Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)"
(подготовлен Минобрнауки России 02.06.2016 г.)
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Министр |
Д.В. Ливанов |
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от "____"__________2016 г. N____
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт разработан на основе соответствующих профессиональных стандартов*(1).
1.3. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах*(2).
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации*(3) |
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Техник |
2 года 10 месяцев |
основное общее образование |
3 года 10 месяцев*(4) |
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания и регулирования технологических процессов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
технические средства и системы автоматического управления, в том числе технические системы, построенные на базе мехатронных модулей, используемых в качестве информационно-сенсорных, исполнительных и управляющих устройств, необходимое программно-алгоритмическое обеспечение для управления такими системами;
4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Осуществлять разработку и компьютерное моделирование элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов.
4.3.2. Осуществлять сборку и апробацию моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов.
4.3.3. Организовывать монтаж, наладку и техническое обслуживание систем и средств автоматизации.
4.3.4. Осуществлять текущий мониторинг состояния систем автоматизации.
4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Приложение 1 к настоящему ФГОС СПО).
V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Определять место, цели, назначение и экономическую значимость и направления развития будущей области профессиональной деятельности
ОК 2. Организовывать собственную профессиональную деятельность и деятельность подчиненного персонала, исходя из поставленных задач.
ОК 3. Адаптировать специализированные когнитивные и практические умения и методы для решения четко определенных, сложных и нестандартных проблем в области профессиональной деятельности.
ОК 4. Организовывать собственное профессиональное развитие и самообразование в целях эффективной профессиональной и личностной самореализации и развития карьеры, а также обучение подчиненного персонала
ОК 5. Адаптировать методы и способы решения профессиональных задач деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 6. Оценивать качество результатов собственной деятельности и деятельности подчиненного персонала с целью ее совершенствования.
ОК 7. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации из широкого набора источников, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и развития собственной профессиональной деятельности и деятельности подчиненного персонала
ОК 8. Использовать информационно-коммуникационные технологии, в т.ч. специализированные программные продукты для решения профессиональных задач и личностного развития
ОК 9. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей и различий социального и культурного контекста
ОК 10. Осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке применительно к освоенному уровню квалификации и области профессиональной деятельности
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Осуществлять разработку и компьютерное моделирование элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов.
ПК 1.1.Осуществлять анализ имеющихся решений для выбора программного обеспечения для создания и тестирования модели элементов систем автоматизации на основе технического задания.
ПК 1.2.Разрабатывать виртуальную модель элементов систем автоматизации на основе выбранного программного обеспечения и технического задания.
ПК 1.3.Проводить виртуальное тестирование разработанной модели элементов систем автоматизации для оценки функциональности компонентов.
ПК 1.4.Формировать пакет технической документации на разработанную модель элементов систем автоматизации.
5.2.2. Осуществлять сборку и апробацию моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов.
ПК 2.1. Осуществлять выбор оборудования и элементной базы систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации на модель элементов систем автоматизации.
ПК 2.2. Осуществлять монтаж и наладку модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документации
ПК 2.3. Проводить испытания модели элементов систем автоматизации в реальных условиях с целью подтверждения работоспособности и возможной оптимизации.
5.2.3. . Организовывать монтаж, наладку и техническое обслуживание систем и средств автоматизации.
ПК 3.1. Планировать работы по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации на основе организационно-распорядительных документов и требований технической документации
ПК 3.2.Организовывать материально-техническое обеспечение работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации.
ПК 3.3.Разрабатывать инструкции и технологические карты выполнения работ для подчиненного персонала по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации.
ПК 3.4.Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом.
ПК 3.5. Контролировать качество работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдение норм охраны труда и бережливого производства.
5.2.4. Осуществлять текущий мониторинг состояния систем автоматизации.
ПК 4.1.Контролировать текущие параметры и фактические показатели работы систем автоматизации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации для выявления возможных отклонений.
ПК 4.2.Осуществлять диагностику причин возможных неисправностей и отказов систем для выбора методов и способов их устранения
ПК 4.3.Организовывать работы по устранению неполадок, отказов оборудования и ремонту систем в рамках своей компетенции.
