Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.26 Токарь на станках с числовым программным управлением"
(подготовлен Минобрнауки России 02.06.2016 г.)
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.26 Токарь на станках с числовым программным управлением.
Министр |
Д.В. Ливанов |
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от "____"__________2016 г. N____
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.26 Токарь на станках с числовым программным управлением
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 15.01.26 Токарь на станках с числовым программным управлением для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт разработан на основе соответствующих профессиональных стандартов*(1).
1.3. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.26 Токарь на станках с числовым программным управлением имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями, также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(2).
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Сроки получения среднего профессионального образования по профессии 15.01.26 Токарь на станках с числовым программным управлением в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*(3) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
на базе среднего общего образования |
Токарь Токарь-карусельщик Токарь-расточник Токарь-револьверщик |
10 мес. |
на базе основного общего образования |
2 года 10 мес.*(4) |
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям СПО:
1) Токарь - Токарь-карусельщик;
2) Токарь - Токарь-расточник;
3) Токарь -Токарь-револьверщик.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обработка металлических и неметаллических деталей на металлорежущих станках токарной группы в соответствии с требованиями основных технологических процессов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
различные детали и изделия, подлежащие обработке.
4.3. Обучающийся по профессии 15.01.26 Токарь на станках с числовым программным управлением готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Изготовление изделий на токарных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
4.3.2. Изготовление изделий на токарно-карусельных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
4.3.3. Изготовление изделий на токарно-расточных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
4.3.4. Изготовление изделий на токарно-револьверных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
4.3.5. Изготовление изделий на токарных станках с числовым программным управлением по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности*(5)
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Определять место, цели, назначение и экономическую значимость своей будущей профессиональной деятельности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленных задач.
ОК 3. Выбирать методы и способы решения профессиональных задач деятельности исходя из конкретного контекста.
ОК 4. Оценивать качество результатов собственной деятельности с целью ее совершенствования.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации из ограниченного набора источников, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и развития собственной профессиональной деятельности.
ОК 6. Использовать информационно-коммуникационные технологии, связанные с профессиональной деятельностью.
ОК 7. Осуществлять эффективную коммуникацию с коллегами, руководством и др. заинтересованными сторонами.
ОК 8. Понимать содержание инструкций и чертежей и оборудования на одном иностранном языке.
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Изготовление изделий на токарных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
ПК 1.1. Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на токарных станках.
ПК 1.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на токарных станках в соответствии с полученным заданием.
ПК 1.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных изделий на токарных станках в соответствии с заданием.
ПК 1.4. Вести технологический процесс обработки и доводки деталей, заготовок и инструментов на токарных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и с технической документацией.
5.2.2. Изготовление изделий на токарно-карусельных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
ПК .2.1. Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на токарно-карусельных станках.
ПК 2.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на токарно-карусельных станках в соответствии с полученным заданием.
ПК 2.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных изделий на токарно-карусельных станках в соответствии с заданием.
ПК 2.4. Вести технологический процесс обработки деталей на токарно-карусельных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и с технической документацией.
5.2.3 .Изготовление изделий на токарно-расточных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
ПК .3.1. Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на токарно-расточных станках.
ПК 3.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на токарно-расточных станках в соответствии с полученным заданием.
ПК 3.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных изделий на токарно-расточных станках в соответствии с заданием.
ПК 3.4. Вести технологический процесс обработки деталей на токарно-расточных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и с технической документацией.
5.2.4. Изготовление изделий на токарно-револьверных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
ПК. 4.1. Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на токарно-револьверных станках.
ПК 4.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на токарно-револьверных станках в соответствии с полученным заданием.
ПК 4.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных изделий на токарно-револьверных станках в соответствии с заданием.
ПК 4.4. Вести технологический процесс обработки деталей на токарно-револьверных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и с технической документацией.
5.2.5. Изготовление различных изделий на токарных станках с числовым программным управлением по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
ПК 5.1. Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на токарных станках с числовым программным управлением.
ПК 5.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на токарных станках с числовым программным управлением в соответствии с полученным заданием.
ПК 5.3. Адаптировать разработанные управляющие программы на основе анализа входных данных, технологической и конструкторской документации в соответствии с полученным заданием.
