Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481"
(подготовлен Минобрнауки России 08.04.2016 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481" (далее - проект постановления) разработан в целях совершенствования положений постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", определяющего перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг указанными организациями, порядок осуществления ими деятельности, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях.
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в целях устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики, а также в целях определения порядка проживания и условий, создаваемых для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае поступления на обучение образовательную организацию, реализующую основные профессиональные образовательные программы (далее - профессиональная образовательная организация) и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, по завершении пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, порядка наделения их обязанностями опекуна или попечителя после зачисления ребенка на обучение, в случае возложения на данные образовательные организации полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя.
Изменения пунктов 7, 8 и 10 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Положение), утвержденного указанным постановлением, проектом постановления имеют уточняющий и редакционный характер.
Пунктом 11 Положения предусматривается составление индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка, который утверждается соответствующим актом органа опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.
Проектом постановления дополняется, что индивидуальная программа составляется по примерной форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации.
Необходимость наделения Минобрнауки России полномочиями обусловлена запросами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан и введения единой правоприменительной практики во всех организациях для детей-сирот.
Проектом постановления пункт 31 Положения, уточняется, что организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может разрешать временно бесплатно проживать и питаться в организации для детей-сирот лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, но не старше 23 лет, на период до их трудоустройства или зачисления на полное государственное обеспечение на обучение по очной форме по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при условии их проживания в общежитии образовательной организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.
Вместе с тем срок, на который организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являясь субъектом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимают для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев, установлен подпунктом 2 пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", и составляет, как правило, не более одного года.
Положением предусматривается заключение соглашения между родителями, усыновителями либо опекунами или попечителями, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органом опеки о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Срок временного пребывания ребенка в организации Положением не устанавливается.
Учитывая изложенное, проектом постановления пункт 13 Положения дополняется положением, предусматривающим, что срок временного пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может превышать, как правило, один год.
В соответствии со статьей 155.1 СК РФ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.
Таким образом к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся все организации (государственные, муниципальные, частные), в которые дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются под надзор, и руководители которых осуществляют в отношении детей функции законного представителя.
Согласно пунктом 26 Положения, материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей-сирот, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования. Принимая во внимание, что указанный пункт предусматривает предоставление полного государственного обеспечения только в государственных и муниципальных организаций, и не учитывает частные организации, проектом постановления вносятся изменения в пункт 26, направленные на приведение в соответствие с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 СК РФ дети могут помещаться под надзор в образовательные организации, что позволяет возлагать на такие организации функции опекуна (попечителя).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае поступления на обучение образовательную организацию, реализующую основные профессиональные образовательные программы (далее - профессиональная образовательная организация) и (или) по программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, и завершения пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, будут помещаться под надзор в профессиональную образовательную организацию. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов, т.е. функции опекуна (попечителя), возлагаются на профессиональную образовательную организацию.
Надзор за деятельностью профессиональной образовательной организации, как за законным представителем, будет осуществляться органом опеки и попечительства по месту нахождения организации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, будут помещаться под надзор в профессиональные образовательные организации на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию на основании следующих документов:
а) личное дело ребенка, сформированное органом опеки и попечительства в соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";
б) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя профессиональной образовательной организации, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданного в установленном субъектами Российской Федерации порядке.
В случае, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует соответствующая профессиональная образовательная организация, дети передаются органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого имеется такая организация для обеспечения помещения под надзор.
В случае отчисления детей из профессиональной образовательной организации до достижения возраста 18 лет, устройством таких детей будет заниматься орган опеки и попечительства по месту нахождения организации.
В профессиональных образовательных организациях детям должно предоставляться полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения.
К профессиональным образовательным организациям, в которые дети помещены под надзор, будут применяться нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей. Профессиональные образовательные организации должны будут выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
Органы опеки и попечительства по месту нахождения организации будут давать разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.
Таким образом, пунктом 64 проекта постановления предусматривается, что требования, установленные пунктами 12-23, 25, 32-45, 47, 48, подпунктами "а", "д-и", "л", "н-п", "с-ф", "ч" пункта 49, пунктами 52-56, 60, 61, 63 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденном указанным постановлением, не распространяются на образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации, в случае обучения в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по очной форме по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, и издания акта органа опеки и попечительства о помещении обучающихся детей-сирот под надзор в указанные организации, уставная деятельность которых включает осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защиту прав и законных интересов детей.
Проект постановления не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.