5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть программы подготовки специалистов среднего звена по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
По результатам освоение профессионального модуля (профессиональных модулей) проводится демонстрационный экзамен, включающий исполнение практического задания по одной или нескольким компетенциям профессионального модуля (профессиональных модулей).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ: |
3240 |
2160 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
660 |
440 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 |
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 |
|
уметь: в области аудирования: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные темы (профессиональные и бытовые), в области чтения: понимать тексты на базовые повседневные и профессиональные темы в области общения: общаться в большинстве типичных ситуаций, без предварительной подготовки участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые) в области письма: писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы знать: правила построения простых и сложных повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений правильные и неправильные глаголы основные времена глаголов и правила их использования степени сравнения прилагательных основные предлоги и правила их использования артикли и правила из использования правила формирования страдательного залога основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения |
|
172 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык в профессиональной деятельности |
ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ПК.1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.1.4 ПК.2.1 ПК.2.2. ПК.2.3 ПК.3.1 ПК.3.2 ПК.3.3 ПК.3.4. ПК.4.1 ПК.4.2 ПК.4.3 |
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
344 |
172 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 |
|
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
220 |
146 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: применять математические методы для решения профессиональных задач; использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях; знать: основные понятия и методы математического синтеза и анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики |
|
|
ЕН.01. Математика |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3 |
|
уметь работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности; использовать прикладные программные графические редакторы, информационно-поисковые системы; знать: особенности применения системных программных продуктов; базовые системные программные продукты для графического и компьютерного моделирования; |
|
|
ЕН.02. Компьютерное моделирование |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3
|
|
уметь: использовать изученные прикладные программные средства; использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники; знать: программные методы планирования и анализа проведённых работ; виды автоматизированных информационных технологий; основные понятия автоматизированной обработки информации и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем; основные этапы решения задач с помощью ЭВМ, методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации |
|
|
ЕН.03. Информационное обеспечение профессиональной деятельности |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3 |
|
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
2360 |
1574 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1096 |
732 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: пользоваться Единой системой конструкторской документации (далее - ЕСКД), ГОСТами, технической документацией и справочной литературой; оформлять технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ; выполнять чертежи с использованием элементов конструирования; моделировать трехмерные объекты в программе КОМПАС-3D. знать: основные правила построения чертежей и схем; способы графического представления пространственных образов; основные положения разработки и оформления конструкторской, технологической и другой нормативной документации; условно-графические обозначения на принципиальных схемах электронных компонентов; условные обозначения на аналоговых и цифровых микросхемах; |
|
|
ОП.01. Инженерная графика |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.1.4 ПК.2.1 ПК.2.2 ПК.2.3 |
|
уметь: рассчитывать параметры и элементы электрических и электронных устройств; собирать электрические схемы и проверять их работу; измерять параметры электрической цепи; знать: физические процессы в электрических цепях; методы расчета электрических цепей; методы преобразования электрической энергии |
|
|
ОП.02. Электротехника и основы электроники |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.1.4 ПК. 3.1 ПК.3.2. ПК.3.3 ПК.3.5 ПК.2.1 ПК.2.2 ПК.2.3 ПК 4.1 ПК.4.2 ПК. 4.3 |
|
уметь: выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в производстве; знать: область применения, методы измерения параметров и свойств материалов; способы получения материалов с заданным комплексом свойств; правила улучшение свойств материалов; особенности испытания материалов |
|
|
ОП. 03. Материаловедение |
ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК 2.1 ПК.2.2 ПК.2.3 |
|
уметь: проводить расчеты при проверке на прочность механических систем; рассчитывать параметры элементов электрических и механических схем; знать: общие понятия технической механики в приложении к профессиональной деятельности; типовые детали машин и механизмов и способы их соединения; основные понятия и аксиомы статики, кинематики и динамики |
