Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 19.01.02 Лаборант-аналитик"
(подготовлен Минобрнауки России 02.06.2016 г.)
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 19.01.02 Лаборант-аналитик.
Министр |
Д.В. Ливанов |
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от "____"__________2016 г. N____
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 19.01.02 Лаборант-аналитик
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 19.01.02 Лаборант-аналитик для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт разработан на основе соответствующих профессиональных стандартов*(1).
1.3. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.02 Лаборант-аналитик имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.*(2)
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Сроки получения СПО по профессии 19.01.02 Лаборант-аналитик в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*(3) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
на базе среднего общего образования |
Лаборант-микробиолог Лаборант-полярографист
Лаборант пробирного анализа
Лаборант спектрального анализа
Лаборант химического анализа
Лаборант химико-бактериологического анализа Пробоотборщик |
10 мес. |
на базе основного общего образования |
2 года 10 мес.*(4) |
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям СПО:
1) Лаборант-микробиолог, Лаборант химико-бактериологического анализа, Пробоотборщик;
2) Лаборант-полярографист, Лаборант спектрального анализа, Лаборант пробирного анализа, Пробоотборщик;
3) Лаборант химического анализа, Пробоотборщик.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: анализ состава и свойств веществ и материалов с использованием химических и физико-химических методов анализа.
4.2 Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
природные и промышленные материалы;
лабораторное оборудование;
посуда и реактивы;
нормативная и техническая документация.
4.3. Обучающийся по профессии 19.01.02 Лаборант-аналитик готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб, растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности
4.3.2. Проведение микробиологического и химико-бактериологического анализа
4.3.3. Проведение спектрального, полярографического и пробирного анализа
4.3.4. Проведение химического и физико-химического анализа
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Определять место, цели, назначение и экономическую значимость своей будущей профессиональной деятельности
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленных задач.
ОК 3. Выбирать методы и способы решения профессиональных задач деятельности исходя из конкретного контекста
ОК 4. Оценивать качество результатов собственной деятельности с целью ее совершенствования
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации из ограниченного набора источников, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и развития собственной профессиональной деятельности
ОК 6. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 7. Осуществлять эффективную коммуникацию с коллегами и руководством и др. заинтересованными сторонами
ОК 8. Понимать содержание инструкций по использованию оборудования на одном иностранном языке
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, требованиями охраны труда и экологической безопасности
ПК 1.1. Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования для проведения анализа.
ПК 1.2. Подготавливать пробы (жидкие, твердые, газообразные) и растворы заданной концентрации к проведению анализа в соответствии с правилами работы с химическими веществами и материалами.
ПК 1.3. Контролировать необходимые параметры на соответствие требованиям.
5.2.2. Проведение микробиологического и химико-бактериологического анализа
ПК 2.1. Проводить микробиологические анализы и химико-бактериологические в соответствии со стандартными и нестандартными методиками, техническими требованиями и требованиями охраны труда.
ПК 2.2. Проводить оценку и контроль выполнения микробиологических и химико-бактериологических анализов.
ПК 2.3. Проводить регистрацию, расчеты, оценку и документирование результатов.
5.2.3. Проведение спектрального, полярографического и пробирного анализов
ПК 3.1. Проводить спектральные, полярографические и пробирные анализы в соответствии со стандартными и нестандартными методиками, техническими требованиями и требованиями охраны труда.
ПК 3.2. Проводить оценку и контроль выполнения спектральных, полярографических и пробирных анализов.
ПК 3.3. Проводить регистрацию, расчеты, оценку и документирование результатов.
5.2.4. Проведение химических и физико-химических анализов
ПК 4.1. Проводить химический и физико-химический анализ в соответствии со стандартными и нестандартными методиками, техническими требованиями и требованиями охраны труда.
ПК 4.2. Проводить оценку и контроль выполнения химического и физико-химического анализа.
ПК 4.3. Проводить регистрацию, расчеты, оценку и документирование результатов.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов: общепрофессионального;
Профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
По результатам освоение профессионального модуля (профессиональных модулей) проводится демонстрационный экзамен, включающий исполнение практического задания по одной или нескольким компетенциям профессионального модуля (профессиональных модулей).
