Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов и объектов, необходимых для работ, связанных с использованием недр
Статья 1.
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 15, 17; N 10, ст. 763;N 30, ст. 3122, 3128; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2880, 2881; N 31, ст. 3453; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279, 5282; N 52,ст. 5498; 2007, N 1, ст. 23, 24; N 10, ст. 1148; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; N 31, ст. 4009; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251, 2253; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 19; N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3582; ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 , ст. 6416; 6419, 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 47, 54; N 13, ст. 1688; N 15, ст. 2029; N 25, ст. 3531; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4284; N 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605, 7011, 2013, N 9, ст. 873; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218, 4225, 4235; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1418; N 17, ст. 2477; N 27, ст. 3997; N 29, ст. 4339; N 29, ст. 4359, 4378; N 41, ст. 5631) следующие изменения:
1) в наименовании главы IV слова "ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ (СЕРВИТУТ)," исключить;
2) статью 23 признать утратившей силу;
3) дополнить главой IV.1 следующего содержания:
"Глава IV.1. Публичные сервитуты
Статья 24.1. Понятие публичного сервитута
1. Под публичным сервитутом понимается установленное решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления ограничение прав на земельный участок, находящийся, в том числе в частной собственности, или в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу которого разрешается ограниченное пользование чужим земельным участком (землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности).
2. Публичный сервитут устанавливается вне зависимости от наличия, у обладателя сервитута прав собственности на соседний земельный участок, здание или сооружение, для использования которых необходимо установление публичного сервитута.
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированном праве на обременяемые публичным сервитутом земельные участки, и отсутствие надлежащего описания их границ не является препятствием к установлению публичного сервитута.
Наличие иного обременения земельного участка или ограничения прав на земельный участок не является препятствием для установления публичного сервитута, за исключением случаев, когда ранее возникшее ограничение прав на земельный участок запрещает виды деятельности, для обеспечения которой необходимо установление публичного сервитута.
3. Публичный сервитут может устанавливаться только для обеспечения видов деятельности, указанных в статье 24.3 настоящего Кодекса. Обладателем сервитута может быть только юридическое лицо, осуществляющее данную деятельность.
4. Особенности установления сервитутов, в том числе публичных, в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для размещения инженерных сооружений и коммуникаций, объектов дорожного сервиса и рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5. К правоотношениям, возникающим в соответствии с настоящей Главой, правила, предусмотренные главой V.3 настоящего Кодекса и правила Гражданского кодекса Российской Федерации о порядке установления, осуществления и прекращения сервитута не применяются.
Статья 24.2. Органы, уполномоченные устанавливать публичный сервитут
1. Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (далее - орган, уполномоченный устанавливать публичный сервитут):
а) органа, уполномоченного на принятие решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии со статьей 56.2 настоящего Кодекса, если публичный сервитут устанавливается для целей размещения объектов, указанных в подпункте 2 статьи 49 настоящего Кодекса или в целях пользования недрами, если это совпадает с целями установления публичного сервитута, предусмотренными статьей 24.3 настоящего Кодекса;
б) органа местного самоуправления поселения (городского округа), муниципального района (в отношении межселенных территорий) - в иных случаях.
2. Законами субъектов Российской Федерации полномочия, указанные в подпункте "б" пункта 1 настоящей статьи могут быть переданы иным органам местного самоуправления или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Если публичный сервитут необходимо установить в связи с переносом линейного объекта или линейного сооружения (далее - линейного объекта) с изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка, то он устанавливается органом, принимающим решение об изъятии данного земельного участка.
4. На территории городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя публичный сервитут устанавливается решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если законом указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что публичные сервитуты устанавливаются решениями органов местного самоуправления.
Статья 24.3. Цели установления публичных сервитутов
Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения следующих видов деятельности:
1) для строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации (далее также - размещение) сооружений (объектов) электросетевого хозяйства, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, линий и сооружений связи, в том числе антенно-мачтовых сооружений, трубопроводов различного назначения, а также их принадлежностей, если указанные сооружения являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг на основании публичного договора, либо являются линейными объектами и иными сооружениями, переносимыми вследствие изъятия земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд ;
2) в целях складирования строительных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), стоянок строительной техники, необходимых для ремонта, капитального ремонта, реконструкции и строительства объектов транспорта федерального, регионального или местного значения;
3) пользования недр и размещения линейных объектов и площадных сооружений, а также их принадлежностей, необходимых для использования недр;
4) проведения изыскательских работ, в том числе работ по геологическому изучению недр, и исследовательских работ, проводимых для обоснования размещения сооружений (объектов), указанных в настоящем пункте;
5) размещения знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов , предупреждающих и иных информационных знаков;
6) устройства защитных сооружений, обеспечивающих защиту объектов федерального, регионального или местного значения;
7) обеспечения подъезда к линейным объектам и иным сооружениям, указанным в настоящей статье, если данный подъезд не обеспечивается ранее установленным долгосрочным публичным сервитутом;
Статья 24.4. Порядок установления публичного сервитута
1. Лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута (далее - заявитель), направляет в орган, уполномоченный устанавливать публичный сервитут, ходатайство об установлении публичного сервитута, в котором указывает:
1) наименование и место нахождения заявителя, а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
2) цель установления публичного сервитута, в соответствии со статьей 24.3 настоящего Кодекса;
3) испрашиваемый (предполагаемый) срок действия публичного сервитута;
4) реквизиты проекта планировки территории, проекта межевания территории, которыми предусмотрено размещение сооружения, в целях размещения которого испрашивается публичный сервитут (при их наличии);
5) реквизиты лицензии на пользование недрами в случае установления публичного сервитута для целей недропользования;
6) обоснование необходимости установления публичного сервитута, в случае отсутствия документации по планировке территории или лицензии на пользование недрами (в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, в аренде, владении или пользовании иных лиц). В указанном обосновании приводятся доводы и расчеты, касающиеся наиболее безопасного и целесообразного способа установления публичного сервитута. Форма такого обоснования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
7) почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с заявителем.
