Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев и порядка принятия органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации решения об отсутствии технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик) и сообщает следующее.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в соответствии с пунктом 7 Плана разработки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 30 сентября 2015 г. N 6488п-П9.
В соответствии с пунктом 1.7 сводного отчета и пояснительной запиской проектом акта устанавливаются критерии отсутствия технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность (далее - Критерии), порядок принятия органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации решения об отсутствии технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность (далее - Порядок), а также требования к порядку составления и утверждения мероприятий, планов по приведению качества ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и (или) сокращению перерывов их поставок в соответствие с требованиями законодательства (далее - Требования).
Предлагаемым проектом акта правовым регулированием, как отмечено разработчиком в пункте 7 сводного отчета, будут затронуты интересы 53270 организаций - исполнителей коммунальных услуг (ресурсоснабжающие организации; организации, управляющие многоквартирным домом), а также 85 органов государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 1 марта 2016 г. по 16 марта 2016 г., а также проекта акта и сводного в срок с 22 марта 2016 г. по 18 апреля 2016 г. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте по адресу: http://regulation.gov.ru/ (ID проекта: 02/07/03-16/00046658).
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 26 апреля 2016 г. по 5 мая 2016 г.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Ассоциации организаций жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, Ассоциации "Совет производителей энергии", ПАО "Интер РАО", ПАО "Т Плюс", содержащие ряд замечаний и предложений в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении, а также ряд предложений (прилагаются), подлежащих рассмотрению разработчиком в целях их учета.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета, с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.
1. Считаем целесообразным рассмотреть на предмет учета следующие замечания в отношении Критериев.
1.1. Пунктом 1 Критериев устанавливается недостаточно определенное положение, в соответствии с которым при наличии устанавленных Критериев штраф, предусмотренный частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), не уплачивается. Вместе с тем в пункте 21 утверждаемого проектом акта Порядка устанавливается, что штраф не уплачивается в течение периода, указанного в решении коллегиального органа. Так, в первом случае говорится об отсутствии оснований для уплаты штрафа безотносительно к какому-либо временному периоду, а во втором - отсутствие таких оснований соотнесены с определенным временем, что может быть истолковано как отсрочка от уплаты штрафа. При этом остается неясным, каким образом штраф может быть не уплачен, если организация - исполнитель коммунальных услуг уже привлечена к ответственности в виде штрафа. Кроме того, остается неясным, оформляется ли соответствующим образом в таком случае административное правонарушение по факту выявления несоответствия качества предоставляемых коммунальных услуг установленным требованиям.
Минэкономразвития России считает целесообразным предусмотреть отсрочку от привлечения к ответственности за нарушение качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в предоставлении коммунальных услуг на период рассмотрения коллегиальным органом заявления о принятии решения о наличии (отсутствии) технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность коллегиальным органом в соответствии с Порядком.
1.2. Подпунктом "б" пункта 3 Критериев проектируется, что отсутствие технической возможности поставок ресурсоснабжающими организациями коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, в многоквартирный дом или жилой дом (далее - отсутствие технической возможности у ресурсоснабжающей организации) устанавливается в случае необходимости выполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, мероприятий по обеспечению показателей качества и надежности объектов и инженерных систем централизованного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, а также иных технико-экономических показателей, предусмотренных в утвержденных или согласованных в установленном порядке производственных программах, инвестиционных программах, таких организаций, ремонтных программах сетевых организаций, а также мероприятий, разработанных во исполнение предписаний Ростехнадзора, в течение сроков реализации соответствующих мероприятий, указанных в таких программах и (или) предписаниях.