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
300 |
200 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам
должен: уметь: правильно эксплуатировать электрооборудование и контрольно-измерительные приборы; применять основные законы электротехники в процессе проведения лабораторного анализа; снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; знать: классификацию электронных приборов, их устройство и область применения; основные законы электротехники; основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин; принцип работы типовых электрических устройств сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов, их назначение и принципы использования, правила пуска, остановки; правила техники безопасности при работе с электрическими приборами |
|
|
ОП.01. Основы электротехники |
ОК 1 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 -2.3 ПК 3.1-3.3. ПК 4.1-4.3. |
|
уметь: выполнять расчеты с применением прикладных компьютерных программ; оформлять документацию в соответствии с действующей нормативной базой; читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией; использовать справочно-правовые системы для решения профессиональных задач на примере СПС "Консультант Плюс", "Гарант"; применять антивирусные средства защиты информации. использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией знать: назначение, состав, основные характеристики компьютера; способы создания, редактирования, форматирования документа с помощью текстового редактора; способы оформления и выполнения расчетов с помощью табличного процессора; принципы проектирования и разработки базы данных; технологию поиска информации в Интернете; принципы защиты информации от несанкционированного доступа; основные понятия автоматизированной обработки информации. |
|
|
ОП.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 1 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 -2.3 ПК 3.1-3.3. ПК 4.1-4.3. |
|
должен: уметь: использовать приемы саморегуляции в процессе межличностного общения. знать: приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; |
|
|
ОП.03. Психология общения |
ОК 1 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 -2.3 ПК 3.1-3.3. ПК 4.1-4.3. |
|
уметь: в области аудирования: понимать отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся тем, связанных с трудовой деятельностью понимать, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях (в т.ч. устных инструкциях). в области чтения: понимать очень короткие простые тексты, находить конкретную, нужную для работы информацию в проспектах, технических описаниях и инструкциях. в области общения: общаться в простых типичных ситуациях трудовой деятельности, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых тем и видов деятельности поддерживать краткий разговор на производственные темы, используя простые фразы и предложения, рассказать о своей работе, учебе, планах. в области письма: писать простые короткие записки и сообщения. зxн~аpт"ь?: правила построения простых повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений основные общеупотребительные правильные и неправильные глаголы основные времена глаголов и правила их использования степени сравнения ограниченного набора прилагательных основные предлоги и правила их использования артикли и правила из использования основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения |
|
|
ОП.04. Иностранный язык в профессиональной деятельности |
ОК 1 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 -2.3 ПК 3.1-3.3. ПК 4.1-4.3. |
|
уметь: проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений; составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции; составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов; знать: классификацию химических реакций и закономерности их проведения; обратимые и необратимые химические реакции; окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена; основные понятия и законы химии; периодический закон и периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам; типы и свойства химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной); формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов; характерные химические свойства неорганических веществ различных классов |
|
|
ОП.05. Общая и неорганическая химия |
ОК 1 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 -2.3 ПК 3.1-3.3. ПК 4.1-4.3. |
|
уметь: описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа; обосновывать выбор методики анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию; готовить растворы заданной концентрации; проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; знать: аппаратуру и технику выполнения анализов; значение химического анализа, основы методов качественного и количественного анализа химических соединений; способы выражения концентрации веществ; теоретические основы методов анализа; технику выполнения анализов; типы ошибок в анализе. |
|
|
ОП.06. Основы аналитической химии |
ОК 2 ОК 3 ОК 6 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1 - 3.3
ПК 4.1.-4.3.
