Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта разработан Минтрансом России во исполнение пункта 4 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 1 июня 2015 г. N ДМ-П13-48пр, предусматривающего снижение размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=37495.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 21 июля 2015 г. по 4 августа 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 5 августа 2015 г. по 1 сентября 2015 г.
В ходе проведения оценки регулирующего воздействия на проект акта в адрес Минэкономразвития России поступило значительное количество позиций субъектов предпринимательской деятельности и отраслевых ассоциаций, в том числе Российско-Германской внешнеторговой палаты, Консультативного совета по иностранным инвестициям, Ассоциации европейского бизнеса, Ассоциации компаний розничной торговли, Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, Содружества производителей фирменных торговых марок, Союза производителей пиво-безалкогольной продукции, учтенные при подготовке настоящего заключения.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
Автомобильный рынок грузоперевозок в текущих экономических условиях характеризуется спадом грузооборота. Так, в соответствии с мониторингом "О текущей ситуации в экономике Российской Федерации за январь - август 2015 года", разрабатываемым Минэкономразвития России, объем коммерческих перевозок грузов снижается, начиная с января 2015 года. В августе 2015 года объем коммерческих перевозок снизился на 5,5% по сравнению с предыдущим годом.
Согласно социально-экономическому прогнозу на 2015 год снижение темпов промышленного производства и ВВП в 2015 году позволяет спрогнозировать снижение всех показателей транспортного комплекса.
В этой связи возложение новых издержек на транспортные предприятия приведет к ухудшению положения транспортных предприятий, что в действующих экономических условиях негативно скажется не только на рынке грузоперевозок, но и на других отраслях экономики.
При этом стоит учитывать, что доля пробега транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн по автомобильным дорогам федерального значения в некоторых компаниях, в первую очередь, занимающихся перевозкой продовольственных продуктов, составляет свыше 70%.
В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р), федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам.
По прогнозным оценкам, указанным в Транспортной стратегии Российской Федерации, в 2015 году доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, составляет 34,5%.
Таким образом, издержки одного предприятия на уплату возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, разрешенная максимальная масса которых превышает 12 тонн, могут быть оценены от 120 млн. до 721 млн. рублей в год*(1) в зависимости от пробега транспортных средств по дорогам федерального значения.
Повышение затрат бизнеса на грузоперевозки приведет к росту цен на перевозимые товары. В зависимости от вида и категории товаров (продовольственные, непродовольственные и т.д.) увеличение себестоимости готовой продукции оценивается субъектами предпринимательской деятельности до 3%. Таким образом, установление платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, разрешенная максимальная масса которых составляет свыше 12 тонн, на уровне 3,06 рублей за километр приведет к росту инфляции от 1% до 2%.
При этом в соответствии со Сценарными условиями, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельными уровнями цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанными Минэкономразвития России, инфляция на продовольственные товары за второй квартал 2015 года составила 16,7%.
В условиях падения платежеспособного спроса населения, а также принимая во внимание меры, осуществляемые Банком России для снижения инфляции, принятие решений, способствующих дальнейшему росту инфляции, не может быть поддержано.
Кроме того, как ранее отмечалось Минэкономразвития России, расчет базовой платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, содержит ряд методологических неточностей, существенно влияющих на конечный тариф.
Так, разработчиком использовалось предположение, что средний пробег транспортных средств массой свыше 12 тонн составляет 16,5 млрд. километров в год. Указанное расстояние рассчитано по данным проведенной научно-исследовательской работы, исходя из средней интенсивности движения указанных транспортных средств по федеральным трассам в сутки равной 900 единицам и протяженности федеральных трасс равной 50 127 км (на 2010 год).
Таким образом, средний ежегодный пробег по дорогам федерального значения одного большегрузного автомобиля, по данным Минтранса России, исходя из количества таких автомобилей равного 1,9 млн. единиц, составляет около 8500 км или 24 км в день.
При этом по данным субъектов предпринимательской деятельности, пробег транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн может достигать 200 тыс. километров в год. Одновременно доля пробега большегрузного транспорта по дорогам федерального значения для отдельных организаций составляет от 70% до 95%.
Указанные характеристики предприятий также рассматривались разработчиком при определении базового размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Так, в соответствии с НИОКР типовое автотранспортное предприятие представляет собой организацию, владеющую 10 транспортными средствами массой свыше 12 тонн, каждое из которых проходит ежегодно 100 тыс. км. Из них 95% - пробег по автомобильным дорогам федерального значения.
Таким образом, при допущении, что средний ежегодный пробег указанных транспортных средств по дорогам федерального значения составляет 60 тыс. км, то плата в счет возмещения вреда будет составлять 0,97 руб.
В этой связи Минэкономразвития России подтверждает ранее направленное предложение о необходимости установления платы в счет возмещения вреда на уровне 0,97 рублей за километр на срок до 2019 года.
По результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта установлено, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) При условии пробега по федеральным трассам транспортных средств массой свыше 12 тонн от 32,2 тыс. км до 193,3 тыс. км.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.