Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации."
(подготовлен Минэкономразвития России 12.04.2016 г.)
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Проект) вносятся изменения в Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", а также в Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения".
На сегодняшний день в большинстве компаний с государственным участием, министерств и ведомств отсутствует системный подход к сбору и реализации вторичных ресурсов и, в том числе, лома и отходов черных и цветных металлов. Как правило, вопросы реализации металлолома, образовавшегося в результате хозяйственной деятельности и списания основных средств, рассматриваются на уровне административно-хозяйственных служб местных предприятий и линейных подразделений. Подобные процедуры реализации проводятся по усмотрению местных руководителей по собственным критериям. Методики определения отпускных цен закрыты для внешней оценки и на региональном уровне не всегда соотносятся с уровнем рыночных цен. Кроме того, классификация отгружаемого лома также может отличаться от законодательно установленной. Фактически, цена на сопоставимые по качеству и условиям отгрузки партии металлолома зависит от его "ведомственной принадлежности".
Таким образом, в федеральном масштабе отсутствие единого методического и процедурного подхода не позволяют получить максимально возможный доход от реализации металлолома, в связи с чем государство не дополучает миллиарды рублей ежегодно. Масштабы экономии денежных средств для бюджета Российской Федерации подтверждаются следующими данным: годовой оборот рынка лома оценивается в 1 трлн. руб., минимальная оценка ломофонда на предприятиях с гос. участием - 1/10 часть от общего ломофонда, образование лома и отходов черных металлов на предприятиях с гос. участием - от 3 млн. тонн в год, оборот - минимум 32 млрд. руб. в год, образование цветного лома на предприятиях с гос. участием - от 500 тыс. тонн в год, оборот - 35 млрд. руб. в год. При средней рыночной стоимости 1 тонны лома (отходов) черных металлов 10 000 руб. и годовом обороте "ведомственного" лома и отходов черных и цветных металлов порядка 6 млн. тонн (20% от рынка), государство ежегодно теряет миллиарды рублей.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо создать межведомственный инструмент выбора контрагентов, определения цен и заключения единообразных договоров поставки металлолома. Реализуемые в рамках этого инструмента партии лома должны быть максимально стандартизированы и обезличены в рамках действующей нормативно-правовой базы в сфере обращения лома и отходов цветных и черных металлов.
Таким инструментом может стать электронная торговая площадка, лотом на которой будет являться право на заключение контракта стандартной формы на предлагаемую к продаже партию лома, продавцами - непосредственно ломообразующие предприятия, а покупателями - лицензированные ломопереработчики и потребители лома.
К преимуществам данного подхода относится полная прозрачность процесса продажи и сопоставимость ценовых результатов торгов, что гарантирует получение максимально возможного рыночного дохода от реализации металлолома.
В случае, если компании с государственным участием будут обязаны реализовывать образующийся у них лом, используя предложенный механизм электронных торгов, можно говорить как о положительном структурирующем влиянии на рынок металлолома, так и металлургическую отрасль в целом.
Для реализации Проекта необходимо создать нормативно-правовую базу, обязывающую компании с государственным участием реализовывать металлолом только через указанный механизм - на электронных торгах с привлечением электронных торговых площадок.
Электронные торговые площадки (далее - ЭТП), привлекаемые к реализации и покупке лома и отходов черных и цветных металлов в особо крупных размерах (государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятия, а также хозяйственными товариществами и обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации и/или субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов), должны соответствовать самым высоким требованиям, предъявляемым государством к организаторам торгов по продаже государственного имущества, обладать профессиональной и технической базой, а также деловой репутацией надежного игрока и лидера электронных торгов с опытом продажи государственного имущества.
Индустрия ломопереработки является высокотехнологичной, профессиональные стандарты могут формироваться и эффективно контролироваться только при участии компетентных органов и участников отраслевых профессиональных объединений (СРО в области ломопереработки). Деятельность в области обращения с ломом требует соблюдения жестких стандартов промышленной и экологической безопасности, во избежание нанесения вреда здоровью и жизни человека, возникновению техногенных и экологических катастроф, так как связана с контролем уровня радиации, работой с металлическими отходами и элементами, содержащими отравляющие и взрывчатые вещества.
Во избежание допуска к покупке лома у государственных предприятий перекупщиков и спекулянтов, т.е. лиц, не имеющих ни оборудования, позволяющего производить его качественную переработку, ни соответствия требованиям профессионального сообщества переработчиков (саморегулируемой организации), предлагается предусмотреть некоторые требования к таким покупателям, что позволит сделать рынок обращения лома безопасным.
Аналогичный подход к требованиям соответствия профессиональным качествам участника процесса предусмотрен такими федеральными законами, как Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Реализация проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.