Согласно части 5 статьи 157 ЖК РФ в случае, если предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вызвано отсутствием технической возможности поставок холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, отсутствием технической возможности отведения сточных вод надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, что подтверждается решением органа государственного жилищного надзора, уплата указанного в части 4 статьи 157 ЖК РФ штрафа не осуществляется в течение периода, установленного решением органа государственного жилищного надзора и соответствующего сроку выполнения мероприятий, планов по приведению качества холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, а также по отведению сточных вод и (или) сокращению перерывов их поставок в соответствие с требованиями законодательства. Отсутствие технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, определяется решением органа государственного жилищного надзора на основании обращения ресурсоснабжающей организации или лица, отвечающего за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения), газоснабжения, электроэнергетики.
Вместе с тем отмечаем, что проектом акта предусматривается установление требования к порядку составления и утверждения мероприятий, планов по приведению качества ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и (или) сокращению перерывов их поставок в соответствие с требованиями законодательства. Однако в Требованиях установлены только положения:
- непосредственно обязывающее составлять и утверждать мероприятия, планы по приведению качества холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, а также по отведению сточных вод и (или) сокращению перерывов их поставок в соответствие с требованиями законодательства;
- направлять такие планы в органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации;
- учитывать мероприятия, не включенные в план мероприятий по приведению качества коммунальных ресурсов, при разработке (корректировке) соответствующих производственных, инвестиционных, ремонтных программ.
Таким образом, Требования не содержат положений, устанавливающих порядок составления и утверждения мероприятий, планов по приведению качества ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг и (или) сокращению перерывов их поставок.
Учитывая изложенное, предлагаемое подпунктом "б" пункта 3 Критериев регулирование способно привести к противоречиям в практической реализации положений проекта акта, что приводит к необходимости соответствующей доработки проекта акта.
1.3. Подпунктом "е" пункта 3 Критериев проектируется, что отсутствие технической возможности у ресурсоснабжающей организации устанавливается в случае отказа уполномоченного органа исполнительной власти от включения в инвестиционную программу мероприятий, предусмотренных планами приведения качества питьевой (горячей) воды в соответствие с установленными требованиями, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, схемами водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, концессионными соглашениями и договорами аренды коммунальной инфраструктуры, в случае, если ненадлежащее качество поставляемых коммунальных ресурсов вызвано отсутствием данного мероприятия.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждение инвестиционной программы в отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения не допускается. Одновременно в соответствии с пунктом 6 тех же правил проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).
В случае, если объекты централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и объекты капитального строительства абонентов, которым подается вода и (или) у которых принимаются сточные воды с использованием этих систем, находятся в границах нескольких поселений (городских округов), техническое задание разрабатывается по согласованию с органами местного самоуправления поселений (городских округов), в границах территорий которых находятся указанные объекты.
Принимая во внимание тот факт, что основной причиной отсутствия разработанных регулируемыми организациями в муниципальных районах инвестиционных программ является отсутствие утвержденных в установленном порядке схем водоснабжения и водоотведения, а также разрабатываемых органами местного самоуправления технических заданий, без которых разработка инвестиционных программ не представляется возможной, считаем целесообразным предусмотреть в подпункте "е" пункта 3 Критериев ситуацию, в которой в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения и (или), разрабатываемые органами местного самоуправления технические задания не утверждены.
1.4. Подпунктом "ж" пункта 3 Критериев проектируется неопределенная норма, в соответствии с которой отсутствие технической возможности у ресурсоснабжающей организации устанавливается в случае устранения аварии, возникшей по независящим от ресурсоснабжающей организации причинам, в течение регламентного срока работ по устранению аварии.
Следует отметить, что конкретного срока работ по устранению аварий, а также предельного срока работ по устранению аварий на централизованных сетях инженерно-технического обеспечения законодательством Российской Федерации не предусмотрено. При этом требуется отметить, что из редакции проекта акта остается неясным, что разработчиком подразумевается под понятием "регламентный срок работ по устранению аварий", с учетом того, что действующим законодательством Российской Федерации не определен порядок определения периода работ по устранению аварий.
