую ведомость.
3.12. Вскрытие зданий, помещений, хранилищ, находящихся под охраной, разрешается на основании постоянного или разового допуска, подписанного руководителем охраняемого объекта и заверенного печатью.
В допуске указываются: номер допуска, наименование охраняемого объекта, подлежащего вскрытию (закрытию), дата и время вскрытия (закрытия), должность, фамилия, имя и отчество лица, прибывшего для вскрытия (закрытия). Список лиц, имеющих право вскрывать те или иные здания, помещения, хранилища, определяется руководителем охраняемого объекта.
Образцы допусков с подлинными подписями, список должностных лиц, имеющих право вскрывать те или иные здания, помещения, хранилища или быть допущенными к ним, а также образцы слепков с печатей (оттисков пломб), подписанные руководителем охраняемого объекта, должны находиться в помещении охраны.
3.13. Охрана грузов предприятий и организаций при их транспортировке осуществляется в соответствии с разделом 9 настоящего Порядка.
3.14. В целях повышения надежности охраны объектов применяются ИТСО и средства видеонаблюдения. Тип и количество применяемых на объекте ИТСО и средств видеонаблюдения определяются в зависимости от его важности, физико-географических, эксплуатационных и других особенностей по согласованию с руководителем охраняемого объекта.
3.15. Аппаратура приема сигналов ИТСО и видеонаблюдения устанавливается в комнате старшего смены охраны (оперативного дежурного) или в отдельной, специально предназначенной для этого комнате - пультовой. Для обеспечения непрерывной работы комплекса ИТСО и видеонаблюдения устанавливается автономный источник питания.
3.16. Контроль приема сигналов от ИТСО и видеонаблюдения осуществляет оператор ИТСО, а в его отсутствие - старший смены охраны.
4. Подготовка и инструктаж заступающей смены
4.1. Подготовка личного состава заступающей смены к несению службы организуется начальником структурного подразделения охраны.
4.2. Начальник структурного подразделения охраны отвечает за подбор и подготовку личного состава заступающей смены к несению службы, за исправное состояние оружия и патронов, специальных средств, средств индивидуальной защиты, средств связи, и своевременное прибытие на инструктаж.
4.3. Назначение охранников в очередную смену производится начальником структурного подразделения охраны в соответствии с утвержденным графиком несения службы личным составом отряда, команды, отделения, группы, составленным на каждый месяц с учетом важности постов и индивидуальных качеств каждого охранника. Запрещается назначать охранников, не прошедших обучение по программе профессиональной подготовки, или совершивших проступки, по которым ведется расследование.
4.4. Перед заступлением очередной смены начальник структурного подразделения охраны обязан проверить подбор и распределение личного состава по постам в соответствии с действующей дислокацией постов.
4.5. Личный состав заступающей смены прибывает на инструктаж в форменной одежде. Время инструктажа определяется начальником структурного подразделения охраны.
4.6. В случае невозможности выставления всех постов имеющимся составом смены (болезнь и другие случаи), начальник структурного подразделения охраны принимает все меры по выставлению максимального количества постов, записывает свое решение в постовую ведомость, информирует оперативного дежурного и принимает меры по вызову необходимого количества охранников.
5. Обязанности состава смены
Смена состоит из старшего смены и охранников постов.
Старший смены подчиняется начальнику (заместителю начальника) структурного подразделения охраны и несет ответственность за охрану и защиту охраняемого объекта, обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, сохранность и исправность ИТСО, ограждений, средств связи и пожаротушения, транспортных средств (при наличии), а также оружия и патронов к нему, специальных средств, средств индивидуальной защиты и другого имущества согласно описи.
5.1. Старший смены обязан
5.1.1. Твёрдо знать задачи и обязанности состава смены, дислокацию постов, особенности охраняемого объекта, его уязвимые места, эксплуатируемые ИТСО и средства видеонаблюдения, места расположения ближайших подразделений правоохранительных органов и частей МЧС России, их номера телефонов для связи, требования Инструкции по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемом объекте, утвержденной Приказом МВД от 18 июня 2012 г. N 589, и настоящего Порядка.
5.1.2. Требовать точного выполнения личным составом смены должностных обязанностей, высокой бдительности и дисциплины.
5.1.3. Докладывать руководителю структурного подразделения о прибытии личного состава смены и готовности к выполнению должностных обязанностей, представлять предложения по расстановке охранников по постам с учетом их морально-психологических и деловых качеств.
5.1.4. Проверять готовность подчинённых к несению службы, проводить инструктаж личного состава заступающей смены, объявлять расстановку по постам.
5.1.5. Организовать в установленном порядке (при несении службы с оружием) вооружение смены и заряжание оружия, по окончании службы - разряжание оружия и сдачу вооружения.
5.1.6. Поставить задачу на охрану объекта.
5.1.7. Организовать приём постов составом смены и лично принять служебную документацию, оружие, патроны (при несении службы с оружием), специальные средства, средства индивидуальной защиты и связи согласно описи и учётным документам, о чём докладывать по начальнику структурного подразделения охраны.