|
|
уметь: выбирать методы и средства измерений в зависимости от объекта измерений оценивать погрешность измерений оформлять технологическую и техническую документацию определять предельные отклонения измеряемых величин в соответствии с технической документацией; выполнять процедуры внутрилабораторного контроля; выполнять требования отраслевых, государственных и международных стандартов. проводить и оценивать качество испытаний на соответствие требованиям нормативно-технической документации. знать: основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации, связанные с проведением анализа; объекты и методы измерений, виды контроля; принципы технических измерений; виды измерительных средств; методы определения погрешностей измерений; устройство, условия и правила применения контрольно- измерительных приборов, инструментов и испытательной аппаратуры, используемых для анализа; порядок осуществления внутрилабораторного контроля; сходимость, воспроизводимость, точность измерений; требования отраслевых, государственных и международных стандартов; требования нормативно-технической документации на качество лабораторных испытаний. |
|
|
ОП.07. Технические измерения и метрологическое обеспечение качества. |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 5 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 - 2.3 ПК 3.1- 3.3 ПК 4.1.-4.3. |
|
уметь: оценивать последствия несоблюдения требований экологической безопасности при проведении работ; применять безопасные методы ведения работ; пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты; использовать экобиозащитную и противопожарную технику. знать: виды травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; виды средств защиты и правила их использования; воздействие токсичных веществ на организм человека и окружающую среду; меры предупреждения пожаров и взрывов при использовании химических реактивов; нормативные документы по охране труда и здоровья, в т.ч. в области профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности; права и обязанности работников в области охраны труда и экологической безопасности, ответственность за их несоблюдение |
|
|
ОП.08.Охрана труда и экологическая безопасность |
ОК1 - 8 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 -2.3 ПК 3.1-3.3. ПК 4.1-4.3.
|
|
уметь: использовать средства индивидуальной и коллективной защиты при возникновении чрезвычайной ситуации; применять первичные средства пожаротушения; оказывать доврачебную помощь пострадавшим в чрезвычайной ситуации; предпринимать на рабочем месте профилактические меры для предупреждения и минимизации рисков для жизни и здоровья людей; организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; знать: основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах и иных стихийных бедствия; типологию чрезвычайных ситуаций; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
32 |
ОП.09.Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1-8 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 -2.3 ПК 3.1-3.3. ПК 4.1-4.3.
|
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
484 |
336 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
484 |
336 |
|
|
ПМ.01 |
Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и требованиями охраны труда и экологической безопасности В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: подготовки рабочего места, лабораторных условий, средств измерений и испытательного оборудования к проведению анализа состава и свойств веществ и материалов; подготовки жидких, твердых, газообразных проб и растворов заданной концентрации к проведению анализа
контроля необходимых параметров на соответствие требованиям уметь: оценить состояние рабочего места на соответствие нормативной документации и лабораторных условий; контролировать условия окружающей среды с записью в журнале; применять в процессе работы специализированную одежду, средства индивидуальной защиты; применять технику безопасности - при работе химическими веществами (кислотами, щелочами, токсичными веществами, легковоспламеняющимися веществам) и испытательным оборудованием; проверять сроки действия аттестатов/сертификатов контрольно-измерительных приборов; проверять сроки действия применяемых стандарт-титров, химических реактивов и растворов; подготавливать пробы, материалы, комплектующие изделия и испытательное оборудование для проведения анализов; проводить калибровку мерной посуды; анализировать рабочее задание на подготовку растворов, материалов комплектующих изделий для проведения анализов в соответствии с требованиями документации знать: правила по охране труда; инструкции по пожарной безопасности, экологической безопасности; классификацию реактивов по чистоте; назначение и классификацию химической посуды; требования к химической посуде; средства и способы мытья химической посуды; виды, назначение и устройство лабораторного оборудования для проведения различных видов анализа; правила сборки лабораторных установок для анализов и синтезов; правила подготовки к работе испытательного оборудования; свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам; правила обращения с реактивами и правила их хранения методики приготовления растворов различных концентраций назначение, виды, способы и технику выполнения пробоотбора; требования, предъявляемые к качеству проб; устройство оборудования для отбора проб; правила учета и хранения проб и оформления соответствующей документации |
|
|
МДК.01.01. Подготовка рабочего места, лабораторных условий средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов для проведения химического анализа |
ОК 2,3,4, 8 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 -2.3 ПК 3.1-3.3. ПК 4.1-4.3.