Таким образом, считаем целесообразным доработать подпункт "ж" пункта 3 Критериев в целях конкретизации предлагаемого регулирования либо посредством определения периода работ по устранению аварий, либо исключением из редакции подпункта "ж" пункта 3 Критериев слов "регламентного".
1.5. Представляется целесообразным пункт 3 Критериев дополнить подпунктом "и" следующего содержания: "несоответствие качества подаваемой горячей воды, тепловой энергии установленным требованиям, определенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вызванное нарушением потребителем установленного режима потребления", ввиду того, что существуют системы, в которых снабжение одного многоквартирного дома коммунальным ресурсом, осуществляется через другой многоквартирный дом. Таким образом, в случае нарушения в первом многоквартирном доме режима потребления коммунального ресурса во второй дом может поступать коммунальный ресурс ненадлежащего качества.
Указанная позиция также подтверждается мнением Ассоциации "Совет производителей энергии", полученной по результатам проведения публичных консультаций Минэкономразвития России.
1.6. Согласно подпункту "а" пункта 4 Критериев невозможность предоставления в многоквартирный дом, жилой дом коммунальных услуг надлежащего качества или без перерывов, превышающих установленную продолжительность, вызванная конструктивными особенностями и (или) параметрами технического состояния такого многоквартирного дома, жилого дома (далее - невозможность предоставления коммунальных услуг), устанавливается в случае отсутствия циркуляционной линии в системе горячего водоснабжения в многоквартирном доме, жилом доме.
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - постановление N 491) циркуляционная линия входит в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно подпункту "д" пункта 10 постановления N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
При этом остается неясным, либо циркуляционная линия в системе горячего водоснабжения в многоквартирном доме отсутствует по проекту строительства многоквартирного дома, либо вследствие некачественного управления многоквартирным домом.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным дополнить подпункт "а" пункта 4 Критериев оговоркой, что циркуляционная линия в системе горячего водоснабжения в многоквартирном доме, жилом доме отсутствует "в соответствии с проектом на строительство многоквартирного дома, жилого дома".
1.7. Согласно подпункту "б" пункта 4 Критериев невозможность предоставления коммунальных услуг, устанавливается в случае несоответствия фактических технических характеристик электропотребления, теплопотребления, газопотребления, водопотребления, водоотведения в многоквартирном доме, жилом доме, влияющих на качество соответствующих коммунальных услуг, проектным характеристикам, указанным в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома, жилого дома к централизованным системам электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а при отсутствии соответствующих характеристик в технических условиях на подключение - характеристикам, указанным в договоре электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
Согласно пункту 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - минимальный перечень услуг и работ, постановление N 290 соответственно) для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах необходим постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
Согласно пункту 20 минимального перечня услуг и работ постановления N 290 для надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме необходим контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.
Согласно пункту 21 минимального перечня услуг и работ постановления N 290 для надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, необходимо организовать проведение работ по их устранению.
Согласно пункту 22 минимального перечня услуг и работ постановления N 290 для надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме необходимо обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением N 290 в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме обязаны вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, несоответствие фактических технических характеристик электропотребления, теплопотребления, газопотребления, водопотребления, водоотведения в многоквартирном доме, жилом доме, влияющих на качество соответствующих коммунальных услуг, проектным характеристикам, указанным в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома, жилого дома к централизованным системам электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а при отсутствии соответствующих характеристик в технических условиях на подключение - характеристикам, указанным в договоре электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения не может являться критерием невозможности предоставления в многоквартирный дом, жилой дом коммунальных услуг надлежащего качества или без перерывов, превышающих установленную продолжительность, вызванным конструктивными особенностями и (или) параметрами технического состояния такого многоквартирного дома, жилого дома.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключить из редакции Критериев подпункт "б" пункта 4.
1.8. Согласно подпункту "в" пункта 4 Критериев невозможность предоставления коммунальных услуг, устанавливается в случае устранения аварии на внутридомовых инженерных системах, возникшей по независящим от лица, ответственного за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, обстоятельствам в течение регламентного срока работ по устранению аварии.