5.1.8. Вести служебную документацию, своевременно фиксировать расстановку личного состава по постам в соответствии с действующей дислокацией, время несения службы на посту, время подмены для приёма пищи и отдыха, временные (дополнительные) посты, результаты проверок несения службы, время доклада оперативному дежурному о ходе дежурства, факты нарушений пропускного режима, задержания и другие случаи, происшедшие на объекте в процессе несения службы.
5.1.9. Знать задачи и обязанности всех лиц смены, документы, регламентирующие службу, дислокацию постов, пропускной, внутриобъектовый и противопожарный режимы на объекте.
5.1.10. Постоянно находиться в служебном помещении и лично руководить службой смены; отлучаясь по делам службы, оставлять за себя помощника и сообщать ему, куда и на какое время отлучился.
5.1.11. Обеспечивать защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств.
5.1.12. Осуществлять мероприятия по предупреждению нарушений пропускного и внутриобъектового режимов.
5.1.13. Принимать меры к пресечению, пресекать лично преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах.
5.1.14. Осуществлять поиск и задержание лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты.
5.1.15. Участвовать в установленном порядке в осуществлении контроля за соблюдением противопожарного режима, тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах.
5.1.16. Участвовать в проведении мероприятий по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
5.1.17. Оказывать в пределах своей компетенции содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
5.1.18. Осуществлять контроль за сохранностью и правильным использованием технических средств, охранной сигнализации и видеонаблюдения, пожарной сигнализации и связи, за наличием и правильным содержанием оружия, патронов, специальных средств, средств индивидуальной защиты, соблюдением правил заряжания (разряжания) оружия и мер безопасности при этом.
5.1.19. Проверять лично не менее двух раз в сутки несение службы на всех постах.
5.1.20. Участвовать в работе на постах, показывать личный пример в выполнении служебных обязанностей.
5.1.21. Требовать от личного состава смены твёрдого знания и точного выполнения ими своих обязанностей, высокой бдительности и дисциплины.
5.1.22. Принимать доклады с постов об изменениях обстановки, сигналы охранной сигнализации и на основе анализа полученной информации принимать необходимые меры по обеспечению защиты объекта от противоправных посягательств.
5.1.23. По фактам происшествий принимать все необходимые меры по выяснению причин происшествия и их устранению.
5.1.24. В случаях нападения на охраняемый объект, пост, срабатывания ТСО, возникновения пожара на охраняемом объекте, возникновения чрезвычайных ситуаций подать сигнал "тревога" на все посты, и выдвинуться лично в составе резервной группы на место пришествия для выяснения обстоятельств и принятия необходимых мер. О нападении немедленно доложить начальнику структурного подразделения охраны и оперативному дежурному, оповестить территориальные подразделения МВД России, МЧС России, ФСБ России и администрацию охраняемого объекта.
5.1.25. При задержании подозрительных лиц, пытающихся проникнуть на охраняемый объект, нарушая пропускной режим, докладывать начальнику структурного подразделения охраны, оперативному дежурному и принимать меры к сопровождению их в специально выделенное для этого помещение для составления протокола.
5.1.26. Выяснять причины каждого случая применения оружия и немедленно докладывать об этом начальнику структурного подразделения и оперативному дежурному.
5.1.27. Обеспечивать тщательный прием под охрану режимных помещений, опечатанных (опломбированных) хранилищ, складов и других помещений, сверку печатей (пломбировочных оттисков), слепков с печатей (оттисков пломб) с имеющимися образцами.
5.1.28. Не принимать под охрану хранилища (склады и другие помещения) с неисправными ТСО, электроосвещением, водопроводными кранами, поврежденными стенами, окнами, решетками, дверями и запорами, которые могут способствовать проникновению нарушителей в помещения.
5.1.29. Допускать в хранилища (склады и другие помещения), прибывших лиц только после проверки документов, удостоверяющих их личность, и сличения предъявляемых допусков, печатей (пломбировочных оттисков) с имеющимися образцами и списками; при вскрытии и закрытии хранилища (склада, другого помещения) делать об этом запись в постовой ведомости, например: "Такого-то числа, месяца, года, в такое-то время согласно допуску N хранилище (склад, другое помещение) вскрыто (закрыто), ТСО выключены (включены)", и вместе с лицом, прибывшим для вскрытия (закрытия) хранилища (помещения, склада), расписываться под этой записью; в случае если какое-либо хранилище (помещение, склад) до смены не сдано под охрану, делать соответствующую запись об этом в постовой ведомости заступающей смены.
5.1.30. Регистрировать проведенные досмотры, контрольные проверки и задержания; докладывать начальнику структурного подразделения обо всех происшествиях и недостатках, выявленных в ходе проведения проверок на охраняемом объекте, принимать меры к их устранению; поддерживать внутренний порядок в помещениях и на постах.
5.1.31. В случае заболевания кого-либо из состава смены проинформировать начальника структурного подразделения охраны и направить заболевшего в ближайшее лечебное учреждение, о чем сделать запись в постовую ведомость.
5.1.32. Допускать к проверке организации и несения службы прямых начальников, оперативного дежурного, остальных лиц - при наличии предписания.