ПК 5.4. Вести технологический процесс обработки деталей на токарных станках с числовым программным управлением с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и с технической документацией.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
По результатам освоение профессионального модуля (профессиональных модулей) проводится демонстрационный экзамен, включающий исполнение практического задания по одной или нескольким компетенциям профессионального модуля (профессиональных модулей).
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
756 |
504 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: |
315 |
210 |
|
|
уметь: в области аудирования: понимать отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся тем, связанных с трудовой деятельностью понимать, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях (в т.ч. устных инструкциях). в области чтения: понимать очень короткие простые тексты, находить конкретную, нужную для работы информацию в проспектах, технических описаниях и инструкциях. в области общения: общаться в простых типичных ситуациях трудовой деятельности, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых тем и видов деятельности. поддерживать краткий разговор на производственные темы, используя простые фразы и предложения, рассказать о своей работе, учебе, планах. в области письма: писать простые короткие записки и сообщения. знать: правила построения простых повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений основные общеупотребительные правильные и неправильные глаголы основные времена глаголов и правила их использования степени сравнения ограниченного набора прилагательных
основные предлоги и правила их использования артикли и правила из использования основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения |
|
|
ОП.01. Иностранный язык в профессиональной деятельности |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 ПК 5.1 ПК 5.2 ПК 5.3 ПК 5.4 |
|
|
уметь: анализировать техническую документацию; определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации; определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам; выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам; применять контрольно-измерительные приборы и инструменты; знать: систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; основные принципы калибровки сложных профилей; основы взаимозаменяемости; методы определения погрешностей измерений; основные сведения о сопряжениях в машиностроении; основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей; стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы; наименование и свойства комплектуемых материалов; устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов; методы и средства контроля обработанных поверхностей. |
|
|
ОП.02. Технические измерения |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 ПК 5.1 ПК 5.2 ПК 5.3 ПК 5.4 |
|
уметь: читать и оформлять чертежи, схемы и графики; составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок; пользоваться справочной литературой; пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем; выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров; знать: основы черчения и геометрии; требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД); правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей; способы выполнения рабочих чертежей и эскизов. |
|
|
ОП.03. Техническое черчение |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 ПК 5.1 ПК 5.2 ПК 5.3 ПК 5.4 |
|
уметь: читать принципиальные электрические схемы; рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей; использовать в работе электроизмерительные приборы; пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании; знать: методы преобразования электрической энергии, сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях; методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей; преобразование переменного тока в постоянный; принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока; электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; свойства магнитного поля; двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; аппаратуру защиты электродвигателей; методы защиты от короткого замыкания; заземление, зануление. |
|
|
ОП.04. Основы электротехники и электроники |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 ПК 5.1 ПК 5.2 ПК 5.3 ПК 5.4 |
|
уметь: пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; знать: основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; основные сведения о металлах и сплавах; основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию. |
|
|
ОП.05. Основы материаловедения |
ОК 1-8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 ПК 5.1 ПК 5.2 ПК 5.3 ПК 5.4 |
|
уметь: определять режим резания по справочнику и паспорту станка; оформлять техническую документацию; рассчитывать режимы резания по формулам, находить по справочникам при разных видах обработки; составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках; знать: основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин; наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений; геометрию и правила заточки, доводки и установки режущего инструмента; влияние на стойкость режущих инструментов их геометрии; способы контроля геометрии режущей части инструмента; устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов; правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы; назначение и правила применения режущего инструмента; характер износа режущих инструментов углы, правила заточки и установки резцов и сверл; назначение, правила применения и правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка; грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах; основные направления автоматизации производственных процессов; основные понятия и определения технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки; основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы; принцип базирования; общие сведения о проектировании технологических процессов; порядок оформления технической документации; понятие о технологическом и производственном процессах. |
