Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.27 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением"
(подготовлен Минобрнауки России 02.06.2016 г.)
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.27 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением.
Министр |
Д.В. Ливанов |
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от "____"__________2016 г. N____
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.27 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 15.01.27 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт разработан на основе соответствующих профессиональных стандартов*(1).
1.3. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.27 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями, также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(2).
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Сроки получения среднего профессионального образования по профессии 15.01.27 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*(3) |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения |
на базе среднего общего образования |
Зуборезчик Фрезеровщик Шевинговальщик |
10 мес. |
на базе основного общего образования |
2 года 10 мес.*(4) |
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям СПО:
1) Фрезеровщик - зуборезчик;
2) Фрезеровщик -шевинговальщик;
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обработка металлических и неметаллических изделий на металлорежущих станках фрезерной группы в соответствии с требованиями основных технологических процессов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
различные детали и изделия, подлежащие обработке.
4.3. Обучающийся по профессии 15.01.27 Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Изготовление различных изделий на зуборезных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
4.3.2. Изготовление различных изделий на фрезерных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
4.3.3. Шевингование и доводка деталей и инструмента в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
4.3.4. Изготовление различных изделий на фрезерных станках с числовым программным управлением по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности*(5)
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Определять место, цели, назначение и экономическую значимость своей будущей профессиональной деятельности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из поставленных задач.
ОК 3. Выбирать методы и способы решения профессиональных задач деятельности исходя из конкретного контекста.
ОК 4. Оценивать качество результатов собственной деятельности с целью ее совершенствования.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации из ограниченного набора источников, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и развития собственной профессиональной деятельности.
ОК 6. Использовать информационно-коммуникационные технологии, связанные с профессиональной деятельностью.
ОК 7. Осуществлять эффективную коммуникацию с коллегами, руководством и др. заинтересованными сторонами.
ОК 8. Понимать содержание инструкций и чертежей и оборудования на одном иностранном языке.
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Изготовление различных изделий на зуборезных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
ПК 1.2. Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на зуборезных станках.
ПК 1.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на зуборезных станках в соответствии с полученным заданием.
ПК 1.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных изделий на зуборезных станках в соответствии с заданием.
ПК 1.4.Вести технологический процесс нарезания зубьев различного профиля и модулей с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией.
5.2.2. Изготовление различных изделий на фрезерных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности
ПК. 2.1. Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на фрезерных станках.
ПК 2.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на фрезерных станках в соответствии с полученным заданием.
ПК 2.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных изделий на фрезерных станках в соответствии с заданием.
ПК 2.4.Вести технологический процесс фрезерования заготовок, деталей, узлов и изделий из различных материалов с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией.
5.2.3. Шевингование и доводка деталей и инструмента в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности
ПК 3.1. Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на шевинговальных станках.
ПК 3.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на шевинговальных станках в соответствии с полученным заданием.
ПК 3.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных изделий на шевинговальных станках в соответствии с заданием.
ПК 3.4.Осуществлять шевингование и доводку деталей и инструмента различной степени сложности с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией.
5.2.4. Изготовление различных изделий на фрезерных станках с числовым программным управлением по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
ПК 4.1. Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на фрезерных станках с числовым программным управлением.
ПК 4.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на фрезерных станках с числовым программным управлением в соответствии с полученным заданием.
ПК 4.3. Адаптировать разработанные управляющие программы на основе анализа входных данных, технологической и конструкторской документации.
ПК 4.4.Осуществлять фрезерную обработку с числовым программным управлением с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
По результатам освоение профессионального модуля (профессиональных модулей) проводится демонстрационный экзамен, включающий исполнение практического задания по одной или нескольким компетенциям профессионального модуля (профессиональных модулей).