5.2. Старший смены имеет право
5.2.1. Требовать от всех лиц, находящихся на территории объекта, соблюдения правил контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов.
5.2.2. Проверять на охраняемых объектах у лиц документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.
5.2.3. Проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах, состояние инженерно-технических средств охраны; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу возникновения пожаров, безопасности людей, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий.
5.2.4. Производить административное задержание и доставление в служебное помещение или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов.
5.2.5. Применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране".
5.2.6. Использовать транспортные средства собственников охраняемых объектов для преследования лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, и доставления их в орган внутренних дел.
5.3. Старшему смены запрещается
5.3.1. Отлучаться из служебного помещения, кроме как для проверки несения службы личным составом, приёма пищи, отдыха, а также в случае происшествия для принятия мер.
5.3.2. Отпускать кого-либо из состава смены без разрешения руководителя структурного подразделения.
5.3.3. Вести телефонные переговоры, не связанные с исполнением служебных обязанностей.
5.3.4. Использовать служебную автомашину (при наличии) не по назначению.
5.3.5. Отвлекаться от несения службы посторонними делами.
5.3.6. Самостоятельно принимать решение на пропуск лиц и автотранспорта через посты в нарушение требований Инструкции охранника поста, утвержденной директором Предприятия.
5.3.7. Использовать не по назначению оружие (при несении службы с оружием), спецсредства, ТСО, средства связи и видеонаблюдения, средства пожаротушения.
5.3.8. Уменьшать (увеличивать) количество постов и (или) изменять их дислокацию.
5.3.9. Изменять порядок смены охранников, предусмотренный постовой ведомостью, кроме случаев, связанных с изменением климатических условий, со стихийными бедствиями и авариями, угрожающим охраняемому объекту, жизни и здоровью охранников.
5.3.10. Допускать к проверке несения службы лиц, не имеющих на то право.
5.3.11. Снимать снаряжение, а также отдыхать в неустановленное время.
5.4. При несении службы охранник обязан
5.4.1. Знать документы, регламентирующие порядок несения службы.
5.4.2. По прибытии на службу докладывать старшему смены охраны о готовности к несению службы.
5.4.3. Присутствовать на инструктаже, получить в установленном порядке оружие и патроны к нему (при несении службы с оружием), специальные средства.
5.4.4. Получать задачу на несение службы по охране объекта.
5.4.5. Своевременно прибывать на пост.
5.4.6. Проверять состояние и работоспособность средств связи и пожаротушения, принимать согласно описи имущество, служебную документацию, имеющиеся на посту, и ознакомиться с действующими на посту распоряжениями.
5.4.7. Докладывать старшему смены охраны о приёме (сдаче) поста, выявленных недостатках и мерах, принятых для их устранения.
5.4.8. Строго выполнять требования законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов и настоящего Порядка; проявлять разумную инициативу и находчивость, при осложнении обстановки уметь действовать быстро, чётко и решительно.
5.4.9. Соблюдать режим секретности, не разглашать сведения, ставшие известными ему по службе.
5.4.10. Владеть в совершенстве оружием, приёмами самообороны, умело использовать имеющиеся на вооружении специальные средства и технику, бережно относиться к имуществу.
5.4.11. Проявлять высокую бдительность, осуществлять постоянный контроль за обстановкой на посту и прилегающей к нему территорией.
5.4.12. Пресекать нарушения внутриобъектового и пропускного режимов на охраняемом объекте, а также действия, направленные на нанесение ему ущерба.
5.4.13. Пресекать попытки проникновения на объект лиц, не имеющих документов, дающих право прохода (проезда), а также вне установленных пунктов пропуска.
5.4.14. В случаях нарушений пропускного и внутриобъектового режимов производить задержание лиц, нарушивших установленный порядок, и вызывать на пост старшего смены охраны.
5.4.15. Быть вежливым и тактичным в обращении, свои требования и замечания излагать в корректной и убедительной форме, не допускать необоснованных и незаконных действий.
5.4.16. Принимать непосредственное участие в обеспечении безопасности объекта и находящихся на нём физических лиц в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.
5.4.17. Немедленно докладывать старшему смены охраны об изменениях обстановки на посту, происшествиях, невозможности выполнять свои обязанности и других фактах, заслуживающих внимания.
5.4.18. Поддерживать на посту внутренний порядок.
5.4.19. Допускать к проверке несения службы прямых начальников и лиц, ими сопровождаемых, беспрепятственно, а других лиц - по предписанию, установленного образца. О прибытии проверяющих лиц докладывать старшему смены.
5.4.20. По прибытии на пост лиц, которым подчиняется, докладывать им о происшествиях, например, "Охранник поста Петров. На посту происшествий не случилось (или случилось_)", и отвечать на задаваемые вопросы. Другим лицам, прибывшим для проверки, представляться, например, "Охранник Петров", и отвечать на задаваемые вопросы.
5.4.21. При обращении других лиц в период несения службы, представляться. Например: "Охранник Петров".
