Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 12.01.02 Оптик-механик"
(подготовлен Минобрнауки России 02.06.2016 г.)
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 12.01.02 Оптик-механик.
Министр |
Д.В. Ливанов |
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от "____"__________2016 г. N____
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии
12.01.02 Оптик-механик
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 12.01.02 Оптик-механик для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт разработан на основе соответствующих профессиональных стандартов*(1).
1.3. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 12.01.02 Оптик-механик имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями, также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(2).
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Сроки получения среднего профессионального образования по профессии 12.01.02 Оптик-механик в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*(3) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
на базе среднего общего образования |
Контролер оптических деталей и приборов Оптик Оптик-механик Оператор вакуумных установок по нанесению покрытий на оптические детали |
10 мес. |
на базе основного общего образования |
2 года 10 мес.*(4) |
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям СПО:
1) оптик-механик - контролер оптических деталей и приборов - оптик;
2) оптик-механик - оператор вакуумных установок по нанесению покрытий на оптические детали.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обработка металлических и неметаллических деталей на металлорежущих станках токарной группы в соответствии с требованиями основных технологических процессов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
различные оптические детали, узлы и приборы, подлежащие обработке и сборке.
4.3. Обучающийся по профессии 12.01.02 Оптик-механик готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Выполнение подготовительных работ для изготовления оптических деталей на основе полученного технического задания в соответствии с требованиями охраны труда.
4.3.2. Изготовление оптических деталей различной степени сложности и осуществление (при необходимости) их доводки.
4.3.3. Осуществление сборки оптических узлов и приборов с подгонкой оптических и металлических деталей.
4.3.4. Осуществление приемки изготовленных оптических деталей и приборов.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Определять место, цели, назначение и экономическую значимость своей будущей профессиональной деятельности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленных задач.
ОК 3. Выбирать методы и способы решения профессиональных задач деятельности исходя из конкретного контекста.
ОК 4. Оценивать качество результатов собственной деятельности с целью ее совершенствования.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации из ограниченного набора источников, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и развития собственной профессиональной деятельности.
ОК 6. Использовать информационно-коммуникационные технологии, связанные с профессиональной деятельностью.
ОК 7.Осуществлять эффективную коммуникацию с коллегами, руководством и др. заинтересованными сторонами.
ОК 8. Понимать содержание инструкций и чертежей и оборудования на одном иностранном языке.
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение подготовительных работ для изготовления оптических деталей на основе полученного технического задания в соответствии с требованиями охраны труда.
ПК 1.1. Планировать выполнение задания по изготовлению оптических деталей различной степени сложности.
ПК 1.2. Подготавливать рабочее место и оборудование в соответствии с полученным заданием и требованиями охраны труда.
ПК 1.3. Выбирать необходимое оборудование и оснастку для изготовления оптических деталей в соответствии с полученным заданием.
ПК 1.4. Изготавливать заготовки для оптических деталей в соответствии с полученным заданием, требованиями охраны труда.
5.2.2. Изготовление оптических деталей различной степени сложности и осуществление (при необходимости) их доводки.
ПК 2.1. Изготавливать простые оптические детали в соответствии с заданием, требованиями охраны труда.
ПК 2.2. Изготавливать оптические детали повышенной сложности в соответствии с заданием, требованиями охраны труда.
ПК 2.3. Изготавливать оптические детали различной степени сложности с помощью вакуумных установок по нанесению покрытий в соответствии с заданием, требованиями охраны труда.
ПК 2.4. Доводить (при возможности) отклонения деталей до заданных величин.
5.2.3. Осуществление сборки оптических узлов и приборов с подгонкой оптических и металлических деталей.
ПК 3.1. Собирать оптические узлы с заданной точностью в соответствии с заданием, требованиями охраны труда.
ПК 3.2. Собирать оптические приборы и производить их юстировку в соответствии с заданием, требованиями охраны труда.
5.2.4. Осуществление приемки изготовленных оптических деталей и приборов.
ПК 4.1. Оценивать качество произведенных оптических деталей на соответствие установленным параметрам с помощью контрольно-измерительной аппаратуры.
ПК 4.2. Проводить испытания оптических приборов на герметичность, прочность, водонепроницаемость, нагрев, охлаждение.
ПК 4.3. Оценивать качество собранных оптических узлов и приборов на соответствие установленным параметрам с помощью контрольно-измерительной аппаратуры.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
По результатам освоение профессионального модуля (профессиональных модулей) проводится демонстрационный экзамен, включающий исполнение практического задания по одной или нескольким компетенциям профессионального модуля (профессиональных модулей).
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
|
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
810 |
540 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
311 |
214 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: в области аудирования: понимать отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся тем, связанных с трудовой деятельностью понимать, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях (в т.ч. устных инструкциях). в области чтения: понимать очень короткие простые тексты, находить конкретную, нужную для работы информацию в проспектах, технических описаниях и инструкциях. в области общения: общаться в простых типичных ситуациях трудовой деятельности, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых тем и видов деятельности. поддерживать краткий разговор на производственные темы, используя простые фразы и предложения, рассказать о своей работе, учебе, планах. в области письма: писать простые короткие записки и сообщения. знать: правила построения простых повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений основные общеупотребительные правильные и неправильные глаголы основные времена глаголов и правила их использования степени сравнения ограниченного набора прилагательных основные предлоги и правила их использования артикли и правила из использования основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения |
|
|
ОП.01. Иностранный язык в профессиональной деятельности |
ОК 1-8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 |
|
|
уметь: определять и характеризовать свойства оптического бесцветного и цветного стекла; характеризовать абразивные и алмазные материалы и описывать их согласно техпроцессу; характеризовать вспомогательные материалы и описывать их согласно техпроцессу; знать: состав, марки, свойства оптического стекла; классификацию бесцветного синтетического стекла; виды оптического стекла специального назначения; назначения, типы и свойства кристаллов; абразивные и алмазные материалы: виды, марки, применение; виды, свойства, применение полирующих материалов, обозначения видов покрытий; виды, свойства, состав, марки, применение наклеечных и полирующих материалов; виды и назначения протирочных материалов; виды и свойства оптических полимеров; основные характеристики измерительных средств; назначение, устройство и принцип измерений индикатором, штангенциркулем, микрометром, сферометром, пробным стеклом; контроль радиуса кривизны деталей |
|
|
ОП.02. Материаловедение |
ОК 1 - 7 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 |
|
уметь: читать и оформлять чертежи, схемы и графики; составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок; пользоваться справочной литературой; пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем; выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров; знать: основы черчения и геометрии; требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД); правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей; способы выполнения рабочих чертежей и эскизов. |
|
|
ОП.03. Техническая графика |
ОК 1-8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 |
|
уметь: использовать в производственной деятельности средства механизации и автоматизации технологических процессов; производить настройку и сборку простейших систем автоматизации; знать: понятие о механизации и автоматизации производства, их задачи; принципы измерения, регулирования, контроля и автоматического управления параметрами технологического процесса; основные понятия автоматизированной обработки информации; классификацию автоматических систем и средств измерений; общие сведения об автоматизированных системах управления (АСУ) и системах автоматического управления (САУ); классификацию технических средств автоматизации; типовые средства измерений и автоматизации, область их применения; основные виды электрических, электронных, пневматических, гидравлических и комбинированных устройств, в том числе соответствующие датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства; основы техники измерений; принципы автоматизации рабочего места |
|
|
ОП.04. Основы автоматизации производства |
ОК 1 - 7 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 |
|
уметь: выполнять типовые слесарные операции: сборку разъемных соединений, неподвижных неразъемных соединений, механизмов передачи вращательного движения, механизмов преобразования движения, механизмов вращательного движения; знать: контроль качества линейных размеров и качества сборки; инструмент, приспособления, оборудование при выполнении слесарных, слесарно-сборочных работ |
|
|
ОП.05. Слесарные и слесарно-сборочные работы |
ОК 1 - 7 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 3.1 ПК 3.2 |
|
уметь: читать кинематические схемы; проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; знать: основные понятия: механизм, кинематическая пара, кинематическая цепь, кинематическая схема; основные понятия: сборочная единица, классификация и назначение деталей, основные требования и характеристики, достоинства и недостатки; подвижные и неподвижные соединения, разъемные и неразъемные, назначение, сущность, характеристику, достоинства и недостатки; механизмы для передачи вращательного движения; механизмы для преобразования движения; основные понятия: деформация, остаточная деформация, упругая деформация, устойчивость |
|
|
ОП.06. Основы технической механики |
ОК 5 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 |
|
уметь: пользоваться огнегасительными средствами; оказывать доврачебную первую помощь при несчастных случаях; знать: основные законодательства по охране труда; опасные вредные факторы; требования к рабочей одежде; определения гигиены труда, условий труда; причины возникновения пожаров и их устранение; огнегасительные средства виды, назначения, устройство; причины поражения электрическим током; меры и средства защиты от поражения электрическим током; виды инструктажей, их назначения; требования охраны труда и пожарной безопасности: до начала работы, во время работы, по окончании работы |
|
|
ОП.07. Охрана труда |
ОК 2 ОК 3 ПК 1.2 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 |
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их осуществления; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
30 |
ОП.08. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1-7 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
423 |
288 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
423 |
288 |
|
|
ПМ.01 |
Выполнение подготовительных работ для изготовления оптических деталей на основе полученного технического задания в соответствии с требованиями охраны труда. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: планирования выполнения задания по изготовлению оптических деталей различной степени сложности; подготовки рабочего места и оборудования в соответствии с полученным заданием и требованиями охраны труда; выбора необходимого оборудования и оснастки для изготовления оптических деталей в соответствии с полученным заданием; изготовления заготовок для оптических деталей в соответствии с полученным заданием, требованиями охраны труда. уметь: подбирать средства индивидуальной защиты согласно требованиям охраны труда и полученному заданию; визуально определять пригодность СИЗ к использованию; проверять работу технологического оборудования на холостом ходу с соблюдением требований охраны труда. выполнять наладку и регулировку технологического оборудования: распиловочных, обдирочных, сверлильных, шлифовально-полировальных станков, резных машинок, колочных прессов; разбирать и чистить вакуумные насосы; устанавливать оптимальные режимы работы оборудования для обработки деталей; производить обработку материалов для изготовления заготовок оптических деталей с помощью различного технологического оборудования; читать чертежи оптических деталей и маршрутно-технологические карты; читать операционные карты; читать маршрутные карты; читать кинематические схемы станков и оборудования. знать: правила охраны труда; виды и назначение оптических деталей; виды, маркировку и приемы работы на используемом технологическом оборудовании; инструмент для обработки деталей на заготовительном участке: виды, назначение, материал для изготовления; виды и назначение вспомогательных операций; виды и назначение деталей оснастки для изготовления оптических деталей; приемы и правила работы на сверлильных станках, станках для грубого шлифования сферических и плоских поверхностей, распиловочных станках, сферотокарных и сферофрезерный станках, резных машинках, колочных прессах, делительных машинах; правила настройки технологического оборудования; основные положения ЕСКД; маршрутную технологию изготовления оптических деталей. |
|
|
МДК.01.01 Технология выполнения подготовительных работ для изготовления оптических деталей |
ОК 1-8 ПК 1.1-1.4 |
ПМ.02 |
Изготовление оптических деталей различной степени сложности и осуществление (при необходимости) их доводки. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: изготовления простых оптических деталей в соответствии с заданием, требованиями охраны труда; изготовления оптических деталей повышенной сложности в соответствии с заданием, требованиями охраны труда; изготовления оптических деталей различной степени сложности с помощью вакуумных установок по нанесению покрытий в соответствии с заданием, требованиями охраны труда. доводки (при возможности) отклонений деталей до заданных величин. уметь: изготавливать оптические детали заданной точности с помощью различных видов технологического оборудования: шлифовально-полировальных станков, вакуумных установок по нанесению покрытий на оптические детали; осуществлять склейку сложных оптических деталей; осуществлять первичный контроль изготовленных оптических деталей индикатором, штангенциркулем, микрометром; контролировать радиус шлифованной и полированной поверхности; производить контроль радиуса полированных деталей пробными стеклами; производить (при необходимости) доводку оптических деталей до заданных величин; знать: правила охраны труда; виды и назначение простых и сложных оптических деталей; правила и порядок склейки сложных оптических деталей; виды, маркировку и приемы работы на используемом технологическом оборудовании; правила устранения наклона изображения, параллакса; устройство и правила работы со штангенциркулем, микрометром, индикатором, угольником; правила измерения углов призм; порядок контроля радиуса шлифованных и полированных поверхностей пробными стеклами; классификацию станков для шлифования и полировки; основные узлы шлифовально-полировальных станков; правила настройки шлифовально-полировальных станков; типы, маркировку и принцип работы центрировочных станков; кинематическую схему центрировочного станка с установкой линз в самоцентрирующем патроне; признаки неисправности используемого технологического оборудования; риски использования неисправного технологического оборудования; порядок действий при возникновении неисправностей технологического оборудования. |
|
|
МДК.02.01 Технология изготовления оптических деталей |
ОК 1-8 ПК 2.1-2.4 |
ПМ.03 |
Сборка оптических узлов и приборов с подгонкой оптических и металлических деталей. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: сборки оптических узлов с заданной точностью в соответствии с заданием, требованиями охраны труда; сборки оптических приборов и произведения их юстировки в соответствии с заданием, требованиями охраны труда. уметь: собирать оптические узлы и приборы средней сложности с заданной точностью; завальцовывать и центрировать оптические детали с заданной точностью; выполнять юстировку оптических узлов и приборов средней сложности; герметизировать приборы, к условиям эксплуатации которых предъявляются повышенные требования. знать: правила охраны труда; инструменты и приспособления, используемые при выполнении завальцовки, центрирования, сборки, герметизации; технологию завальцовки, центрирования, сборки механических сборочных единиц оптических приборов, юстировки, герметизации отдельных сборочных единиц оптических приборов; особенности сборки оптических приборов; особенности юстировки современных оптических приборов; виды уплотнительных замазок; методы проверки приборов на герметичность; правила настройки контрольно-юстировочных приборов; особенности сборки приборов и узлов с отчетными механизмами. |
|
|
МДК.03.01 Технология сборки оптических узлов и приборов |
ОК 1-8 ПК 3.1 ПК 3.2 |
ПМ.04 |
Приемка изготовленных оптических деталей и приборов. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: оценки качества произведенных оптических деталей на соответствие установленным параметрам с помощью контрольно-измерительной аппаратуры; проведения испытаний оптических приборов на герметичность, прочность, водонепроницаемость, нагрев, охлаждение; оценки качества собранных оптических узлов и приборов на соответствие установленным параметрам с помощью контрольно-измерительной аппаратуры. уметь: выполнять контроль и выявлять дефекты оптических деталей и приборов с применением измерительных приборов и инструментов; осуществлять приемку оптических деталей и приборов; производить испытания оптических приборов на соответствие заданным параметрам различными способами; измерять размеры деталей с помощью различных измерительных приборов и инструментов; определять дефекты поверхности деталей по свилям и пузырям; контролировать радиус шлифованной и полированной поверхности; измерять углы призм; контролировать чистоту деталей I - IX классов; знать: правила охраны труда; технологию выполнения операций по контролю качества принимаемых оптических деталей и приборов; технологию проведения испытаний оптических приборов на герметичность, прочность, водонепроницаемость, нагрев, охлаждение; погрешности систематические и случайные; концевые меры длины; устройство и назначение измерительных инструментов и приборов для контроля качества принимаемых оптических деталей и приборов; характеристики контрольно-юстировочных приборов; порядок осуществления контроля показателя преломления и средней дисперсии; порядок осуществления контроля оптической однородности; порядок осуществления контроля показателя ослабления; порядок осуществления контроля двойного лучепреломления, пузырности, бессвильности; задачи ОТК организации; виды дефектов оптических приборов. |
|
|
МДК.04.01 Технология приемки и контроля |
ОК 1-8 ПК 4.1-4.3 |
ФК.00 |
Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
76 |
38 |
|
ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 7 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
1026 |
684 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
20 нед./40 нед. |
720/1440 |
|
ОК 1-8 ПК 1.1-4.3. |
ПП.00 |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
19 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
20 нед./40 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого |
43 нед./65 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(5).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
57 нед. |
промежуточная аттестация |
3 нед. |
каникулы |
22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(6).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Квалификация мастера производственного обучения по профессии рабочего должна быть не ниже квалификации, присваиваемой выпускникам по итогам освоения профессиональных модулей. Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 2 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.*(7)
7.16. Образовательная организация должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации или обеспечивать доступ к необходимым ресурсам, в том числе на условиях аутсорсинга и/или в рамках сетевого взаимодействия. Материально-техническая база должна соответствовать действующим экологическим, санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
иностранного языка;
материаловедения;
технической графики;
автоматизации производства;
основ технической механики;
охраны труда;
оптики;
оборудования и технологии оптических деталей.
Лаборатории:
контроля оптических деталей и приборов;
вакуумных покрытий.
Мастерские:
слесарная;
шлифовально-полировальная;
центрировочная.
Полигоны:
рабочее место оптика-механика;
рабочее место контролера оптических деталей;
рабочее место оператора вакуумных установок по нанесению покрытий.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности. Мастерские и лаборатории должны быть оснащены рабочими местами с комплектом оборудования, инструментов, необходимых для освоения данных видов деятельности (Приложение 1).
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.*(8)
8.6. Государственная итоговая аттестация представляет собой интегрированный выпускной экзамен по профессии и включает демонстрационный экзамен по профессиональным модулям и посменную квалификационную работу.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Приложение 1.
Требования к материально-техническому обеспечению для реализации ФГОС 12.01.02 Оптик-механик
Основное оборудование
1. Станки*(9):
Распиловочный;
Обдирочный;
Сверлильный;
Точильный;
Шлифовально-полировальный;
Сферотокарный;
Сферофрезерный;
Центрировочный;
Сферошлифовальный;
Плоскошлифовальный.
2. Вакуумная установка по нанесению покрытий.
3. Резные машинки.
4. Колочный пресс.
5. Контрольно-измерительные и юстировочные приборы:
Гониометр;
Спектрограф;
Интерферометр Линника;
Спектрофотометр;
Автоколлиматор;
Измерительный микроскоп;
Оптический угломер;
Диоптриметр;
Оптическая скамья.
6. Интерактивное оборудование для учебных классов:
Компьютер;
Мультимедиа проектор;
Интерактивная доска.
Дополнительное оборудование
1. Контрольно-измерительный инструмент:
Штангенциркуль;
Микрометр;
Угольник;
Угломер;
Пробные стекла;
Линейки.
2. Слесарный инструмент:
Напильники;
Молотки;
Зубила;
Тиски;
Пассатижи;
Ножовки по металлу;
Плашки и плашкодержатели;
Метчики;
Развертки;
Зенкеры;
Ножницы по металлу;
Станции паяльные.
-------------------------------------------
*(1) На момент разработки отсутствуют.
*(2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72).
*(3) ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на 3-5 уровень квалификации в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов Профессиональных стандартов" от 12 апреля 2013 года N148н.
*(4) Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72.
*(6) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247; N 49, ст. 6923, ст. 6924; N 52, ст. 7542, ст. 7544; 2015, N 13, ст. 1802).
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72
*(8) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72).
*(9) Могут быть как полуавтоматические, так и с ЧПУ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.