2. К ходатайству об установлении публичного сервитута, прилагается документ, содержащий описание границ испрашиваемого (предполагаемого) публичного сервитута в виде:
1) описания границ испрашиваемого (предполагаемого) публичного сервитута, содержащего перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением подачи ходатайства об установлении краткосрочного публичного сервитута;
2) схемы границ испрашиваемого (предполагаемого) публичного сервитута на кадастровом плане территории, если ходатайство подано об установлении краткосрочного публичного сервитута.
3. Требования к установлению и форме описания границ сервитута, требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Описание границ публичного сервитута должно быть изготовлено и подано в электронном виде.
4. Если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции, сноса или переноса ранее размещенного линейного объекта или иного сооружения, к ходатайству об установлении публичного сервитута должно быть приложено предварительное письменное соглашение об условиях реконструкции, сноса или переноса линейных объектов или иных сооружений, заключенное между заявителем и правообладателем реконструируемого линейного объекта или иного сооружения.
5. В случае обращения представителя юридического лица к заявлению об установлении публичного сервитута прилагается копия доверенности, подтверждающая полномочия представителя, заверенная в установленном законом порядке.
6. Ходатайство об установлении публичного сервитута и приложения к нему могут быть поданы в письменном или в электронном виде в порядке, установленном для подачи заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Форма ходатайства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области земельных отношений.
7. Изготовление описания границ публичного сервитута или схемы границ сервитута на кадастровом плане территории обеспечивает лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, а в случае, когда публичный сервитут устанавливается в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд - лицо, указанное в пункте 1 статьи 56.7 настоящего Кодекса.
8. Ходатайства об установлении публичного сервитута рассматриваются в порядке их поступления.
9. Орган, уполномоченный устанавливать публичный сервитут, рассматривает ходатайство и прилагаемые к нему документы и в течение двадцати рабочих дней со дня поступления указанного ходатайства принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении.
10. С целью обеспечения установления публичного сервитута, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимающий решение об установлении публичного сервитута, вправе получать в отношении территории, на которой устанавливается публичный сервитут, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, посредством информационного взаимодействия с федеральной государственной информационной системой ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе сведения о правообладателях объектов недвижимости, адреса электронной почты и (или) почтовые адреса, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Перечень сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости необходимых для принятия решений об установлении публичного сервитута, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии.
11. Решение об установлении публичного сервитута должно содержать:
1) цели установления публичного сервитута;
2) сведения об обладателе (обладателях) сервитута;
3) срок, на который устанавливается публичный сервитут;
4) указание на нормативные акты, определяющие содержание ограничений прав на землю в границах охранных зон линейных объектов и иных сооружений, для размещения которых устанавливается публичный сервитут;
5) расчет и порядок внесения платы за публичный сервитут (в случае установления публичного сервитута на земельных участках (землях), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе собственность на которые не разграничена).
12. Подача ходатайства об установлении публичного сервитута не требуется в случае установления публичного сервитута для размещения линейных объектов и иных сооружений, переносимых с земельного участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд .
13. К решению об установлении публичного сервитута прилагается документ, указанный в пункте 2 настоящей статьи.
14. Если к решению об установлении публичного сервитута прилагается описание границ сервитута, то указанное решение направляется в орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
Правовые последствия установления долгосрочного публичного сервитута возникают с момента внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости. Краткосрочный сервитут в отношении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленных третьим лицам, считается установленным со дня принятия соответствующего решения.
15. Решение об установлении публичного сервитута подлежит опубликованию в порядке, установленном подпунктами 1 и 2 пункта 10 статьи 56.6 настоящего Кодекса для опубликования решений об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
16. Правообладатель земельного участка, обремененного публичным сервитутом также уведомляется в порядке, установленном в части 5 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").
17. В пятидневный срок после принятия решения об установлении публичного сервитута электронная копия такого решения (решения об отказе в его установлении) направляется органом, уполномоченным устанавливать публичный сервитут, заявителю. В случае установления публичного сервитута к указанным в настоящем пункте документам прилагаются сведения, полученные в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи.
18. Решение об установлении публичного сервитута (об отказе в его установлении) может быть обжаловано в судебном порядке.
19. Решение об отказе в установлении публичного сервитута принимается при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса. В случае наличия нескольких оснований для отказа, они все должны быть указаны в решении об отказе в установлении публичного сервитута.
Статья 24.5. Основания для отказа в установлении публичного сервитута
В установлении публичного сервитута должно быть отказано, если:
1) деятельность, осуществляемая в соответствии с целями установления публичного сервитута, запрещена в отношении обременяемого земельного участка в соответствии с федеральными законами;
2) цели установления публичного сервитута, указанные в ходатайстве, не предусмотрены статьей 24.3 настоящего Кодекса;
3) деятельность, для которой испрашивается публичный сервитут повлечет долговременную невозможность использования всего обременяемого земельного участка (три месяца - для земельных участков, предназначенных для жилищного, в том числе индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, один год - для иных земельных участков). Правила настоящего подпункта не распространяются на случаи установления публичного сервитута в отношении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами иных лиц;
4) осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции, сноса или переноса ранее размещенного линейного объекта или иного сооружения, и не предоставлено соглашение об условиях реконструкции, сноса или переноса линейных объектов или иных сооружений, заключенное с правообладателем такого объекта;
5) местоположение линейного объекта или иного сооружения, для размещения которого испрашивается публичный сервитут, не соответствует местоположению, предусмотренному утвержденной документацией по планировке территории в отношении данного линейного объекта или иного сооружения (при наличии такой документации) либо делает невозможным использование земельных участков в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории;
6) ходатайство об установлении публичного сервитута подано в ненадлежащий орган или представленные документы не соответствуют требованиям, установленным в пунктах 1-3, 5 статьи 24.4 настоящего Кодекса;
7) заявитель не является юридическим лицом или не имеет права осуществлять деятельность, для осуществления которой допускается установление публичного сервитута.
