Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Роспотребнадзором 11.02.2016)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 2697-р "Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2016 год", а также в соответствии с пунктом 2 протокола рабочего совещания в Контрольном управлении Президента Российской Федерации от 11 марта 2015 года N Ф8-2467-5 по вопросу проверки обеспечения российских потребителей пищевыми товарами надлежащего качества представляет в качестве предложений проект федерального закона, направленный на совершенствование законодательства, регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), в целях изменения и доработки законодательства Российской Федерации в части надзора за продукцией в обращении и установления ответственности за ненадлежащее исполнение мероприятий, направленных на обеспечение быстрого и эффективного отзыва с рынка пищевой продукции.
Законопроект предусматривает установление административной ответственности изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за неисполнение ими предусмотренной законодательством о техническом регулировании обязанности по предотвращению возможного вреда, связанного с обращением продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов.
Согласно положений пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этой связи в соответствии с статьями 37 - 40 Федерального закона N 184-ФЗ, на изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), возложено ряд обязанностей, направленных на обеспечение обращения продукции, соответствующей обязательным требованиям и недопущение причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде, в том числе в рамках разработки и исполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда (включая отзыв продукции с рынка), согласованной с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.
Вместе с этим, установление обязанности изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) по информированию органа государственного контроля (надзора) о ставших ему известными фактах несоответствия выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов (пункт 1 статьи 37 Федерального закона N 184-ФЗ), проведению проверки достоверности, полученной им информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов (пункт 1 статьи 38 Федерального закона N 184-ФЗ), а также выполнению разработанной им программы мероприятий по предотвращению причинения вреда (пункт 2 статьи 38 Федерального закона N 184-ФЗ) и приостановлению производства и реализации продукции, ее отзыва в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 184-ФЗ, не корреспондируется с нормами действующего законодательства, предусматривающими административную ответственность за их неисполнение.
Согласно данным статической отчетности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека общее число выявленных нарушений требований технических регламентов Таможенного союза в 2015 году составило 75 298 единиц, что в 1,5 раза больше, чем в 2014 году и в 3,5 раза по сравнению с 2013 годом, в том числе было выявлено 54 948 нарушений в отношении требований к продукции и 19 998 нарушений требований к процессам производства и обращения продукции.
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых были выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, возросло по сравнению с 2013 годом почти в 1,6 раза и составило в 2015 году - 2 896 случая.
Кроме этого, по данным статистической отчетности за 2015 год территориальными органами Роспотребнадзора при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов было проведено 30 107 проверок, завершенных выдачей предписаний, в том числе было выдано 2 980 предписаний о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда и 8 560 предписаний о приостановлении реализации продукции.
При этом от общего числа проверок с выдачей предписаний, подлежащих соответствующему контролю на отчетную дату, в 10% случаев предписания территориальных органов Роспотребнадзора не были выполнены, что также соответствует уровню 2013 - 2014 годов.
С учетом изложенного, законопроектом предусматривается установление специальных составов административных правонарушений, влекущих административную ответственность для изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за неисполнение законодательно установленных обязанностей по принятию мер, направленных на предупреждение и предотвращение причинения вреда жизни и здоровью.
В целом принятие законопроекта будет способствовать реализации задач, определенных в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, и Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденных распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года N 1873-р, связанных с предотвращением угроз здоровью и безопасности людей, в том числе за счет пресечения производства, ввоза и реализации на территории Российской Федерации некачественной и опасной пищевой продукции, предупреждения заболеваний (отравлений), связанных с употреблением такой продукции, защите потребителей, общественной безопасности и другим общественным интересам.
Полномочием осуществлять производство по указанным делам об административных правонарушениях предлагается наделить должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьями 14.43-14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реализация будущего федерального закона не повлечет за собой увеличение штатной численности федеральных государственных служащих, а также изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В законопроекте положений, не соответствующих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не содержится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.