Охранник при несении службы на КПП обязан:
5.4.21.1. Знать и точно выполнять требования инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах, действующей на данном объекте.
5.4.21.2. Уметь правильно пользоваться установленными (имеющимися) на КПП техническими средствами контроля пропуска и СКУД.
5.4.21.3. Знать описание и срок действия документов, дающих право прохода на объект, подписи лиц, имеющих право их подписывать, и документы, удостоверяющие личность.
5.4.21.4. Тщательно проверять пропуска проходящих через КПП лиц, обращая особое внимание на правильность их оформления (срок действия, шифры, печати, подписи, соответствие их имеющимся на КПП образцам, а также соответствие фотографии с личностью предъявителя пропуска или другого документа). Пропуск посетителей осуществлять по разовым пропускам установленного образца с проверкой документа, удостоверяющего личность.
5.4.21.5. Проверять при вносе (выносе) или ввозе (вывозе) какого-либо имущества соответствие наименований и количества материальных ценностей указанным в материальном пропуске, а также соответствие подписей, печати, даты оформления пропуска.
5.4.21.6. Задерживать лиц, пытающихся проникнуть на объект (с объекта) с нарушением пропускного режима, а также по недействительным пропускам (документам) и вызывать старшего смены охраны.
5.4.21.7. Досматривать автотранспорт с целью исключения проникновения на объект посторонних лиц и незаконного ввоза (вывоза) имущества.
5.4.21.8. Конкретные обязанности охранника на КПП определяются для каждого поста в соответствии с требованиями Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах охраняемого объекта.
Охранник при несении службы на контрольно-обходном посту обязан:
5.4.22.1. Регулярно обходить территорию объекта по установленному маршруту, осуществлять контроль за соблюдением внутриобъектового режима и правил пожарной безопасности, постоянно контролировать уязвимые места объекта с целью предотвращения проникновения через них посторонних лиц.
5.4.22.2. Требовать строгого соблюдения работниками и другими лицами, находящимися на объекте, правил пожарной безопасности.
5.4.22.3. Знать места расположения первичных средств пожаротушения; при обнаружении аварийных ситуаций или загорания (пожара) немедленно докладывать старшему смены охраны и принимать меры к ликвидации аварийных ситуаций и тушению загорания (пожара) до прибытия пожарных расчётов Государственной противопожарной службы МЧС России.
5.4.22.4. Обо всех выявленных грубых нарушениях требований пропускного и внутриобъектового режимов немедленно докладывать старшему смены охраны и принимать меры по их пресечению в объёме прав, предоставленных Федеральными законами и нормативными правовыми актами.
5.4.23. В зависимости от обстановки по решению старшего смены охраны охранник контрольно-обходного поста может привлекаться к несению службы на других постах и в составе резервной группы.
5.5. Охранник при несении службы имеет право
5.5.1. Требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов.
5.5.2. Проверять на охраняемых объектах у лиц документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.
5.5.3. Производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.
5.5.4. Проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах, состояние инженерно-технических средств охраны; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу возникновения пожаров, безопасности людей, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий.
5.5.5. Производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов.
5.5.6. Применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77 - ФЗ "О ведомственной охране".
5.5.7. Беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений.
5.5.8. Использовать транспортные средства собственников охраняемых объектов для преследования лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, и доставления их в орган внутренних дел.
5.6. Охраннику при несении службы запрещается
5.6.1. Нарушать требования документов регламентирующих порядок несения службы;
5.6.2. Отвлекаться от несения службы ведением разговоров с сотрудниками охраняемого объекта и другими лицами, не связанными с исполнением служебных обязанностей;
5.6.3. Использовать во время несения службы средства мобильной связи (телефоны), кроме случаев служебной необходимости, а так же высокотехнологичные устройства (планшеты, ноутбуки и т.д.) с выходом в "Интернет".
5.6.4. Оставлять и передавать, кому бы то ни было оружие, спецсредства, имущество, документацию охраняемого объекта.
5.6.5. Привлекать работников объекта или других лиц к выполнению своих должностных обязанностей.
5.6.6. Входить, без служебной необходимости, в рабочие кабинеты и другие помещения охраняемого объекта.
5.6.7. Скрывать случаи известных и готовящихся преступлений и правонарушений.
5.6.8. Нарушать установленную форму одежды.
5.6.9. По окончанию службы, покидать охраняемый объект без письменной служебной записки о происшествии или нарушении пропускного и внутриобъектового режимов (если происшествия или нарушения произошли).
5.6.10. Покидать пост до смены или прямого указания начальника структурного подразделения охраны, в его отсутствии оперативного дежурного.
5.6.11. Пропускать на территорию объекта посетителей и сотрудников охраняемого объекта с признаками алкогольного и наркотического опьянения.
5.6.12. Пропускать граждан, разрешать внос, вынос материальных ценностей по устным распоряжениям должностных лиц охраняемого объекта.
5.6.13. Разрешать внос взрывчатых, легковоспламеняющихся и ядовитых веществ.
5.6.14. Снимать снаряжение, а также отдыхать, принимать пищу в неустановленное время.