Статья 24.6. Соглашение о порядке осуществления публичного сервитута
1. Размер платы за публичный сервитут, порядок и срок ее внесения, а также порядок ее возврата, в случае досрочного прекращения долгосрочного сервитута, график и сроки работ, осуществляемых на условиях публичного сервитута, определяются соглашением о порядке осуществления публичного сервитута.
При этом стороны соглашения о порядке осуществления публичного сервитута могут определить условия и срок пересмотра данного соглашения.
Форма соглашения о порядке осуществления публичного сервитута утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области земельных отношений.
Соглашение о порядке осуществления публичного сервитута заключается на срок действия публичного сервитута.
Если публичный сервитут устанавливается в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных третьим лицам, соглашение о порядке осуществления публичного сервитута не заключается.
2. Проект соглашения о порядке осуществления публичного сервитута подготавливается обладателем сервитута. Указанное соглашение заключается между обладателем сервитута и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем или арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
3. Проект соглашения о порядке осуществления публичного сервитута направляется правообладателям земельных участков в порядке, установленном пунктом 3 статьи 56.10 настоящего Кодекса для направления соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Указанный проект соглашения, подписанный обладателем сервитута, направляется по почтовому адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре прав недвижимости, по которому осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано. В случае отсутствия в реестре прав на недвижимость сведений о зарегистрированном праве на обременяемый публичным сервитутом земельный участок, соглашение о порядке осуществления публичного сервитута направляется обладателем сервитута по всем известным ему адресам правообладателя земельного участка, обременяемого публичным сервитутом.
4. В случае если в Едином государственном реестре недвижимости содержится только адрес электронной почты, по которому осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, то проект соглашения о порядке осуществления публичного сервитута направляется правообладателю земельного участка только в электронном виде. Электронная копия проекта соглашения о порядке осуществления публичного сервитута должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью обладателя публичного сервитута.
5. Если в течение одного месяца со дня направления соглашения о порядке осуществления публичного сервитута указанное соглашение не подписано правообладателем земельного участка, в том числе вследствие его отсутствия по адресам места жительства или нахождения юридического лица, либо вследствие его отказа от переговоров по данному вопросу с обладателем сервитута, либо вследствие недостижения согласия между сторонами, то плата за публичный сервитут вносится в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка, а график работ считается согласованным. При этом плата за публичный сервитут определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 24.8 настоящего Кодекса.
6. График работ, осуществляемых на условиях публичного сервитута, может быть изменен судом по иску правообладателя земельного участка, если это не приводит к нарушению требований безопасности и не увеличивает размер убытков правообладателя земельного участка. Размер платы за публичный сервитут может быть оспорен в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 24.8 настоящего Кодекса.
7. Обладатель сервитута имеет право приступить к его осуществлению со дня подписания соглашения о порядке осуществления публичного сервитута, либо со дня внесения в депозит нотариуса платы за публичный сервитут в соответствии с правилами пункта 5 настоящей статьи, но не ранее дня, следующего за днем внесения сведений о долгосрочном сервитуте в Единый государственный реестр недвижимости.
Если публичный сервитут был установлен в отношении земельных участков (земель), находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности и не предоставленных третьим лицам, то обладатель сервитута вправе приступить к его к осуществлению после внесения платы за публичный сервитут, рассчитанной в соответствии с решением об установлении публичного сервитута.
Статья 24.7. Содержание публичного сервитута
1. Обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя земельного участка прав владения, пользования и распоряжения таким земельным участком или его частью.
Публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для сохранения разрешенного использования земельного участка.
2. Публичный сервитут осуществляется вне зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельных участков (земель), за исключением случаев, когда деятельность, осуществляемая на условиях публичных сервитутов, запрещена в соответствии с федеральными законами.
3. Публичный сервитут устанавливается по выбору заявителя в границах, определенных в соответствии с нормами установления охранных зон для линейных объектов или иных сооружений, размещаемых на условиях публичного сервитута, либо в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории или проектной документацией или в соответствии с нормами отвода земель для строительства соответствующих линейных объектов или иных сооружений.
4. Установление охранных зон линейных объектов или иных сооружений, размещенных на условиях публичного сервитута, не требуется. При этом в границах публичных сервитутов для правообладателя земельного участка и иных лиц действуют ограничения прав, предусмотренные режимом охранной зоны, устанавливаемой для соответствующего объекта.
Обладатель сервитута вправе требовать в суде от правообладателя земельного участка или иного лица соблюдения установленных публичным сервитутом ограничений прав на землю и режима охранной зоны.
5. Публичный сервитут устанавливается на срок до 50 лет для целей, размещения сооружений, указанных в статье 24.3 настоящего Кодекса (долгосрочный публичный сервитут), а в случаях, установленных пунктами 2 и 4 указанной статьи - на срок до трех лет (краткосрочный публичный сервитут). Заявитель вправе ходатайствовать об установлении публичного сервитута на меньший срок.
Срок публичного сервитута, устанавливаемого для целей пользования недрами, не может превышать более чем на два года срок действия соответствующей лицензии на пользование недрами.