|
|
ОП.06. Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 ПК 5.1 ПК 5.2 ПК 5.3 ПК 5.4 |
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их осуществления; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
34 |
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 ПК 5.1 ПК 5.2 ПК 5.3 ПК 5.4 |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
373 |
260 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
373 |
260 |
|
|
ПМ.01 |
Изготовление изделий на токарных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения подготовительных работ и обслуживания рабочего места токаря; подготовки к использованию инструмента и оснастки для работы на токарных станках в соответствии с полученным заданием; определения последовательности и оптимального режима обработки различных изделий на токарных станках в соответствии с заданием; осуществления технологического процесса обработки и доводки деталей, заготовок и инструментов на токарных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией; уметь: осуществлять подготовку к работе и обслуживание рабочего места токаря в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; проводить ежемесячное техническое обслуживание токарного станка; выполнять наладку токарных станков различных типов; выбирать и подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольно-измерительный инструмент; устанавливать оптимальный режим токарной обработки в соответствии с технологической картой; выполнять установку деталей в различных приспособлениях, на угольнике, в универсальных патронах и на планшайбе с точной выверкой по индикатору в горизонтальной и вертикальной плоскостях; управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола; выполнять увязку грузов для подъема, перемещения, установки, складирования; нарезать наружные и внутренние двухзаходные резьбы различного профиля и шага; обрабатывать заданные конусные поверхности; выполнять окончательное нарезание червяков; обрабатывать длинные валы и винты с применением подвижного и неподвижного люнетов, выполнять глубокое сверление и расточку отверстий пушечными сверлами и другим специальным инструментом; осуществлять навивание пружины из проволоки на токарном станке в горячем и холодном состояниях; выполнять давильные операции роликами (закатка, раскатка, зигование); обрабатывать детали, требующие точного соблюдения размеров между центрами эксцентрично расположенных отверстий или мест обточки; обрабатывать тонкостенные детали с толщиной стенки до 1 мм и длиной до 200 мм; обрабатывать детали из неметаллических материалов, из легированных сталей и твердых сплавов; обрабатывать биметаллические детали; обрабатывать детали из графитовых изделий для производства твердых сплавов; обрабатывать новые и перетачивать выработанные прокатные валки с калиброванием простых и средней сложности профилей; выполнять обдирку и отделку шеек валков; обрабатывать и выполнять доводку деталей и инструментов с большим числом переходов, требующих перестановок и комбинированного крепления при помощи различных приспособлений и точной выверки в нескольких плоскостях; обтачивать наружные и внутренние фасонные поверхности и поверхности, сопряженные с криволинейными цилиндрическими поверхностями, с труднодоступными для обработки и измерений местами; нарезать и выполнять накатку многозаходных резьб различного профиля и шага; выполнять операции по доводке инструмента, имеющего несколько сопрягающихся поверхностей; обрабатывать сложные крупногабаритные детали и узлы на универсальном оборудовании; обрабатывать заготовки из слюды и микалекса; нарезать наружную и внутреннюю треугольную и прямоугольную резьбы метчиком или плашкой; нарезать наружную и внутреннюю однозаходную треугольную, прямоугольную и трапецеидальную резьбы резцом; нарезать резьбы вихревыми головками; нарезать наружные и внутренние двухзаходные треугольные, прямоугольные, полукруглые и трапецеидальные резьбы; обрабатывать детали на токарно-центровых станках с высотой центров 650 - 2000 мм; обрабатывать детали на токарно-центровых станках с высотой центров 2000 мм и выше, расстоянием между центрами 10000 мм и более; обрабатывать детали на токарно-центровых станках с высотой центров до 800 мм, имеющих более трех суппортов; обрабатывать и выполнять доводку сложных деталей по 7 - 10 квалитетам на универсальных токарных станках; выполнять обработку новых и переточку выработанных прокатных валков с калибровкой сложного профиля, в том числе выполнять указанные работы по обработке деталей и инструмента из труднообрабатываемых высоколегированных и жаропрочных материалов; выполнять необходимые расчеты для получения заданных конусных поверхностей; контролировать параметры и качество обработанных деталей; устранять возможный брак при выполнении работ; выполнять уборку стружки; знать: правила подготовки к работе и содержания рабочих мест токаря, требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; требования к планировке и оснащению рабочего места токаря; порядок ежемесячного технического обслуживания токарного станка; конструктивные особенности, правила управления, подналадки и проверки на точность токарных станков различных типов;