|
ПМ.02 |
Проведение микробиологического и химико-бактериологического анализа В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения микробиологического и химико-бактериологического анализа в соответствии со стандартными и нестандартными методиками; проведения оценки и контроля выполнения микробиологических и химико-бактериологических анализов; проведения регистрации, расчетов, оценки и документирования результатов уметь: стерилизовать посуду и вспомогательные материалы; приготавливать и стерилизовать питательные среды; определять рН, стерильность, активность по йодометрии биологическим и другими методами; подготавливать посевной материал; культивировать микроорганизмы; использовать микроскопические методы исследования; утилизировать микробиологические отходы; контролировать санитарное состояние производства; вести контрольно-учетные записи по установленной форме; руководствоваться методами микробиологического или химико-бактериологического анализа согласно, действующих нормативных документов. проводить документирование результатов анализа знать: правила работы в стерильных условиях; основы микробиологии, категории и формы микроорганизмов; способы установки ориентировочных титров; свойства применяемых реактивов и требования, предъявляемые к ним; технологический процесс приготовления питательных сред; правила работы в стерильных условиях; способы подготовки лабораторного оборудования; требования, применяемые к качеству проб и проводимых анализов; характеристики методов микробиологического и химико-бактериологического анализа. |
|
|
МДК.02.01. Микробиология МДК 02.02 Методы микробиологического и химико-бактериологического анализа |
ОК 2,3,4 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 -2.3 |
ПМ 03 |
Проведение спектральных, полярографических и пробирных анализов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения спектральных, полярографических и пробирных анализов в соответствии со стандартными и нестандартными методиками; проведения оценки и контроля выполнения спектральных, полярографических и пробирных анализов; проведения регистрации, расчетов, оценки и документирования результатов уметь: настраивать оборудование и контролировать его работу для проведения анализа; готовить образцы к проведению спектральных, полярографических и пробирных анализов; снимать показания с приборов анализировать полученные результаты; применять программное обеспечение для ведения спектральных и полярографических анализов. проводить регистрацию и расчеты анализов; вести документирование результатов знать: основные оптические законы, оптические и электронно-оптические измерения; классификацию и характеристики полярографических, спектральных и пробирных методов анализа;
методику проведения полярографических, спектральных и пробирных анализов; диапазоны спектров и виды излучений; виды, устройство и правила обслуживания оборудования. требования, предъявляемые к качеству проб; правила ведения записей результатов анализа. |
|
|
МДК.03.01. Методы спектральных полярографических и пробирных анализов МДК. 03.02 Основы оптики и фотоники |
ОК 2,3,4 ПК 1.1 - 1.3 ПК 3.1-3.3.
|
ПМ 04 |
Проведение химических и физико-химических анализов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения химических и физико-химических анализов в соответствии со стандартными и нестандартными методиками; проведения оценки и контроля выполнения химических и физико-химических анализов; проведения регистрации, расчетов, оценки и документирования результатов уметь: осуществлять подготовительные работы для проведения химического и физико-химического анализа; осуществлять химический и физико-химический анализ; проводить сравнительный анализ качества продукции в соответствии со стандартными образцами состава; проводить статистическую оценку получаемых результатов и оценку основных метрологических характеристик; вести документирование результатов анализа. знать: назначение, классификацию, требования к химико-аналитическим лабораториям; основы выбора методики проведения анализа; нормативную документацию на выполнение анализа химическими и физико-химическими методами правила учета проб и оформления соответствующей документации; основные лабораторные операции; контроль качества анализов; показатели качества продукции; технологию проведения качественного и количественного анализа веществ химическими и физико-химическими методами; правила эксплуатации приборов и установок; обработку и учет результатов химических и физико-химических анализов |
|
|
МДК.04.01. Методы химического и физико-химического анализа |
ОК 2,3,4 ПК 1.1 - 1.3 ПК 4.1-4.3. |
ФК.00 |
Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
80 |
40 |
|
ОК 2 - 7 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
1080 |
720 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
19/39 нед. |
684/1404 |
|
ОК 1-8 ПК 1.1 - 1.3 ПК 2.1 -2.3 ПК 3.1-3.3. ПК 4.1-4.3. |
ПП.00 |
Производственная практика на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
|
|||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1/2 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1/3 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
19/39 нед. |
Производственная практика на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | |
Промежуточная аттестация на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1/2 нед. |
Государственная итоговая аттестация на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1/2 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого: на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
43/65 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".*(5)
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
57 нед. |
промежуточная аттестация |
3 нед. |
каникулы |
22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.*(6)
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация программы ППКРС должна реализовываться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля) и педагогическое образование. Профессиональные модули реализуются мастерами производственного обучения, имеющими квалификацию выше, чем предусмотрена для выпускников по соответствующему модулю. Преподаватели и мастера производственного обучения проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в три года
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.*(7)
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
безопасности жизнедеятельности;
электротехники;
стандартизации и технических измерений;
охраны труда;
химических дисциплин.