5.6.15. Использовать не по назначению спецсредства, ИТСО, средства связи, видеонаблюдения и пожаротушения.
5.6.16. Разглашать любым лицам информацию о руководителе охраняемого объекта, его работниках об объекте и системе его охраны.
5.6.17. Находиться на посту в нетрезвом состоянии, употреблять спиртные напитки, наркотические и психотропные вещества, прибывать на смену с остаточными явлениями алкогольного, наркотического или психотропного опьянения.
6. Проверка организации и несения службы
Право проверки организации и несения службы имеют:
6.1. лица по поручению Министра сельского хозяйства Российской Федерации и его заместителей;
6.2. лица по поручению директора Предприятия;
6.3. представители охраняемого объекта в рамках, определенных договором на охрану;
6.4. сотрудники полиции в ходе инспектирования полицией подразделений Предприятия;
6.5. начальник (заместитель начальника) структурного подразделения охраны не реже 2-х раз в месяц;
6.6. старший смены охраны - не меньше 2-х раз в сутки, один из них ночью, во время несения службы.
7. Обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов
7.1. Вопросы организации пропускного и внутриобъектового режимов отражаются в Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам объекта, разработанной администрацией охраняемого объекта. Инструкция утверждается руководителем охраняемого объекта и согласовывается директором Предприятия.
7.2. Пропускной режим обеспечивается выполнением совокупности мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.
Внутриобъектовый режим обеспечивается выполнением совокупности мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.
Пропускной и внутриобъектовый режимы могут быть установлены как в целом по охраняемому объекту, так и по отдельным его корпусам, зданиям, цехам, отделам, лабораториям, хранилищам, помещениям и другим объектам, подлежащим охране. Осуществление пропускного и внутриобъектового режимов возлагается на охранников Предприятия в соответствии с заключенным договором на охрану.
7.3. Документы, дающие право на вход (выход) работников и посетителей на территорию (с территории) объекта, на ввоз (вывоз) материальных ценностей, и сроки их действия устанавливаются администрацией охраняемого объекта и отражаются в Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам.
7.4. Определение потребности в оснащении объекта ИТСО, СКУД, средствами видеонаблюдения, и их приемка после монтажа проводится комиссией в составе представителей администрации охраняемого объекта и Предприятия, а при необходимости - представителей других заинтересованных организаций.
7.5. Персональную ответственность за создание работникам Предприятия необходимых условий для выполнения возложенных на них обязанностей несут руководители охраняемых объектов.
8. Прием объектов под защиту от противоправных посягательств
8.1. Прием объектов под защиту от противоправных посягательств производится на основании приказа директора Предприятия.
Для определения системы защиты объекта, необходимой численности работников, сроков оборудования КПП, помещений для охранников, бюро пропусков и решения других вопросов, связанных с приемом объектов под защиту, совместным решением руководителя Предприятия и руководителя охраняемого объекта создается комиссия в составе председателя комиссии и членов комиссии, в которую должны входить представители охраняемого объекта и Предприятия.
8.2. Результаты работы комиссии оформляются актом по организации системы защиты и взятия под охрану объекта от противоправных посягательств.
Акт составляется в 3-х экземплярах, подписывается членами комиссии и руководителями охраняемого объекта и Предприятия. Их подписи скрепляются гербовыми печатями.
Первый экземпляр акта направляется в Предприятие, второй - руководителю охраняемого объекта, третий - в отряд, осуществляющий охрану объекта.
В акте указываются:
а) состав ведомственной комиссии и основание для ее работы;
б) наименование объекта, адрес;
в) режим работы охраняемого объекта;
г) характеристика объекта и его расположение, количество и виды КПП;
д) что подлежит защите с описанием степени оборудования ИТСО;
е) характеристика зданий и помещений;
ж) количество режимных помещений, постов, их расположение и назначение;
з) необходимая численность работников ведомственной охраны для защиты объекта;
и) мероприятия по оборудованию объекта ИТСО;
к) мероприятия, проводимые администрацией объекта по обеспечению работников охраны, КПП, постов;
л) пожарная безопасность.
8.3. Прием объекта под защиту от противоправных посягательств производится после выполнения мероприятий, предусмотренных актом ведомственной комиссии, и оформляется приказом Предприятия. В приказе о приеме объекта под защиту от противоправных посягательств и создания подразделения охраны определяются дата создания подразделения охраны, его численность и время начала выполнения задач по защите объекта, адрес. Приказ издается после утверждения акта комиссии о приеме объекта под защиту.
Прием работников на работу в подразделение охраны производится после утверждения акта ведомственной комиссии и издания приказа о приеме объекта под защиту от противоправных посягательств и создания подразделения охраны.
8.4. Начальник структурного подразделения охраны при подготовке к приему объекта под охрану обязан:
8.4.1. разработать комплект служебной документации для расположения на постах охраняемого объекта.
8.4.2. провести обучение работников.
8.5. Составляется договор об оказании охранных услуг, который подписывается руководителями охраняемого объекта и Предприятия. При необходимости разрабатываются: акт о выставлении постов, перечень служебных помещений, предоставляемых исполнителю для осуществления деятельности, перечень автотранспорта, предоставляемого исполнителю для осуществления деятельности, перечень имущества, предоставляемого для осуществления деятельности, перечень и дислокация постов по охране объекта, соглашение об установлении режима охраны.