устройство, правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей; углы и правила термообработки, заточки и установки режущего инструмента; правила установки нормального режущего инструмента; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка; способы установки и выверки деталей; правила перемещения грузов и эксплуатации специальных транспортных и грузовых средств; приемы обвязки и зацепки заготовок для подъема и перемещения в соответствии со схемами строповки; правила управления крупногабаритными станками, правила проведения и технологию проверки качества выполненных работ; основные виды и причины брака, способы предупреждения и устранения; |
|
|
МДК.01.01. Технология металлообработки на токарных станках |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4
|
ПМ.02 |
Изготовление различных изделий на токарно-карусельных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения подготовительных работ и обслуживания рабочего места токаря-карусельщика; подготовки к использованию инструмента и оснастки для работы на токарно-карусельных станках в соответствии с полученным заданием; определения последовательности и оптимального режима обработки различных изделий на токарно-карусельных станках в соответствии с заданием; обработки и доводки деталей, заготовок и инструментов на токарно-карусельных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией; уметь: осуществлять подготовку к работе и обслуживание рабочего места токаря-карусельщика в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; проводить ежемесячное техническое обслуживание токарно-карусельного станка; выполнять подналадку и наладку токарно-карусельного станка; выбирать и подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольно-измерительный инструмент; устанавливать оптимальный режим токарно-карусельной обработки в соответствии с технологической картой; выполнять установку деталей в различных приспособлениях, на угольнике, в универсальных патронах и на планшайбе с точной выверкой по индикатору во всех плоскостях при выполнении токарно-карусельных работ; устанавливать детали с комбинированным креплением при помощи угольников, подкладок, планок; управлять подъемно-транспортным оборудованием (электротельфером) с пола; выполнять увязку грузов для подъема, перемещения, установки и складирования; обрабатывать детали и изделия средней сложности на токарно-карусельных станках с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений (планшайбы и четырехкулачкового патрона), на специализированных станках, налаженных для обработки определенных деталей или выполнения отдельных операций; обрабатывать конусы за две подачи; выполнять операции по обточке и расточке цилиндрических, конических и фасонных поверхностей с использованием в работе нескольких суппортов одновременно; обрабатывать сложные детали с большим числом переходов и установкой их на универсальных токарно-карусельных станках различных конструкций, а также с применением метода совмещения плазменно-механической обработки; обтачивать наружные и внутренние криволинейные поверхности, сопряженные с криволинейными цилиндрическими поверхностями двумя подачами, а также конусные поверхности с труднодоступными для обработки и измерения местами; обрабатывать детали на токарно-карусельных станках с диаметром планшайбы от 4000 до 9000 мм; в том числе выполнять указанные работы по обработке деталей из труднообрабатываемых, высоколегированных и жаропрочных материалов методом совмещенной плазменно-механической обработки; исправлять профиль цельнокатаных колес подвижного состава после прокатки; обрабатывать колеса по заданным размерам; устанавливать колеса на станок, закреплять и снимать их со станка после обработки; выполнять точное обтачивание, подрезание и растачивание в труднодоступных местах; обтачивать цельнокатаные колеса подвижного состава по кругу катания (по копиру), выполнять подрезку торцов наружной стороны ступиц, расточку отверстий; нарезать сквозные и упорные ленточные резьбы по 8 - 10 квалитетам; нарезать резьбы всех профилей по 6 - 7 квалитетам; контролировать параметры и качество обработанных деталей, устранять допущенные в ходе обработки дефекты; знать: правила подготовки к работе и содержания рабочих мест токаря, требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; требования к планировке и оснащению рабочего места токаря-карусельщика; порядок ежемесячного технического обслуживания токарно-карусельного станка; конструктивные особенности, правила управления, подналадки и проверки на точность токарно-карусельных станков различных типов; правила управления крупными станками; устройство, правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей; углы и правила термообработки, заточки и установки режущего инструмента; правила установки нормального режущего инструмента; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка; способы установки и выверки деталей; марки и правила применения шлифовальных кругов; способы достижения заданных квалитетов и параметров шероховатости; правила проведения и технологию контроля качества выполненных работ; основные виды и причины брака, способы предупреждения и устранения. |
|
|
МДК.02.01. Технология работ на токарно-карусельных станках
|
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4
|
ПМ.03 |