6. Установление публичного сервитута дает право обладателю сервитута или действующему по соглашению с ним лицу, обеспечивающему размещение и содержание линейного объекта или иного сооружения, объекта, необходимого для работ, связанных с использованием недр для которого установлен публичный сервитут, осуществлять в соответствии с требованиями законодательства:
1) проход, проезд, провоз через земельный участок строительных материалов, необходимый для размещения линейных объектов или иных сооружений, указанных в статье 24.3 настоящего Кодекса, а также их складирование на нем;
2) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт линейных объектов или иных сооружений, указанных в статье 24.3 настоящего Кодекса, а также временных или вспомогательных линейных объектов или иных сооружений, необходимых для такого строительства;
3) эксплуатацию, в том числе текущий ремонт, техническое обслуживание, осмотры и проверки и охрану линейных объектов или иных сооружений, указанных в статье 24.3 настоящего Кодекса;
4) консервацию и снос принадлежащих обладателю сервитута линейных объектов или иных сооружений, в том числе в связи со строительством на их месте новых сооружений;
5) земляные, изыскательские работы и рекультивацию земель;
6) рубку лесных насаждений, если это необходимо для осуществления деятельности, в связи с которой устанавливается публичный сервитут.
7. Обладатель сервитута приобретает права на вещи, в том числе недвижимые, размещенные им на чужом земельном участке в связи с осуществлением публичного сервитута, если иное не установлено заключенным с правообладателем обремененного земельного участка соответствующим соглашением.
8. Обладатель сервитута в связи с произведенным ремонтом или реконструкцией линейных объектов или иных сооружений (вследствие которой изменяется исключительно местоположение линейных объектов) вправе самостоятельно уточнить его границу при условии, что общая площадь обременения не увеличивается, а расстояние от оси линейного объекта или иного сооружения до границы публичного сервитута изменяется не более чем на 10% от первоначального, и не нарушит требования безопасности эксплуатации зданий, сооружений. Для этого обладатель долгосрочного сервитута обращается с соответствующим заявлением в орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением описания уточненных границ публичного сервитута.
9. Обладатель сервитута обязан привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования, после завершения строительства, ремонта, капитального ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации или сноса линейных объектов или иных сооружений, для размещения которых был установлен публичный сервитут, либо после проведения изыскательских или исследовательских работ. Обладателя публичного сервитута обязан сдать земельный участок в установленном законодательством порядке по акту приемки - передачи рекультивированных земель (в случае необходимости проведения рекультивации) до истечения срока, на который установлен публичный сервитут либо в течение определенного срока со дня принятия уполномоченным органом решения о прекращении публичного сервитута.
10. Правообладатель земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, не вправе осуществлять действия, которые исключают или затрудняют осуществление публичного сервитута.
11. Публичный сервитут следует судьбе линейного объекта или иного сооружения, для размещения которых установлен, в случае, если права на такие объекты или иные сооружения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Если для размещаемых линейных объектов и сооружений не требуется регистрация в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", то такие объекты и сооружения следуют судьбе публичного сервитута.
Переход права собственности на обремененный земельный участок, преобразование обремененного земельного участка, либо предоставление земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не влечет прекращения или пересмотра условий публичного сервитута и его границ.
Статья 24.8. Плата за публичный сервитут
1. В отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не предоставленного третьим лицам, плата за публичный сервитут устанавливается в размере:
1) 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка, подлежащих уплате за каждый год использования земельного участка на условиях краткосрочного публичного сервитута;
2) в размере ежегодной платы за краткосрочный сервитут, умноженный на количество лет, на который устанавливается долгосрочный сервитут, но в размере, не меньшем, чем 0,1 процент кадастровой стоимости земельного участка обремененного сервитутом,.
2. Правообладатель земельного участка, не заключивший соглашение о порядке осуществления публичного сервитута, может оспорить размер платы за установление публичного сервитута в судебном порядке в течение трех лет со дня ее внесения в депозит нотариуса. Суммы, внесенные в депозит нотариуса, зачитываются в счет такого возмещения.
3. Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков (земель) находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных третьим лицам, вносится разовым платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.
4. В случаях, если необходимо использование части земельного участка, плата за публичный сервитут устанавливается пропорционально площади указанной части земельного участка. Если кадастровая стоимость в отношении земельного участка (земель) не определена, она принимается равной среднему показателю кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.
5. Плата за публичный сервитут является платой за занятие земельного участка и размещение линейных объектов или иных сооружений на условиях публичного сервитута. Однако плата за публичный сервитут не покрывает прочих убытков, вызванных деятельностью, осуществляемой в связи с установлением публичного сервитута, предусмотренных статье 57 настоящего Кодекса, а также вызванных случайным повреждением имущества, повреждением имущества вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии. Плата за публичный сервитут также не покрывает убытки, причиненные обладателем сервитута правообладателю земельного участка, в результате деятельности, не связанной с осуществлением публичного сервитута.
Размер присуждаемой судом платы за публичный сервитут не может быть больше разницы в рыночной стоимости соответствующего земельного участка до и после его обременения публичным сервитутом.
В случае досрочного прекращения публичного сервитута, внесенная за него плата не подлежит возврату, за исключением случаев, предусмотренных соглашением об осуществлении долгосрочного сервитута
6. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования, собственник земельного участка вправе требовать выкупа данного земельного участка или соответствующей его части, а иной правообладатель земельного участка - соразмерного возмещения убытков. Указанные требования предъявляются к обладателю сервитута, установление которого привело к невозможности использовать земельный участок, а при наличии нескольких публичных сервитутов - к обладателю того публичного сервитута, установление которого привело к использованию земельного участка наиболее обременительным образом.