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
756 |
504 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: |
315 |
210 |
|
|
уметь: в области аудирования: понимать отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся тем, связанных с трудовой деятельностью понимать, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях (в т.ч. устных инструкциях). в области чтения: понимать очень короткие простые тексты, находить конкретную, нужную для работы информацию в проспектах, технических описаниях и инструкциях. в области общения: общаться в простых типичных ситуациях трудовой деятельности, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых тем и видов деятельности поддерживать краткий разговор на производственные темы, используя простые фразы и предложения, рассказать о своей работе, учебе, планах. в области письма: писать простые короткие записки и сообщения. знать: правила построения простых повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений основные общеупотребительные правильные и неправильные глаголы основные времена глаголов и правила их использования степени сравнения ограниченного набора прилагательных основные предлоги и правила их использования артикли и правила из использования основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения |
|
|
ОП.01. Иностранный язык в профессиональной деятельности |
ОК 1-8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 |
|
|
уметь: анализировать техническую документацию; определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации; определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам; выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам; применять контрольно-измерительные приборы и инструменты; знать: систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; основные принципы калибровки сложных профилей; основы взаимозаменяемости; методы определения погрешностей измерений; основные сведения о сопряжениях в машиностроении; основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей; стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы; наименование и свойства комплектуемых материалов; устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов; методы и средства контроля обработанных поверхностей. |
|
|
ОП.02. Технические измерения |
ОК 1-8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 |
|
уметь: читать и оформлять чертежи, схемы и графики; составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок; пользоваться справочной литературой; пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем; выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров; знать: основы черчения и геометрии; требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД); правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей; способы выполнения рабочих чертежей и эскизов. |
|
|
ОП.03. Техническое черчение |
ОК 1-8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 |
|
уметь: читать принципиальные электрические схемы; рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей; использовать в работе электроизмерительные приборы; пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании; знать: методы преобразования электрической энергии, сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях; методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей; преобразование переменного тока в постоянный; принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока; электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; свойства магнитного поля; двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; аппаратуру защиты электродвигателей; методы защиты от короткого замыкания; заземление, зануление. |
|
|
ОП.04. Основы электротехники и электроники |
ОК 1-8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 |
|
уметь: пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; знать: основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; основные сведения о металлах и сплавах; основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию. |
|
|
ОП.05. Основы материаловедения |
ОК 1-8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 |
|
уметь: определять режим резания по справочнику и паспорту станка; оформлять техническую документацию; рассчитывать режимы резания по формулам, находить по справочникам при разных видах обработки; составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках; знать: основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин; наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений; геометрию и правила заточки, доводки и установки режущего инструмента; влияние на стойкость режущих инструментов их геометрии; способы контроля геометрии режущей части инструмента; устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов; правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы; назначение и правила применения режущего инструмента; характер износа режущих инструментов; углы, правила заточки и установки резцов и сверл; назначение, правила применения и правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка; грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах; основные направления автоматизации производственных процессов; основные понятия и определения технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки; основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы; принцип базирования; общие сведения о проектировании технологических процессов; порядок оформления технической документации; понятие о технологическом и производственном процессах. |
|
|
ОП.06. Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках |
ОК 1-8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 |
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их осуществления; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
28 |
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1-8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 |