Изготовление различных изделий на токарно-расточных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения подготовительных работ и обслуживания рабочего места токаря-расточника; подготовки к использованию инструмента и оснастки для работы на токарно-расточных станках в соответствии с полученным заданием; определения последовательности и оптимального режима обработки различных изделий на токарно-расточных станках в соответствии с заданием; изготовление деталей на токарно-расточных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией; уметь: осуществлять подготовку к работе и обслуживание рабочего места токаря-расточника в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; выбирать и подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольно-измерительный инструмент; устанавливать оптимальный режим токарно-расточной обработки в соответствии с технологической картой;проводить ежемесячное техническое обслуживание токарно-расточного станка; выполнять наладку токарно-расточного станка; выполнять установку деталей и инструмента в различных приспособлениях, универсальных патронах, на угольнике и на планшайбе с точной выверкой по индикатору и другим измерительным приборам; управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола; выполнять увязку грузов для подъема, перемещения, установки и складирования; обрабатывать детали на универсальных расточных станках и станках глубокого сверления с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений; на специализированных станках, а также на алмазно-расточных станках определенного типа, налаженных для обработки простых деталей с большим числом переходов и установок на универсальных, координатно-расточных, а также алмазно-расточных станках различных типов; обрабатывать детали на расточных станках с диаметром шпинделя от 200 до 250 мм и выше; обрабатывать детали, требующие точного соблюдения расстояния между центрами параллельно расположенных отверстий, допуска перпендикулярности или заданных узлов расположения осей; растачивать с применением одной и двух борштанг одновременно и летучего суппорта; определять положения осей координат при растачивании нескольких отверстий, расположенных в двух плоскостях; обрабатывать сложные детали и узлы с большим числом обрабатываемых наружных и внутренних поверхностей, с труднодоступными для обработки и измерений местами и соблюдением размеров на универсальных расточных станках; обрабатывать детали и узлы с выверкой в нескольких плоскостях с применением стоек, борштанг, летучих суппортов и головок; нарезать резьбы различного профиля и шага; выполнять координатное растачивание отверстий в приспособлениях и без них с передвижением по координатам при помощи индикаторов и микрометрического инструмента; растачивать корпуса редукторов с двумя и более осями, расположенными в одной плоскости, диаметром до 300 мм; растачивать отверстия на алмазно-расточных станках всех типов в сложных деталях по 6 квалитету; производить растачивание отверстий кривошипов диаметром свыше 100 мм, револьверных головок; фрезеровать плоскости, замки, растачивать отверстия с подрезанием торцов по заданным координатам корпусов, головок, конусных и сферических узлов; производить разметку, сверление и растачивание отверстий консольных балок; растачивать отверстия в шатунных шейках, сверлить и производить развертывание отверстий во фланце коленчатых валов; фрезеровать кромки и фаски сложных деталей длиной свыше 1300 мм с криволинейными кромками ; растачивать отверстия под запрессовку втулок и растачивать втулки после запрессовки захлопок; растачивать отверстия и карманы с подрезкой торцов сложных, сварных и штампованных корпусов захлопок; растачивать отверстия под пиноль задних бабок токарно-винторезных станков; производить окончательное растачивание корпусов фильтров диаметром свыше 1000 мм, колонн статоров гидротурбин, корпусов опорных подшипников диаметром до 400 мм, шатунов дизелей, ковочных машин, главных паровых машин с расстоянием между центрами до 1800 мм; производить окончательное растачивание корпусов опорных подшипников диаметром свыше 400 мм, шатунов главных паровых машин с расстоянием между центрами свыше 1800 мм, блоков цилиндров двигателя, корпусов поплавковых клапанов; растачивать конусные отверстия муфт, тормозных шкивов; растачивать отверстия, расположенные в различных плоскостях пресс-форм, сложных кондукторов; растачивать крюки мостовых кранов растачивать отверстия шестерен портальных кранов со смещенным отверстием для цапфы кривошипно-шатунного механизма; растачивать рамы тележек мостовых электрических кранов, приспособления многоместные и штампы многопуансонные; производить окончательное растачивание отверстий под подшипники корпусов редукторов с пересекающимися осями отверстий; производить предварительное растачивание, фрезеровать торцы корпусов передних бабок станков; растачивать и фрезеровать пазы "ласточкин хвост" шаботов штамповочных молотов; сверлить, растачивать отверстия, фрезеровать пазы панелей электрических; растачивать отверстия в плоскостях, расположенных под различными углами кондукторов; производить окончательное растачивание отверстий для нарезания резьбы корпусов компрессоров; растачивать отверстия под запрессовку подшипников качения корпусов многошпиндельных головок; производить разметку, сверление и растачивание отверстий калибров и различных приспособлений; растачивать вкладыши после заливки клетей шестеренных прокатных станов; производить разметку рабочего корпуса, сверлить и растачивать сложные матрицы для