Статья 24.9 Прекращение публичного сервитута
1. Публичный сервитут подлежит прекращению на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении публичного сервитута, в случае, если:
1) деятельность, для осуществления которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении трех и более лет;
2) обремененный земельный участок был изъят для государственных или муниципальных нужд и установленный публичный сервитут противоречит целям изъятия;
3) в связи с подачей обладателем публичного сервитута ходатайства о прекращении публичного сервитута;
4) в связи с не поступлением в установленный срок платы за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности и не представленных третьим лицам.
2. Публичный сервитут может быть прекращен по ходатайству обладателя публичного сервитута решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления.
3. В случае истечения срока, на который установлен публичный сервитут, он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца указанного срока. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.
4. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также:
1) в связи с невозможностью использования земельного участка, обремененного публичным сервитутом, в связи с изменением разрешенного использования земельного участка;
2) в связи с изменением документации по планировке территории, на основании которой был установлен публичный сервитут, предусматривающего иное местоположение линейного объекта или иного сооружения, для размещения которого был установлен публичный сервитут, при условии, что текущее местоположение указанного линейного объекта или иного сооружения делает невозможным использование земельного участка.
5. Обладатель сервитута вправе отказаться от его осуществления в любое время, при этом такой отказ не прекращает его обязанностей осуществить рекультивацию земель (при необходимости такой рекультивации), а так же снести линейные объекты или иные сооружения, размещенные на условиях прекращаемого публичного сервитута.".
4) в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 слова "строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение)" заменить словом "размещения";
5) статью 39.23 дополнить пунктами 4-7 следующего содержания:
"4) прохода, проезда, прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
5) проведения оросительных или осушительных работ на земельном участке;
6) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);" .
6) в пункте 4 статьи 39.25 исключить слово "действия";
7) в статье 39.36:
а) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"На условиях, предусмотренных настоящим пунктом, могут размещаться линейные объекты или иные сооружения, объекты, необходимые для работ, связанных с использованием недр, регистрация прав собственности на которые не требуется, либо объекты или сооружения, размещаемые на землях общего пользования или на иных земельных участках, в качестве объектов или сооружений, созданных (реконструируемых, модернизируемых) в целях осуществления подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства, вне зависимости от необходимости такой регистрации. Права собственности на построенные объекты или сооружения, размещенные на условиях, предусмотренных настоящим пунктом и не требующие государственной регистрации права, возникают у лица, обеспечившего их строительство со дня завершения такого строительства.";
б) в пункте 4 слова "принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием)" заменить словами "прекращение права собственности на них у прежнего владельца. Однако правообладатель земельного участка вправе требовать по суду снести или перенести указанные объекты или сооружения, если они приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием и не используются более для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, расположенных на данном земельном участке.";
8) в статье 42:
а) дополнить абзацем девятым следующего содержания:
"обеспечивать в соответствии с федеральным законом свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;"
б) абзац девятый считать абзацем десятым.
9) статью 48 изложить в следующей редакции:
"Статья 48. Основания прекращения сервитута.
Сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а сервитут, установленный в отношении государственных или муниципальных земельных участков в соответствии с главой V.3 настоящего Кодекса, также и по основаниям, предусмотренным статьей 24.9 настоящего Кодекса.
Основания для прекращения публичных сервитутов определяются статьей 24.9 настоящего Кодекса.";
10) в статье 56.4:
а) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
"6.1. В случае необходимости временного занятия земельного участка на условиях публичного сервитута, а также переноса линейных объектов или иных сооружений из границ земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, к ходатайству прилагается описание границ устанавливаемых публичных сервитутов, а также обосновывается их местоположение по правилам статьи 24.4 настоящего Кодекса.";
б) пункт 11 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:
"5) размещение объекта, указанного в статье 49 настоящего Кодекса, возможно на условиях публичного сервитута;";
11) статью 56.6 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1. Если линейный объект или иное сооружение, находящееся на земельном участке, изымаемом для государственных или муниципальных нужд, не может быть сохранено на данном земельном участке на условиях сервитута, но отвечает признакам, предусмотренным пунктом 1 статьи 24.3 настоящего Кодекса, то в решении об изъятии должны содержаться положения об установлении публичного сервитута с целью размещения данных объектов или иных сооружений на иных земельных участках.
Владелец данного объекта или иного сооружения вправе подать ходатайство об установлении долгосрочного публичного сервитута или уточнить границу публичного сервитута в соответствии с Главой IV.1 настоящего Кодекса.";
12) пункт 3 статьи 56.8 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4) в случае переноса линейного объекта или иного сооружения, указанного в пункте 1 статьи 24.3 настоящего Кодекса, оплачивается стоимость работ по переносу линейного объекта или иного сооружения и плата за долгосрочный публичный сервитут, устанавливаемых в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.";
13) статью 56.9 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Соглашение об изъятии недвижимости, заключенное между заявителем и правообладателем линейного объекта или иного сооружения, по поводу переноса объекта или иного сооружения, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.4 настоящего Кодекса, должно содержать схематическое описание границ публичного сервитута, технические условия осуществления, сроки такого переноса, размер возмещения за перенос, которое выплачивается правообладателю объекта или иного сооружения, либо обязательство стороны, заключившей соглашение об изъятии недвижимости, осуществить данный перенос своими силами и средствами.";
14) в Главе VIII слова "ВРЕМЕННОМ ЗАНЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ," исключить;
15) в статье 57:
а) в названии статьи слова "временном занятии земельных участков," исключить;
б) подпункт 3 пункта 1 признать утратившим силу;
в) в подпункте 2 пункта 2 после слов "предусмотренных подпунктами 2," исключить цифру "3";
г) в пункте 4 слова "принятию решения о временном занятии земельных участков или" исключить;
д) в пункте 5 слова "временным занятием земельных участков," исключить;
16) в пункте 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации слова "на период осуществления строительства" заменить словами "для размещения, капитального ремонта";
17) пункт 3 статьи 89 дополнить предложением следующего содержания: "Данные правила не распространяются на определение границ сервитутов или публичных сервитутов, устанавливаемых для размещения электрических сетей.".