8.6. При изменении условий выполнения задач по охране объекта, его передислокации, реорганизации и в других необходимых случаях производится изменение (пересмотр) системы защиты охраняемого объекта.
Решение на изменение (пересмотр) системы защиты охраняемого объекта в этом случае принимается директором Предприятия при согласовании с руководителем объекта.
Для изменения (пересмотра) системы защиты охраняемого объекта и подготовки акта создается комиссия из числа представителей объекта и Предприятия. Акт подписывается руководителями объекта и Предприятия.
8.7. Во всех случаях в разрабатываемом акте о частичном изменении системы защиты охраняемого объекта указываются причины, по которым возникла необходимость ее пересмотра; кратко раскрывается существующая система его защиты, количество постов охраны, их численность и общая численность подразделения охраны; новая система защиты объекта, количество постов, их задачи и численность; мероприятия, которые необходимо провести для защиты объекта в соответствии с новой системой защиты.
9. Охрана грузов при транспортировке
9.1. Рекомендации по охране грузов предприятий и организаций при их транспортировке
9.1.1. Основанием для организации охраны грузов при их транспортировке является договор на оказание услуг по охране и сопровождению грузов, заключенный между руководителями Предприятия и организации, с которой заключен данный договор (далее - Грузоотправитель) и заявка Грузоотправителя на осуществление охраны груза.
9.1.2.Система и способ охраны грузов определяются в зависимости от вида транспортных средств, предназначенных для осуществления перевозки грузов и условий их перевозки.
9.1.3. Состав и необходимая численность охранников, достаточная для обеспечения охраны грузов при их транспортировке, определяется в зависимости от важности груза, вида транспорта, расстояния транспортировки и количества транспортных единиц.
9.1.4. Заявки на охрану оформляются Грузоотправителем за двое суток до момента перевозки в письменном виде.
9.1.5. Груз, передаваемый под охрану, должен соответствовать следующим требованиям:
а) упакован, (находиться в контейнерах, ящиках или другой таре);
б) опечатан или опломбирован;
в) застрахован.
Грузоотправитель определяет, какие транспортные средства будут использованы для перевозки грузов, определяет вид упаковки и камуфлирования, проводит необходимые мероприятия по обеспечению маскировки в пути, а также при производстве погрузочно-разгрузочных работ.
Наряд не отвечает за техническое состояние грузов, находящихся в специальной упаковке, контейнерах, опечатанных и опломбированных Грузоотправителем.
9.1.6. Основной целью при обеспечении охраны грузов при их транспортировке является сохранность вверенного груза, документации к нему, пломб и печатей на упаковке, соблюдение режима секретности.
9.1.7. Маршрут движения и вид транспорта определяется Грузоотправителем и согласовывается с Предприятием. Автотранспорт, предназначенный для перевозки грузов, должен быть в исправном состоянии, заправлен горюче-смазочным материалом и иметь внутренние запоры.
Предприятие оказывает содействие Грузоотправителю в определении автомобильных маршрутов движения грузов, с учетом случаев их изменения по причинам неудовлетворительного состояния дорог, технической неисправности транспортных средств и вносит соответствующие предложения.
9.2. Организация обеспечения охраны грузов при их транспортировке
9.2.1. При подготовительных мероприятиях по осуществлению охраны грузов при их транспортировке являются аналогичными для охраны грузов различными видами транспорта. Учитываются особенности вида транспорта, характера груза, маршрута движения, времени года и погодных условий и определяется:
а) состав смены;
б) экипировка и вооружение;
в) персональный состав и старший смены;
г) ответственные лица за подготовку и инструктаж;
д) контрольное время начала и окончания работ по охране груза при его транспортировке;
е) порядок организации и поддержания связи на маршруте;
ж) порядок осуществления контроля за несением службы нарядом охраны.
9.2.2. Перед заступлением на службу руководителями подразделений охраны проводится инструктаж охранников по охране грузов и правилам по технике безопасности.
При проведении инструктажа охранников обязательно отражаются следующие вопросы:
а) важность выполняемой задачи, обеспечение сохранности государственной и коммерческой тайны;
б) время выезда из пункта дислокации и время прибытия в пункт назначения, маршрут движения;
в) время и порядок приема грузов под охрану, порядок организации охраны в пути, порядок сдачи груза и возвращения в подразделение;
г) действия наряда при возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) порядок применения оружия;
е) меры безопасности при несении службы;
ж) правила хранения оружия и патронов к нему в пути следования.
При охране специальных грузов охранники получают соответствующий инструктаж в режимно-секретном подразделении Грузоотправителя по вопросам обеспечения режима секретности.