|
|
ОП.04. Техническая механика |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.1.4 ПК.2.1 ПК.2.2 ПК.2.3 ПК 4.1. ПК.4.2 ПК.4.3 |
|
уметь: проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; использовать экобиозащитную технику; принимать меры для исключения производственного травматизма; применять защитные средства; пользоваться первичными переносными средствами пожаротушения; применять безопасные методы выполнения работ; знать: особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; организационные основы охраны труда в организации; правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок |
|
|
ОП.05. Охрана труда |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 2.2 ПК.2.3 ПК.3.1 ПК.3.2 ПК.3.4 ПК.3.5 ПК.4.1 ПК.4.2 ПК.4.3 |
|
уметь: пользоваться универсальными средствами измерений при проведении входного контроля и испытаний систем автоматизации; подбирать по справочным материалам измерительные средства в соответствии с заданной точностью измерений; пользоваться дополнительной литературой, учебными пособиями и другими источниками информации, выбирая при этом необходимые сведения для корректного проведения измерений; пользоваться системой стандартов в целях сертификации различных видов деятельности. знать: основные понятия, термины и определения; средства метрологии, стандартизации и сертификации; профессиональные элементы международной и региональной стандартизации; показатели качества и методы их оценки; системы и схемы сертификации основные понятия метрологии, стандартизации и сертификации; |
|
|
ОП.06. Метрология, стандартизация и сертификация |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.1.4 ПК.2.1 ПК.2.2 ПК.2.3 ПК 4.1. ПК.4.2 ПК.4.3 |
|
уметь: рассчитывать эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; находить и использовать современную информацию для технико-экономического обоснования деятельности организации; знать: основы организации производственного и технологического процессов; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их использования; принципы обеспечения устойчивости объектов экономики; основы макро- и микроэкономики |
|
|
ОП.07. Экономика организации |
ОК.1
ОК.3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК.3.1 ПК.3.2 ПК 3.5 |
|
уметь: рассчитывать основные параметры электрических, гидравлических и пневматических устройств и систем; проектировать типовые электрические, гидравлические и пневматические системы; снимать характеристики электрических, гидравлических и пневматических систем; знать: классификацию электрических, гидравлических и пневматических устройств; конструкцию, назначение, принцип действия электрических приводов, гидравлических машин и пневматических исполнительных устройств, двигателей, направляющей и управляющей аппаратуры, реле давления и времени |
|
|
ОП.08.Электрические, гидравлические и пневматических системы |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.1.4 ПК.2.1 ПК.2.2 ПК.2.3 ПК 4.1. ПК.4.2 ПК.4.3 |
|
уметь: подбирать по справочным материалам электрические машины для заданных условий эксплуатации; уметь использовать методы расчета и выбора электрических машин; знать: общие закономерности физических процессов в электрических машинах; современные методы экспериментального исследования и изготовления, особенности эксплуатации, области рационального применения и тенденции развития электрических машин. технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин |
|
|
ОП.09. Электрические машины и приводы |
ОК. 1 ОК 2 ОК. 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК.1.1 ПК.1.2. ПК.1.3 ПК.2.1 ПК.2.2 ПК.2.3 ПК.4.1 ПК.4.2 ПК.4.3 |
|
уметь: выбирать средства автоматики для контроля, регулирования, управления технологическими процессами и аппаратами; составлять простые схемы систем автоматического контроля, регулирования и управления технологическими процессами и отдельными аппаратами; проектировать системы производственной автоматики; осуществлять надзор за их внедрением и эксплуатацией; контролировать техническое состояние средств автоматики; знать: основы теории автоматического управления; принципы информационного и математического обеспечения и основные технические средства автоматизированных систем управления технологическими процессами; назначение и принцип действия контрольно-измерительных приборов; правила эксплуатации и условия работы измерительных приборов; основные законы и принципы автоматического регулирования технологических параметров устройство автоматики; статические и динамические характеристики и параметры элементов и автоматических систем регулирования; математические модели автоматических систем регулирования; роль автоматизации в научно-техническом прогрессе и его влиянии на социально- экономическое развитие страны. |
|
|
ОП.10. Основы промышленной автоматики |
ОК 1 ОК 2 ОК. 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК.1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.1.4 ПК. 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК. 3.2 ПК.3.3 ПК 3.5 ПК.4.1 ПК.4.2 ПК.4.3
|
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.11. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1 ПК.1.2 ПК.1.3 ПК.1.4 ПК.2.1 ПК.2.2 ПК.2.3 ПК.3.1 ПК.3.2 ПК.3.3 ПК.3.4 ПК.3.5 ПК 4.1. ПК.4.2 ПК.4.3 |
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1264 |
842 |
|
|
ПМ.01 |
