Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"
(подготовлен Минтрансом России 20.04.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Законопроект) призван восполнить существующий пробел в части определения требований к информационному обеспечению в области транспортной безопасности и, в частности, внесения дополнений в положения, касающиеся единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (статья 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").
В настоящее время в состав единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ), созданной Министерством транспорта Российской Федерации во исполнение части 1 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в рамках направления 5 общепрограммных мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1285-р, входят следующие функциональные информационные системы, обеспечивающие деятельность уполномоченных федеральных органов в области транспортной безопасности:
а) контур информационного обеспечения транспортной безопасности единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности;
б) контур персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах) единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности;
в) система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры;
г) единая межведомственная система сопряжения информационных систем, решающих задачи в области обеспечения безопасности на транспорте, в том числе со специализированной территориально-распределенной системой "Розыск-Магистраль" МВД России;
д) координационный центр Минтранса России.
Предлагаемыми положениями Законопроекта раскрывается полный состав (структура) ЕГИС ОТБ, восполняя пробел действующей редакции статьи 11 пункта 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", где упоминается лишь контур персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, информационным ядром которого являются автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах, единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности. Остальные функциональные информационные системы, входящие в состав ЕГИС ОТБ и реализующие необходимые процессы информационного обеспечения деятельности уполномоченных органов в сфере транспортной безопасности и безопасности населения на транспорте, определенные Федеральным законом "О транспортной безопасности", исключены из сферы правового регулирования.
Необходимость раскрытия в статье 11 пункта 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" полной структуры ЕГИС ОТБ связана с разработкой и формированием подзаконных актов и регулированием в них отношений, связанных с определением требований к участникам создания и функционирования всех входящих в ее состав информационных систем, а также к их уполномоченным пользователям.
Помимо этого вопроса, Законопроект уточняет организационные полномочия Министерства транспорта Российской Федерации в части не только создания ЕГИС ОТБ, что определено пунктом 1 действующей редакции статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", но и организации ее эксплуатации, модернизации и дальнейшего развития (предлагаемый пункт 1.3. Законопроекта). Ограниченность функций и организационных полномочий Министерства транспорта Российской Федерации в части нормативно-правового регулирования функционирования ЕГИС ОТБ оказывает существенный негативный эффект на регулирование отношений в части организации эксплуатации всех входящих в ее состав функциональных информационных систем, ведения и использования их информационных ресурсов, ответственности за обеспечение информационной безопасности информационных ресурсов ограниченного доступа, необходимости развития функционала и модернизации ЕГИС ОТБ, применительно к меняющимся условиям ее функционирования.
Данное предложение отвечает положениям статьи 14, пункта 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": _"если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком".
Положениями Законопроекта, вносимыми в подпункт 8.1 действующей редакции статьи 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" регулируется вопрос установления Минтрансом России по согласованию с ФСБ России и МВД России единых правил передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств полномочным потребителям информации - подразделениям органа федеральной службы безопасности, органа внутренних дел, а также территориального органа федеральной службы по надзору в сфере транспорта. До настоящего времени положениями приказов Минтранса России от 08.02.2011 г. N40 - N43, от 29.04.2011 г. N130, от 05.08. 2011 г. N209 разработка порядка предоставления данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности полномочным потребителям информации и его реализация предоставляются самим субъектам транспортной инфраструктуры и/или перевозчикам и являются индивидуальными в каждом случае. Данный подход при выполнении ими указанного требования по обеспечению транспортной безопасности приводит к возникновению таких проблем, как:
- необходимость формирования запросов и получения данных каждым субъектом транспортной инфраструктуры и/или перевозчиком о составе технических средств, находящихся в подразделениях органа федеральной службы безопасности, органа внутренних дел, а также территориального органа федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также по протоколам и интерфейсам сопряжения с ними при разработке планов обеспечения транспортной безопасности;
- отсутствие единых стандартов и требований влечет за собой необходимость каждым субъектом транспортной инфраструктуры и/или перевозчиком исследовать различные варианты по предоставлению вышеуказанных данных полномочным потребителям информации, самостоятельно решать сложные вопросы сопряжения технических средств обеспечения транспортной безопасности со средствами полномочных потребителей информации, в том числе, создавать нетиповые средства сопряжения;
- требует выполнения работ по сопряжению технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства с техническими средствами подразделений органов ФСБ России, МВД России и Ространснадзора на каждом объекте (транспортном средстве) в виде уникального единичного проекта, что влечет существенный рост стоимости таких работ, и привлечения квалифицированных специалистов, которых, как показывает практика, в удаленных регионах Российской Федерации нет в достаточном количестве;
- исключает возможность унификации, создания типовых решений для рынка транспортной безопасности, что вынуждает субъектов транспортной инфраструктуры и/или перевозчиков выполнять полный большой объем работы и тратить большие деньги в целях реализации данного требования по обеспечению транспортной безопасности.
Законопроектом регулируются отношения в части осуществления данного требования для субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, путем установления Минтрансом России единого порядка и единого унифицированного механизма предоставления данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности полномочным потребителям информации, используя ресурсы информационной системы в составе ЕГИС ОТБ, обеспечивающей сбор, обработку данных, поступающих от технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Использование информационной системы в составе ЕГИС ОТБ, обеспечивающей сбор, обработку данных, поступающих от технических средств обеспечения транспортной безопасности делает возможным установить единые понятные субъекту правила, а также позволит:
- создать линейку типовых решений для рынка обеспечения транспортной безопасности;
- разработать типовые документы (технические условия) по сопряжению технических средств обеспечения транспортной безопасности не с большим парком разнородных средств полномочных потребителей информации, а только с информационной системой в составе ЕГИС ОТБ, обеспечивающей сбор, обработку данных, поступающих от технических средств обеспечения транспортной безопасности;
- сократить финансовые затраты субъектов транспортной инфраструктуры (серийное решение дешевле индивидуального и единичного; приобретение готового исключает затраты на создание).
В связи с изложенным, предмет правового регулирования Законопроекта составляют следующие вопросы:
- восполнение пробела по полному составу (структуре) единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности;
- расширение организационных полномочий Министерства транспорта Российской Федерации в части не только создания ЕГИС ОТБ, но и организации ее эксплуатации, модернизации и дальнейшего развития;
- установление соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации за Министерством транспорта Российской Федерации прерогативы разработки единого порядка передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, путем использования ресурсов информационной системы в составе ЕГИС ОТБ, обеспечивающей сбор, обработку данных, поступающих от технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Все указанные в Законопроекте информационные системы ЕГИС ОТБ в настоящее время созданы и введены в эксплуатацию.
Принятие Законопроекта не потребует увеличения числа сотрудников и выделения дополнительных средств из федерального бюджета на административные расходы, необходимые для осуществления указанных дополнительных функций Министерством транспорта Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.