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
474 |
316 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
474 |
316 |
|
|
ПМ.01 |
Изготовление различных изделий на зуборезных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:
выполнения подготовительных работ и обслуживания рабочего места зуборезчика; подготовки к использованию инструмента и оснастки для работы на зуборезных станках в соответствии с полученным заданием; определения последовательности и оптимального режима обработки различных изделий на зуборезных станках в соответствии с заданием; нарезания зубьев различного профиля и модулей с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией; уметь: осуществлять подготовку к работе и обслуживание рабочего места зуборезчика в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; проводить ежемесячное техническое обслуживание зуборезного станка; выполнять подналадку и наладку зуборезного станка; выбирать и подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольно-измерительный инструмент; безопасно пользоваться инструментом; устанавливать оптимальный режим обработки на зуборезных станках в соответствии с технологической картой; выполнять установку деталей и инструмента с комбинированным креплением и точной выверкой по индикатору и другим измерительным приборам; безопасно управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола; выполнять крепление грузов для подъема, перемещения, установки, складирования; нарезать наружные и внутренние прямые зубья цилиндрических и конических шестерен, зубчатых колес методами фрезерования, долбления, копирования и обкатки на налаженных однотипных зуборезных станках и с самостоятельной их подналадкой; нарезать зубья шестерен на специализированных полуавтоматических или автоматических станках, приспособленных и налаженных для обработки определенных деталей; нарезать зубья шестерен, секторов и червяков различного профиля и шага и шлицевых валов на зуборезных станках различных типов и моделей; нарезать зубья различного профиля и шага на сложных деталях на зуборезных станках различных типов и моделей; контролировать параметры и качество обработанных деталей; устранять возможный брак при выполнении работ;
знать: правила подготовки к работе и содержания рабочих мест зуборезчика, требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; требования к планировке и оснащению рабочего места зуборезчика; порядок ежемесячного обслуживания зуборезного станка; устройство и принцип работы зуборезных станков; правила подналадки и наладки зуборезных станков различных типов; правила испытания зуборезных станков на холостом ходу для определения их состояния; наименование, назначение, устройство и правила применения приспособлений; устройство, назначение и правила пользования режущим и измерительным инструментом; размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей; правила установки нормального режущего инструмента; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка; правила перемещения грузов и эксплуатации специальных транспортных и грузовых средств правила управления крупногабаритными станками, обслуживаемыми совместно с зуборезчиком более высокой квалификации;
конструктивные особенности и способы проверки на точность зуборезных станков различных типов и моделей; виды зацеплений; правила проведения и технологию проверки качества выполненных работ; основные виды и причины брака, способы предупреждения и устранения. |
|
|
МДК.01.01. Технология обработки на зуборезных станках |
ОК 1-8 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 |
ПМ.02 |
Изготовление различных изделий на фрезерных станках по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:
выполнения подготовительных работ и обслуживания рабочего места фрезеровщика; подготовки к использованию инструмента и оснастки для работы на фрезерных станках в соответствии с полученным заданием; определения последовательности и оптимального режима обработки различных изделий на фрезерных станках в соответствии с заданием; фрезерования заготовок, деталей, узлов и изделий из различных материалов с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией; уметь: осуществлять подготовку к работе и обслуживание рабочего места фрезеровщика в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; проводить ежемесячное техническое обслуживание фрезерного станка; выполнять подналадку и наладку фрезерного станка; выбирать и подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольно-измерительный инструмент; безопасно пользоваться инструментом; устанавливать оптимальный режим фрезерной обработки в соответствии с технологической картой; выполнять установку деталей и инструмента с комбинированным креплением и точной выверкой по индикатору и другим измерительным приборам; безопасно управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола; выполнять крепление грузов для подъема, перемещения, установки и складирования; фрезеровать на универсальных и специальных станках фрезерной группы детали, в том числе выполнять работы по обработке деталей из труднообрабатываемых высоколегированных и жаропрочных металлов, крупногабаритных деталей и узлов на уникальном оборудовании; фрезеровать наружные и внутренние поверхности заготовок, деталей, узлов и изделий из различных материалов в соответствии с технической документацией; фрезеровать зубья деталей зубчатых соединений из различных материалов; фрезеровать наружные и внутренние плоскости различных конфигураций и сопряжений, однозаходных резьб и спиралей; фрезеровать детали и инструмент, требующие комбинированного крепления и точной выверки в нескольких плоскостях, на универсальных, копировально-продольно-фрезерных станках различных типов и конструкций; фрезеровать наружные и внутренние поверхности штампов, пресс-форм и матриц различной конфигурации с труднодоступными для обработки и измерения местами; фрезеровать поверхности различной формы на цилиндрических и конических поверхностях заготовок, деталей, узлов, изделий; фрезеровать фасонные поверхности заготовок, деталей, узлов, изделий средней сложности из различных материалов ; нарезать всевозможные резьбы и спирали на универсальных и оптических делительных головках с выполнением всех необходимых расчетов; обрабатывать детали игольно-платинных изделий на специализированных станках, налаженных для обработки определенных деталей и операций, или на универсальном оборудовании с применением мерного режущего инструмента и специальных приспособлений; обрабатывать крупные детали на многошпиндельных продольно-фрезерных станках с одновременной обработкой двух или трех поверхностей и предварительной обработкой более сложных деталей; одновременно обрабатывать несколько деталей или выполнять одновременную многостороннюю обработку одной детали набором специальных фрез; устанавливать детали в специальных приспособлениях и на столе станка с несложной выверкой; устанавливать детали в тисках различных конструкций, на поворотных кругах, универсальных делительных головках и на поворотных угольниках; устанавливать детали в различных приспособлениях с точной выверкой в двух плоскостях; управлять многошпиндельными продольно-фрезерными станками с длиной стола до 10000 мм и выше под руководством фрезеровщика более высокой квалификации; контролировать параметры и качество обработанных деталей; устранять возможный брак при выполнении работ; знать: правила подготовки к работе и содержания рабочих мест фрезеровщика, требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; требования к планировке и оснащению рабочего места фрезеровщика; порядок ежемесячного технического обслуживания фрезерного станка; устройство и принцип работы фрезерных станков; правила подналадки и наладки фрезерных станков различных типов; наименование, назначение, устройство и правила применения приспособлений; устройство, назначение и правила пользования режущим и измерительным инструментом;
размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей; основные углы, правила заточки и установки фрез; правила установки нормального режущего инструмента; правила определения режимов фрезерной обработки в зависимости от материала заготовки, формы обрабатываемой поверхности и типа фрезерного станка; правила перемещения грузов и эксплуатации специальных транспортных и грузовых средств; виды фрез и их основные углы; правила управления многошпиндельными продольно-фрезерными станками; геометрию, правила термообработки, заточки и доводки фрез; правила, последовательность и способы фрезерования зубьев деталей зубчатых соединений; правила, последовательность и способы фрезерования наружных и внутренних поверхностей различных конфигураций и сопряжений, однозаходных резьб и спиралей; правила, последовательность и способы фрезерования наружных и внутренних поверхностей штампов, пресс-форм и матриц различной конфигурации с труднодоступными для обработки и измерения местами; правила, последовательность и способы фрезерования поверхностей различной формы на цилиндрических и конических поверхностях заготовок, деталей, узлов, изделий; правила, последовательность и способы фрезерования фасонных поверхностей заготовок, деталей, узлов, изделий средней сложности из различных материалов; правила одновременной обработки нескольких деталей; порядок одновременной и многосторонней обработки одной детали набором специальных фрез; правила проведения и технологию проверки качества выполненных работ; основные виды и причины брака при фрезеровании поверхностей, способы предупреждения и устранения. |
|
|
МДК.02.01. Технология обработки на фрезерных станках
|
ОК 1-8 ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 |
ПМ.03
ПМ.04 |
Шевингование и доводка деталей и инструмента в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности; В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:
выполнения подготовительных работ и обслуживания рабочего места шевинговальщика; подготовки к использованию инструмента и оснастки для работы на шевинговальных станках в соответствии с полученным заданием; определения последовательности и оптимального режима обработки различных изделий на шевинговальных станках в соответствии с заданием; шевингования и доводки деталей и инструмента различной степени сложности с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией; уметь: осуществлять подготовку к работе и обслуживание рабочего места шевинговальщика в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; проводить ежемесячное техническое обслуживание шевинговального станка; выполнять подналадку и наладку шевинговального станка; выбирать и подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольно-измерительный инструмент; безопасно пользоваться инструментом; устанавливать оптимальный режим обработки на шевинговальных станках в соответствии с технологической картой; выполнять установку, крепление и выверку обрабатываемых шестерен на станке; выполнять шевингование и доводку прямых зубьев шестерен различных диаметров на шевинговальных станках, специализированных и налаженных для обработки определенных шестерен; выполнять шевингование и доводку зубчатых колес различных диаметров и с различными модулями на шевинговальных станках, налаженных для обработки определенных шестерен; производить ежемесячное техническое обслуживание шевинговального оборудования; контролировать параметры и качество шевингования и доводки; устранять возможный брак при выполнении работ; знать: правила подготовки к работе и содержания рабочих мест шевинговальщика, требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; требования к планировке и оснащению рабочего места шевинговальщика; порядок ежемесячного обслуживания шевинговального оборудования; устройство и принцип работы шевинговальных станков; правила подналадки и наладки однотипных шевинговальных станков; устройство и правила применения приспособлений; правила применения режущего инструмента; виды шеверов, их назначение и правила установки; размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; геометрию, правила заточки шеверов и влияние заточки на качество обработки; правила установки нормального режущего инструмента; правила определения режимов обработки по справочнику и паспорту станка; припуски на обработку шевингованием; понятие о шаге и модуле шестерен; виды зубчатых зацеплений; способы определения качества обработки и степени готовности обрабатываемых шестерен; правила проведения и технологию проверки качества выполненных работ; основные виды и причины брака, способы предупреждения и устранения; |