С учетом замечаний, представленных в пункте 1.4 настоящего заключения, представляется целесообразным сослаться на Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
1.9. В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Критериев к действиям (бездействию) потребителей коммунальных услуг, которые привели к невозможности предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальных услуг надлежащего качества или без перерывов, превышающих установленную продолжительность (далее - действия / бездействия потребителей) относится использование не по назначению внутридомовых сетей водоотведения (сброс в систему канализации крупногабаритных и иных предметов), приводящим к засору сетей водоотведения, устранение которого требует приостановления предоставления коммунальных услуг водоотведения, холодного и горячего водоснабжения, при условии надлежащего исполнения лицом, отвечающим за содержание общего имущества в многоквартирном доме, своих обязательств по содержанию и очистке сетей водоотведения. Отмечаем, что формулировка "крупногабаритных и иных предметов" носит недостаточно определенный характер, вследствие чего остается неясным, какие предметы могут привести к засору сетей водоотведения в целях практической реализации предлагаемого регулирования.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным конкретизировать редакцию подпункта "ж" пункта 5 Критериев в целях ее однозначного понимания.
1.10. В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Критериев к действиям / бездействиям потребителей относится неудовлетворительное состояние теплопотребляющих установок потребителей, объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок и энергопринимающих устройств потребителей, удостоверенное федеральным органом государственного энергетического надзора, угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности либо влечет за собой нарушение температурных и гидравлических режимов тепловой сети, нарушение электроэнергетического режима работы энергетической системы.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 29.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" федеральный государственный энергетический надзор не осуществляется в отношении деятельности потребителей электрической энергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения.
Учитывая изложенное Минэкономразвития России считает целесообразным исключить подпункт "з" пункта 5 Критериев из редакции проекта акта, либо доработать его соответствующим образом.
2. Считаем целесообразным рассмотреть на предмет учета следующие замечания в отношении Порядка.
2.1. Согласно пункту 11 Порядка заявитель обязан приложить к заявлению, поданному в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, ряд документов. Вместе с тем отмечаем, что ресурсоснабжающая организация может не обладать документами, которые необходимо приложить к заявлению (например, техническая (проектная) документация на дом, документы, подтверждающие выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем и т.д.). Следовательно, для предоставления таких документов ресурсоснабжающей организации необходимо запросить документы у организации, которая ими располагает.
В этой связи полагаем необходимым дополнить пункт 11 Порядка положением о том, что к заявлению может быть приложено ходатайство заявителя о запросе документов, которые на момент подачи заявления отсутствуют у ресурсоснабжающей организации, а также предусмотреть ситуацию при которой указанные организации не смогли получить соответствующие документы по каким-либо причинам.
2.2. Согласно пункту 15 Порядка, в случае если сведения, содержащиеся в заявлении и документах, представленных в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, не позволяют достоверно установить наличие или отсутствие указанных у них обстоятельств, орган государственного жилищного надзора проводит обследование в целях оценки сведений, содержащихся в заявлении и документах.
Согласно пункту 17 Порядка по результатам проведенного обследования составляется акт, подтверждающий отсутствие или наличие технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) с перерывами, не превышающими установленную продолжительность либо отсутствие или наличие технической возможности поставок коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность. Такой акт подписывается должностным лицом органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации и уполномоченным представителем заявителя.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 16 Порядка заявитель вправе, а не обязан, принимать участие в указанном обследовании. Учитывая изложенное, остается неясным как заявитель (представитель заявителя) может подписать указанный акт, если он не реализовал свое право на участие в указанном обследовании.
Кроме того, необходимо предусмотреть в пункте 17 Порядка, что при отсутствии уполномоченного представителя заявителя при проведении проверки копия акта проверки направляется органом государственного жилищного надзора в адрес заявителя в течение 1 рабочего дня.