Лаборатории:
неорганической химии
аналитической химии;
микробиологических методов анализа;
спектрального анализа;
физико-химических методов анализа; информационных технологий.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности. Мастерские и лаборатории должны быть оснащены рабочими местами с комплектом оборудования, инструментов, необходимых для освоения данных видов деятельности (Приложение 1).
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.*(8)
8.6. Государственная итоговая аттестация представляет собой интегрированный выпускной экзамен по профессии и включает демонстрационный экзамен по профессиональным модулям и посменную квалификационную работу.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Приложение 1
Требования к материально-техническому обеспечению для реализации
ФГОС СПО 19.01.02 Лаборант-аналитик
Требования к материально-технического обеспечения
учебно-производственной мастерской
микробиологической лаборатории
Наименование мастерской/лаборатории
Лаборант-микробиолог, Лаборант химико-бактериологического анализа, Пробоотборщик
Таблица 1
Основное и вспомогательное технологическое оборудование
N п/п |
Наименование оборудования |
Кол-во единиц на 15 рабочих мест |
1. |
Весы технические весы |
15 |
2. |
Весы аналитические |
15 |
3. |
Фотоколориметр |
2 |
4. |
Микроскоп |
15 |
5. |
холодильник |
1 |
6. |
рН-метр |
2 |
7. |
Дозатор пипеточный 100-1000мкл |
15 |
8. |
Дозатор пипеточный 500-5000мкл |
15 |
9. |
электроплитка |
15 |
10. |
Термостат суховоздушный |
2 |
11. |
Насос для отбора проб воздуха |
15 |
12. |
Коллектор для отбора проб |
15 |
13. |
пылемер |
15 |
14. |
Импинджеры для мокрого улавливания пыли |
15 |
15. |
Электростатические преципитаторы |
15 |
16. |
Газоадсорбционные трубки |
15 |
17. |
газоанализатор |
15 |
18. |
электроаспиратор |
15 |
19 |
дистиллятор |
1 |
20 |
бидистиллятор |
1 |
Требования к материально-технического обеспечения
учебно-производственной мастерской
лаборатории спектрального анализа
Наименование мастерской/лаборатории
Лаборант-полярографист, Лаборант спектрального анализа, Лаборант пробирного анализа Пробоотборщик
Таблица 2
Основное и вспомогательное технологическое оборудование
N п/п |
Наименование оборудования |
Кол-во единиц на 15 рабочих мест |
1. |
Полярографы различных типов |
|
2. |
Технические весы |
15 |
3. |
Аналитические весы |
15 |
4. |
Квантометр |
15 |
5. |
Стилоскоп |
2 |
6. |
микрофотометр |
2 |
7. |
Генератор |
2 |
8. |
Муфельная печь |
1 |
9. |
вискозиметр |
15 |
10. |
Ареометр |
15 |
11. |
Микроскоп |
2 |
12. |
Насос для отбора проб воздуха |
15 |
13. |
Коллектор для отбора проб |
15 |
14. |
пылемер |
15 |
15. |
Импинджеры для мокрого улавливания пыли |
15 |
16. |
Электростатические преципитаторы |
15 |
17. |
Газоадсорбционные трубки |
15 |
18. |
газоанализатор |
15 |
19. |
электроаспиратор |
15 |
20. |
дистиллятор |
1 |
Требования к материально-технического обеспечения
учебно-производственной мастерской
лаборатории химического и физико-химического анализа
Наименование мастерской/лаборатории
Лаборант химического анализа, Пробоотборщик
Таблица 3
Основное и вспомогательное технологическое оборудование