штампов, пресс-формы, формы для литья под давлением; производить окончательное растачивание отверстий корпусов передних бабок металлорежущих станков; растачивать и подрезать суппорты крупных токарных, фрезерных и других станков; размечать, сверлить и растачивать сложные шаблоны и лекала для распределительных кулачков и копиров; контролировать параметры и качество обработанных деталей, устранять дефекты допущенные в ходе обработки. знать: правила подготовки к работе и содержания рабочих мест токаря-расточника, требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; требования к планировке и оснащению рабочего места токаря-расточника; порядок ежемесячного технического обслуживания токарно-расточного станка; конструктивные особенности, правила управления, подналадки и проверки на точность токарно-карусельных станков различных типов;
правила управления крупногабаритными станками, обслуживаемыми совместно с токарем-расточником более высокой квалификации; устройство, правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; углы и правила термообработки, заточки и установки режущего инструмента; способы наладки специализированных борштанг; способы установки и выверки деталей; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка; правила проведения и технологию проверки качества выполненных работ; основные виды и причины брака, способы предупреждения и устранения. |
|
|
МДК.03.01. Технология работ на токарно-расточных станках |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4
|
ПМ.04 |
Изготовление различных изделий на токарно-револьверных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения подготовительных работ и обслуживания рабочего места токаря-револьверщика; подготовки к использованию инструмента и оснастки для работы на токарно-револьверных станках в соответствии с полученным заданием; определения последовательности и оптимального режима обработки различных изделий на токарно-револьверных станках в соответствии с заданием; обработки деталей на токарно-револьверных станках с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией; уметь: осуществлять подготовку к работе и обслуживание рабочего места токаря-револьверщика в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; проводить ежемесячное техническое обслуживание токарно-револьверного станка; выполнять подналадку и наладку токарно-револьверного станка; выбирать и подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольно-измерительный инструмент; устанавливать оптимальный режим токарно-револьверной обработки в соответствии с технологической картой; выполнять установку деталей и инструмента в различных приспособлениях, универсальных патронах, на угольнике и на планшайбе с точной выверкой по индикатору и другим измерительным приборам; устанавливать, закреплять и снимать заготовки при токарной обработке на токарно-револьверном станке; обрабатывать детали различной сложности на токарно-револьверных станках различных конструкций с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений, на станках, налаженных для обработки определенных деталей или для выполнения отдельных операций; подрезать, сверлить, растачивать и нарезать резьбу на гайках суппортных с длиной нарезки свыше 50 мм; обтачивать и растачивать по шаблону шары и шаровые соединения радиусом свыше 100 мм; производить полную токарную обработку винтов для микрометров, дисков для универсальных патронов металлообрабатывающих станков, щитов подшипниковых, шестерен цилиндрических, шкивов гладких и для клиноременных передач диаметром свыше 500 мм, конических и червячных диаметром свыше 300 мм; нарезать наружную и внутреннюю треугольную и прямоугольную резьбы метчиками и плашками; нарезать наружные и внутренние двухзаходные треугольные, прямоугольные, полукруглые, пилообразные и однозаходные трапецеидальные резьбы; контролировать параметры и качество обработанных деталей и устранять дефекты допущенные в ходе обработки. знать: правила подготовки к работе и содержания рабочих мест токаря-револьверщика, требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; требования к планировке и оснащению рабочего места токаря-револьверщика; порядок ежемесячного технического обслуживания токарно-револьверного станка; конструктивные особенности, правила управления, подналадки и проверки на точность токарно-револьверных станков;
устройство, правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений; устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; геометрию, правила заточки и установки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей или с пластиной из твердых сплавов либо керамической; правила установки нормального режущего инструмента; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;
способы установки и выверки деталей; правила проведения и технологию проверки качества выполненных работ; основные виды и причины брака, способы его предупреждения и устранения |
|
|
МДК.04.01. Технология работ на токарно-револьверных станках |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4
|
|
