Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования порядка исполнения судебных актов)"
(подготовлен Минюстом России 25.04.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования порядка исполнения судебных актов)" (далее - законопроект) подготовлен в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации от 01.06.2015 N Пр-1108 о принятии мер по кардинальному улучшению работы Федеральной службы судебных приставов.
Судебными приставами-исполнителями в 2014 году было возбуждено 39,6 млн исполнительных производств, это на 3,7 млн больше чем в 2013 году, а в 2015 году количество возбужденных исполнительных производств увеличилось на 6 млн и составляет 45,6 млн.
Сохранение тенденции увеличения количества поступающих на принудительное исполнение исполнительных документов при неизменной численности судебных приставов-исполнителей влечет ежегодное увеличение служебной нагрузки и снижает эффективность деятельности судебных приставов.
Действующие редакции Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не устанавливает срока для добровольного исполнения судебного акта. Это приводит к тому, что в Федеральную службу судебных приставов на принудительное исполнение поступают исполнительные листы, выданные на основании судебных актов, без каких-либо признаков, свидетельствующих об уклонении должника от добровольного исполнения и необходимости применения к нему мер принудительного исполнения. В основном в настоящее время добровольно исполнить судебное решение о взыскании денежных средств возможно после того как судебный пристав-исполнитель возбудит исполнительное производство и предоставит срок не более пяти дней на добровольное исполнение и при этом сообщит реквизиты, по которым должны быть денежные средства перечислены.
Вместе с тем судебные акты апелляционных инстанций вступают в законную силу со дня его принятия, после чего суд вправе выдать исполнительный лист для принудительного исполнения, несмотря на то, что отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о необходимости применения к должнику мер принудительного характера.
Так, анализ статистических данных Федеральной службы судебных приставов показал, что в 2015 году добровольно должниками исполнено 2 727 686 исполнительных документов, выданных судами общей юрисдикции, и 135 758 исполнительных документов, выданных арбитражными судами.
Однако все указанное выше количество исполнительных листов поступило на принудительное исполнение. При этом вышеуказанным цифрам соответствует количество бланков исполнительных листов, заполненных и выданных судами, а судебными приставами-исполнителями соответственно по всем было вынесено такое же количество постановлений о возбуждении исполнительного производства, изготовлено соответствующие количество копий, которые направлены должникам.
Идея законопроекта состоит в том, что бы после вступления в законную силу судебного решения предоставить возможность добросовестным должникам выполнить судебное решение добровольно без возбуждения исполнительного производства.
Реализация указанной идеи позволит снизить служебную нагрузку как судебных приставов-исполнителей, так и сотрудников аппаратов судов, занимающихся заполнением бланков исполнительных листов и их выдачей. При этом будут сокращены расходы средств федерального бюджета на изготовление бланков исполнительных листов и расходы, связанные с ведением судебными приставами-исполнителями исполнительных производств.
В частности, законопроектом предлагается внести в ГПК РФ и АПК РФ изменения и установить срок для добровольного исполнения судебного акта - месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу.
Для создания должнику благоприятных условий для добровольного исполнения требований о взыскании денежных средств законопроектом предлагается предусмотреть в ГПК РФ и АПК РФ положение о том, что в исковом заявлении истцом должны указываться реквизиты для перечисления присужденных денежных средств, так как в настоящее время отсутствие этой информации, как правило, препятствует должнику произвести денежные расчеты с взыскателем.
Также законопроектом предлагается установить, что после объявления решения суда председательствующий будет разъяснять срок и порядок исполнения принятого судом решения, а также последствия его обращения к принудительному исполнению.
Реализация данного предложения позволит повысить эффективность исполнения судебных актов и будет способствовать правовому просвещению граждан, их законопослушному отношению к требованию об обязательности для всех исполнения судебного решения и повышению авторитета судебной власти.
В целях сохранения для должников права на добровольное исполнение судебного акта в рамках возбужденного исполнительного производства, законопроект не предусматривает внесения изменений в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.