18) дополнить пункт 8 статьи 90 после слов "в связи с установлением охранных зон таких объектов" следующими словами: "либо в связи с установлением публичных сервитутов для размещения объектов трубопроводного транспорта".
Статья 2.
Внести в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2003, N 28, ст. 2875; N 50, ст. 4846; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 1, ст. 17; N 25, ст. 2425; 2006, N 1, ст. 3, 17; N 17, ст. 1782; N 27, ст. 2881; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 31, ст. 4009; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 48, ст. 5812; N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2281, 2283, N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6418, 6427; 2010, N 30, ст. 3999; 2011, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1688; N 29, ст. 4300; N 30 , ст. 4562; 2012, N 27, ст. 3587, N 53 ,ст. 7614, 7615; 2013, N 14, ст. 1651, N 23, ст. 2866, 2881, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4072; 2014 N 26, ст. 3377; 2015 N 1, ст. 9, 38, 72, N 10, ст. 1418, N 24, ст. 3369) изменение, дополнив статьей 3.5 следующего содержания:
"Статья 3.5
1. Юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты и сооружения, в том числе линейные, которые в соответствии с законодательством могут размещаться на условиях публичного сервитута, имеют право переоформить по своему желанию право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки на публичный сервитут по правилам, установленным федеральными законами и настоящей статьей, при условии, что объекты и сооружения, указанные в настоящем пункте, были введены в эксплуатацию или права на них были зарегистрированы до 1 января 2017 года.
При этом переоформление прав по правилам, предусмотренным настоящей статьей, может быть осуществлено до 1 января 2022 года.
2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости, и переоформленное на публичный сервитут юридическим лицом, имеющим в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты и сооружения, в том числе линейные, которые в соответствии с законодательством могут размещаться на условиях публичного сервитута, прекращается с момента вступления в силу решения об установлении публичного сервитута.
Права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и используемые для размещения линейных объектов или иных сооружений на условиях аренды, могут быть переоформлены на условиях публичного сервитута после прекращения договора аренды.
В случае, если право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или право аренды земельного участка было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то решение об установлении публичного сервитута, обеспечивающего размещение соответствующего объекта и сооружения, в том числе линейного, является решением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком земельного участка. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении публичного сервитута, в пятидневный срок со дня принятия указанного решения обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
3. Если для размещения объектов или сооружений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, были образованы земельные участки, то при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или права аренды на такие участки, на публичный сервитут, данные земельные участки перераспределяются со смежными земельными участками (землями), находящимися в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные третьим лицам.
В случае, если смежные участки находятся в частной собственности, либо находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены в аренду третьим лицам, то перераспределение с такими земельными участками, ранее образованных земельных участков для размещения линейных объектов, может быть осуществлено на условиях безвозмездности.
4. Плата за публичный сервитут, устанавливаемый в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не устанавливается, в том числе не земельные участки, находящиеся в частной собственности.
5. Граница установленной ранее охранной зоны линейного объекта или иного сооружения, признается границей соответствующего публичного сервитута, установленного в порядке настоящей статьи. Уполномоченный исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение об установлении публичного сервитута в границах охранных зон соответствующего линейного объекта и сооружения, объекта необходимого для работ, связанных с использованием недр, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута, поданного заинтересованным владельцем линейного объекта, в порядке, установленном статьей 24.4 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом к указанном ходатайству описание границ сервитута не прилагается, если описание границ соответствующей охранной зоны имеется в Едином государственном реестре недвижимости.
6. Если в границах охранных зон, установленных до 1 января 2017 года находятся законным образом возведенные здания и сооружения, то публичный сервитут осуществляется с учетом нахождениях в границах охранной зоны указанных построек.
7. Соглашение о порядке осуществления публичного сервитута, установленного в порядке настоящей статьи, не требуется, но может быть заключено по взаимному согласию сторон. В случае отсутствия соглашения о порядке осуществления публичного сервитута обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, определенных правовым режимом охранной зоны соответствующего линейного объекта.".
Статья 3.
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 21, ст. 2455; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688;N 30, ст. 4605; N 49, ст. 7015, 7042; N 50, ст. 7343; 2012, N 30, ст. 4171, 4322; N47, ст. 6390; N 53, ст. 7619; 2013, N 9, ст. 873, 874; N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, 3480; N30, ст. 4040, 4080, N43, ст. 5452; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 26, ст. 3377, 3386, 3387; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 52, 72, 86; N 17, ст. 2477; N 27, ст. 3967; N 29, ст. 4342,4350, 4378, 4389; N 48, ст. 6705; 2016, N 1, ст. 22, ст. 79) следующие изменения:
1) пункт 11 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"11) красные линии - условное обозначение границы земельных участков общего пользования, границ элементов планировочной структуры, существующие (проектируемы) границы охранной зоны (публичного сервитута), установленного в целях размещения линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопровода, автомобильной дороги, железной дороги и других подобных сооружений (далее - линейные объекты)";
2) статью 41 дополнить частями 1.1. и 1.2. следующего содержания:
"1.1. Подготовка документации по планировке территории не осуществляется:
а) при размещении линейных объектов, на строительство которых не требуется разрешение,
б) при размещении линейных объектов, которые непосредственно обеспечивают подключение (техническое присоединение) объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, принадлежащих правообладателям земельных участков, заинтересованным в осуществлении указанного подключения..