Изготовление различных изделий на токарных станках с числовым программным управлением по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения подготовительных работ и обслуживания рабочего места оператора токарного станка с числовым программным управлением; подготовки к использованию инструмента и оснастки для работы на токарных станках с числовым программным управлением в соответствии с полученным заданием; адаптации стандартных управляющих программ на основе анализа входных данных, технологической и конструкторской документации в соответствии с заданием; изготовления деталей на токарных станках с числовым программным управлением с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией; уметь: осуществлять подготовку к работе и обслуживание рабочего места оператора токарного станка с числовым программным управлением в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; выбирать и подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольно-измерительный инструмент; устанавливать оптимальный режим обработки на токарных танках с числовым программным управлением в соответствии с технологической картой; проводить ежемесячное техническое обслуживание токарного станка с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов); выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы; выполнять установку деталей и инструмента; выполнять установку сложных деталей на угольниках, призмах, домкратах, прокладках, тисках различных конструкций, на круглых поворотных столах, универсальных делительных головках с выверкой по индикатору; выполнять установку крупных деталей сложной конфигурации, требующих комбинированного крепления и точной выверки в различных плоскостях; управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола; выполнять увязку грузов для подъема, перемещения, установки и складирования; составлять технологический процесс обработки деталей, изделий; определять возможности использования стандартных управляющих программ на станках с числовым программным управлением (ЧПУ); отрабатывать управляющие программы на станке; корректировать управляющую программу на основе анализа входных данных, технологической и конструкторской документации; проводить проверку управляющих программ (УП) средствами вычислительной техники; выполнять технологические операции при изготовлении детали на токарных станках с числовым программным управлением с применением охлаждающей жидкости, с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений и соблюдением последовательности обработки и режимов резания; нарезать наружную, внутреннюю треугольную резьбу метчиком или плашкой на токарных станках; осуществлять токарную обработку винтов, втулок цилиндрических, гаек, упоров, фланцев, колец, ручек плоскостей; обрабатывать наружные и внутренние контуры на трехкоординатных токарных станках сложнопространственных деталей; обрабатывать наружные и внутренние контуры на токарно- револьверных станках; обрабатывать с двух сторон за две операции диски компрессоров и турбин; выполнять процесс обработки с пульта управления по квалитетам на станках с программным управлением; устанавливать и выполнять съем деталей после обработки; выполнять контроль выхода инструмента в исходную точку и его корректировку; выполнять замену блоков с инструментом; выполнять установку инструмента в инструментальные блоки; выполнять наблюдение за работой систем обслуживаемых станков по показаниям цифровых табло и сигнальных ламп; выполнять обслуживание многоцелевых станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов) для механической подачи заготовок на рабочее место; управлять группой станков с программным управлением; выполнять контрольные операции над работой механизмов и обеспечение бесперебойной работы оборудования станка с ЧПУ; устранять возможный брак при выполнении работ; знать: правила подготовки к работе и содержания рабочих мест оператора токарного станка с числовым программным управлением, требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; требования к планировке и оснащению рабочего места; порядок ежемесячного технического обслуживания и способы проверки, нормы точности токарных станков с числовым программным управлением; устройство и принципы работы токарных станков с числовым программным управлением; порядок работы станка в автоматическом режиме и в режиме ручного управления; правила подналадки токарных станков с числовым программным управлением; наименование, назначение, устройство и правила применения приспособлений; устройство, назначение и правила пользования режущим и измерительным инструментом; размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; правила установки нормального режущего инструмента; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка; корректировку режимов резания по результатам работы станка; способы установки инструмента в инструментальные блоки; способы установки приспособлений и их регулировки; способы установки и выверки деталей; принципы калибровки сложных профилей; углы, правила заточки и установки резцов и сверл; правила перемещения грузов и эксплуатации специальных транспортных и грузовых средств; грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах; принцип базирования; правила проведения анализа готовых управляющих программ; правила выбора управляющих программ для решения поставленной технологической задачи (операции) общие сведения о проектировании технологических процессов; основные направления автоматизации производственных процессов; условную сигнализацию, применяемую на рабочем месте; назначение условных знаков на панели управления станком; системы программного управления станками; правила установки перфолент в считывающее устройство; способы возврата программоносителя к первому кадру; основные способы подготовки программы; код и правила чтения программы по распечатке и перфоленте; организацию работ при многостаночном обслуживании станков с программным управлением; начало работы с различного основного кадра; причины возникновения неисправностей станков с программным управлением и способы их обнаружения и предупреждения; приемы, обеспечивающие заданную точность изготовления деталей; правила проведения и технологию проверки качества выполненных работ; основные виды и причины брака, способы его предупреждения и устранения. |
