Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования порядка осуществления государственного учета жилищных фондов в Российской Федерации)" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект акта разработан в рамках исполнения пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 27 июля 2015 г. N ДК-П9-5047 и пункта 1 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 11 октября 2015 г. N ДК-П9-6921.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях обеспечения создания единой системы государственного учета жилищных фондов в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4 сводного отчета принятие проекта акта направлено на решение проблемы, заключающейся в отсутствии системы государственного учета объектов жилищного фонда, которая будет отражать основные характеристики объекта жилищного фонда, позволяющие индивидуализировать такой объект, в том числе по его отдельным техническим характеристикам.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 3 сентября 2015 г. по 16 сентября 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в сроки с 20 ноября 2015 г. по 17 декабря 2015 г., посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: regulation.gov.ru, ID 02/04/09-15/00039670.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По итогам рассмотрения проекта акта, сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
С учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на следующие возможные риски практической реализации положений проекта акта.
В соответствии с частью 4 статьи 3 проекта акта устанавливаются переходные положения, в соответствии с которыми лица, ответственные за внесение конкретных видов информации о жилых помещениях в систему в целях осуществления государственного учета жилищных фондов в Российской Федерации, обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение ста двадцати дней со дня вступления в силу проекта акта обеспечить размещение в системе данных о многоквартирных домах, жилых домах, введенных в эксплуатацию до указанной даты.
Таким образом, выполнение устанавливаемых проектом акта требований представляется невозможным в случае отсутствия соответствующего порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Вместе с тем существует риск, что предусмотренных ста двадцати дней для разработки и утверждения указанного порядка может быть недостаточно. Таким образом, времени для внесения соответствующих данных ответственными лицами, оставшегося с момента принятия указанного порядка до истечения предусмотренных частью 4 статьи 3 переходных положений будет недостаточно.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - закон N 209-ФЗ) с 1 июля 2016 года, но не ранее ввода системы в эксплуатацию поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законом N 209-ФЗ. При этом в случае, если законодательством Российской Федерации для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, поставщики информации обязаны размещать в системе такую информацию в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Таким образом, законом N 209-ФЗ определяется срок установления соответствующей обязанности поставщиков информации. Одновременно проектом акта устанавливается предельный срок внесения поставщиками информации в информационную систему всей необходимой информации продолжительностью сто двадцать дней с даты принятия проекта акта. Вместе с тем разработчиком не представлено данных, позволяющих оценить достаточность предлагаемого проектом акта предельного срока внесения всей необходимой информации.
Согласно информации МосгорБТИ, представленной в Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилье", по состоянию на январь 2011 г. в г. Москве зарегистрировано 39 869 жилых домов. При этом согласно информации Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ, dom.gosuslugi.ru) за время опытной эксплуатации по состоянию на 1 марта 2016 г. в указанную систему фрагментарно внесена информация по г. Москве только о 2517 жилых домах, что составляет немногим более 6 % от общего количества жилых домов.
Учитывая изложенное, а также установленную статьей 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также значительное количество попадающих в сферу регулирования проекта акта субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (в соответствии с пунктом 7.2 сводного отчета 15 тысяч субъектов), несвоевременное утверждения порядка внесения конкретных видов информации о жилых помещениях в систему соответствующими лицами и/или недостаточность срока, оставшегося с момента утверждения такого порядка до даты истечения предусмотренного частью 4 статьи 3 проекта акта ста двадцати дневного срока, приведет к значительным издержкам указанных лиц, связанным с реализацией мер административной ответственности.
Таким образом, представляется целесообразным рекомендовать разработчику установить более длительный переходный период, достаточный для утверждения соответствующего порядка и внесения ответственными лицами всей необходимой информации в информационную систему, либо представить дополнительную информацию, подтверждающую достаточность устанавливаемого проектом акта переходного периода.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования обосновано.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.