в) в случае размещения линейных объектов, обеспечивающих работу объектов, необходимых для работ, связанных с использованием недр (трубопроводы, подъездные дороги необщего пользования, линии электропередачи и связи и другие линейные сооружения, необходимые для обеспечения недропользования) в границах участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, расположенного за границами населенного пункта, подготовка документации по планировке территории не требуется.
1.2. Местоположение объектов, указанных в пунктах "а" и "б" части 1.1 настоящей статьи определяется проектом строительства, а в случае его отсутствия - правообладателем земельного участка по согласованию с организацией, осуществляющей размещение линейного объекта.
Местоположение объектов, указанных в пункте "в" части 1.1 настоящей статьи определяется техническим проектом освоения месторождения,";
3) статью 42 дополнить частью 10 следующего содержания:
"10. Содержание и особенности подготовки проекта планировки в целях размещения линейных объектов определяется Правительством Российской Федерации.";
4) в пункте 8 части 5 статьи 43 слова "зон действия" исключить;
5) в пункте 2 части 3 статьи 44 слова "зон действия" исключить;
6) пункт 3 части 5.1. статьи 46 изложить в следующей редакции:
"3) линейных объектов и объектов недропользования, сооружений, размещаемых на условиях публичных сервитутов, а также прочих линейных объектов и объектов недропользования, сооружений, размещаемых вне границ населенных пунктов";
7) в статье 51:
а) в части 7:
- пункт 1 после слов "на земельный участок" дополнить словами "или реквизиты решения об установлении публичного сервитута";
- пункт 2 после слов "проекта межевания территории" дополнить словами "за исключением размещения линейного объекта или объекта недропользования, сооружения на условиях публичного сервитута";
- в пункте 3:
-в подпункте "б" слова "зон действия" исключить;
- подпункт "г" после слов "схемы, отображающие архитектурные решения" дополнить словами ", за исключением случаев выдачи разрешения на строительство линейных объектов и объектов недропользования";
- подпункт "д" после слов "к сетям инженерно-технического обеспечения" дополнить словами ", за исключением случаев выдачи разрешения на строительство линейных объектов и объектов недропользования";
б) в пункте 2 части 11 слова "требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям" заменить словами "или объекта недропользования требованиям проекта планировки территории".
в) часть 17 изложить в следующей редакции:
"17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства соответственного садового или дачного дома;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временных и вспомогательных строений и сооружений, в том числе киосков, навесов);
3) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4) капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением автомобильных дорог федерального значения);
5) строительства, реконструкции буровых скважин и линейных объектов, обеспечивающих осуществление недропользование, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
6) строительства линейно-кабельных сооружений связи длинной не более 3 км, расположенных в границах населенных пунктов, и служащих для присоединения зданий и сооружений к действующим сетям электросвязи, в том числе закрытые подземные переходы (в том числе проколы, микротоннели);
7) строительства линий связи, предназначенных для подключения к базовым станциям, в том числе линейно-кабельных сооружений связи (сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи);
8) строительства кабельной канализации;
9) строительства наземных и подземных сооружений специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;
10) строительства кабельных переходов через водные преграды;
11) строительства линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования;
12) строительства тепловых сетей, включая центральные тепловые пункты, насосные станции, работающие под избыточным давлением пара менее 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды менее 115 градусов по Цельсию;
13) строительства сетей водоснабжения с диаметром до 200 мм включительно при осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения, не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона);
14) строительства сетей водоотведения с диаметром до 200 мм включительно при осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к централизованным системам водоотведения, не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона);
15) строительства газопроводов, непосредственно используемых для подключения (технического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений".";
г) часть 21.8 изложить в следующей редакции:
"21.8. В случае, если разрешение на строительство объекта, размещенного на условиях публичного сервитута, было выдано обладателю сервитута, то образование земельных участков в границах сервитута не влияет на выданное разрешение на строительство.".
8) в статье 55:
а) в части 3:
- пункт 1 после слов "на земельный участок" дополнить словами "или реквизиты решения об установлении публичного сервитута";
- пункт 2 после слов "проекта межевания территории" дополнить словами "за исключением размещения линейного объекта или объекта недропользования, сооружения на условиях публичного сервитута";
б) пункт 13 части 3 дополнить предложением следующего содержания:
"Положения настоящего пункта не распространяются на случаи подачи заявления, когда подано заявление о вводе в эксплуатацию объекта, размещенного на условиях публичного сервитута.".
Статья 4.
Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2009, N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст. 6980; 2014, N 11, ст. 1092; N 26, ст. 3377; 2015, N 27, ст. 3997, N 29, ст. 4359) следующие изменения:
1) статью 9 после слова "сервитут" дополнить словами ", в том числе публичный сервитут.";
2) статью 25 дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Деятельность, осуществляемая на условиях сервитута, в том числе публичного сервитута, допускается при любом виде использования лесов, за исключением случаев, когда настоящий Кодекс запрещает ее осуществление.";
3) в статье 26:
а) часть 1 изложить в новой редакции:
"1. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, либо в соответствии с условиями сервитута.";
б) часть 2 изложить в новой редакции:
"2. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду или на праве сервитута.";
4) часть 2 статьи 43 изложить в новой редакции:
"2. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании сервитута или в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.";
5) статью 49 дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1 Обладатель сервитута подает отчет об использовании лесов только в случае состоявшейся в границах действия сервитута рубки лесных насаждений. В этом случае отчет об использовании лесов подается в год проведения такой рубки.";
6) часть 3 статьи 53.1 изложить в следующей редакции:
"3. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, либо на условиях сервитута.";
7) часть 2 статьи 55 изложить в следующей редакции:
"2. Указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов, либо на условиях сервитута.";
8) в статье 77:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19, 30 настоящего Кодекса, а также частью 7 настоящей статьи";
б) дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. Договор купли-продажи лесных насаждений может заключаться с юридическими лицами, не являющимися государственными, муниципальными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями, и гражданами в случае использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, а также на условиях сервитута в отношении древесины, полученной при проведении выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений, осуществляемых, в том числе в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых.".