Разработка и компьютерное моделирование элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов (по отраслям)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: анализа имеющихся решений для выбора программного обеспечения для создания и тестирования модели элементов систем автоматизации на основе технического задания; разработки виртуальной модели элементов систем автоматизации на основе выбранного программного обеспечения и технического задания; проведения виртуального тестирования разработанной модели элементов систем автоматизации для оценки функциональности компонентов. формирования пакета технической документации на разработанную модель элементов систем автоматизации. уметь: анализировать технические проекты и другую техническую документацию для выбора программного обеспечения для создания модели элементов систем автоматизации; составлять структурные и функциональные схемы различных систем автоматизации и ее компонентов; разрабатывать виртуальную модель элементов систем автоматизации; тестировать разработанные модели с использованием программного обеспечения; разрабатывать пакет технической документации для реализации виртуальных моделей элементов систем автоматизации; знать: требования ЕСКД и Единой системы технологической документации; назначение элементов и блоков систем управления, особенности их работы, возможности практического применения, основные динамические характеристики элементов и систем элементов управления; технические характеристики элементов систем автоматизации, принципиальные электрические схемы; программное обеспечение для моделирования; основные типы математических моделей и алгоритмы их реализации; принципы и методы автоматизированного проектирования технических систем. |
|
|
МДК.01.01. Теоретические основы разработки и компьютерного моделирования элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов (по отраслям) |
ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 |
ПМ.02 |
Сборка и апробация моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов (по отраслям)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выбора оборудования и элементной базы систем автоматизации в соответствии с заданием и требованием разработанной технической документации на модель элементов систем автоматизации; монтажа и наладки модели элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документации; проведения испытания модели элементов систем автоматизации в реальных условиях с целью подтверждения работоспособности и возможной оптимизации. уметь: анализировать техническую документацию на выполнение монтажных работ с целью определения эффективности методов монтажа и рационального выбора элементной базы; читать принципиальные структурные схемы, схемы автоматизации, схемы соединений и подключений; подбирать оборудование, элементную базу и средства измерения систем автоматизации в соответствии с условиями технического задания; оценивать качество моделей элементов систем автоматизации; выполнять монтажные работы проверенных моделей элементов систем автоматизации на основе разработанной технической документацией; выбирать необходимые средства измерений и автоматизации с обоснованием выбора; производить наладку моделей элементов систем автоматизации; проводить испытания моделей элементов систем автоматизации с использованием контрольно-диагностических приборов, с целью подтверждения их работоспособности и адекватности; знать: теоретические основы и принципы построения автоматизированных систем управления; типовые схемы автоматизации основных технологических процессов отрасли; структурно-алгоритмичную организацию систем управления и их основные функциональные модули; устройство, схемные и конструктивные особенности элементов; метрологическое обеспечение автоматизированных систем; нормативные требования по проведению монтажных и наладочных работ автоматизированных систем; технологию монтажа и наладки оборудования автоматизированных систем с учетом специфики технологических процессов; методы оптимизации работы элементов автоматизированных систем; |
|
|
МДК.02.01. Технология сборки и апробации моделей элементов систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов (по отраслям) |
ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3
|
ПМ.03 |
Организация работы подчинённого персонала по осуществлению монтажа, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации (по отраслям) В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: планирования работы по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации на основе организационно-распорядительной документации и требований технической документации; организации материально-технического обеспечения работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации; разработки инструкций и технологических карт выполнения работ для подчиненного персонала по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации; организации выполнения производственных заданий подчиненным персоналом; контроля качества работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации, выполняемых подчиненным персоналом и соблюдения норм охраны труда и бережливого производства; уметь: разрабатывать текущую и плановую документацию по монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации; в рамках должностных полномочий осуществлять подготовку документации для заключения договоров со специализированными организациями на поставку оборудования, аппаратных и программных средств автоматизации и выполнение специализированных работ; организовывать рабочие места, согласно требованиям охраны