Таким образом, считаем целесообразным соответствующим образом доработать пункт 17 Порядка в соответствии с изложенным замечанием.
2.3. В соответствии с пунктом 19 Порядка акт, составленный по результатам обследования, является основанием для принятия Решения или отказа от принятия Решения коллегиальным органом.
Вместе с тем согласно пункту 15 Порядка, обследование проводится только в том случае, если сведения, содержащиеся в заявлении и документах заявителя, не позволяют достоверно установить наличие или отсутствие указанных у них обстоятельств.
Таким образом, если обследование не назначено, то отсутствует соответствующий акт, что в соответствии с редакцией пункта 19 Порядка может свидетельствовать об отсутствии основания для принятия Решения либо отказа от принятия Решения.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным пункт 19 Порядка изложить в следующей редакции: "Документы, указанные в пункте 11 настоящего Порядка, и (или) акт, указанный в пункте 17 настоящего Порядка, являются основанием для принятия Решения или отказа от принятия Решения. Акт, указанный в пункте 17 настоящего Порядка, прилагается к Решению или письму коллегиального органа об отказе в принятии Решения".
2.4 Согласно пункту 22 Порядка Решение или письмо коллегиального органа об отказе в принятии Решения подлежит обязательному направлению заявителю, а также размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, в течение 3 рабочих дней с момента принятия.
Минэкономразвития России считает целесообразным направлять письмо коллегиального органа об отказе в принятии Решения с изложением причин отказа.
Кроме того Порядком не предусматривается порядок обжалования принятого Решения или отказа от принятия Решения коллегиальным органом. Считаем необходимым установить в редакции Порядка временной период (например, 10 рабочих дней), в течение которого заявители могут подать апелляцию на принятое или непринятое Решение коллегиального органа, предусмотреть состав апелляционной комиссии и срок рассмотрения апелляции, по истечению которого Решение вступает в силу.
3. Считаем целесообразным рассмотреть на предмет учета следующие замечания в отношении Требований.
3.1 В соответствии с пунктом 1 Требований ресурсоснабжающие организации, осуществляющие поставку коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, ежегодно до 1 декабря составляют и утверждают мероприятия, планы по приведению качества холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в балонах, твердого топлива при наличии печного отопления, а также по отведению сточных вод и (или) сокращению перерывов их поставок в соответствие с требованиями законодательства (далее - планы мероприятий по приведению качества коммунальных ресурсов) на основании анализа выявленных за текущий календарный год фактов нарушений при поставке коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, в многоквартирные дома или жилые дома.
Вместе с тем для ресурсоснабжающей организации усматриваются риски возложения на нее обязанности, которая является обязанностью сетевой организации, в части составления планов мероприятий, планов по приведению качества ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) сокращению перерывов их поставок в соответствие с требованиями законодательства.
При этом у ресурсоснабжающей организации отсутствуют какие-либо механизмы понуждения сетевой организации к составлению указанных планов и мероприятий по приведению качества ресурсов в соответствие с требованиями законодательства. Обязанность сетевой организации по составлению таких планов действующим законодательством также не предусмотрена.
Так, например, следуя из норм действующего законодательства, обеспечить качество поставляемой потребителям электроэнергии возможно только в случае наличия права распоряжения объектами электросетевого хозяйства, с помощью которых потребителям передается электрическая энергия. Энергосбытовая организация такими объектами не владеет и не распоряжается.
Пунктом 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, предусмотрена обязанность сетевой организации обеспечить в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Согласно пункту 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, расходы на расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.
Статьей 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике"" установлен запрет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Согласно пунктам 107-108 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, ресурсоснабжающая организация по общему правилу не несет ответственность за качество предоставленной коммунальной услуги во внутридомовых инженерных системах.
Таким образом, Минэкономразвития России считает целесообразным доработать пункт 1 Требований в соответствии с изложенным замечанием.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования обосновано.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.