Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания реестра уведомлений о возникновении обеспечительных мер в единой информационной системе нотариата"
(N 15911-ЕЕ/Д26и от 31.05.2016 г.)
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания реестра уведомлений о сделках и обременениях в единой информационной системе нотариата" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен во исполнение подпункта "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и представлен для подготовки настоящего заключения впервые. Проектом акта предусматривается создание в единой информационной системе нотариата на базе действующего реестра уведомлений о залоге движимого имущества нового реестра уведомлений о сделках и обременениях, в который кроме сведений о залоге движимого имущества будет вноситься информация об иных сделках с обеспечением и обременением, а именно, о финансовой аренде (лизинге) и купле-продаже с сохранением права собственности за продавцом. Предлагаемое проектом акта регулирование позволит заинтересованным лицам получать информацию о наличии либо об отсутствии обременения, а также будет способствовать упрощению определения очередности взыскания на обремененное имущество.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 28 января 2016 г. по 10 февраля 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 1 апреля 2016 г. по 28 апреля 2016 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=45644.По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, замечания и предложения по уведомлению о подготовке проекта акта, по проекту акта и сводному отчету не поступали.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в сроки с 12 мая 2016 г. по 18 мая 2016 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций были получены отзывы АО "Россельхозбанк", ОАО "НК "Роснефть", АО НК "РуссНефть", ПАО "Ростелеком", Федеральной нотариальной палаты, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей. Замечания и предложения данных участников публичных консультаций приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком соблюдены.
Однако по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Проектом акта устанавливается порядок направления нотариусу уведомлений о заключении договоров купли-продажи товара с сохранением права собственности за продавцом с целью внесения сведений о данном договоре в реестр уведомлений о сделках и обременениях единой информационной системы нотариата.
При этом проектом акта не определен порядок включения в реестр сведений о сделках и обременениях по указанным договорам, заключенным ранее и действующим на момент вступления в силу проекта акта, что может привести к неполноте сведений, содержащихся в реестре уведомлений о сделках и обременениях, а также к сложностям в правоприменении положений проекта акта.
В этой связи проект акта в указанной части подлежит доработке.
2. Абзацем 2 статьи 103.7 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате) установлено, что по просьбе любого лица нотариус выдает краткую выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества.
Вместе с тем, в соответствии с проектируемой редакцией указанной статьи Основ законодательства о нотариате нотариус обязан будет выдавать краткую или расширенную выписку из реестра уведомлений о сделках и обременениях только по просьбе залогодателя или залогодержателя, лизингодателя или лизингополучателя, покупателя или продавца, указанных в зарегистрированном уведомлении, либо их представителя в отношении соответствующего уведомления.
По мнению участников дополнительных публичных консультаций, сужение круга лиц, имеющих право получить выписку из реестра уведомлений о сделках и обременениях, может усложнить процедуры кредитования, привести к увеличению сроков сбора документов, возложению на заемщиков дополнительных обязанностей по получению указанных сведений, а также к увеличению количества сделок по отчуждению имущества, обремененного залогом (правами третьих лиц).
С учетом изложенного предлагаемые проектом акта изменения в статью 103.7 Основ законодательства о нотариате нуждаются в доработке.
3. В соответствии с положениями проектируемой статьи 491 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае оплаты переданного товара или наступления иных обстоятельств, при которых право собственности переходит к покупателю, продавец обязан направить в порядке, установленном законодательством о нотариате, уведомление об исключении сведений о договоре из реестра уведомлений о сделках и обременениях единой информационной системы нотариата в течение трех рабочих дней со дня, когда право собственности на переданный покупателю товар перешло к покупателю.
Вместе с тем проектируемой частью 3 статьи 103.3 Основ законодательства о нотариате устанавливается, что уведомления об изменении сведений и уведомления об исключении сведений из реестра направляются нотариусу в течение трех дней с момента, когда лицо узнало или должно было узнать об изменении либо о прекращении договора.
Для исключения случаев неоднозначного толкования положений проекта акта проектируемые статья 491 ГК РФ и часть 3 статьи 103.3 Основ законодательства о нотариате нуждаются в уточнении в части срока направления уведомления об исключении сведений из реестра уведомлений о сделках и обременениях.
4. Проектируемой статьей 491 ГК РФ устанавливается, что при заключении договора купли-продажи товара с сохранением права собственности за продавцом продавец или покупатель могут направить нотариусу уведомление об этом для внесения в реестр уведомлений о сделках и обременениях единой информационной системы нотариата.
При этом в соответствии с положениями проектируемой статьи 103.3 Основ законодательства о нотариате обязанность по представлению уведомления об исключении сведений из реестра возлагается только на продавца.
Таким образом, с введением в действие указанных положений может возникнуть правовая неопределенность при их применении сторонами сделки.
В этих условиях считаем необходимым привести указанные положения проекта акта в соответствие друг другу.
При этом в случае сохранения предлагаемой проектом акта возможности направления нотариусу уведомления любой из сторон сделки считаем необходимым дополнить проект акта положениями, предусматривающими обязанность извещения другой стороны сделки о совершении указанного действия.
5. В соответствии с проектируемой статьей 103.2 Основ законодательства о нотариате нотариус обязан зарегистрировать уведомление незамедлительно после его поступления, а в случае если регистрация уведомления невозможна по техническим причинам, таким как перерыв или сбой в работе реестра уведомлений о сделках и обременениях либо временное отсутствие связи с реестром, регистрация уведомления производится незамедлительно после устранения причин, препятствующих регистрации.
В целях защиты интересов сторон договора купли-продажи товара с сохранением права собственности за продавцом, прав третьих лиц, а также исключения случаев, при которых невозможно соблюдение нотариусом указанного требования по объективным причинам (поступление уведомления (устранение технических причин, препятствующих регистрации) во внерабочее время либо в выходной (праздничный) день) считаем необходимым в данном случае установить определенный срок (например, один рабочий день) для регистрации уведомления в реестре уведомлений о сделках и обременениях.
6. Кроме того, при доработке проекта акта и подготовке иных нормативных правовых актов, регулирующих функционирование реестра уведомлений о сделках и обременениях, считаем целесообразным рассмотреть и учесть следующие предложения участников дополнительных публичных консультаций по проекту акта.
6.1. По мнению участников дополнительных публичных консультаций, эффективность достижения целей предлагаемого проектом акта регулирования во многом зависит от наличия однозначного идентификатора имущества, в отношении которого установлено обременение.
Так, для имущества, имеющего четкие идентификационные признаки (например, транспортных средств), проверка в реестре на предмет наличия обременений будет релевантной.
Однако для имущества, не имеющего стандартного идентификатора, результат поиска в реестре будет носить вероятностный характер из-за возможности использования разных способов описания имущества лицом, внесшим данные в реестр, и лицом, осуществляющим поиск информации.
Таким образом, достижение положительного эффекта от предлагаемого проектом акта регулирования напрямую зависит от последовательной разработки единого стандарта описания обремененного имущества.
6.2. Проектируемой статьей 103.2 Основ законодательства о нотариате устанавливается, что при регистрации уведомления нотариус не проверяет достоверность содержащихся в нем сведений, а также не несет ответственность за их достоверность. Соответственно, не гарантируется действительность сведений, содержащихся в реестре уведомлений о сделках и обременениях, что может привести к злоупотреблениям со стороны недобросовестных участников гражданского оборота.
С учетом изложенного считаем целесообразным проработать механизм минимизации риска внесения в реестр уведомлений о сделках и обременениях недостоверной информации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта. Вместе с тем в проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 9 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.