труда и отраслевым стандартам; планировать расстановку кадров зависимости от задания и квалификации кадров; проводить производственный инструктаж подчиненных; обеспечивать выполнение заданий материальными ресурсами; разрабатывать инструкции и технологические карты на выполнение работ; на основе установленных производственных показателей оценивать качество выполняемых работ для повышения их эффективности; использовать средства материальной и нематериальной мотивации подчиненного персонала для повышения эффективности решения производственных задач; контролировать выполнение подчиненными производственных заданий на всех стадиях работ; поддерживать безопасные условия труда при монтаже, наладке и техническом обслуживании средств автоматизации и механизации; контролировать соблюдение подчиненным персоналом требований охраны труда, принципов бережливого производства, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности, для принятия корректирующих мер в случае необходимости; разрабатывать предложения по улучшению работы на рабочем месте с учетом принципов бережливого производства. знать: действующие локально - нормативные акты производства, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; отраслевые примеры лучшей отечественной и зарубежной практики организации труда; порядок разработки и оформления технической документации; методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала; методы оценки качества выполняемых работ; правила охраны труда, противопожарной и экологической безопасности, правила внутреннего трудового распорядка; виды, периодичность и правила оформления инструктажа; организацию производственного и технологического процесса. |
|
|
МДК.03.01. Теоретические основы организации работы подчинённого персонала по осуществлению монтажа, наладке и техническому обслуживанию систем и средств автоматизации (по отраслям)
|
ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 3.1 ПК 3.2. ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 3.5 |
ПМ.04 |
|
|
|
|
|
|
Проведение текущего мониторинга состояния систем автоматизации (по отраслям) В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: контроля текущих параметров и фактических показателей работы систем автоматизации в соответствии с требованиями нормативно-технической документацией для выявления возможных отклонений; диагностики причин возможных неисправностей и отказов систем для выбора методов и способов их устранения; организации работы по устранению неполадок, отказов оборудования и ремонту систем в рамках своей компетенции. уметь: осуществлять технический контроль соответствия параметров устройств и функциональных блоков систем автоматизации установленным нормативам; выбирать методы диагностики и средства измерений для выявления причин неисправностей и отказов; на основе показателей технических средств диагностики оценивать работоспособность устройств и функциональных блоков систем автоматизации; рассчитывать показатели надежности устройств и функциональных блоков систем автоматизации; разрабатывать графики и техническую документацию на проведение планово - предупредительных работ; выявлять причины неисправностей и отказов устройств и функциональных блоков систем автоматизации с помощью визуального контроля и технической диагностики; вести постоянный учет отказов, сбоев для выявления и устранения причин их возникновения; определять износ отдельных устройств автоматизированной системы с целью своевременной замены; организовывать работу персонала по проведению текущего ремонта средств и систем контроля, функциональных блоков систем автоматического управления с помощью измерений и испытаний; контролировать работу персонала по замене неисправных элементов устройств и функциональных блоков систем автоматизации для восстановления работоспособности автоматизированной системы. знать: типовые средства измерений систем автоматизации, их область применения, устройство и конструктивные особенности; основные технологические параметры устройств и функциональных блоков систем автоматизации и методы их измерения; технические и метрологические характеристики устройств и функциональных блоков систем автоматизации; методы диагностики и восстановления работоспособности устройств и функциональных блоков систем автоматизации; показатели надежности элементов систем автоматизации; правила эксплуатации устройств и функциональных блоков систем автоматизации; методы и способы устранения неисправностей и отказов устройств и функциональных блоков систем автоматизации; порядок и периодичность планово-предупредительного и профилактического ремонта. . |
|
|
МДК.04.01. Технология текущего мониторинга состояния систем автоматизации (по отраслям)
|
ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 |
ПМ.05 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1404 |
936 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
4644 |
3096 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
23 нед. |
828 |
|
ОК 1-9 ПК 1.1 -4.3 |
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
86 нед. |
Учебная практика |
23 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
23 нед. |
Итого |
147 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубах;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(5).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
|
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед |
|
промежуточная аттестация |
2 нед. |
|
каникулы |
11 нед. |
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(6).