Старшему наряда выдаются следующие документы:
а) маршрутный лист;
б) акт приема-передачи груза под охрану. Акт приема-передачи груза составляется если груз принимается под охрану охранниками Предприятия а не представителями Грузоотправителя;
9.2.3. Водитель и лица, сопровождающие груз, при нахождении на маршруте подчиняются распоряжениям старшего смены по всем вопросам, касающимся обеспечения безопасности и надежной охраны перевозимых грузов. На старшего смены возлагаются обязанности по организации службы, контролю за соблюдением графика и безопасности движения, поддержанию связи с оперативным дежурным.
Грузоотправитель выделяет представителя для принятия и сдачи грузов, решения вопросов обеспечения перевозки грузов, контроля за его состоянием, решения других возникающих в пути следования вопросов. Он обязан сообщать старшему смены о мерах, которые необходимо соблюдать для обеспечения условий сохранности грузов и режима секретности в процессе следования по маршруту.
Представитель Грузоотправителя может давать указания старшему смены только по вопросам обеспечения технических условий сохранности грузов, если они оговорены в договоре.
9.2.4. Оперативное управление нарядом в период несения службы по охране перевозимого груза осуществляется начальником структурного подразделения охраны, от которого назначена смена.
9.2.5. При выполнении задач по охране и сопровождению грузов охранник должен иметь при себе:
а) паспорт, служебное удостоверение
б) разрешение на хранение и ношение оружия;
в) оружие, патроны к нему, специальные средства и средства индивидуальной защиты;
г) средства связи (радиостанция и (или) мобильный телефон);
9.3. Права охранников при осуществлении охраны грузов при их транспортировке
При осуществлении охраны грузов при их транспортировке охранник имеет право:
9.3.1. Требовать от должностных лиц и граждан прекращения нарушения правопорядка, угрожающего сохранности груза и безопасности персонала, осуществляющего его перевозку.
9.3.2. Отражать нападение и задерживать лиц, пытающихся совершить хищение груза и передавать их в Отдел Внутренних Дел для принятия соответствующих мер.
9.3.3. В соответствии со статьями 13, 14, 15, 16 и 17 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
9.4. Обязанности старшего смены при осуществлении охраны грузов при их транспортировке
Старший смены при осуществлении охраны грузов при их транспортировке обязан:
9.4.1. Знать задачу, требования настоящего Порядка и обязанности охранников, особенности груза.
9.4.2. Составлять расчет несения службы на каждые сутки.
9.4.3. Постоянно знать место нахождения транспорта, перевозящего груз.
9.4.4. Следить за правилами сохранения и содержания оружия и патронов к нему, специальных средств и охраняемого груза.
9.4.5. Не допускать к охраняемому грузу посторонних лиц.
9.4.6. Следить за соблюдением охранниками правил по технике безопасности при охране грузов.
9.4.7. В случае заболевания одного из охранников принимать меры к оказанию первой помощи и направлению заболевшего в ближайшее медицинское учреждение.
9.4.8. Поддерживать постоянную связь со своим старшим начальником, немедленно докладывать о всех изменениях в оперативной обстановке (нападении на наряд охраны, ДТП, пожаре и т.д.).
9.5. Ответственность работников наряда охраны при осуществлении охраны грузов при их транспортировке
9.5.1. Старший наряда несет ответственность за сохранность груза, пломб и печатей, отвечает за боевую готовность и бдительность работников наряда, сохранность оружия, патронов к нему, специальных средств, служебной документации и имущества.
9.5.2. Работники наряда охраны несут персональную ответственность за:
а) несоблюдение норм действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность ведомственной охраны и неисполнение требований настоящего Порядка;
б) разглашение сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну, о характере груза, системе принимаемых мер по обеспечению безопасности, а также информации, касающейся аспектов трудовой деятельности и частной жизни лиц, перевозящих груз, охрана которого им доверена;
в) нарушение трудовой дисциплины;
г) несоблюдение установленных правил обращения с оружием, патронами к нему и специальными средствами;
д) неправомерные действия (бездействие), в соответствии со статьей 25 Федерального закона Российской Федерации от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране";
е) хищение, повреждение, уничтожение перевозимых грузов, в соответствии с действующим законодательством.
9.6. Обязанности охранника при осуществлении охраны грузов при их транспортировке
9.6.1. Охранник при осуществлении охраны грузов при их транспортировке обязан:
а) знать и выполнять требования законодательства Российской Федерации и нормативных актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих деятельность ведомственной охраны;
б) соблюдать правила обращения с оружием и специальными средствами, знать световые, звуковые и другие сигналы и жесты, применяемые на транспорте;
в) обеспечить сохранность перевозимых грузов, автотранспорта и документации с момента принятия их под охрану до сдачи в пункте назначения;
г) сохранять в тайне характер груза, пункты его отправления и назначения;
д) при следовании по маршруту поддерживать связь со своим начальником подразделения, немедленно сообщать обо всех изменениях оперативной обстановки, происшествиях, случаях утраты или хищения груза, оружия и патронов к нему, спецсредств;
е) принимать неотложные меры к сохранности грузов при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и в других чрезвычайных ситуациях;
ж) принимать меры по предотвращению случаев управления автомобильным транспортом водителями в нетрезвом состоянии, без водительских удостоверений, путевых листов и документов на груз;
з) в случаях выявления на маршруте следования подозрительных автомашин, записывать марку машины, ее номер, цвет, количество пассажиров, и незамедлительно сообщать начальнику подразделения и ставить в известность ближайший пост Дорожно-патрульной службы Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации (далее - ДПС ОГИБДД МВД).
