Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 14.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(от 09.09.2015)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект акта),подготовленный инаправленный для подготовки настоящего заключения Минкультуры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно информации сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект акта разработан в целях реализации статьи 37 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в целях усиления мер административной ответственности собственников гостиниц и иных средств размещения за незаконный отказ в проведении классификации средств размещений, принадлежащих им на правах собственности.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (IDпроекта акта 00/00/07-15/00019470).
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 6 июля по 20 июля 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 21 июля по 21 августа 2015 года.
По информации разработчика замечания и предложения в ходе публичных обсуждений уведомления о подготовке проекта акта, а также проекта акта и сводного отчета не поступали.
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в ходе подготовки настоящего заключения были проведены публичные консультации в срок с 9 сентября по 11 сентября 2015 года.
В рамках публичных консультаций предложения и замечания поступили от НП "Федерация Рестораторов и Отельеров". Замечания концептуального характера учтены при подготовке настоящего заключения.
Проектом акта проектируется кратное изменение размера административных штрафов за предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания без свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения: для должностных лиц в размере от 70 000 до 100 000 рублей (в настоящее время - от 7 000 до 10 000 рублей) и для юридических лиц - от 500 000 до 700 000 рублей (в настоящее время - от 40 000 до 50 000 рублей), а также вводится такое новое административное наказание как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минкультуры России от 11 июля 2014 г. N 1215 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями" классификация объектов туристской индустрии осуществляется в добровольном порядке.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться спортивные соревнования, требования об обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения носят обязательный характер начиная с 1 июля 2015 года.
По результатам проведения оценки регулирующего воздействия к проекту акта имеются следующие замечания.
1. Согласно данным Росстата в 2014 году насчитывалось 1492 малых предприятий, оказывающих услуги временного размещения граждан (в том числе гостиничные услуги). Оборот указанных организаций за 2014 год составил 47 264 971 тыс. рублей.
Таким образом, в среднем, оборот одного малого предприятия в месяц составил 2 639,9 тыс. рублей.
Для 7 139 микропредприятий, оказывающих услуги временного размещения граждан (в том числе гостиничные услуги), средний оборот в 2014 году составил 2 884 тыс. рублей. Таким образом, в среднем, в месяц оборот одного микропредприятия составил около 240 тыс. рублей.
По данным Росстата в том же году насчитывалось 8 116 индивидуальных предприятий, оказывающих услуги временного размещения граждан (в том числе гостиничные услуги). Объем их суммарной выручки за год составил 16 494 780 тыс. рублей.
Таким образом, в среднем, объем выручки одного индивидуального предпринимателя в месяц составил 169,3 тыс. рублей.
При вступлении в силу проектируемых размеров административных наказаний микропредприятия и индивидуальные предприниматели окажутся не в состоянии оплатить административный штраф даже по минимальному размеру.
Для малых предприятий наложение административного наказания в виде административного штрафа в размере от 500 000 до 700 000 рублей в условиях сложившейся экономической ситуации может оказаться, по сути, запретительной мерой, приводящей к прекращению деятельности.
Между тем, суммарная численность наемных работников микро- и малых предприятий, а также индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги временного размещения граждан (в том числе гостиничные услуги), в 2014 году составила 81 537 человек, которые в случае прекращения деятельности организации окажутся безработными.
Представляется, что проектируемые размеры административных штрафов избыточны, несоразмерны характеру и последствиям наказуемого деяния.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 14. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований" (далее - статья 14.4 КоАП) предусматривает штрафные санкции в 10 раз меньшие по сравнению проектируемыми санкциями.
2. Считаем чрезмерным установление такой санкции как приостановление деятельности сроком до 90 суток, определенной в проектируемой статье 14.39 КоАП.
Обращаем внимание, что согласно статье 3.12 КоАП "административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность".
Кроме того, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Раздела II "Особенная часть" КоАП, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Отмечаем, что Раздел IIКоАП не содержит оснований, по которым проектом акта устанавливается указанный вид административной ответственности.
Кроме того, обращаем внимание, что административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком до 90 суток не применяется в качестве меры ответственности за аналогичные правонарушения (например, статья 14.4 КоАП).
Одновременно обращаем внимание, что проектом акта не предусмотрено такого вида санкции как предупреждение. Полагаем целесообразным предусмотреть такой вид административного наказания за правонарушения, совершенные впервые.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод, о том, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.