N п/п |
Наименование оборудования |
Кол-во единиц на 15 рабочих мест |
1. |
Технические весы |
5 |
2. |
Аналитические весы |
5 |
3. |
Пробоотборники |
15 |
4. |
Ареометр |
15 |
5. |
Пикнометр |
15 |
6. |
Вольтамперометрический анализатор |
2 |
7. |
Фотоколориметр |
2 |
8. |
Рефрактометр |
2 |
9. |
Газовый хроматограф |
2 |
10. |
Высокоэффективный жидкостной хроматограф |
2 |
11. |
Микроскоп |
15 |
12. |
спектрофотометр |
2 |
13. |
хроматографическая колонка |
2 |
14. |
вискозиметр |
15 |
15. |
Муфельная печь |
2 |
16. |
Сушильный шкаф |
2 |
17. |
центрифуга |
2 |
18. |
иономер |
2 |
19. |
электроплитка |
15 |
20. |
Ламинарная камера |
1 |
21. |
Потенциометрический титратор |
2 |
22. |
Прибор для капиллярного электрофореза |
2 |
23. |
Насос для отбора проб воздуха |
15 |
24. |
Коллектор для отбора проб |
15 |
25. |
пылемер |
15 |
26. |
Импинджеры для мокрого улавливания пыли |
15 |
27. |
Электростатические преципитаторы |
15 |
28. |
Газоадсорбционные трубки |
15 |
29. |
газоанализатор |
15 |
30. |
электроаспиратор |
15 |
31. |
дистиллятор |
1 |
32. |
бидистиллятор |
1 |
Инструмент, приспособления, принадлежности, инвентарь
N п/п |
Наименование инструмента, приспособлений, инвентаря и других средств обучения |
Кол-во единиц на 15 рабочих мест |
|
для индивидуального пользования |
для группового использования |
||
1. |
Прикладные статистические программы |
15 |
|
2. |
Программное обеспечение для моделирования хроматографических процессов |
15 |
|
3. |
установка для титрования |
15 |
|
4 |
Кюветы для образцов |
15 |
|
5. |
Химическая посуда |
15 |
|
6 |
Металлическое оборудование |
15 |
|
7. |
Мешки для хранения газовых проб |
|
10 |
8. |
электроды |
|
10 |
9. |
Приспособление для высушивания химической посуды |
|
2 |
10. |
Пробки (стеклянные, резиновые, корковые) |
|
20 |
11. |
Спиртовые горелки |
|
10 |
12. |
Водяная баня |
15 |
|
13. |
Песочная баня |
15 |
|
14. |
Магнитные мешалки |
15 |
|
15. |
колбонагреватели |
15 |
|
-------------------------------------------
*(1) Профессиональные стандарты:
- "Специалист по химическому анализу воды в системах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "15" сентября 2015 г. N640н
- "Микробиолог", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "31" октября 2014 г. N865н
- "Химик-технолог в автомобилестроении", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "31" октября 2014 г. N34544
*(2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72).
*(3) ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на 3-5 уровень квалификации в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов Профессиональных стандартов" от 12 апреля 2013 года N 148н.
*(4) Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22 ,ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72.
*(6) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247; N 49, ст. 6923, ст. 6924; N 52, ст. 7542, ст. 7544; 2015, N 13, ст. 1802).
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22 ,ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72
*(8) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22 ,ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.