Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение абзаца десятого подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 июня 2015 г. N ПР-1439ГС и абзаца второго пункта 2.2.2.1 Протокола заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 27.03.2015 N 1.
В настоящее время частью 21 статьи 4.1 КоАП России суд наделен правом при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества (далее - наркотики), возлагать на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотиков.
В период с 25 мая 2014 г. - начала действия указанной нормы по 25 мая 2015 г. судами рассмотрено около 73,6 тыс. дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.9 и частью 2 статьи 20.20 КоАП России.
Судебные решения о возложении дополнительной обязанности в порядке части 21 статьи 4.1 КоАП России приняты только в рамках рассмотрения 30,8 тыс. дел об указанных административных правонарушениях, что составляет около 42 процентов от общего числа лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ в указанный период.
Оставшиеся 42,8 тыс. лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное потребление наркотиков оказались неохваченными имеющимися административными ресурсами по диагностике, участию в профилактических мероприятиях, лечению и реабилитации в связи с потреблением наркотиков.
Вместе с тем совершение административного правонарушения в состоянии опьянения, либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения, КоАП России относит к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность (статья 4.3).
В то же время потребители наркотических средств и психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, в том числе больные наркоманией, привлеченные к административной ответственности за совершение административных правонарушений, не связанных с нарушением законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, остаются без дальнейшего внимания со стороны медицинских и социальных служб.
Характерным примером такой ситуации является привлечение лица к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, вызванном незаконным потреблением наркотиков.
Наложение на указанное лицо административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами не исключает дальнейшее незаконное потребление этим лицом наркотиков.
В связи с этим законопроектом предлагается возлагать на лиц, совершивших административные правонарушения, не связанные с нарушением законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, в состоянии наркотического опьянения, обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотиков.
Реализация законопроекта будет способствовать выявлению потребителей наркотиков, а также больных наркоманией и своевременно оказывать им необходимую медицинскую и (или) социальную помощь, вовлекать в профилактические мероприятия.
Принятие законопроекта будет способствовать решению основных задач, предусмотренных Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690, по сокращению спроса на наркотики.
Предмет правового регулирования законопроекта относится к сфере реализации подпрограммы 3 "Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях" государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 299.
Предлагаемые законопроектом изменения соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.