Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - проект федерального закона) подготовлен в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N РД-П4-436 во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон).
Согласно части 1 статьи 13 Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе (службе) 20 лет и более.
Действующее правовое регулирование (пункт 5 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2004 года) устанавливает, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, выразившейся в назначении пенсии без достаточных оснований, выплата пенсии прекращается.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П постановил, что часть 1 статьи 13 Закона не соответствуют Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), при том, что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно.
В связи с этим Конституционным Судом Российской Федерации предлагается внести в действующее правовое регулирование изменения, позволяющие при устранении допущенной при назначении пенсии за выслугу лет ошибки учитывать конкретные фактические обстоятельства, с тем чтобы не допустить возложения на гражданина, добросовестное поведение которого не подвергается сомнению, чрезмерного бремени негативных последствий, связанных с недостаточностью стажа службы (выслуги лет), необходимого в силу части 1 статьи 13 Закона для возникновения права на данную пенсию.
Необходимо отметить, что уполномоченным органом могут быть выявлены ошибки, допущенные не только при назначении пенсии за выслугу лет, но и других видов пенсий, выплачиваемых на основании Закона, что также влечет безусловное прекращение их выплаты без учета каких-либо обстоятельств, в том числе отсутствия виновных действий со стороны пенсионера.
Проект федерального закона учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации и устраняет несоответствие Конституции Российской Федерации положений пенсионного законодательства.
Проектом федерального закона устанавливается трехлетний период, прошедший с момента назначения пенсии гражданину, по истечении которого пенсионным органом принимается решение о продолжении выплаты пенсии в случае утраты пенсионером права на её получение в результате устранения допущенной ошибки.
Поскольку пенсия за выслугу лет гражданину, как правило, назначается в трудоспособном возрасте, что не исключает возможности поиска работы либо возвращения гражданина на службу для приобретения права на пенсию за выслугу лет, проектом федерального закона предусматривается сохранить выплату пенсии только в отношении нетрудоспособных пенсионеров, которые в силу возраста и состояния здоровья лишены возможности трудоустройства.
При этом указанной категории пенсионеров при установлении военно-врачебной комиссией причинной связи заболевания с заболеванием, полученным в период прохождения службы, может быть назначена пенсия по инвалидности на основании Закона, а в случае смерти члена семьи, являющегося получателем пенсии по Закону, - пенсия по случаю потери кормильца.
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации в соответствии с пунктом 53 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.