|
|
МДК 05.01 Технология изготовления деталей на токарных станках с числовым программным управлением |
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ПК 5.1 ПК 5.2 ПК 5.3 ПК 5.4 |
ФК.00 |
Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
68 |
34 |
|
ОК 2 ОК 3 ОК 6 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
162 |
108 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
918 |
612 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
21 нед./41 нед. |
756/1476 |
|
ОК 1-8 ПК 1.1-4.4. |
ПП.00 |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
17 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
21 нед./41 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого |
43 нед./65 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(6).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
57 нед. |
промежуточная аттестация |
3 нед. |
каникулы |
22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(7).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля) и педагогическое образование. Квалификация мастера производственного обучения по профессии рабочего должна быть не ниже квалификации, присваиваемой выпускникам по итогам освоения профессиональных модулей. Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 2 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.*(8)
7.16. Образовательная организация должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации или обеспечивать доступ к необходимым ресурсам, в том числе на условиях аутсорсинга и/или в рамках сетевого взаимодействия. Материально-техническая база должна соответствовать действующим экологическим, санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
технических измерений;
материаловедения;
электротехники;
технической графики;
безопасности жизнедеятельности;
технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах.
Лаборатории:
измерительная.
Мастерские:
токарная.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности. Мастерские и лаборатории должны быть оснащены рабочими местами с комплектом оборудования, инструментов, необходимых для освоения данных видов деятельности (Приложение 1).
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.*(9)
8.6. Государственная итоговая аттестация представляет собой интегрированный выпускной экзамен по профессии и включает демонстрационный экзамен по профессиональным модулям и посменную квалификационную работу.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Приложение 1.
Требования к материально-техническому обеспечению для реализации ФГОС СПО 15.01.26 Токарь на станках с ЧПУ
Основное оборудование*(10)
1. Токарный станок с числовым программным управлением (центровые, патронные, патронно-центровые и карусельные).
2. Поворотный инструментальный магазин револьверного типа с логикой направления, опция: для инструментов с механизированным приводом.
3. Приспособление для установки инструментов.
4. Компьютер с программным обеспечение программирования для станков с ЧПУ
5. Токарный расточной станок (Горизонтально-расточные станки; Координатно-расточные станки; Алмазно-расточные станки; Токарно-расточной станок).
6. Токарно-карусельный станок (специализированный с кольцевой планшайбой (для деталей кольцевого типа); Универсальный токарно-карусельный станок)
7. Токарно- револьверный станок (для прутковых и патронных).
8. Режущий инструмент.
Вспомогательное оборудование
9. Специальные и универсальные приспособления для станков токарной группы.
10. Грузоподъемные и транспортные механизмы для установки и транспортировки крупногабаритных деталей.
-------------------------------------------
*(1) Профессиональные стандарты:
"Токарь", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "25" декабря 2014 г. N 1128н
"Токарь-расточник", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "24" декабря 2015 г. N 1138н
"Токарь-карусельщик", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "28" декабря 2015 г. N 1168н
"Токарь-револьверщик", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "24" декабря 2015 г. N 1132н
*(2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22 ,ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72).
*(3) ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на 3-5 уровень квалификации в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов Профессиональных стандартов" от 12 апреля 2013 года N148н.
*(4) Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
*(5) Модуль по виду деятельности "Изготовлению изделий на токарных станках с числовым программным управлением по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности" обязателен для освоения по всем траекториям, указанным в п. 3.2.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22 ,ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72.
*(7) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247; N 49, ст. 6923, ст. 6924; N 52, ст. 7542, ст. 7544; 2015, N 13, ст. 1802).
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22 ,ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72
*(9) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22 ,ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72).
*(10) Подбирается в соответствии с выбранной траекторией и требованиями работодателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.