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация программы ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля) и педагогическое образование. Профессиональный модуль выполнения работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих реализуется мастерами производственного обучения, имеющими соответствующую квалификацию. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 4 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.*(7)
7.18. Образовательная организация должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации или обеспечивать доступ к необходимым ресурсам, в том числе на условиях аутсорсинга и/или в рамках сетевого взаимодействия. Материально-техническая база должна соответствовать действующим экологическим, санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
истории и философии;
иностранного языка в профессиональной деятельности;
математики;
компьютерного моделирования и информационного обеспечения профессиональной деятельности;
инженерной графики;
электротехники и электроники;
промышленной автоматики;
технической механики
метрологии, стандартизации и сертификации;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
экономики отрасли
Лаборатории:
Электротехники и электроники;
технической механики;
материаловедения и испытания материалов;
электротехнических измерений;
автоматизации технологических процессов;
технических средств обучения.
Мастерские:
слесарные;
электромонтажные;
монтажа, наладки, ремонта и эксплуатации систем автоматического управления;
спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности. Мастерские и лаборатории должны быть оснащены рабочими местами с комплектом оборудования, инструментов, необходимых для освоения данных видов деятельности (Приложение 2).
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам*(8).
8.6. Государственная итоговая аттестация представляет собой интегрированный выпускной экзамен по профессии и включает демонстрационный экзамен по профессиональным модулям и посменную квалификационную работу.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Приложение 1
к ФГОС СПО по специальности 15.02.07
Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) |
Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 |
2 |
18494 |
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике |
14919 |
Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики |
14889 |
Наладчик автоматических линий и агрегатных станков |
14901 |
Наладчик автоматов и полуавтоматов |
Приложение 2
Требования к материально-техническому обеспечению
для реализации ФГОС СПО 15.02.07
Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
1. Кабинет систем автоматизированного трехмерного моделирования и прототипирования АРМ 3d моделирования и прототипирования.
Программное обеспечение для систем автоматизированного трехмерного моделирования и прототипирования АРМ 3d моделирования и прототипирования на платформе Autodesk
Компьютерное оснащение рабочих мест
2. Лаборатория систем параметрического моделирования и автоматизированных систем АРМ параметрического моделирования и конфигурирования АС КТПП.
Программное Обеспечение для систем параметрического моделирования и автоматизированных систем АРМ параметрического моделирования и конфигурирования АС КТПП на платформе Autodesk
Компьютерное оснащение рабочих мест
3. Учебное оборудование лаборатории "Гидравлические и пневматические приводы и средства автоматики" (на 12 студентов)
Двухсторонний учебно-лабораторный стенд в составе:
Базис на колесах с 2-мя тумбами, антресолью и столешницей
Панель с монтажной сеткой
Набор дополнительного оборудования для стендов в составе:
Насосный агрегат (односторонний) (220V, 50Hz)
Масло гидравлическое NUTO H-22 (Канистра 18кг)
Компрессор низкошумный JUN-AIR 4-25
Комплект устройств промышленной гидроавтоматики в составе:
Блоки 4/2-распределителя (сх. 574) с ручным, роликовым управлен.
Блоки 4/3-распределителя (сх. 64, 34) с ручным управлен.
Блок напорного клапана прямого действия c ОК стыковой
Напорный клапан прямого действия навесной
Блок 3-х линейного редукционного клапана с ОК
Дроссель с обратным клапаном
2-х линейный регулятор расхода с ОК
Гидрозамок
Шланг 600 мм с обратным клапаном с б/р муфтами
Гидроцилиндр двустороннего действия
Манометр
Комплект шлангов c б/р муфтами (4х1000мм и 8х600 мм)
Коллектор гидравлический
Коллектор гидравлический с манометром
Блок напорного клапана непрямого действия
Гидроаккумулятор с блоком управления
Делитель потока
Гидромотор
Комплект устройств промышленной электрогидроавтоматики в составе:
Реле давления регулируемое
Блоки с 4/2-распределителем (сх. 574) с ЭМ управл., импульсный
Блоки с 4/3-распределителем (сх. 44, 64) с ЭМ управл.
