Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам реализации мер пожарной безопасности на землях, имеющих общую границу с лесами"
(подготовлен МЧС России 25.05.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам реализации мер пожарной безопасности на землях, имеющих общие границы с лесами" (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 2.01.2016 N Пр-14.
Указанный законопроект направлен на устранение правовых пробелов в области предупреждения лесных пожаров. Указанные пробелы заключаются в следующем.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) система обеспечения пожарной безопасности направлена на защиту людей, а также их имущественного комплекса от пожаров, что достигается выполнением мер социального и технического характера и является основой системы нормативного правового регулирования в этой области.
Сложившаяся система нормативного регулирования в области предупреждения пожаров и их последствий предусматривает противопожарные требования к зданиям (сооружениям), продукции сельского хозяйства, а также прилегающей территории, на которой они расположены, с учетом всех видов пожарных рисков, включая риск перехода природного пожара на защищаемый имущественный комплекс.
На основании статьи 20 Закона N 69-ФЗ принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закона N 123-ФЗ). Статьи 1, 33, 63, 65, 66, 68, 69 названного Закона N 123-ФЗ устанавливают требования к соответствующим территориям (реализации первичных мер пожарной безопасности, противопожарному водоснабжению, противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и лесничествами (лесопарками) и др.).
Во исполнение статьи 16 Закона N 69-ФЗ такие требования также установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390. К ним относятся пункты 17, 18, 19, 72, 72(1), 72 (2), 74, 77, 78, 79, 212-217, 218, 283, направленные на запрет выжиганий сухой травы, установление порядка разведения костров, проведение очистки (уборки) территорий от горючих материалов и создание защитных минерализованных полос, установление порядка сбора мусора, уборки урожая и прочее.
Таким образом, в настоящее время действующим законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности выстроена четкая система комплексного нормирования, определяющая обязательные требования в области пожарной безопасности как к имущественному комплексу (зданиям, сооружениям, а также продукции сельского хозяйства), так и прилегающим территориям на которых они расположены вне зависимости от назначения земель.
Соответствующие требования обязательны для всех лиц, уполномоченных владеть, пользоваться либо распоряжаться этим имущественным комплексом, вне зависимости от вида земель, на которых они расположены.
В то же время, система обеспечения пожарной безопасности лесов обеспечивается только изнутри лесного участка.
Так, в соответствии со статьей 52 Лесного кодекса Российской Федерации и соответствующими подзаконными актами охрана лесов от пожаров включает в себя лишь выполнение правил и мер пожарной безопасности непосредственно в лесах.
В этой связи, требования противопожарного обустройства лесных угодий, также, по сути, являющихся объектом, требующим защиты от угроз перехода пожаров с прилегающих территорий отсутствуют. Как следствие, функции должностных лиц, осуществляющих пожарный надзор в лесах, не предусматривают организации и осуществления контроля за их защитой от вышеуказанной угрозы.
При этом, по данным Минприроды России, только в весенний период прошлого года свыше 40% лесных пожаров возникли в результате переходов природных пожаров с земель различных категорий, прилегающих к лесным массивам.
С учетом изложенного по аналогии с концептуальным Законом N69-ФЗ законопроектом необходимо предусмотреть в лесном законодательстве Российской Федерации систему мер, направленных на комплексную защиту от потенциальных угроз перехода природных пожаров в леса с прилегающих территорий.
Реализация данного предложения существенно повысит защищенность лесов, расположенных на различных категориях земель, обеспечит создание необходимых требований и мер противопожарного обустройства, и как следствие значительно упростит процедуру контроля за их реализацией.
Разработанный законопроект устанавливает меры пожарной безопасности на землях, имеющих общие границы с лесами, устанавливает зоны ответственности за предупреждение лесных пожаров на землях всех категорий.
Принятие законопроекта не будет иметь негативных экономических, социальных и иных последствий, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и позволит скорректировать действующую систему предупреждения пожаров в лесах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.