Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации розничной продажи винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, на специализированных ярмарках, выставках и фестивалях"
(подготовлен Минпромторгом России 17.05.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации розничной продажи винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, на специализированных ярмарках, выставках и фестивалях" (далее - законопроект) направлен на реализацию перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 17 сентября 2015 г. N Пр-1893ГС (абзац первый подпункта "к" пункта 1).
В настоящее время нормативно-правовое регулирование организации выставок и розничной продажи алкогольной продукции не позволяет организовывать специализированные выставки винодельческой продукции и продажу винодельческой продукции в рамках их проведения.
Действие Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) не распространяется на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенных для показа в качестве образцов на выставках, в количестве не более пяти единиц (бутылок или иной потребительской тары) в отношении каждого соответствующего наименования. Также согласно статье 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах не допускается.
Одновременно Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) не учитывает специфики выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 21 Закона N 38-ФЗ реклама алкогольной продукции не должна размещаться в выставочных залах.
Реклама вина, произведенного в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, разрешается только на выставках пищевой продукции и выставках организаций общественного питания.
В законодательстве Российской Федерации о торговле не содержится определений понятий "специализированная ярмарка", "специализированная выставка", "специализированный фестиваль".
Указанные ограничения создают препятствия участию производителей алкогольной продукции в иных специализированных выставках, ярмарках, фестивалях.
Следует также учитывать, что в соответствии с положениями Закона N 171-ФЗ государственный надзор за соблюдением обязательных требований к алкогольной продукции включает в себя проведение проверок деятельности организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей.
По объективным причинам в лицензии невозможно указать все места и время проведения специализированных ярмарок, выставок и фестивалей, в которых планирует принимать участие лицензиат в течение срока действия лицензии.
Законопроектом вносятся изменения в Закон N 171-ФЗ, разрешающие розничную продажу и потребление винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в рамках проведения специализированных выставок, ярмарок и фестивалей, определяющие специализированные выставки, ярмарки и фестивали винодельческой продукции.
Законопроект предусматривает освобождение участников специализированных ярмарок винодельческой продукции (специализированных разделах ярмарок пищевой промышленности) и фестивалей винодельческой продукции, осуществляющих розничную продажу винодельческой продукции, произведенной в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, на специализированных ярмарках, от обязанности представлять в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведения о розничной продаже такой продукции.
Кроме того, законопроектом предусмотрено законодательное закрепление обязанности участников специализированных ярмарок, выставок, фестивалей направлять в лицензирующий орган уведомления об участии в таких мероприятиях с указанием сроков, мест их проведения, количества винодельческой продукции каждого наименования.
Законопроектом предусматривается возможность рекламы алкогольной продукции на специализированных выставках, специализированных ярмарках, специализированных фестивалях путем внесения изменений в Закон N 38-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.