Комплект устройств промышленной пневмоавтоматики в составе:
Блок подготовки воздуха
Коллектор пневматический
Пневмоцилиндр одностороннего действия
Пневмоцилиндр двустороннего действия
3/2 распределитель с ручным, роликовым управлением, Н/З
5/2 распределитель с ручным управлением, с односторонним пневм. упр., с двусторонним пневм. упр.
Дроссель с обратным клапаном
Клапан быстрого выхлопа
Манометр
Пневмоклапан "И", "ИЛИ"
Тройник пневматический
Шланг пневматический ф 4мм, (20м)
Пневмо-клапан выдержки времени
Клапан редукционный с манометром
Комплект устройств промышленной электропневмоавтоматики в составе:
3/2 распределитель с односторонним ЭМ управлением
5/2 распределитель с односторонним, двусторонним ЭМ управлением
Реле давления реглируемое
Комплект устройств электрического управления в составе:
Панель с кнопкой электрической
Панель с кнопкой электрической (с подхватом)
Панель с реле электромагнитным
Панель с реле времени с задержкой включения и отключения
Панель с электромеханическим счетчиком циклов
Источник питания 24V, 4.5A
Комплект электрических путевых выключателей в составе:
Выключатели: герконовый, индуктивный путевой, ёмкостной путевой, оптический путевой, электромеханический путевой
Комплект электрических кабелей с цветоделением
Набор измерительных устройств и приборов в составе:
Система визуализации и измерения расхода жидкости
Мультиметр цифровой
Секундомер
Комплект гидроаппаратов модульного монтажа в составе:
4/3-распределитель с ручным управлением
Дроссели с обратными клапанами
Клапан давления
Гидрозамок 2-х стороннего действия
Набор монтажных шпилек
Плита монтажная с быстроразъемными ниппелями
Комплект учебно-методических материалов в составе:
Набор магнитных аппликационных моделей условных графических обозначений устройств гидро, пневмо и электроавтоматики
Комплект кодограмм "Гидравлический привод"
Учебно-методическое пособие "Гидравлические приводы и системы", 2007; "Пневматические приводы и средства автоматизации", 2004
Сборник практических и лабораторных работ по гидроавтоматике, пневмоавтоматике
Комплект кодограмм "Пневматические приводы и средства автоматики"
Типовой комплект учебного оборудования "Электрические цепи и основы электроники".
NI ELVIS II Mechatronics - Учебный стенд по технологиям систем управления в мехатронике.
NI cFP-SCADA - Учебный стенд по автоматизации технологических процессов и изучению систем управления реального времени
NI cRIO Robot и - Учебный стенд по изучению систем управления промышленными роботами
Основы электроники ОЭ2-С-Р (стендовое исполнение), артикул УТ-838.
Лабораторный комплект на базе системы сбора и анализа данных и управления для проектной деятельности с беспроводным доступом (на 15 чел.)
Учебный стенд "Системы управления" (робототехника).
Лаборатория мехатроники на базе комплекса MPS-210
Лаборатория метрологии.Учебно-методический комплекс "Измерения в технических системах"
Многофункциональный настольный измерительно-вычислительный комплекс на базе платформы NI ELVIS 2+.
3х координатная измерительная машина Mitutoyo Crista-Apex S
Открытая платформа NI Elvis II
Модульная платформа NI PXI
Многофункциональная тестовая лаборатория: Микроэлектроника, аналоговые и цифровые измерительные системы
Вибротестер Джон Зи
Осциллограф: RIGOL DS1052E; DSO Nano v2
Оптический локатор - оптический дефектоскоп
Лабораторный стенд - тренажер для проведения монтажных работ (СЭМ-У3).