Статья 5.
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить частью 6.1 следующего содержания:
"6.1. Не подлежат государственному кадастровому учету и государственной регистрации по правилам настоящего Федерального закона права на временные и вспомогательные здания и сооружения, а также сооружения, получение разрешения на строительство которых не требуется и которые соответствуют признакам, установленным Правительством Российской Федерации.
Кроме того, не подлежат государственному кадастровому учету и государственной регистрации права на объекты незавершенного строительства, которые в случае их завершения строительством будут соответствовать признакам, установленным настоящей частью. .";
2) в части 4 статьи 5 после слов "территориальных зон" дополнить словами "публичных сервитутов";
3) в пункте 3 части 2 статьи 7 после слов "территориальных зон" дополнить словами "публичных сервитутов";
4) в пункте 5 части 5 статьи 8 после слов " для такой зоны или территории " дополнить словами ",в случае полного или частичного расположения земельного участка (в соответствии с данными о местоположении границ земельного участка) в границах публичного сервитута, в Едином государственном реестре недвижимости должны отражаться сведения, указанные в пункте 6 части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона";
5) статью 10 дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. В реестр границ вносятся следующие сведения о действующих публичных сервитутах:
1) условное обозначение публичного сервитута, состоящего из реквизитов решений органов местного самоуправления или государственной власти, об установлении публичного сервитута;
2) описание границ публичных сервитутов;
3) цель установления публичного сервитута;
4) обладатель сервитута и адрес электронной почты для связи с ним;
5) наименования исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении публичных сервитутов и источники официального опубликования этих решений;
6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах публичного сервитута и ссылка на нормативный правовой акт, в соответствии с которым определяется содержание ограничений прав в границах публичного сервитута";
6) в статье 32:
а) часть 1
дополнить пунктом 19 следующего содержания:
"19) об установлении или прекращении публичных сервитутов.";
б) дополнить частью 15.1 следующего содержания: "15.1. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решения об установлении публичного сервитута направляют в орган регистрации прав решение об установление или прекращении публичного сервитута и описание его границ в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения (в случае принятия решения об установлении публичного сервитута), указанное решение также направляется обладателю сервитута.";
в) в части 16 после цифры "15" включить цифру "15.1";
г) в части 21 после цифры "15" включить цифру "15.1";
7) в части 1 статьи 33:
после цифры "13" включить цифру "15.1";
8) в статье 34:
а) в части 2:
- в пункте 1 после цифры "15" включить цифру "15.1";
- пункт 2 после слов "границ соответствующих территорий или зон" дополнить словами ", предусмотренное частью 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона описание границ публичного сервитута";
б) в части 4 после цифры "10" включить цифру "15.1";
в) дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте направляет обладателю сервитута по адресу его электронной почты сообщение с указанием фамилии, имени, отчества (наименования) правообладателя земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут (в соответствии с данными о местоположении границ земельного участка), почтовый адрес и (или) адреса электронной почты, по которым осуществляется связь с таким правообладателем.";
9) статью 52 дополнить частями 3-7 следующего содержания:
"3. Публичные сервитуты подлежат регистрации в реестре границ, запись о публичном сервитуте в реестр прав на недвижимость не вносится.
4. По истечении срока, на который сервитут, в том числе публичный был установлен, сведения о нем орган регистрации прав исключает из реестра прав на недвижимость и реестра границ соответственно.
5. В случае поступления решений о прекращении публичного сервитута сведения о публичном сервитуте подлежат исключению из реестра границ.
6. В случае перехода прав на объект недвижимости, размещенный на условиях публичного сервитута, орган регистрации прав вносит изменения в сведения реестра границ об обладателе публичного сервитута.
7. На основании заявления обладателя долгосрочного сервитута об уточнении границ публичного сервитута с приложением описания границ публичного сервитута, орган регистрации прав, вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости при условии, что общая площадь обременения не увеличивается, а расстояние от оси линейного сооружения до границы сервитута изменяется не более чем на 10% от первоначального .".
Статья 6.
Признать утратившими силу:
1) пункт 3 статьи 33 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279);
2) пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 10 мая 2007 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 21, ст. 2455);
3) пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3418,);
4) статью 2 Федерального закона от 11 июля 2011 года N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Собрание законодательства РФ, 2011, N 29, ст. 4284);
5) пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3440);
6) пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6976);
7) пункт 15 статьи 1 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2014, N 26, ст. 3377);
8) пункты 3-6 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 26).
Статья 7.
1. Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением подпункта "в" пункта 7 и пункта 8 статьи 3, которые вступают в силу 1 января 2018 года.
2. Правовые акты субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствии с настоящим Федеральным законом до 1 января 2018 года.
3. Строительство объектов, размещение которых до 1 января 2018 года не требовало разрешения на строительство, допускается завершить без получения указанного разрешения, но не позже 1 января 2023 года.".
4. Публичные сервитуты, установленные в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации до вступления в силу настоящего федерального закона:
1) сохраняются, если они были установлены для целей, предусмотренных статьей 24.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Федерального закона, но не более чем до 1 января 2030 года;
2) подлежат прекращению органом регистрации прав до 1 января 2022 года, если они не соответствуют целям, указанным в статье 24.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Федерального закона.
5. Линейные объекты или иные сооружения, указанные в статье 24.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), считаются размещенными на условиях публичного сервитута до 1 января 2022 года без его оформления (при условии, что у правообладателя линейного объекта или иного сооружения отсутствуют права на земельный участок, занятый данным объектом или сооружением), если право собственности на них возникло до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.