9.6.2. При нападении на автотранспортное средство, перевозящее груз и охранников, на сопровождающий груз персонал в пути следования, необходимо:
а) принять все меры по отражению нападения, обеспечению безопасности охранников, персонала, груза и документации, задержанию или обезвреживанию нападающих, установлению свидетелей и очевидцев, сохранению следов происшествия и обеспечению охраны места происшествия до прибытия сотрудников правоохранительных органов;
б) сообщить о происшествии любыми возможными средствами связи в дежурную часть ближайшего органа внутренних дел и своему начальнику;
в) по прибытии на место происшествия сотрудников правоохранительных органов, попросить предъявить их служебные удостоверения, записать их фамилии и должности, номера нагрудных жетонов, после чего проинформировать их о сложившейся обстановке и своих действиях. Доложить сведения о прибывших на место происшествия сотрудниках правоохранительных органов своему начальнику;
г) в случае применения оружия сообщить старшему следственно-оперативной группы, прибывшей на место происшествия, о направлении и количестве произведенных выстрелов, а в случаях ранения или смерти в результате его применения уведомить прокуратуру;
д) при необходимости оказать первую помощь пострадавшим и по возможности направить их попутным транспортом в ближайшее медицинское учреждение.
9.6.3. Останавливаться по требованию сотрудников ДПС ОГИБДД МВД России только на стационарных постах. При остановке записать должность, звание, фамилию сотрудника и номер нагрудного жетона, после чего представить необходимые сопроводительные документы.
9.6.4. В случае поломки автотранспортного средства, сопровождающий груз представитель Грузоотправителя должен принять меры к его ремонту, а при невозможности отремонтировать своими силами, обеспечить замену автотранспортного средства. Перегрузка грузов на исправное автотранспортное средство осуществляется силами прибывших работников Грузоотправителя, а при их недостаточности - силами охранников, с соблюдением мер предосторожности, при этом должна обеспечиваться охрана места перегрузки груза.
10. Порядок применения оружия, специальных средств и физической силы
10.1. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны.
10.1.1. Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.
10.1.2. При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия работники ведомственной охраны обязаны:
стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;
предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;
обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь;
доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
10.1.3. Соответствующие должностные лица Предприятия обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
10.1.4. Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
10.1.5. Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.
10.1.6.Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:
1) отражения нападения на охраняемые объекты;
2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;
3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;
4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;
6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.
В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:
резиновые палки - в случаях, предусмотренных 10.1.1 - 10.1.3 части первой настоящей статьи;
слезоточивый газ - в случаях, предусмотренных 10.1.1 - 10.1.4 части первой настоящей статьи;
наручники - в случаях, предусмотренных 10.1.3 - 10.1.4 части первой настоящей статьи;
средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных 10.1.6. части первой настоящей статьи;
служебные собаки - в случаях, предусмотренных 10.1.1 - 10.1.5 части первой настоящей статьи.
Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране".
В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.
10.1.7. Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:
1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;
3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;
4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;
5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.
10.1.8. Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:
оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;
совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.
11. Административное правонарушение и порядок его оформления
В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", Положением о ведомственной охране Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 239, частью 2 статьи 27.3 и пунктом 7 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях работникам ведомственной охраны предоставлено право производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, (статья 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов.
Перечень должностных лиц Предприятия, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание, утвержден приказом Минсельхоза России от 26 июня 2012 г. N 337 "Об утверждении перечня должностных лиц федерального государственного унитарного предприятия "Ведомственная охрана Министерства сельского хозяйства Российской Федерации", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание".
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
а) доставление;
б) административное задержание;
в) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
г) изъятие вещей и документов;
д) привод.
Применение вышеуказанных мер сопряжено с ограничением прав и свобод граждан. В частности, осуществление досмотра вещей, досмотра транспортных средств, находящихся при физическом лице, осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей сопряжены с ограничением отдельных имущественных правомочий: права пользования, права распоряжения движимым или недвижимым имуществом.
Порядок осуществления мер административного пресечения предусматривает составление специального протокола, либо об их применении указывается в протоколах об административном правонарушении.
Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять должностное лицо ведомственной охраны в месте расположения охраняемого объекта в соответствии с утвержденным приказом Минсельхоза России от 26 июня 2012 г. N 337 Перечнем должностных лиц федерального государственного унитарного предприятия "Ведомственная охрана Министерства сельского хозяйства Российской Федерации", уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание.
12.Порядок составления протокола об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
12.1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12.2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, совершившем административное правонарушение на объекте, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
12.3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, совершившего административное правонарушение, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
12.4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, совершившего административное правонарушение, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
12.5. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, совершившего административное правонарушение, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Планируется урегулировать вопросы деятельности ведомственной охраны Минсельхоза России.
Определяются общие требования к организации несения службы, к обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах.