Во исполнение пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 26.02.2016 г. N ДК-П9-31пр подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
При этом каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель.
Однако в настоящее время применительно к землям лесного фонда данный принцип не в полной мере соблюдается. Как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 г. N 4890/14, подавляющее большинство лесных участков, получивших статус ранее учтенных, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, представляют собой лесничества, занимающие площади до нескольких миллионов гектар, с многоконтурными границами, наличием внутри населенных пунктов, дорог, водных объектов, садоводческих и дачных товариществ. Там же отмечено, что количество пересечений и спорных вопросов по границам и площади каждого такого участка, которая может достигать несколько миллионов гектар, не позволит провести уточнение его границ (поставить на государственный кадастровый учет надлежащим образом) долгие годы.
Так, в частности, только на территории Московской области количество таких пересечений около 200 тысяч, а площадь, покрываемая такими пересечениями, составляет 184 378 га.
Исходя из положений статей 5 и 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершается государственным кадастровым учетом изменений сведений государственного кадастра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 мая 2012 года N 16576/11).
С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Одним из принципов этого закона является достоверность реестра.
Однако в настоящее время в связи с существованием огромного количества пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий достоверность сведений Единого государственного реестра недвижимости не может быть обеспечена.
Законопроектом предлагается введение механизма по устранению противоречий в сведениях государственного кадастра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории.
Кроме того, законопроектом регулируется вопрос о порядке устранения пересечений границ земельных участков лесного фонда с границами земельных участков, относящихся к землям иных категорий, что представляется достаточно актуальным, поскольку в настоящее время описание таких земельных участков осуществляется различными способами и методами, что, в конечном счете, влечет возникновение многочисленных споров о правах, возникающих между различными землепользователями, рассматриваемых в судебном порядке. Также решается вопрос об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон.
Законопроект также направлен на защиту конституционных прав граждан, проживающих в лесных поселках (право на местное самоуправление, право на жилище, право на приобретение земли в частную собственность).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". До перевода в земли населенных пунктов лесные поселки продолжают оставаться в категории земель лесного фонда, в связи с чем применительно к этим поселкам в полной мере сохраняются требования лесного законодательства, в том числе в части использования и охраны земель.
Однако при этом следует отметить, что лесные поселки создавались именно для освоения лесов и в связи с этим не представляют экологической ценности для лесного хозяйства.
Для выведения лесных поселков из земель лесного фонда в настоящее время требуется включение их территории в границы населенных пунктов в соответствии с генеральными планами поселений, городских округов (статья 84 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 и 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Вместе с тем, исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" поселок является, прежде всего, населенным пунктов, то есть административно-территориальной единицей, на жителей которой в полной мере распространяются все гарантии в сфере местного самоуправления. Однако до выведения лесного поселка из лесного фонда такие жители не вправе зарегистрировать право собственности на жилье и землю, требовать обеспечения транспортной доступности и обеспечения объектами социального назначения.
В настоящее время включение территорий лесных поселков в границы населенных пунктов подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (Рослесхоз). При этом основания для отказа в таком согласовании фактически законодательством Российской Федерации никак не регламентированы и могут объясняться только общими положениями лесного законодательства, а сам вопрос о согласовании в относится к сфере административного усмотрения уполномоченного органа (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7345/11 от 8 ноября 2011 г.).
Таким образом, в настоящее время в лесном и земельном законодательстве, а также в законодательстве о градостроительной деятельности отсутствуют нормы, которые бы на комплексной и системной основе регулировали бы вопросы перевода лесных поселков в земли населенных пунктов, что не обеспечивает конституционные гарантии прав граждан, являющихся жителями таких поселков.
Вместе с тем, согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Законопроектом предлагается внести изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы земельных и лесных отношений, а также вопросы подготовки документов территориального планирования. При этом лесным поселкам предлагается придать статус полноценных населенных пунктов с учетом предложений Рослесхоза, что обеспечивает баланс частных и публичных интересов при осуществлении данной процедуры.
Реализация предусмотренных законопроектом положений позволит устранить взаимоисключающий характер сведений государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости, а также обеспечить приведение документированной информации о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, содержащейся в государственном лесном реестре в соответствие со сведениями о границах населенных пунктов, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Предлагаемые законопроектом решения не связаны с достижением целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.