|
|
МДК.03.01. Технология обработки на шевинговальных станках |
ОК 1-8 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 |
Изготовление различных изделий на фрезерных станках с числовым программным управлением по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения подготовительных работ и обслуживания рабочего места оператора фрезерного станка с числовым программным управлением; подготовки к использованию инструмента и оснастки для работы на фрезерных станках с числовым программным управлением в соответствии с полученным заданием; адаптации разработанных управляющих программ на основе анализа входных данных, технологической и конструкторской документации; фрезерной обработки с числовым программным управлением с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией; уметь: осуществлять подготовку к работе и обслуживание рабочего места оператора фрезерного станка с числовым программным управлением в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; проводить ежемесячное техническое обслуживание фрезерного станка с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов); выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы; выбирать и подготавливать к работе универсальные, специальные приспособления, режущий и контрольно-измерительный инструмент; безопасно пользоваться инструментом; устанавливать оптимальный режим фрезерной обработки с числовым программным управлением в соответствии с технологической картой; выполнять установку деталей и инструмента; безопасно управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола; выполнять крепление грузов для подъема, перемещения, установки и складирования; составлять технологический процесс обработки деталей, изделий; определять возможности использования готовых управляющих программ на станках с числовым программным управлением (ЧПУ); отрабатывать управляющие программы на станке; корректировать разработанную управляющую программу на основе анализа входных данных, технологической и конструкторской документации; проводить проверку управляющих программ (УП) средствами вычислительной техники; выполнять технологические операции при изготовлении детали на фрезерном станке с числовым программным управлением; фрезеровать наружный и внутренний контур, ребра по торцу на трех координатных станках кронштейнов, фитингов, коробок, крышек, кожухов, муфт, фланцев фасонных деталей со стыковыми и опорными плоскостями, расположенными под разными углами, с ребрами и отверстиями для крепления, фасонного контура растачивания; выполнять процесс обработки с пульта управления по квалитетам на станках с программным управлением;
устанавливать и выполнять съем деталей после обработки; выполнять контроль выхода инструмента в исходную точку и его корректировку; выполнять замену блоков с инструментом; выполнять установку инструмента в инструментальные блоки; выполнять наблюдение за работой систем обслуживаемых станков по показаниям цифровых табло и сигнальных ламп; выполнять обслуживание многоцелевых станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов) для механической подачи заготовок на рабочее место; управлять группой станков с программным управлением; выполнять контрольные операции над работой механизмов и обеспечение бесперебойной работы оборудования станка с ЧПУ; устранять возможный брак при выполнении работ;
знать: правила подготовки к работе и содержания рабочих мест оператора фрезерного станка с числовым программным управлением, требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; требования к планировке и оснащению рабочего места; порядок ежемесячного технического обслуживания и способы проверки, нормы точности фрезерных станков с числовым программным управлением; устройство и принципы работы фрезерных станков с числовым программным управлением; порядок работы станка в автоматическом режиме и в режиме ручного управления;
правила подналадки фрезерных станков с числовым программным управлением; наименование, назначение, устройство и правила применения приспособлений; устройство, назначение и правила пользования режущим и измерительным инструментом; размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; правила установки нормального режущего инструмента; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка; корректировку режимов резания по результатам работы станка; способы установки инструмента в инструментальные блоки; способы установки приспособлений и их регулировки; способы установки и выверки деталей; принципы калибровки сложных профилей; углы, правила заточки и установки резцов и сверл; правила перемещения грузов и эксплуатации специальных транспортных и грузовых средств; принцип базирования; правила проведения анализа готовых управляющих программ; правила выбора управляющих программ для решения поставленной технологической задачи (операции) общие сведения о проектировании технологических процессов; основные направления автоматизации производственных процессов; условную сигнализацию, применяемую на рабочем месте; назначение условных знаков на панели управления станком; системы программного управления станками; правила установки перфолент в считывающее устройство; способы возврата программоносителя к первому кадру; основные способы подготовки программы; код и правила чтения программы по распечатке и перфоленте; организацию работ при многостаночном обслуживании станков с программным управлением; начало работы с различного основного кадра; причины возникновения неисправностей станков с программным управлением и способы их обнаружения и предупреждения; приемы, обеспечивающие заданную точность изготовления деталей; правила проведения и технологию проверки качества выполненных работ; основные виды и причины брака, способы его предупреждения и устранения. |
|
|
МДК 04.01 Технология обработки на фрезерных станках с числовым программным управлением |
ОК 1-8 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 |
|
ФК.00 |
Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
68 |
34 |
|
ОК 2 ОК 3 ОК 6 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
162 |
108 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
918 |
612 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
21 нед./41 нед. |
756/1476 |
|
ОК 1-8 ПК 1.1-4.4. |
ПП.00 |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
||||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
17 нед. |
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
21 нед./41 нед. |
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования | |
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования |
1 нед./2 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого |
43 нед./65 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(6).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
57 нед. |
промежуточная аттестация |
3 нед. |
каникулы |
22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(7).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля) и педагогическое образование. Квалификация мастера производственного обучения по профессии рабочего должна быть не ниже квалификации, присваиваемой выпускникам по итогам освоения профессиональных модулей. Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 2 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня*(8).
7.16. Образовательная организация должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации или обеспечивать доступ к необходимым ресурсам, в том числе на условиях аутсорсинга и/или в рамках сетевого взаимодействия. Материально-техническая база должна соответствовать действующим экологическим, санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
иностранный язык в профессиональной деятельности;
технических измерений;
техническое черчение;
электротехники и электроники;
материаловедения;
технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах;
безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
измерительная.
Мастерские:
фрезерная с участком станков с ЧПУ.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности. Мастерские и лаборатории должны быть оснащены рабочими местами с комплектом оборудования, инструментов, необходимых для освоения данных видов деятельности (Приложение 1).
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования*(9).
8.6. Государственная итоговая аттестация представляет собой интегрированный выпускной экзамен по профессии и включает демонстрационный экзамен по профессиональным модулям и посменную квалификационную работу.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Приложение 1.
Требования к материально-техническому обеспечению
для реализации ФГОС СПО 15.01.26 Фрезеровщик на станках с ЧПУ
Основное оборудование*(10)
Основное оборудование
1. Станок фрезерный с числовым программным управлением
2. Верстак слесарный
3.
4. Компьютер с программным обеспечением для написания программ для станков ЧПУ
5.
6. Набор образцов шероховатостей точения
7. Набор образцов шероховатостей расточки
8. Типовой комплект учебного оборудования "Автоматизированный стенд для измерения шероховатости"
9. Типовой комплект учебного оборудования "Координатная измерительная машина с ЧПУ и системой технического зрения"
10.
11. Станок шевинговальный
12. Станок зуборезный
13. Режущий инструмент
Вспомогательное оборудование
14. Специальные и универсальные приспособления для станков фрезерной группы.
15. Грузоподъемные и транспортные механизмы для подъема и перемещения крупногабаритных деталей.
-------------------------------------------
*(1) Профессиональные стандарты:
"Фрезеровщик", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "17" апреля 2014 г. N 265н
"Зуборезчик", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "14" июля 2015 г. N 457н
"Фрезеровщик", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "04" декабря 2015 N1137н
*(2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22 ,ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72).
*(3) ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на 3-5 уровень квалификации в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов Профессиональных стандартов" от 12 апреля 2013 года N148н.
*(4) Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
*(5) Модуль по виду деятельности "Изготовление различных изделий на фрезерных станках с числовым программным управлением по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности" обязателен для освоения по всем траекториям, указанным в п. 3.2.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22 ,ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72.
*(7) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247; N 49, ст. 6923, ст. 6924; N 52, ст. 7542, ст. 7544; 2015, N 13, ст. 1802).
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22 ,ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72
*(9) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22 ,ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72).
*(10) Подбирается в соответствии с выбранной траекторией и требованиями работодателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.