ПИД регулятор цифровой
FC/APC, SM, 32/30 дБ Комплект инструментов НИМ-25 для разделки кабеля
Матрешка Z
"Универсальная система автоматизированного проектирования КОМПАС-График"
3D принтер bq
Типовой комплект учебного оборудования "Защитное зануление и заземление"
Типовой комплект учебного оборудования "Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором (с цифровым ваттметром)
Типовой комплект учебного оборудования "Однофазный трансформатор"
Типовой комплект учебного оборудования "Основы электроники"
Базовый модуль с измерительными приборами (USB)
Набор мультимедиа учебных курсов: Сменная плата и мультимедиа курс "Цепи постоянного тока 1, 2", "Цепи переменного тока 1, 2", "Электронные устройства 1, 2", "Цифровая электроника 1, 2", "Операционные усилители 1", "Датчики"
Измерительный блок Sensor-CASSY USB.Программное обеспечение CASSY LAB
Панель "Датчики" с базовым набором датчиков различного типа. Дополнительный набор датчиков.Датчики: ультразвуковой, оптоволоконный, аналоговый, NAMUR
Набор экспериментальных сменных панелей
Панель с кнопками управления
Панель с 7-ми сегментным индикатором и лампой
Панели LOGO!, ПЛК S7-1200, ПЛК S7-300, HMI KTP 600, PID регулятора. Кабели связи к панелям с компьютером-программатором.
Панель "Регулирование двигателя постоянного тока"
Модуль "Регулирование температуры и яркости"
Панель "Регулирование положения шагового двигателя"
Панель "Датчики" с набором датчиков различного типа
Набор дополнительных датчиков
Панель связи ПЛК с учебной моделью "3D-манипулятор" (в комплекте с панелью связи)
Панель связи ПЛК с учебной моделью "Автоматическая линия" (в комплекте с панелью связи)
Набор экспериментальных сменных панелей "Программируемые логические контроллеры".
Центральный процессор CPU 1212С (2 AI/8 DI/6 DO)
Модуль дискретных входов/выходов SМ 1223 (8 DI/8 DO)
Модуль аналоговых входов/выходов SB 1232 (1 AO)
Сигнальная плата-расширение дискретных вх/вых SB 1223 (2DI/2DO)
Кабель UTP связи ПК с контроллером (Ethernet, разъем RJ-45)
Программное обеспечение Step 7 Basic V12
Учебная панель с панелью оператора HMI KTP 600 (для S7-1200)
4-канальный коммутатор Indastrial Ethernet, 4xRJ45
Кабель UTP связи панели HMI с контроллером (Ethernet, разъем RJ-45)
Центральный процессор CPU 315-2DP
Модуль вывода дискретных сигналов SM 323 (8 DI/8 DO)
Модуль ввода-вывода аналоговых сигналов SM 334 (4 AI/2 AO)
Блок питания PS 307
Учебная панель с панелью оператора HMI OP77B (для S7-300)
Моноблок для программирования ПЛК
Модуль датчика освещенности
Модуль привода жалюзи
Модуль жалюзи
Модуль с лампами
Модуль реле
Модуль комнатной панели управления
Модуль двухклавишного выключателя
Модуль дискретных входов
Модуль отопительного клапана
Модуль привода воздушного клапана
Модуль датчика температуры
Модуль термостата
Модуль вентилятора
Модуль метеостанции
Модуль датчика присутствия
Модуль датчика качества воздуха
Модуль диммера
Модуль светильников
Модуль визуализации с сенсорной панелью
Цифровая станция ввода данных и регистрации результатов экспериментов.
Настольный станок с ЧПУ для "выращивания" деталей с ПО и набором расходных материалов (3D-принтер)
Мехатронный модуль многоуровневой сортировки деталей.
Мехатронный модуль сортировки LOGO
-------------------------------------------
*(1) Профессиональные стандарты:
"Специалист по автоматизированным системам управления производством", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "13" октября 2014 г. N713н
"Специалист по автоматизации и механизации технологических процессов механосборочного производства", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "08" сентября 2015 г. N713н
*(2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22 ,ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72).
*(3) ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППССЗ ориентирован на 4-6 уровень квалификации в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов Профессиональных стандартов" от 12 апреля 2013 года N 148н.
*(4) Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72.
*(6) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247; N 49, ст. 6923, ст. 6924; N 52, ст. 7542, ст. 7544; 2015, N 13, ст. 1802).
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72
*(8) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.